kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по русскому языку в 3 классе "Простое и сложное предложение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока направлена на достижение следующей цели: на основе формирования представления о простом и сложном предложении обеспечить развитие распознавания простых и сложных предложений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по русскому языку в 3 классе "Простое и сложное предложение"»

Методическая разработка урока по русскому языку в 3 классе на тему

«Простое и сложное предложение»

Предмет: Русский язык

Класс: 3

УМК: «Школа России»

Раздел: Текст. Предложение. Словосочетание

Тема урока: Простое и сложное предложение

Цель урока: на основе формирования представления о простом и сложном предложении обеспечить развитие распознавания простых и сложных предложений.

Задачи урока:

предметные:

  • познакомить учащихся с понятиями «простые и сложные предложения»;

  • учить выделять в письменной речи «простые и сложные предложения»;

  • учить ставить знаки препинания в сложных предложениях.

метапредметные:

  • развивать умения формировать цель своей работы и прогнозировать ее результаты;

  • продолжить формирование самооценки деятельности обучающихся с использованием разноуровневых заданий;

  • учить выделять существенные признаки в изученном материале (формулирование вопросов, выводов, обобщать факты и понятия);

  • развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание;

  • развивать навык каллиграфического письма;

  • развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку;

  • формировать умение следовать устным и письменным инструкциям учителя и учебника.

личностные:

  • расширять коммуникативные способности детей; умения сотрудничать в группе, в паре;

  • Воспитывать самостоятельность и активность;

  • Формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;

  • Воспитывать любовь к русскому языку.


Тип урока: урок изучения нового материала и первичное зацепление новых знаний и способов деятельности.

Методы обучения: методы системно-деятельностного подхода, метод развивающего и проблемного обучения, частично-поисковый метод, по организации учебной деятельности методы словесные, практические.

Чем владеют учащиеся:

Учащиеся владеют понятиями «предложение», знают названия и определение членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без дифференциации); владеют алгоритмом разбора предложения по членам и выделяют грамматическую основу предложения; умеют правильно произносить предложения с интонацией перечисления, видят в предложении однородные члены.

Формы работы учащихся:

  1. Фронтальная;

  2. Индивидуальная;

  3. Групповая;

Техническое оборудование:

  • Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 3 класс» - М.: Просвещение, 2013.

  • Карточки с дидактическим материалом на столах учащихся для групповой работы;

  • Мультимедийная презентация

Ресурсы:

  1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2013.

  2. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. 3 класс. М.:ВАКО, 2013

Планируемые результаты

Предметные:

Обучающийся научится:

  • Различать простые и сложные предложения,

  • Разделять запятой части сложного предложения.

  • Объяснять знаки препинания внутри сложного предложения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Составлять из двух простых предложений одно сложное.

  • Работать с памяткой «Как дать характеристику предложению». Рассуждать при определении характеристик заданного предложения.

Виды деятельности по формированию УУД

Познавательные УУД

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

  • осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы;

  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям.

Регулятивные УУД

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу;

  • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации;

  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

  • оценивать свои достижения, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей.

Коммуникативные УУД

  • оформлять свои мысли в устной форме;

  • принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения;

  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру.

Личностные УУД:

  • проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию;

  • развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке;

  • развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.

Структура урока:

  1. Мотивационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Ориентировочный этап.

  4. Исполнительский этап.

  5. Физкультминутка.

  6. Контрольный этап (первичное закрепление знаний).

  7. Рефлексивный этап.

  8. Домашнее задание.


Ход урока

Этап

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационный

Формирование у учащихся потребность в овладении учебным материалом. Показать значимость материала для дальнейшего изучения данного и других учебных предметов

Приветствие:

- Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок Русского языка. Проверьте, пожалуйста, все ли необходимые сегодня предметы у вас есть на партах: учебник, рабочая тетрадь, пенал.

- Предлагаю начать урок с веселой разминки и поиграть в игру «Рука к руке».

Учитель называет фразу «Рука к руке», а все участники должны соприкоснуться со своим партнером руками. Варианты: «Спина к спине, нога к ноге, нос к носу и т. д.»

- Дети, поднимите руку, у кого всё получилось?

- Чему учит нас это упражнение?





- Я предлагаю начать нашу дружную работу!

- Вот и грамота пришла,

Занимай свои места.

Найди для головы полезное занятие!

Чтоб от безделья не зевать,

Полезно « голову ломать»!

- Как вы понимаете выражение «ломать голову»?

А давайте попробуем поломать голову вместе?




На доске записаны слова. Детям предлагается провести классификацию слов на две группы.

-Проведите классификацию слов и объясните, по какому признаку вы их разделили?

- Сделайте вывод.

Что можно составить из слов?

Проверяют готовность к уроку.





Дети играют в парах, как сидят за партами





Анализируют итоги игры, делают вывод, что это упражнение направлено на дружную сплоченную работу в парах.









Дают ответы, предположения о данном выражении, такие как «думать, находить ответ к трудной задачей»



Дети делят слова на две группы и объясняют, что в первой группе слова простые, а во второй сложные.












Делают вывод, что слова можно разделить на группы: простые и сложные.











Ответы детей:

- Из слов можно составить предложение.

Актуализация знаний

Создание условий для фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии, подведение к формулированию темы, цели и постановке задач урока

На слайде размещены несколько предложений для работы в группе по 4 человека. На партах лежат карточки № 1 с теми же предложениями.

- Рассмотрите карточку. Что записано на ней?

- Прочитаем предложения хором.


- Определите, какие это предложения по цели высказывания и по интонации. Сделайте отметки на карточке.

- Проверим, что у вас получилось. Учитель предлагает обменяться карточками с соседней группой, проходит взаимопроверка.

Сверка результатов по слайдам.

- Попробуйте данные предложения разделить на группы и объяснить, по какому признаку вы провели классификацию.

- Проверим, что у вас получилось.

Сверка результатов по слайдам.

- Как можно доказать, что предложение распространенное или нераспространенное?




- Предлагаю вам поработать в парах и найти главные члены в распространенных предложениях. Создается проблемная ситуация с «удивлением». Для работы предлагается карточка № 2 с предложениями.

Рассуждения и предположения дети записывают в рабочую тетрадь. Перед началом оформления работы в тетради проводится пальчиковая разминка «Лимон».

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить «лимон» и расслабить руку:

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю -

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю,

руку расслабляю.

Выполнить это же упражнение левой рукой.

- Давайте посмотрим, что у вас получилось? Чем различаются данные предложения?





Дети определяют, что на карточках записаны предложения.



















Дети читают предложения хором.

Дети определяют виды предложений.


Дети делают вывод, что данные предложения являются повествовательными, невосклицательными. Оценивают группу с помощью приема «Смайлик»


















Дети работают в группах, проводят классификацию предложений.

Делают вывод, что предложения можно разделить на две группы: распространенные и нераспространенные.










- Дети предполагают, что для решения данного вопроса необходимо определить главные члены предложения и найти основу.

Дети оформляют работу в тетради. Выписывают предложения, находят и подчеркивают главные члены предложения.


Дети выполняют задание и сталкиваются с проблемой, что во втором предложении можно выделить несколько основ.













Дети делают вывод, что в предложениях может быть одна или несколько основ.

Ориентировочный

Формулирование темы, цели урока, составление плана по достижению цели

-На какие два предложения можно разделить второе предложения из карточки?

- Обратите внимание, какой знак вы видите во втором предложении?


- Как вы думаете, какую роль выполняет в предложении запятая?




- У нас возникло затруднение. Чтобы его решить предлагаю разобраться, можно ли сказать, что данные предложения одинаковые по количеству основ? Сравните предложения и сделайте вывод.




- Вспомните начало урока, работу со словами. Предположите, как можно назвать такие предложения?



-Попробуйте свои мысли выразить в схеме с помощью опорных карточек.

Ответы детей


Ответы детей:

- В предложении есть запятая.

Дети сталкиваются с затруднением:

- Мы не знаем, почему в предложении может быть запятая.

Дети выдвигают предположение (гипотезу):

В первом предложении одна основа, значит, в нем запятая не ставится. Во втором предложении две основы, значит, запятая ставится.

Дети выдвигают предположения, что эти группы можно назвать простые и сложные предложения.

Дети составляют примерную схему из карточек на доске и предлагают проверить гипотезу.

Исполнительский

Реализация плана действий, составленного на предыдущем этапе

- Предлагаю проверить ваши предположения. Дети прослушивают ролик и делают вывод.

- Прослушайте ролик и запомните, что называется простым предложением.

- Найдите простое предложении из вашей карточки.


- Найдите основы предложения во втором предложении из карточки. В чем особенность этого предложения?

Дети прослушивают ролик и делают вывод.

Дети выполняют действия по плану, определенному в предыдущем этапе и предлагают варианты решения.





Ответы детей:

- Мы узнали, что в данном предложении одна основа, значит, оно является простым.










Дети находят простое предложение и подчеркивают основу.


Дети находят и подчеркивают основы во втором предложении.









Дети делаю вывод:

- Мы узнали, что в данном предложении две основы, значит, оно является сложным. Простые предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятой.

Мы можем сделать вывод, что наши предположения верны. Значит, предложения могут быть простыми и сложными.

Физкультминутка

Обеспечение смены деятельности, активный отдых, переключения внимания

- Скажите, что самое ценное вы получаете в школе?

- Я вам предлагаю поиграть в игру «Драгоценность». Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче…ещё крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать… Но вот обидчик ушёл, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают… (повторить 2-3 раза).


Ответы детей:

- Знания, дружбу и прочее…

Выполняют упражнение вместе с учителем.

Контрольный

Проверка правильности решения поставленной учебной задачи, оценка степени достижения цели

- Давайте проверим, разобрались ли мы с новым материалом?

Учитель предлагает выполнить упражнение из электронного приложения к учебнику.

- Расскажите, как отличить простое предложение от сложного?

Учитель предлагает составить алгоритм из карточек на основании составленной схемы.










- Оцените, насколько вам понятен данный материал. На карточке у вас нарисована лесенка. Определите, на какой ступеньке находитесь вы?

Если вы согласны с высказыванием, нарисуйте на этой ступеньке человечка.

Учитель проверяет, на каких ступеньках находятся учащиеся по уровню понимания материала. Тем детям, которые высказали затруднение, предоставляется индивидуальная помощь во время самостоятельной работы.

- Если все понятно, попробуем справиться с заданием из учебника самостоятельно.

Учитель предлагает выполнить упр. 49 на стр.31учебника.

Более сильные ученики после выполнения данного упражнения переходят к выполнению упражнения 54 на стр. 34 учебника.


Дети по желанию выходят к доске и выполняют задание.















Ответы детей:

  1. Читаю предложение.

  2. Нахожу и подчеркиваю грамматическую основу.

  3. Смотрю, сколько в предложении грамматических основ:

Если одна, то предложение простое.

Если две или больше, то предложение сложное, нужно поставить запятую.


Дети определяют уровень своего знания и выполняют предложенное задание на оценку своей работы.













Дети выполняют задание самостоятельно. После проводится взаимопроверка. Дети обмениваются тетрадями и оценивают работу приемом «Смайлик».

Рефлексивный

Анализ путей решения учебной задачи, оценка их оптимальность

- Вы сегодня для себя сделали новое и очень важное открытие и стали еще грамотнее. Давайте подведем итоги, с какими предложениями мы сегодня познакомились? Что нового вы узнали?









- Оцените, насколько вам понравилось занятие. Если вам было интересно – улыбнитесь, если было скучно и неинтересно – закройте ладошками глаза.

- Я очень рада за вас, что вы сегодня совершили настоящее открытие. Я прощаюсь с вами до следующей встречи и новых открытий!

Ответы детей:

- Мы узнали, что предложения могут быть простыми и сложными.

- Мы узнали способ различения сложных предложений от простых по количеству грамматических основ.

- Мы узнали, что простые предложения, входящие в состав сложного разделяются запятой.

Дети выполняют поставленную задачу.

Если среди учеников оказывается тот, кому было скучно, его мнение нужно выслушать.

Домашнее задание

Предоставление возможности для индивидуального закрепления полученных знаний

- Я предлагаю закрепить новое знание, выполнив домашнее задание.

Первое задание - упражнение 51 на стр. 32 учебника.

Второе задание будет творческое. Вам предлагается выполнить мини-проект на тему «Простое и сложное предложение» На листке формата А4 вам необходимо составить 3 сложных предложения и разбить каждое на простые. А на следующем уроке попробуем понять, как из простых предложений можно составить сложное.

Учитель заканчивает урок новым вопросом, для заинтересованности детей в выполнении домашнего задания.



Список информационных источников:

  1. Горецкий В.Г., Канакина В.П. Русский язык. Рабочие программы 1 – 4 классы.

  2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.: - М.: Просвещение, 2013.

  3. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011

  4. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по русскому языку: 3 класс. – М.: ВАКО, 2013.

  5. CD-ROM. Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 3 класс» - М.: Просвещение, 2013.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Логинова Наталья Георгиевна

Дата: 03.09.2019

Номер свидетельства: 519029

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока русского языка "Эти непростые сложные предложения..." "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-eti-nieprostyie-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "102455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402506887"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Согласные звонкие и глухие" "
    ["seo_title"] => string(95) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-soghlasnyie-zvonkiie-i-ghlukhiie"
    ["file_id"] => string(6) "175299"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424259573"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад "Проблема адаптации учащихся 5 класса на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(70) "dokladprobliemaadaptatsiiuchashchikhsia5klassanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "304302"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457695953"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальных классов "
    ["seo_title"] => string(117) "formirovaniie-rieghuliativnykh-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "154419"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421157938"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Методический материал.Рабочая программа учебного курса "Русский язык.9 класс" "
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskii-matierial-rabochaia-proghramma-uchiebnogho-kursa-russkii-iazyk-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118678"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413213191"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства