Учащиеся владеют понятиями «предложение», знают названия и определение членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без дифференциации); владеют алгоритмом разбора предложения по членам и выделяют грамматическую основу предложения; умеют правильно произносить предложения с интонацией перечисления, видят в предложении однородные члены.
Этап | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивационный | Формирование у учащихся потребность в овладении учебным материалом. Показать значимость материала для дальнейшего изучения данного и других учебных предметов | Приветствие: - Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок Русского языка. Проверьте, пожалуйста, все ли необходимые сегодня предметы у вас есть на партах: учебник, рабочая тетрадь, пенал. - Предлагаю начать урок с веселой разминки и поиграть в игру «Рука к руке». Учитель называет фразу «Рука к руке», а все участники должны соприкоснуться со своим партнером руками. Варианты: «Спина к спине, нога к ноге, нос к носу и т. д.» - Дети, поднимите руку, у кого всё получилось? - Чему учит нас это упражнение? - Я предлагаю начать нашу дружную работу! - Вот и грамота пришла, Занимай свои места. Найди для головы полезное занятие! Чтоб от безделья не зевать, Полезно « голову ломать»! - Как вы понимаете выражение «ломать голову»? А давайте попробуем поломать голову вместе? На доске записаны слова. Детям предлагается провести классификацию слов на две группы. -Проведите классификацию слов и объясните, по какому признаку вы их разделили? - Сделайте вывод. Что можно составить из слов? | Проверяют готовность к уроку. Дети играют в парах, как сидят за партами Анализируют итоги игры, делают вывод, что это упражнение направлено на дружную сплоченную работу в парах. Дают ответы, предположения о данном выражении, такие как «думать, находить ответ к трудной задачей» Дети делят слова на две группы и объясняют, что в первой группе слова простые, а во второй сложные. Делают вывод, что слова можно разделить на группы: простые и сложные. Ответы детей: - Из слов можно составить предложение. |
Актуализация знаний | Создание условий для фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии, подведение к формулированию темы, цели и постановке задач урока | На слайде размещены несколько предложений для работы в группе по 4 человека. На партах лежат карточки № 1 с теми же предложениями. - Рассмотрите карточку. Что записано на ней? - Прочитаем предложения хором. - Определите, какие это предложения по цели высказывания и по интонации. Сделайте отметки на карточке. - Проверим, что у вас получилось. Учитель предлагает обменяться карточками с соседней группой, проходит взаимопроверка. Сверка результатов по слайдам. - Попробуйте данные предложения разделить на группы и объяснить, по какому признаку вы провели классификацию. - Проверим, что у вас получилось. Сверка результатов по слайдам. - Как можно доказать, что предложение распространенное или нераспространенное? - Предлагаю вам поработать в парах и найти главные члены в распространенных предложениях. Создается проблемная ситуация с «удивлением». Для работы предлагается карточка № 2 с предложениями. Рассуждения и предположения дети записывают в рабочую тетрадь. Перед началом оформления работы в тетради проводится пальчиковая разминка «Лимон». Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить «лимон» и расслабить руку: Я возьму в ладонь лимон. Чувствую, что круглый он. Я его слегка сжимаю - Сок лимонный выжимаю. Все в порядке, сок готов. Я лимон бросаю, руку расслабляю. Выполнить это же упражнение левой рукой. - Давайте посмотрим, что у вас получилось? Чем различаются данные предложения? | Дети определяют, что на карточках записаны предложения. Дети читают предложения хором. Дети определяют виды предложений. Дети делают вывод, что данные предложения являются повествовательными, невосклицательными. Оценивают группу с помощью приема «Смайлик» Дети работают в группах, проводят классификацию предложений. Делают вывод, что предложения можно разделить на две группы: распространенные и нераспространенные. - Дети предполагают, что для решения данного вопроса необходимо определить главные члены предложения и найти основу. Дети оформляют работу в тетради. Выписывают предложения, находят и подчеркивают главные члены предложения. Дети выполняют задание и сталкиваются с проблемой, что во втором предложении можно выделить несколько основ. Дети делают вывод, что в предложениях может быть одна или несколько основ. |
Ориентировочный | Формулирование темы, цели урока, составление плана по достижению цели | -На какие два предложения можно разделить второе предложения из карточки? - Обратите внимание, какой знак вы видите во втором предложении? - Как вы думаете, какую роль выполняет в предложении запятая? - У нас возникло затруднение. Чтобы его решить предлагаю разобраться, можно ли сказать, что данные предложения одинаковые по количеству основ? Сравните предложения и сделайте вывод. - Вспомните начало урока, работу со словами. Предположите, как можно назвать такие предложения? -Попробуйте свои мысли выразить в схеме с помощью опорных карточек. | Ответы детей Ответы детей: - В предложении есть запятая. Дети сталкиваются с затруднением: - Мы не знаем, почему в предложении может быть запятая. Дети выдвигают предположение (гипотезу): В первом предложении одна основа, значит, в нем запятая не ставится. Во втором предложении две основы, значит, запятая ставится. Дети выдвигают предположения, что эти группы можно назвать простые и сложные предложения. Дети составляют примерную схему из карточек на доске и предлагают проверить гипотезу. |
Исполнительский | Реализация плана действий, составленного на предыдущем этапе | - Предлагаю проверить ваши предположения. Дети прослушивают ролик и делают вывод. - Прослушайте ролик и запомните, что называется простым предложением. - Найдите простое предложении из вашей карточки. - Найдите основы предложения во втором предложении из карточки. В чем особенность этого предложения? Дети прослушивают ролик и делают вывод. | Дети выполняют действия по плану, определенному в предыдущем этапе и предлагают варианты решения. Ответы детей: - Мы узнали, что в данном предложении одна основа, значит, оно является простым. Дети находят простое предложение и подчеркивают основу. Дети находят и подчеркивают основы во втором предложении. Дети делаю вывод: - Мы узнали, что в данном предложении две основы, значит, оно является сложным. Простые предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятой. Мы можем сделать вывод, что наши предположения верны. Значит, предложения могут быть простыми и сложными. |
Физкультминутка | Обеспечение смены деятельности, активный отдых, переключения внимания | - Скажите, что самое ценное вы получаете в школе? - Я вам предлагаю поиграть в игру «Драгоценность». Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче…ещё крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать… Но вот обидчик ушёл, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают… (повторить 2-3 раза). | Ответы детей: - Знания, дружбу и прочее… Выполняют упражнение вместе с учителем. |
Контрольный | Проверка правильности решения поставленной учебной задачи, оценка степени достижения цели | - Давайте проверим, разобрались ли мы с новым материалом? Учитель предлагает выполнить упражнение из электронного приложения к учебнику. - Расскажите, как отличить простое предложение от сложного? Учитель предлагает составить алгоритм из карточек на основании составленной схемы. - Оцените, насколько вам понятен данный материал. На карточке у вас нарисована лесенка. Определите, на какой ступеньке находитесь вы? Если вы согласны с высказыванием, нарисуйте на этой ступеньке человечка. Учитель проверяет, на каких ступеньках находятся учащиеся по уровню понимания материала. Тем детям, которые высказали затруднение, предоставляется индивидуальная помощь во время самостоятельной работы. - Если все понятно, попробуем справиться с заданием из учебника самостоятельно. Учитель предлагает выполнить упр. 49 на стр.31учебника. Более сильные ученики после выполнения данного упражнения переходят к выполнению упражнения 54 на стр. 34 учебника. | Дети по желанию выходят к доске и выполняют задание. Ответы детей: Читаю предложение. Нахожу и подчеркиваю грамматическую основу. Смотрю, сколько в предложении грамматических основ: Если одна, то предложение простое. Если две или больше, то предложение сложное, нужно поставить запятую. Дети определяют уровень своего знания и выполняют предложенное задание на оценку своей работы. Дети выполняют задание самостоятельно. После проводится взаимопроверка. Дети обмениваются тетрадями и оценивают работу приемом «Смайлик». |
Рефлексивный | Анализ путей решения учебной задачи, оценка их оптимальность | - Вы сегодня для себя сделали новое и очень важное открытие и стали еще грамотнее. Давайте подведем итоги, с какими предложениями мы сегодня познакомились? Что нового вы узнали? - Оцените, насколько вам понравилось занятие. Если вам было интересно – улыбнитесь, если было скучно и неинтересно – закройте ладошками глаза. - Я очень рада за вас, что вы сегодня совершили настоящее открытие. Я прощаюсь с вами до следующей встречи и новых открытий! | Ответы детей: - Мы узнали, что предложения могут быть простыми и сложными. - Мы узнали способ различения сложных предложений от простых по количеству грамматических основ. - Мы узнали, что простые предложения, входящие в состав сложного разделяются запятой. Дети выполняют поставленную задачу. Если среди учеников оказывается тот, кому было скучно, его мнение нужно выслушать. |
Домашнее задание | Предоставление возможности для индивидуального закрепления полученных знаний | - Я предлагаю закрепить новое знание, выполнив домашнее задание. Первое задание - упражнение 51 на стр. 32 учебника. Второе задание будет творческое. Вам предлагается выполнить мини-проект на тему «Простое и сложное предложение» На листке формата А4 вам необходимо составить 3 сложных предложения и разбить каждое на простые. А на следующем уроке попробуем понять, как из простых предложений можно составить сложное. Учитель заканчивает урок новым вопросом, для заинтересованности детей в выполнении домашнего задания. | |