Просмотр содержимого документа
«Методическая консультация "Подготовка к итоговому сочинению в 11 классе"»
Методикаподготовкикитоговомусочинениюв 11 классе
Итоговое сочинение как допуск к ЕГЭ выпускников
образовательных организаций, реализующих программы среднего общего
образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение
поручения Президента Российской Федерации.
Целью итогового сочинения является проверка широты кругозора,
умения мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно
выбранные произведения отечественной и мировой литературы, владение
речью. Введение итогового сочинения должно содействовать
формированию самосознания учащегося, развитию его речевой и
читательской культуры. Опора на художественное произведение при
написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной
художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации,
использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой
произведений, системой действующих лиц и т.д.
Тематические направления итогового сочинения разработаны Советом
по вопросам проведения итогового сочинения под председательством
Наталии Солженицыной - президента Русского общественного фонда
Александра Солженицына. В рамках направлений разрабатываются
конкретные темы сочинений, которые становятся известны выпускникам в
день проведения итогового сочинения.
Раннееосуществлениеподготовки
Нельзя сказать, что учащиеся приходят на этот экзамен, как и вообще в 11
класс, не подготовленными. В школе нет ни одного урока, где бы дети не
говорили и не слушали, не и читали, и не писали. Безусловно, учителя на
всех предметах учат составлять последовательный, логичный и
выразительный ответ. На уроках же русского языка задача развития речи
решается целенаправленно в определенной системе. Именно уроки русского
языка в начальной и средней школе создают ту базу, на которую мы
опираемся при подготовке к итоговому сочинению. Так, например, на
уроках русского языка в 5 классе ученики знакомятся со структурой текста
рассуждения и учатся создавать такие тексты.
Работа по развитию речи проводится на всех уроках изучения школьного
курса русского языка и на специальных уроках развития связной речи, где
отрабатываются в соответствии с программой определенные
коммуникативно-речевые умения. Работа по развитию речи учащихся на
уроках и русского языка, и литературы вносит существенный вклад в
формирование общей культуры, всесторонне развитой личности. Что и хотят
проверить разработчики итогового сочинения.
Структурасочинения-рассуждения
Каждый из нас прекрасно знает, что существуют разные жанры
школьных сочинений. Но, чтобы подготовить к итоговому сочинению
каждого конкретного учения, понимая критерии оценки, мы все же выбираем
сочинение-рассуждение. Итак, как мною уже было сказано, выпускники
знают структуру сочинения-рассуждения. А итоговое сочинение в большей
степени рассматривается как именно этот тип. Рассуждение состоит из
следующих частей:
I. Тезис (то утверждение, которое нужно доказать).
II. Аргументы (доказательства).
III. Вывод. (есть презентация)
Конечно, зная эту структуру, мы понимаем, что это всего лишь скелет,
любой текст должен начинаться с вступления, зачина и заканчивается
заключением (выводом). В методической литературе можно найти
множество рекомендаций, разные авторы предлагают разные виды
вступлений. Учащихся можно познакомить с ними. Важно показать их
достоинства и недостатки, продемонстрировать примеры зачинов.
Необходимо, чтобы к экзамену каждый выпускник определился с тем
вариантом, который ему больше удается, не требует больших затрат сил и
времени. Следовательно, работу со вступлением я начинаю с ребятами в 4 четверти в 10 классе. Предлагая учащимся различные темы сочинений, объясняю, что во вступлении должны быть освещены ключевые слова. И к концу учебного года все умеют писать вступление.
Основнаячасть
При написании основной части сочинения необходимо сформулировать
тезис, то положение, которое будем доказывать. Я предлагаю в
формулировку тезиса включать «мостики», которые
помогут логично связать два последующих аргумента.
Аргумент выстраивается так: микротезис, иллюстрация, микровывод. И
пусть это не смущает. Иллюстрация уже не такая, как на ЕГЭ по русскому
языку, здесь уже понятно, что нужен анализ каких-либо действий, поступков,
характеров указанного произведения. Главное — не уйти в пересказ.
Системаподготовки
Допустим, с теоретической точки зрения, это все понятно, но возникает
правомерный и самый сложный вопрос: как на практике осуществить
подготовку. У меня выработалась система, которой я могу поделиться. Итак
программа подготовки.
По календарю до даты итогового сочинения у нас есть приблизительно
12-14 недель. Будем опираться на 1 занятие в неделю. Мы все имеем какой-либо факультатив, а если не имеем, думаю, можно 1 урок литературы в неделю
посвятить подготовке к написанию итогового сочинения за счет часов
повторения, развития речи. На первом таком занятии (вводном) происходит
знакомство со спецификой экзамена. Напоминаю структуру сочинения-рассуждения. Знакомлю с темами и требованиями.
Мы знаем, что у нас есть 5 тематических направлений, значит можно
тратить на проработку одного тематического направления 2 недели. В течение 2-х занятий составляем библиографию: подбираем к каждому направлению литературу. Я предлагаю произведения из школьной программы, а ребята дополняют тем, что они читали. Параллельно с этим подбираем цитаты, высказывания великих людей, пословицы ко всем пяти направлениям.
Оставшееся время – на закрепление, контроль.
Вот пример работы над одним тематическим направлением: