kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая консультация "Подготовка к итоговому сочинению в 11 классе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка буде полезна для педагогов, работающих в старшей школе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая консультация "Подготовка к итоговому сочинению в 11 классе"»

Методика подготовки к итоговому сочинению в 11 классе


Итоговое сочинение как допуск к ЕГЭ выпускников

образовательных организаций, реализующих программы среднего общего

образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение

поручения Президента Российской Федерации.

Целью итогового сочинения является проверка широты кругозора,

умения мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно

выбранные произведения отечественной и мировой литературы, владение

речью. Введение итогового сочинения должно содействовать

формированию самосознания учащегося, развитию его речевой и

читательской культуры. Опора на художественное произведение при

написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной

художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации,

использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой

произведений, системой действующих лиц и т.д.

Тематические направления итогового сочинения разработаны Советом

по вопросам проведения итогового сочинения под председательством

Наталии Солженицыной - президента Русского общественного фонда

Александра Солженицына. В рамках направлений разрабатываются

конкретные темы сочинений, которые становятся известны выпускникам в

день проведения итогового сочинения.

Раннее осуществление подготовки

Нельзя сказать, что учащиеся приходят на этот экзамен, как и вообще в 11

класс, не подготовленными. В школе нет ни одного урока, где бы дети не

говорили и не слушали, не и читали, и не писали. Безусловно, учителя на

всех предметах учат составлять последовательный, логичный и

выразительный ответ. На уроках же русского языка задача развития речи

решается целенаправленно в определенной системе. Именно уроки русского

языка в начальной и средней школе создают ту базу, на которую мы

опираемся при подготовке к итоговому сочинению. Так, например, на

уроках русского языка в 5 классе ученики знакомятся со структурой текста

рассуждения и учатся создавать такие тексты.

Работа по развитию речи проводится на всех уроках изучения школьного

курса русского языка и на специальных уроках развития связной речи, где

отрабатываются в соответствии с программой определенные

коммуникативно-речевые умения. Работа по развитию речи учащихся на

уроках и русского языка, и литературы вносит существенный вклад в

формирование общей культуры, всесторонне развитой личности. Что и хотят

проверить разработчики итогового сочинения.

Структура сочинения-рассуждения

Каждый из нас прекрасно знает, что существуют разные жанры

школьных сочинений. Но, чтобы подготовить к итоговому сочинению

каждого конкретного учения, понимая критерии оценки, мы все же выбираем

сочинение-рассуждение. Итак, как мною уже было сказано, выпускники

знают структуру сочинения-рассуждения. А итоговое сочинение в большей

степени рассматривается как именно этот тип. Рассуждение состоит из

следующих частей:

I. Тезис (то утверждение, которое нужно доказать).

II. Аргументы (доказательства).

III. Вывод. (есть презентация)


Конечно, зная эту структуру, мы понимаем, что это всего лишь скелет,

любой текст должен начинаться с вступления, зачина и заканчивается

заключением (выводом). В методической литературе можно найти

множество рекомендаций, разные авторы предлагают разные виды

вступлений. Учащихся можно познакомить с ними. Важно показать их

достоинства и недостатки, продемонстрировать примеры зачинов.

Необходимо, чтобы к экзамену каждый выпускник определился с тем

вариантом, который ему больше удается, не требует больших затрат сил и

времени. Следовательно, работу со вступлением я начинаю с ребятами в 4 четверти в 10 классе. Предлагая учащимся различные темы сочинений, объясняю, что во вступлении должны быть освещены ключевые слова. И к концу учебного года все умеют писать вступление.

Основная часть

При написании основной части сочинения необходимо сформулировать

тезис, то положение, которое будем доказывать. Я предлагаю в

формулировку тезиса включать «мостики», которые

помогут логично связать два последующих аргумента.

Аргумент выстраивается так: микротезис, иллюстрация, микровывод. И

пусть это не смущает. Иллюстрация уже не такая, как на ЕГЭ по русскому

языку, здесь уже понятно, что нужен анализ каких-либо действий, поступков,

характеров указанного произведения. Главное — не уйти в пересказ.

Система подготовки

Допустим, с теоретической точки зрения, это все понятно, но возникает

правомерный и самый сложный вопрос: как на практике осуществить

подготовку. У меня выработалась система, которой я могу поделиться. Итак

программа подготовки.

По календарю до даты итогового сочинения у нас есть приблизительно

12-14 недель. Будем опираться на 1 занятие в неделю. Мы все имеем какой-либо факультатив, а если не имеем, думаю, можно 1 урок литературы в неделю

посвятить подготовке к написанию итогового сочинения за счет часов

повторения, развития речи. На первом таком занятии (вводном) происходит

знакомство со спецификой экзамена. Напоминаю структуру сочинения-рассуждения. Знакомлю с темами и требованиями.

Мы знаем, что у нас есть 5 тематических направлений, значит можно

тратить на проработку одного тематического направления 2 недели. В течение 2-х занятий составляем библиографию: подбираем к каждому направлению литературу. Я предлагаю произведения из школьной программы, а ребята дополняют тем, что они читали. Параллельно с этим подбираем цитаты, высказывания великих людей, пословицы ко всем пяти направлениям.

Оставшееся время – на закрепление, контроль.

Вот пример работы над одним тематическим направлением:

1 Занятие: Представляем тематическое направление, обсуждаем понятия,

которые оно затрагивает. Предлагаем конкретную формулировку темы

сочинения. В ходе беседы составляем план или его набросок. Формулируем

тезис, подбираем произведения для аргументов. Сочинение учащиеся пишут

дома самостоятельно.

2 Занятие: анализ сочинений, работа над вопросами и проблемами,

возникшими у выпускников.

Или такой вариант:

1 Занятие: знакомство с темой из одного тематического направления,

предлагается список произведений для повторения или прочтения. Домашнее

задание: сформулировать тезис, составить план.

2 Занятие: Обсуждение планов. Корректировка тезисов. Домашнее задание –

написать сочинение. Написанное сочинение слушаем в классе, внося корректировки.

Примерно в ноябре уже предлагаю взаимопроверку по критериям,

чтобы учились видеть ошибки на чужом произведении.

Перед самим экзаменом проводим в школе репетицию.

Всегда даю возможность переписать неудачное сочинение. Кроме

контрольных.

Много комментариев пишу в тетради ученика, об этом договариваемся

сразу (мои комментарии корректны, касаются только изложения мысли).

Обязательно должна быть обратная связь. Не отказываю никому в

индивидуальных консультациях, это недолго, можно выделить несколько

минут после урока, ведь не каждый хочет прочитать своё сочинение вслух и просит его проверить. И вообще никогда не выговариваю за неудачное сочинение,

предметом порицания может быть только не написанное к сроку сочинение.

Стараюсь подбодрить выпускников, дать им уверенности в себе. Заметьте,

это тоже работает, так как дети идут с других уроков удрученными, везде им

делают внушение о слабом уровне подготовки, о близящихся экзаменах и т.п.

Все сочинения пишем в одну тетрадь. Теорию, банк аргументов - в другую.

Ну и главный вопрос: литература. Нас всех тревожит проблема, что

дети наши мало читают, а если и читают, то это мало может пригодиться к

сочинению. Здесь тоже помогает следующий совет:

Во-первых, составляется так называемая «полка» «золотых» книг. Это такие

книги, которые можно повторить за 1-2 занятия, которые могут стать

аргументами для нескольких проблем. К этим книгам я отношу следующие:

«Недоросль» Д.И.Фонвизин

«Судьба человека» М.А.Шолохов

«Капитанская дочка» А.С.Пушкин

«А зори здесь тихие…» Б.Васильев

«Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский

«Война и мир» Л.Н.Толстой и др. (Эти произведения изучались, стоит их

только повторить).

Во-вторых, на этой «полке» есть чудесные рассказы, которые стоит

перечитать , особенно тем, кто не очень любит читать («Юшка» А.П.Платонов, «Чудесный доктор» А.И.Куприн,

«Уроки французского» Ф.Искандер, «Кукла» Е.Носов и др.)

В-третьих, есть сайты, на которых приведены небольшие рассказы

современных писателей.

Но я очень прошу своих учеников не пользоваться банком аргументов

из интернета – сразу видно, что это «не свое», использованное тысячи раз,

отличающееся по стилю и прочее. С точки зрения эксперта это выглядит

смешно.

У нас за время подготовки собирается свой банк аргументов, в

который можно включить и высказывания. Но я это не практикую, так как

высказывание трудно запомнить дословно, передать точно пунктуацию.

Итак, при подготовке к итоговому сочинению я придерживаюсь

следующих принципов:

• Возможность переписать неудачное сочинение

• Комментарии учителя

• Обратная связь

• Индивидуальные консультации

• Доброжелательность и доверительность




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая консультация "Подготовка к итоговому сочинению в 11 классе"

Автор: Ковальчук Валентина Алексеевна

Дата: 03.06.2021

Номер свидетельства: 582469

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Система подготовки к ГИА по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(45) "sistiema-podghotovki-k-gia-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "194461"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427782894"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Выступление из опыта работы"Тематический подход при подготовке к созданию собственного текста" "
    ["seo_title"] => string(105) "vystuplieniie-iz-opyta-raboty-tiematichieskii-podkhod-pri-podghotovkie-k-sozdaniiu-sobstviennogho-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "187513"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426523497"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Выступление по теме "Приёмы работы с текстом по определённой проблематике" "
    ["seo_title"] => string(83) "vystuplieniie-po-tiemie-priiomy-raboty-s-tiekstom-po-opriedielionnoi-probliematikie"
    ["file_id"] => string(6) "186378"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426337664"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Проект "Дни воинской славы" "
    ["seo_title"] => string(26) "proiekt-dni-voinskoi-slavy"
    ["file_id"] => string(6) "118113"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413040533"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства