В данном конспекте дается памятка для работы над ошибками по русскому языку, краткий морфологический разбор имени существительного в игровой форме (Игра "Телефон").
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- уметь контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- освоить первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
Технология: «Развивающее обучение»
Формирование УУД:
Личностные: развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству;
Регулятивные: сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью детей, учителя;соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
Познавательные: общеучебные – самостоятельное определение цели, построение речевого высказывания, выбор эффективных способов решения творческих задач; логические – выбор критериев для сравнения, доказательство;
Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
На уроке наши глаза внимательно Смотрят и все … (видят). Уши внимательно слушают И всё…(слышат). Голова хорошо … (думает).
Улыбнулись друг другу, Пожелали мысленно удачи.
2 . Групповая работа.
- Ребята,урок начнем с групповой работы. Вспомните правила групповой работы. (Дружно работать, выслушивать каждого)
-- Ребята, мы должны помочь мальчику из соседней школы. Он болел, плохо написал диктант. Мы будем исправлять ошибки, то есть поработаем корректорами. (человек, работает в издательстве и исправляет ошибки)
Найдите ошибку, исправьте и определите, на какое правило допущена ошибка.
Как прекрастно в зимнем лесу! Деревя все в серебре. Всё вокруг пакрыто пушистым ковром. В лесу очень тихо. Спит медведь в берлоги. На вершинивысокой сосны затоилась ропкая белачка. А вот и заец в белой шубки? Он спрятался около еле.
- Какие же правила не знает мальчик? Ошибки по №1 ? 2? 3?
Как вы думаете, какую тему мальчик не освоил?
3. Формулировка темы, цели, задач урока.
-Над какой темой мы сегодня будем работать?
- Какие задачи мы поставим перед собой?
Повторить…
Обобщить…
Учиться: находить, правильно …
- Как правильно писать безударные падежные окончания?
1 способ
1 шаг - определяем падеж
2 шаг - определяем склонение
3 шаг –вспоминаем окончание (посмотреть в таблицу)
2 способ
1 шаг - определяем склонение
2 шаг – подставляем слово – помощник, сверяем окончание
- Какие слова – помощники мы с вами выбрали? (земля, конь, степь)
4. Метод мозгового штурма
Какую часть речи мы изучаем?
Давайте поиграем в игру “Бегущие минутки”и проверим наши знания об имени существительном. За несколько минут надо ответить на максимальное количество вопросов. Итак, начинаем!
Изменяемая часть слова … (окончание)
Часть речи, обозначающая предмет … (существительное)
Слова женского и мужского родов с окончаниями –а, -я относятся … (к 1 склонению)
Постоянный признак имён существительных… (род)
Часть слова без окончания … (основа)
Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что? … (существительное)
К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием)
Имена существительные бывают … (одушевлённые и неодушевлённые)
Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием –о, -е)
Без какой части не может существовать слово? … (без корня)
Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам)
Сколько падежей в русском языке? … (шесть)
Какой это падеж: предлоги по , к? из, для, у.
Назови предлоги предложного падежа.
Что вы знаете об именительном падеже7
Молодцы! Справились с заданием!
Вывод.
Назовите постоянные и непостоянные морфологические признаки существительных
5. Графический диктант
- Давайте проверим. Как мы умеем определять падежи (7 сс)
1. Заблудился в лесу;
2. Перепрыгнул через лужу;
3. Вышел из ворот;
4. Идет по тропинке;
5. Беспокоились о сыне;
6. Отвечал у доски;
7. Подошли к ели.
- Проверим (Слайд №11)
1
2
3
4
5
6
7
П
В
Р
Д
П
Р
Д
- У кого ошибки? В каком номере?
- Для чего мы провели графический диктант? (Чтобы правильно определять падежи).
- А для чего нужно правильно определять падежи? (чтобы правильно писать падежные безударные окончания)
6. . Подготовка к основному этапу. (Словарный диктант)
- Теперь вспомним правописание словарных слов.
- Запишите имена существительные в нужном падеже. Используйте предлоги.
1 медведь – П.п,
2 аллея – Д.п,
3 библиотека – Р.п,
4 пальто– В.п,
5 деревня – П.п,
6 Москва – Д.п.
- Проверьте еще раз, выделите окончания.
- Какое слово здесь лишнее? (пальто - несклоняемое)(Москва)
- Почему? (окончание ударное, остальные окончания все безударные)
- Давайте проверим, какие окончания вы написали. Слайд №12
- Что мы должны знать, чтобы правильно писать падежные окончания? (правильно определять падеж, склонение, правильно подставлять слово-ключ)
Слайд №13
Вывод: Падежные безударные окончания существительных пишутся так же, как и под ударением.
7. Работа по теме урока. Упражнение в определении склонения имен существительных.
- Прочитайте словосочетания. Какие окончания пропущены?
гулял около деревн.
написала для сестр.
свитер из шерст.
отбежал от забор
появился из рощ.
- Что объединяет данные словосочетания?
( сущ.+глагол, сущ-е в род. падеже и т. д.)
- Отличие? ( окончания)
- Падеж одинаковый, а окончания разные. Почему? Предположите! ( Разное склонение)
- А как правильно определить склонение? (поставить в начальную форму)
Рисуем график. Один ученик выполняет у доски
За морями, у доченьки, к дочери, в лесу, с дедушкой.
Сверьте, оцените. У кого ошибки? В каком слове ошибка?
Вывод.
Какие существительные относятся к 1. 2. 3 склонению?
8. .Работа в парах. Распознавание признаков имен существительных.
На доске пословица
Хочешь есть калачи - не сиди на печи.
- Объясните значение пословицы. Какие похожие знаете?
- Давайте поиграем в «Телефон».
- Запишите имена существительные.
- Определите к ним номера телефонов.
- Работаем в парах, по таблице.
- Проверим. Слайд №14
- У кого другие номера?
Вывод: Что мы должны уметь и знать, чтобы правильно писать безударные падежные окончания? (должны уметь правильно определять падежи, склонение)
Части речи
Число
Род
Склонение
Падежи
Роль в предложении
1 Существительное
1 Единственное
1 Женский
1 – ое
1 Именительный
1 Подлежащее
2 Прилагательное
2 Множественное
2 Мужской
2 - ое
2 Родительный
2 Дополнение
3 Средний
3 - ое
3 Дательный
3 Определение
4 Винительный
4 Обстоятельство
5 Творительный
6 Предложный
Оцените себя на полях.
9. Работа по теме урока. Упражнение в написании безударных падежных окончаний имен существительных.
Выполнение разноуровневых заданий организуется в форме индивидуальной работы На слайде появляются 3 текста. Обучающиеся самостоятельно выбирают уровень сложности задания, проанализировав тексты.
1 уровень – самый легкий, т.к. окончание имени существительного записано, нужно определив тип склонения и падеж доказать правописание данного окончания.
По аллее, с собачкой, на дороге, на поверхности, у мыши, о герое, для деревни, возле речки, к стройке.
2 уровень – сложнее, т.к. необходимо самостоятельно вставить безударное падежное окончание, указать падеж.
О храброст…, на ладон…, в город…., по площадк…, от двер…, на озер…, к кормушк…, из библиотек….
3 уровень – самый сложный (носит творческий характер), т.к. требуется самостоятельно подобрать существительное с безударным падежным окончанием, верно его вписать и доказать правописание.
Телеграмма для______________.
Рассказ о __________________.
Сидит на __________________.
Сок из _____________________.
Гулял в ____________________.
Проверка задания проводится в группах, ошибки анализируются и исправляются.