ЦЕЛЬ МАСТЕР-КЛАССА:
Цель урока: Изучение структуры простого и сложного предложения через организацию практической деятельности в процессе работы по технологии РКМЧП ( развитие критического мышления через чтение и письмо)
ЗАДАЧИ МАСТЕР-КЛАССА:
научиться различать структуру простого предложения с однородными членами и сложного предложения с союзами, со знаками препинания в них; развивать критическое мышление, умения анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся, воспитания культуры общения в группе со сверстниками
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
учащиеся научатся различать структуру простого предложения с однородными членами и сложного предложения с союзами, со знаками препинания в них;
работать индивидуально, в парах и группах,
оценивать работу друг друга по критериям,
подводить итог урока, анализировать свою деятельность на уроке.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: учащиеся 7 класса (получение знаний, погружение в творческий процесс), администрация школы (оказание методической помощи, анализ урока), учителя-предметники.
Место работы: средняя школа имени Асета Бейсеуова с дошкольным мини центром Алматинской области Жамбылского района
Должность: учитель русского языка и литературы
Категория: высшая
ПЛАН МАСТЕР-КЛАССА:
ТЕМА: Сложные предложения с союзами и, а, но
ЦЕЛЬ МАСТЕР-КЛАССА: Цель урока: Изучение структуры простого и сложного предложения через организацию практической деятельности в процессе работы по технологии РКМЧП ( развитие критического мышления через чтение и письмо)
ЗАДАЧИ МАСТЕР-КЛАССА:
научиться различать структуру простого предложения с однородными членами и сложного предложения с союзами, со знаками препинания в них; развивать критическое мышление, умения анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся, воспитания культуры общения в группе со сверстниками
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
учащиеся научатся различать структуру простого предложения с однородными членами и сложного предложения с союзами, со знаками препинания в них;
работать индивидуально, в парах и группах,
оценивать работу друг друга по критериям,
подводить итог урока, анализировать свою деятельность на уроке.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: учащиеся 7 класса (получение знаний, погружение в творческий процесс), администрация школы (оказание методической помощи, анализ урока), учителя-предметники.
- Предложения содержащие вопрос, сообщение, побуждение называются (вопросительными, повествовательными, повествовательными)
- Подлежащее и сказуемое – это (главные члены предложения)
-Второстепенные члены предложения – это (дополнение, обстоятельство, определение)
- Предложение, которое состоит только из главных членов предложения называется( нераспространёнными)
-Предложение, имеющее кроме главных членов предложения, хотя бы один второстепенный член предложения называется ( распространённым)
- Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному члену предложения, называются(однородными)
– Они соединяются при помощи (союзов и интонационно)
- Сложные предложения делятся на две группы (союзные и бессоюзные)
- Предложения состоящие из двух или нескольких простых предложений называются (сложными)
Оцените свои знания о простом и сложном предложении.
− Что у вас вызывает трудности?
- Какую цель мы ставим себе на урок
Систематизирует информацию до изучения нового материала и проверяет домашнее задание.
Определение темы и целей работы на уроке. Работа направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.
На бумаге пишется только ответ группой
детей в виде кластера. Самостоятельное
определение уровня собственных знаний.
Систематизирует информацию до изуче-
ния нового материала.
Стадия осмысления
Сообщение темы урока
7 мин
- Посмотрите и скажите о чем идет речь?
1. Простые предложения …..
Сложные предложения….
- Какие предложения называются сложными?
2.Сравните предложения. Где союзы и, а, но соединяют простые предложения в составе сложного предложения, а в каком – однородные члены предложения. Сделайте вывод
Фиксируется недопонятая информация. Формируется вызов на получение новой информации
Каждой группе своё задание.
Работа с учебником.
Закрепление изложенного материала
10 мин
1.Выполнение упражнения № 141, стр. 63
Спишите, вставляя пропущенные союзы и знаки препинания. Составьте схемы 1,3,5 предложений. Докажите, что обе части СП не зависят друг от друга
- Попробуйте превратить сложные предложения в простые.
- Отделите вертикальной черточкой простые предложения в сложном.
- Можно ли любые простые предложения соединить в сложное? Почему?
Наблюдение, помощь по просьбе учащихся.
Выполнение практических заданий на
основе изученной информации.
Дополняют друг друга и превращают раз
ные мысли в одну, более полную.
Физминутка
2 мин
Направлена на сохранение здоровья детей.
Динамическая пауза
Самостоятель
ная работа
4 мин
На слайде задания по тексту для 3 групп
Прочитайте текст «Сентябрь – листопадник»
1 группа:
- Объясните название текста, найдите подтверждение названия в самом тексте.
2 группа:
- Выпишите одно сложное предложение, найдите главные члены предложения, объясните постановку знаков препинаний 3 группа:
-Составьте схему любого СП из текста
Осуществление контроля и проверки полученных знаний.
Работа со стихотворением
Выполнение практических заданий на
основе изученной информации.
Проверка уровня своих знаний по данной
теме.
Проверка знаний. Тестовые вопросы
3 мин
1. Сложными называются предложения, в которых:
а) одна грамматическая основа;
б) две грамматические основы;
в) две и более грамматических основ.
2.Отметь схему сложного предложения:
а) [ – = ];
б) [ – = ],а [ – = ];
в) [ – = О, О, О ].
3. Выбери схему для данного предложения:
Роняет лес багряный свой убор, и серебрит мороз увянувшее поле.
а) [ = – ], и [ = – ];
б) [ = – ];
в) [ – =, = ].
4. Перед союзом и запятая ставится:
а) в предложениях с однородными членами;
б) в сложных предложениях;
в) никогда.
5. Отметь грамматическую основу, поставь знаки препинания.
Контроль за применением полученных знаний уч-ся, определение той части учащихся, которая не освоила новый учебный материал
Осуществляют контроль и самоконтроль
своих знаний
Рефлексия
4 мин
- Заканчивая сегодняшний урок, я предлагаю вам игру «Верно/ неверно» .
- ПП состоит из нескольких грамматических основ.
- На письме ПП в составе сложного разделяются запятой
- СП состоит из одной грамматической основы.
- ПП в составе сложного соединяются при помощи запятой.
- СП состоит из двух или нескольких ПП.
- ПП в составе СП соединяются при помощи союзов.
- ПП в составе сложного обладает интонационной законченностью.
-Так какое предложение называется сложным?
- Можно ли по схеме предложения узнать простое оно или сложное?
Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля
Соотнесение новой информации и имею
щихся знаний, выработка собственной
позиции, оценка процесса.
Итог урока
2 мин
Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля
Дети вносят дополнения в кластер
Задание на дом
1 мин
1.Выполнить № 147 , стр.64. 2подготовьте лингвистический рассказ о роли союза И в предложениях (Упр148)
Определение и разъяснение уча-ся критериев успешного выполнения дом. задания
Объективное оценивание уровня своих
знаний. Выбор посильного дом. задания
Оценивание работы
1 мин
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
- Давайте оценим наши знания о предложении еще раз.
Если ваша самооценка не изменилась, то поднимите листок, который был у вас в начале урока, а если изменилась, то добавьте к своему первому листку другой, который покажет ваше изменившееся настроение в конце урока.
Благодарю за работу и желаю вам дальнейших успехов!
Оценивание уровня знаний.
Объективное оценивание уровня своих
знаний.
РЕФЛЕКСИЯ:
Урок по теме Сложные предложения с союзами и, а, но был начат с организационного момента с использованием ИКТ, где приветствием для учащихся был «Психологический настрой на урок»
- Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет вам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
Девиз урока:
Я - ученик.
Я - личность творческая.
Я думаю и мыслю.
Я анализирую и делаю выводы.
Мы хотим всё знать.
Покажите мне карточкой ваше настроение на данный момент начала урок
Метод деления ребят на группы позволяет индивидуально регулировать объем материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнять работу, использовать прием взаимоконтроля, учащиеся занимают активную позицию на уроке. Учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями. Выбирают карточки, на них союзы И, А, НО. Такой организационный момент улучшает настроение учащихся, готовит их к активной, сплоченной и сознательной деятельности на весь урок. Учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями. В процессе групповой работы учащиеся научились различать простые предложения с однородными членами предложения и сложные предложения с союзами. В группе ребята увереннее отвечали и старались не подвести свою команду.
На этапе урока актуализации опорных знаний использую приём: Терминологический диктант «Предложение», где учащиеся составляют кластер. Использование данного приёма помогает выявить уровень уже имеющихся знаний учащихся по теме « Предложение». Цель применения - создание условий для активизации познавательной самостоятельной деятельности учащихся, развития логического мышления.
На этапе урока работы над новым материалом с помощью слайда внедряю диалоговую форма работы, которая позволяет обучающимся вступать во взаимодействие не только с учителем, но и с другим учеником, работать сообща. Учащиеся читают теоретический материал, выискивая интересное и акцентируя внимание на главном. Работают над связным текстом по группам. Выполняют письменные задания по учебнику. Ответы учащихся стали развернутыми и аргументированными
На этапе урока проверки понимания идёт контроль за применением полученных знаний уч-ся, определение той части учащихся, которая не освоила новый учебный материал. Использование элементов данной технологии на уроке способствует более глубокому и разностороннему пониманию изучаемого материала. Так как тема достаточно сложная и объёмная для побуждения к дальнейшему расширению информационного поля и соотнесение новой информации имеющихся знаний, выработки собственной позиции, оценки процесса прошу учащихся ответить на тестовые вопросы по теме. Оценивание с использованием критериев позволяет сделать данный процесс прозрачным и понятным для всех участников образовательного процесса.
На уроке учащиеся выполняли множество заданий: писали, читали, отвечали на вопросы, строили тематическую модель. Поэтому выполнение разминки было необходимым этапом урока, позволяющим использовать время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Ребята после такой паузы стали более активными, их внимание активизировалось, появился интерес к дальнейшей работе.
На этапе подведения итогов урока учащиеся говорили обэффективности работы класса, увлекательности и полезности выбранных форм работы. В конце учитель подводит учащихся к выводу: С каким настроением вы заканчиваете урок?
- Давайте оценим наши знания о предложении еще раз.
Если ваша самооценка не изменилась, то поднимите листок, который был у вас в начале урока, а если изменилась, то добавьте к своему первому листку другой, который покажет ваше изменившееся настроение в конце урока. После выполнения всех видов заданий и подведения итога урока, ребята получили рекомендации по выполнению домашнего задания.
Этап рефлексии даёт учащимся возможность оценить активность каждого участника группы на разных этапах урока. Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого на уроке были использованы жетоны, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Рефлексия на уроке была проведена как совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Но были и недочёты, которые в будущем постараюсь ликвидировать. На этапе урока проверкипонимания у учащихся возникли трудности с употреблением союзов и, а, но.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ:
Руководство для учителя третьего базового уровня – АОО «НИШ», 2012.
Разминки как условие успешного учения. Составитили: Имжарова З.У., Имашева Ж.К., Дарменова Г.У. – Алматы, 2013
Учебник по русскому языку для 7класса.
Интернет-ресурсы
Дополнительный материал к мастер-классу - презентация