Мастер-класс: «Мастерская сказки».
Цель: Обогатить интеллектуально-познавательный, нравственно-эстетический опыт коллег, позволяющий совершенствовать себя и удовлетворять свои интересы в литературном творчестве.
Задачи:
1.Вовлечь педагогов в активную познавательную деятельность.
2. Показать методы и приёмы работы со сказкой.
3. Совершенствовать умение учителей рефлексировать.
Результат мастер-класса: коллективная авторская сказка.
Деление участников мастер-класса на творческие группы.
Метод "Классические тройки, четвёрки"
«Пропуск в сказку» участники группы получают необычным способом (разбиение на тройки, четвёрки)
Участники берут карточку, на которой написано слово и ищут еще двоих (троих), чтобы получилась "классическая тройка/четвёрка)".
- Красная Шапочка, Серый Волк, Бабушка, охотники
- Емеля, вёдра, печка, Щука
- Герда, Кай, Снежная Королева, северный Олень
- Старик, Старуха, корыто, Золотая рыбка
Актуализация. Постановка проблемы (цели, задач);
Самоопределение к деятельности:
- Чтобы получить удовольствие от работы в мастерской у всех должно быть хорошее настроение, мы должны помогать друг другу во время работы и тогда наше творчество будет излучать тепло и доброту. Для того, чтобы настроение чуть-чуть улучшилось, повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите добрые слова (участники приветствуют друг друга). Молодцы!
- У каждого из нас свой мир, и, наверное, каждому когда-то хотелось его изменить, сделать лучше. А что может сделать ваш мир лучше? (ответы коллег).
- А мой мир становится ярче и красочнее, когда в нём появляются волшебство и сказки.
Я хочу пригласить всех в мир сказки, волшебства и творчества.
Я вам представлю некоторые нетрадиционные приёмы работы со сказкой.
Вы научитесь не только по–новому воспринимать содержание сказки, но и творчески преобразовывать ход её повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один ит.д.
Тренинг или разминка
(активизация деятельности);
«Репка»
Для «сказочного» настроения, позволяющего вести глубокую, заинтересованную работу со сказками, необходим «разогрев». Для «разогрева» могут использоваться тексты сказок, игры, предметы, создающие соответствующую обстановку.
До работы с основной сказкой выбираем какую-либо другую, всем хорошо известную и пробуем с ней «поиграть». В качестве игры можно применить изложение сказки с другой точки зрения.
- Ну, а теперь, чтобы разбудить жар-птицу нашего творчества попробуем дружно восстановить русскую народную сказку "Репка". Будем с вами по цепочке говорить только одну фразу из сказки (демонстрация сладов сказки «Репка»).
- А сейчас я вам представлю еще один приём передачи содержания этой сказки: демонстрируется приём «пересказа сказки по первым слогам».
- А сейчас давайте попробуем сочинить новое окончание сказки. Чтобы было легче справиться с заданием, предлагаю вопрос:
- Неужели, вытащив репку, кошка бросилась на мышку, собака на кошку, внучка с палкой побежала за собакой, а дед с бабкой поругались?
- А как бы вы закончили сказку?
- Один из детских вариантов ответа, таков:
"Вытащив репку, бабка сварила из нее вкусную кашу, и все вместе сели за стол, а мышке потом еще дали кусочек с собой."
Блок учебной информации.
Основные элементы опыта;
Алгоритм построения сказки
- Вы знаете много сказок.
- Я научу вас самих сочинять сказки? Хотите?
- Какой это будет вид сказок? (авторский)
- Чтобы узнать по каким правилам, законам строятся сказки, ученые стали изучать фольклор: баллады, былины, сказки.
- Мы все знаем, что сказка состоит из зачина, основных событий и концовки.
Цель присказки и зачина: показать мастерство сказочника, подготовить
аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки, приобщить его к особой ирреальной атмосфере волшебной сказки, подчинить воле рассказчика. Как и былинный запев, присказка необязательная часть волшебной сказки.
Цель концовки: отграничить сказку от реальной жизни и возвратить
слушателя к действительности.
- Один известный фольклорист Владимир Пропп считал, что каждую сказку можно рассматривать как маленький домик, построенный из кубиков. Каждый кубик имеет в конструкции определенное значение, от него зависит тот или иной поступок героя.
- Вспомним сказку “Гуси- лебеди” (демонстрация слайда «Домик»)
- Кто был основным действующим персонажем?
- Какие основные действия происходили в сказке. С чего началась сказка? (Родители уехали) Они отлучились – 1-й кубик – “отлучка”. Много сказок начинается с этого действия.
- Что они наказывали детям (не уходить…). Запрет
- А что же дети? Нарушение запрета
- Алёнушка стала искать братца. Назовем условно отъезд героя. Герой может уехать, убежать, уплыть, т.е. начинаются его приключения.
- Что делала Алёнушка, чтобы найти братца. (Спрашивала у печки, яблони, речки) эти волшебные персонажи ставили условия. Ученый назвал их дарителями. Дарители испытывали героя. Испытание героя,
- Что случилось дальше? Кто же помог детям? Воспользовалась девочка дарами? Волшебные дары
- Благодаря волшебным дарам Враг побежден,
- Гуси-лебеди улетели ни с чем. герой спасается от преследования,
- возвращение героя,
- счастливый конец).
- Мы построили домик-сказку. Так можно построить новую сказку самим.
Практикум. Привлечение слушателей к ходу мастер-класса. Обмен идеями.
Практическая работа
- Итак, сейчас каждая группа сочинит сказку, используя все или несколько кубиков нашего домика. Порядок может быть разным. Но хочу заметить, что сюжет вашей сказки будет зависеть от того, какие кубики вы возьмете.
- Героев своей сказки вы выбираете самостоятельно, можете использовать раздаточный материал.
Участники «мастерят сказку».
Чтение коллективной сказки
Каждая творческая группа зачитывает свою коллективную авторскую сказку.
Рефлексия
Рефлексия
- Вы сегодня хорошо поработали. Приглашаю Вас к «Дереву Творчества». Выразите своё впечатление от мастер-класса на этом дереве:
«Дерево творчества»
По окончании мастер-класса участники прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – мастер-класс прошёл плодотворно и с пользой;
Цветок – понравилось, но не всё применимо;
Зелёный листик – не совсем удовлетворён мастер-классом;
Жёлтый листик – «пропащий мастер-класс», неудовлетворённость.
- Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно работать.
- Я хочу закончить наш мастер-класс словами Жана Жака Руссо:
Вы – талантливы все!