kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лучший урок письма

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе урока сравниваются стили классического письма  и письма современного: укороченного, усечённого, поспешного. Ребятам предлагается проблемная ситуация выбора стиля письма. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лучший урок письма»













Разработка урока

по теме «Умение писать письма»

учителя русского языка и литературы

МКОУ «Новопавловская СОШ № 33»

Диденко Екатерины Валерьевны



























Тема урока: Умение писать письма.

Цели:

Познавательная – формировать умение писать письма, дать понятие функций письма, изучить трансформации письма с появлением ИКТ.

Развивающая – формировать речевую компетенцию учащихся, развивать умения сравнивать изучаемые объекты, находя сходство и различия.

Воспитательная – воспитывать уважительное отношение к родному языку, формировать культуру отношений в процессе общения посредством письма, побуждать учащихся к активной познавательной деятельности.

Методы и приёмы: подводящий диалог, графическая систематизация материала, проблемный вопрос, рассказ учителя, мозговой штурм, приём фантастической добавки.

Тип урока: урок формирования умений.

Оборудование: медиапроектор, экран, компьютер, отпечатанные тексты.

Ход занятия:

  1. Приветствие.



  1. Учитель раздаёт учащимся следующие тексты в произвольном порядке (возможно деление учащихся на группы):



А) Сенека приветствует Луцилия!

Я радуюсь твоему упорству в занятиях и рвению, которое побуждает

тебя, забросив все, только о том и стараться, чтобы с каждым днем

становиться все лучше, и хвалю тебя за них. Будь и впредь так же упорен, тут

я не только поощряю тебя, но и прошу. Об одном лишь хочу предупредить тебя:

не поступай подобно тем, кто желает не усовершенствоваться, а только быть на

виду, и не делай так, чтобы в одежде твоей или в образе жизни что-нибудь

бросалось в глаза….


Б) Государь ты наш, Владимир Андреевич, - я, твоя старая нянька, решилась

тебе доложить о здоровьи папенькином! Он очень плох, иногда заговаривается,

и весь день сидит как дитя глупое – а в животе и смерти бог волен. Приезжай

ты к нам, соколик мой ясный мы тебе и лошадей вышлем на Песочное. Слышно,

земский суд к нам едет отдать нас под начало Кирилу Петровичу Троекурову -

потому что мы-дескать ихние, а мы искони Ваши, - и отроду того не слыхивали.

- Ты бы мог живя в Петербурге доложить о том царю-батюшке, а он бы не дал

нас в обиду. - Остаюсь твоя верная раба, нянька

Орина Егоровна Бузырева.



Посылаю мое материнское благословение Грише, хорошо ли он тебе служит?

- У нас дожди идут вот ужо друга неделя и пастух Родя помер около Миколина

дня.



В) Милостивый государь, Макар Алексеевич!

Ну, как вам не стыдно, друг мой и благодетель, Макар Алексеевич, так закручиниться и закапризничать. Неужели вы обиделись! Ах, я часто бываю неосторожна, но не думала, что вы слова мои примете за колкую шутку. Будьте уверены, что я никогда не осмелюсь шутить над вашими годами и над вашим характером. Случилось же это всё по моей ветрености, а более потому, что ужасно скучно, а от скуки и за что не возьмешься? Я же полагала, что вы сами в своем письме хотели посмеяться. Мне ужасно грустно стало, когда я увидела, что вы недовольны мною. Нет, добрый друг мой и благодетель, вы ошибетесь, если будете подозревать меня в нечувствительности и неблагодарности. Я умею оценить в моем сердце всё, что вы для меня сделали, защитив меня от злых людей, от их гонения и ненависти. Я вечно буду за вас бога молить, и если моя молитва доходна к богу и небо внемлет ей, то вы будете счастливы.

Я сегодня чувствую себя очень нездоровою. Во мне жар и озноб попеременно. Федора за меня очень беспокоится. Вы напрасно стыдитесь ходить к нам, Макар Алексеевич. Какое другим дело! Вы с нами знакомы, и дело с концом!.. Прощайте, Макар Алексеевич. Более писать теперь не о чем, да и не могу: ужасно нездоровится. Прошу вас еще раз не сердиться на меня и быть уверену в том всегдашнем почтении и в той привязанности, с каковыми честь имею пребыть наипреданнейшею



и покорнейшею услужницей вашей



Варварой Доброселовой.



Ребята внимательно прочитывают тексты.





  1. Слово учителя:

Какого жанра текст перед вами, ребята? (письмо)

А по каким признакам вы это поняли? (есть обращение, имя написавшего письмо (не всегда), сообщение какой-либо информации, рассказ о своих чувствах)

Совершенно верно, ребята! Перед вами письма из произведений римского философа 1 века н.э. Сенеки, поэта А.С. Пушкина и писателя Ф.М.Достоевского. Отличительные признаки письма вы тоже назвали правильно (слайд 1). А тема нашего урока – это умение писать письма, но не те, которые вы и так уже умеете создавать, общаясь в Интернете, а те, которыми человечество пользовалось ещё в древности. Тогда они служили единственным способом передачи информации и чувств человека.





4. Письмо за последнее время пережило ряд интересных изменений, схему которых мы сейчас постараемся нарисовать. Давайте начнём с классического письма.



Его функции мы с вами уже обозначили. Информативная и передача эмоций. Какая информация содержится в письмах, которые вы только что прочитали? Какие чувства и эмоции передаются в этих письмах? (ответы учащихся)

Письмо (информативная и передача эмоций)

Долгое время, как уже говорилось, письмо служило единственным источником сообщения между людьми. Но потом информативную функцию перенял у письма аппарат, созданный в начале 20 в. Кто скажет, о каком аппарате идет речь? (телефон). Какую функцию письма берет на себя телефон? Воспользуюсь ли я сейчас письмом, если мне надо передать какую – либо информацию? (нет, телефон берёт на себя информативную функцию). А как же быть с функцией передачи эмоций? Ведь зачастую горазда легче написать о том, что чувствуешь, чем сказать об этом (за письмом осталась функция передачи эмоций).

Письмо (передача эмоций) и телефон ( информативная) →

И, наконец, сейчас, после создания мобильных телефонов, вообще наблюдается интересная ситуация. Куда же, ребята, сейчас делось письмо? Кто догадался? ( Письмо ушло в телефон). Какие у него функции, ребята? Для чего служит вам письмо в телефоне? (для общения). Да, по сравнению с письмом прошлого нынешнее смс заменяет собой иногда живое, непосредственное общение. Письмо в телефоне играет важнейшую коммуникативную роль. Вот какая схема получилась у нас, ребята. (Слайд 2).

Письмо (информативная и передача эмоций) → телефон (информативная) и

Письмо (передача эмоций) → письмо в телефоне (коммуникативная).



5. Из вас, ребята, я думаю, все могут общаться при помощи смс. Но все ли могут писать настоящие письма??? Попробуем сейчас написать письмо самому дорогому для вас человеку – маме. Представим, что ваша мама уехала куда – то далеко, где нет Интернета и вышек сотовой связи. А чтобы вам было немного легче, предлагаю работать согласно такой форме: (Слайд 3)

Здравствуй, мама!

Как твои дела? Как твоё здоровье? Чем ты занималась на этой неделе?

У меня всё …………… . Я хожу в ………… . Получаю одни………… . Сегодня я встал(а)………. Пошла …….. У нас был интересный………………. Было так……………. Я хочу тебе рассказать о ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Мама, я мечтаю о ……………………… Я очень хочу, чтобы ты……………………………………………………………………………………………………………………………………………

Твой (я) ……………………………сын (дочь).





Ребята работают с карточками.

Некоторые ученики зачитывают свои письма.



6. Письма, написанные вами сейчас, отличаются от тех посланий, которые вы создаёте в Интернете. Ведь вы пользуетесь совершенно иным языком. Посмотрим, каким. (Слайд 4)



Чо

Что

Чел

Человек

Тибе

Тебе

Мине

Мене

Жисть

Жизнь

Грю

Говорю

Накернилось

Накрылось

Короч

Короче

Пацанчег

Мальчик

Типа

--------

Ето

Это

Ща

Сейчас

В натуре

Действительно

Низя

Нельзя

Реально

Действительно

Тада

Тогда

Мож

Можно

Йа

Я

Вапче

Вообще



А теперь следующее упражнение: переведите, пожалуйста, письмо маме на язык ICQ или «аськи». Посмотрим, что из этого получится.

Учащиеся зачитывают комичные письма. Как вы думаете, ребята, сможет ли вас понять ваша мама, если вы пришлёте ей такое письмо? Удобно ли вам писать послание на таком языке самому дорогому для вас человеку, которого вы уважаете и любите?



7. Домашнее задание: ребята, недавно мы отпраздновали годовщину победы в Великой Отечественной Войне. Очень часто мы устно обращаемся к войнам прошлого со словами благодарности, но сегодня мы постараемся высказать своё уважение в письме. Попробуйте создать письмо в 1941-й год… Каким языком вы будете пользоваться? Уместен ли будет здесь язык современного письма в телефоне? (нет). Да, язык смс здесь будет неприемлем, ведь вы будете писать послание в другую эпоху, своим прапрадедушкам и прапрабабушкам, которые в тяжелейшие годы своей жизни ценили и любили свою Родину и свой родной русский язык.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Лучший урок письма

Автор: Диденко Екатерина Валерьевна

Дата: 29.09.2017

Номер свидетельства: 430225

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Разработка урока  «Письмо как одна из разновидностей текста» в 6 классе"
    ["seo_title"] => string(71) "razrabotka-uroka-pis-mo-kak-odna-iz-raznovidnostiei-tieksta-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "320470"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461080756"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Урок письма на тему "Рукописное кружево". Школа 2100 "
    ["seo_title"] => string(54) "urok-pis-ma-na-tiemu-rukopisnoie-kruzhievo-shkola-2100"
    ["file_id"] => string(6) "149794"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420303895"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Технологическая карта урока письма "
    ["seo_title"] => string(40) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-pis-ma"
    ["file_id"] => string(6) "122389"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414236144"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Урок письма в 1 классе по темt: " Буква ы". "
    ["seo_title"] => string(40) "urok-pis-ma-v-1-klassie-po-tiemt-bukva-y"
    ["file_id"] => string(6) "244468"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445946980"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "доклад на МО " Словарная работа на уроках письма и развития речи у младших школьников""
    ["seo_title"] => string(91) "doklad-na-mo-slovarnaia-rabota-na-urokakh-pis-ma-i-razvitiia-riechi-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "312369"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459337600"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства