kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока «Письмо как одна из разновидностей текста» в 6 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка проведения урока письма

на Всероссийский конкурс «Лучший урок письма - 2016"

 Евстегнеева Светлана Константиновна, учитель русского языка и литературы.

Класс: 6

Тема: Письмо как одна из разновидностей текста.

Тип урока: урок развития речи

Дидактическая цель: формирование новых знаний: зачем, о чем и как писать письма.

Цели:

1. возродить традицию русского эпистолярного жанра;

2. развивать навыки правильного написания письма;

3. формировать практические навыки правильного заполнения конверта;

3. развитие важных психологических характеристик личности учащихся;

4. интереса к изучению русского языка;

5. способностей к общению, умению письменно излагать свои мысли;

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать интерес к эпистолярному жанру.

2. Воспитывать любовь к родному языку.

 Средства работы: тетради, доска, конверты, стенд с картинами, раздаточный материал (карточки, тесты)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока «Письмо как одна из разновидностей текста» в 6 классе»

Методическая разработка проведения урока письма

на Всероссийский конкурс «Лучший урок письма - 2016»

____________________________________


Евстегнеева Светлана Константиновна, учитель русского языка и

литературы.

_________________________________________

Класс: 6

Тема: Письмо как одна из разновидностей текста.

Тип урока: урок развития речи

Дидактическая цель: формирование новых знаний: зачем, о чем и как писать письма.

Цели:

1. возродить традицию русского эпистолярного жанра;

2. развивать навыки правильного написания письма;

3. формировать практические навыки правильного заполнения конверта;

3. развитие важных психологических характеристик личности учащихся;

4. интереса к изучению русского языка;

5. способностей к общению, умению письменно излагать свои мысли;

Воспитательные задачи:

1 .Воспитывать интерес к эпистолярному жанру.

2. Воспитывать любовь к родному языку.

Средства работы: тетради, доска, конверты, стенд с картинами, раздаточный материал (карточки, тесты)

Эпиграф к уроку: «Напиши мне письмо, хоть две строчки всего, чтобы я иногда прочитать мог его» (слова из песни написать на доске) слайд 2


Ход урока


I. 1. Приветствие, эмоциональный настрой на работу.

На столе у каждого ученика лежат смайлики, выражающие различные эмоции.





- Добрый день! Я рада вас видеть вновь на уроке русского языка. Прежде чем начнётся урок, мне бы хотелось узнать: с каким настроением вы сегодня пришли в этот класс?  В этом вам помогут забавные смайлики. Выберите смайлика, который соответствует вашему настроению.

- Молодцы! А теперь улыбнитесь друг другу. От улыбки всем становится светлее. 

2. Создается проблемная ситуация.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Перед вами картины и эпиграф к нашему сегодняшнему уроку. Прочитайте эпиграф.

- Какое здесь слово будет ключевым?

-Как вы думаете, о чём пойдет речь? Чему будет посвящен наш урок? (письму)

Что вы научитесь делать? Сформулируйте тему и цели нашего урока.


- Вы писали кому-нибудь письма? Что сообщается обычно в письмах?

Конечно же, каждому человеку в жизни приходится получать и отправлять письма. И сегодня на уроке мы познакомимся с эпистолярным жанром. Узнаем, как правильно написать письмо, какие виды письма бывают. Научимся подписывать конверт, и напишем сочинение-миниатюру в виде письма.

Откройте тетради, запишите число, эпиграф. Слайд 3


II. Введение в тему урока. Организация по исследованию проблемной ситуации.

  1. Беседа.

- Какие современные способы передачи информации вам известны?( одно из них письмо) А ещё какие способы вы знаете? Запишите их себе в тетрадь.

-В ваших глазах я вижу недоумение: зачем нам знакомиться с эпистолярным жанром, ведь в век электронной почты и мобильной связи этот жанр становится неактуальным. С этим трудно спорить, но скажите. Вы любите получать письма от родных и близких? Вам нравится их читать? Слайд 4

- А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? (Им не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо , словно разговариваешь с близким тебе человеком)

2. Словарная работа.

-Давайте выясним, что такое письмо, его этимологию. А поможет нам в этом самая умная книга - “Словарь”. Найдите, пожалуйста, в словаре слово “эпистола”.



На экране:

Эпистола,-ы,ж.( греч. epistole

Эпистолярный,-ая (фр. йpistolaire

1. Относящийся к частной переписке, письмам. Эпистолярное наследие писателя. 2. Имеющий форму переписки.

Эпистолярная литература (от греч. epistole — письмо),

  1. Изданные письма частного характера.

  2. Совокупность произведений, использующих форму письменного обращения к другому лицу.

3. Работа в тетради.

- Запишем в тетрадь новые слова: эпистола, эпистолярный, эпистолярная литература.

- В красную книгу отечественной культуры запишут скоро некогда процветавшее в России эпистолярное искусство, то есть умение писать письма. Современный интеллигентный молодой человек не стесняется произнести: “Я не умею писать писем, лучше я вам по телефону позвоню…” Ему и в голову не придёт, что сознаваться в этом почти так же неприлично, как если бы он бесхитростно объявил: “Я, знаете ли, прочитать этого не сумею: грамоты не одолел…” Это факт: утрачено искусство писать письма, никто не занят обучением этому искусству. Писание писем, к которому человек приобщается с детства – прекрасная школа грамотности. Да и не только грамотности, но и драгоценного умения человеческого общения. Наши соотечественники, жившие в прошлом или в начале XX века, умели и любили писать письма. Писали много, с упоением, с любовью к тем, кому они посылались.

III. Актуализация знаний учащихся.

1. - Ребята, как вы думаете, зачем пишут письма? Почему в наше время письма являются ценностью?

- Какие виды писем вы знаете? Слайд 5





Проецируется на экране таблица:

Официальное


Деловое Письмо Личное

  1. Благодарственное письмо

  2. Письмо - извинение

  3. Дружеское письмо

  4. Письмо - просьба

  5. Письмо - поздравление

  6. Письмо-поддержка

  7. Письмо - рассказ



Письмо - это исторический документ, память о прошлом. Авторы писем высказывают свои мысли и чувства, свое отношение к людям, к которым обращались. Слайд 6


Сегодня мы будем говорить о личном письме.


-Как вы понимаете само определение – личное письмо?

(Личное письмо - это общение, беседа, значит, можно использовать разговорный стиль. Письмо может быть написано и в стихах, значит, приемлем и художественный стиль. Таким образом, в личном письме может присутствовать синтез элементов различных стилей).

Запишите виды личного письма.

  1. Правила заполнения конверта.

  1. Практическая работа.

- Очень часто бывают случаи, когда письмо не находит своего адресата. Как вы думаете, почему это письмо не дошло? (Показывается конверт, на котором написано: на деревню дедушке.)

- А теперь приступим к заполнению конверта. Слайд 7

- В левом верхнем углу заполняется строка от кого это письмо, ниже указывается адрес отправителя и индекс почтового отделения.

- А вы знаете индекс нашего почтового отделения? Это своего рода цифровой код, которому соответствует определенный населенный пункт.

- В правом нижнем углу вы должны написать, кому адресуете письмо, а ниже куда, в какой населенный пункт, указав при этом его индекс. В каждом почтовом отделении есть справочник, где можно уточнить индекс каждого населенного пункта России. Если вы правильно всё заполните, то ваше письмо обязательно дойдет до адресата.

Заполнение конверта.

2. Лексическая работа.

– А кто же такой адресат? Чтобы правильно ответить на этот вопрос обратимся к нашему помощнику – словарю.

Слайд 8. На экране:

1. Адресат, а, м., одуш. [нем. Adressat]. Лицо, получающее почтовое или телеграфное отправление, получатель

2. Адресант, а, м., одуш. [нем. Adressant]. Лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление, отправитель 

- Как называются слова, похожие по звучанию, но разные по значению и написанию? (паронимы). В речи нельзя допускать употребление одного из паронимов вместо другого. Давайте эти слова тоже запишем себе в тетрадь (адресат, адресант).

V. Правила составления письма.

-Письмо пишется по определенному плану. Делится на части, которые имеют своё название. Слайд 9

1.Любое письмо должно правильно составляться автором, и мы должны соблюдать правила.

-приветствие;

-вступление;

-основная часть;

-заключение;

-подпись;

-дата.

- Есть слова, без которых не может начинаться и заканчиваться письмо.

- Какие это слова? (Здравствуйте! Привет! До свидания! До новых встреч!..)

- Как вы думаете, если ли правила составления письма и его написания?

Возьмите тесты и попробуйте составить эти правила.

- Предлагаю вам ответить на вопросы теста (раздаются листочки с напечатанным текстом):

1. письмо должно начинаться с ….

2. Обращение обычно пишут где ….

3. нужно соблюдать все ……. построения письма: …..,вступление, …..,заключение,……..подпись,…..

4. Ответ на письмо следует отправлять не позднее ….. дней после получения.

5. Почерк должен быть каким ….

6. Писать карандашом можно, нельзя, в исключительных случаях (подчеркните правильное)

7. Бумага должна быть какой ….

8. Чистый неизмятый конверт подписывать как …

9.Письмо должно быть написано без….и…..

10. Нельзя чужие письма…..и….. (Итоги теста)

После проверки всем на память раздаются памятки правил написания.


- Давайте поговорим о правилах написания письма.

- Поднимите руки те, у кого из вас есть друзья, живущие не в вашем городе?

- Вы писали письма, не СМС, а письма? Значит, вам приходится общаться с помощью писем.

- О чем можно написать в письме другу? (школьные дела, повседневная жизнь, увлечения и занятия, события семейного значения, что вас волнует и т.д.)

-Перед вами письмо. Прочитайте, подумайте, отвечает ли оно требованиям, предъявленным к написанию письма. Как можно было бы теплее закончить письмо?


«Здравствуй, бабушка!

У меня всё нормально. Родители купили мне новый велосипед. В выходные мы ездили в лес за ягодами и грибами. Я нашла подберёзовик и несколько груздей.

До свидания. Наташа»

2. Физминутка для глаз. Включается музыка. Слайд 11

VI. Творческая дифференцированная работа в группах.

- Каждый из вас, наверное, писал уже письма. А насколько правильно, мы сегодня узнаем. Мы с вами уже познакомились с правилами составления письма. Напомните, пожалуйста, эти правила. (Один ученик отвечает)



1 группа. Написать письмо-поздравление первой учительнице;

2 группа. Написать другу письмо-рассказ о чём-нибудь интересном;

3 группа. Написать письмо президенту.

Учащиеся работают в группах, выбирая слова подсказки:

«Дорогая …

Уважаемая …

С приветом …

Хочу рассказать тебе о …

Заранее благодарен …

Напиши мне о…

С нетерпением жду ответа».

VII. Чтение работ. Обсуждение писем, написанных учащимися.

VIII. Отработка орфографических навыков. Закрепление изученного в форме занимательной грамматики.

- Молодцы! Вы справились с заданием.

- Сейчас я вам расскажу историю одного письма.

Саша всё лето провел в деревне, а его старшая сестра Маша – в городе. Однажды Саша написал сестре письмо следующего содержания.

На экране.



Здравствуй, Маша!

В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Дед меня будет рыбу ловить рано утром. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса. Там я нашел небольшой грип грусть.

- Как вы думаете, все ли поняла Маша из этого письма? Почему?

- Давайте, ребята, поможем Саше разобраться, в чём же его ошибки? Запишите текст письма Саши, исправляя ошибки.

Взаимопроверка работ учащимися.

На экране проецируется исправленное письмо Саши.

IX. Подведение итогов урока.

- С какими новыми словами мы познакомились сегодня на уроке? Что такое письмо? Какие виды писем бывают? О каком письме говорили на урок? Какие правила должны соблюдаться при написании письма? Как правильно заполняется конверт?

X. Домашнее задание с комментариями.

- Возьмите конверты, которые лежат перед вами, подпишите их так:

В графе КОМУ – напишите свою фамилию, свой адрес.

В графе от КОГО - свою фамилию и свой адрес.

А письмо будет называться так: «Письмо из прошлого. 2016 год»


Напишите в этом письме, о чём вы сейчас мечтаете, кем вы хотите стать. В кого вы может быть влюблены. С кем дружите. Всё что считаете важным, но при этом соблюдайте правила написания письма. Не забудьте поставить дату. Запечатайте конверт. Эти письма я сохраню и раздам вам их на последнем звонке в 11 классе.


XI. Рефлексия.


- Ребята, нарисуйте себя после того, что вы усвоили после изучения данной темы, на одной из ступенек лестницы:


1 – испытываю затруднения;


2 – усвоил новые знания, но мне нужна помощь;


3 – усвоил новые знания и готов самостоятельно применять их на практике.







3




2



1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 4 города Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан






На Всероссийский конкурс «Лучший урок письма – 2016»





Номинация «Методическая разработка проведения урока письма»





Тема урока

«Письмо как одна из разновидностей текста»






Разработку составила:


Евстегнеева Светлана

Константиновна,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ ООШ №4

г.Ишимбай.












2016 год



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока «Письмо как одна из разновидностей текста» в 6 классе

Автор: Евстегнеева Светлана Константиновна

Дата: 19.04.2016

Номер свидетельства: 320470


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства