Цель: знакомство с прописью, тетрадью № 1, правилами посадки, положением руки и ручки. Упражнение в пространственной ориентации на листе тетради.
Задачи: 1. Развивать мелкие мышцы руки, наблюдательность, внимание, графическую зоркость.
2. Воспитывать интерес к предмету, культуру письма, любовь к народным промыслам, трудолюбие.
Оборудование: выставка предметов народного промысла: хохлома, гжель, вологодские кружева, расшитые скатерти, рушники и др.; прописи учащихся, ручки; лучшие прописи учащихся прошлых лет, плакат «Пиши правильно».
Ход урока.
- Орг. момент.
- Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
II. Вводная беседа.
- Ребята, сейчас мы проведём урок письма. На партах у вас ручки, тетради, прописи – это то, что вам нужно, чтобы начать учиться писать.
- Посмотрите внимательно на доску, стол. (Учитель показывает изделия народного промысла).
- Как вы думаете, какие должны быть руки у людей, создавших эти творения, не оставившие наши сердца равнодушными?(Добрые, ласковые, золотые и др.)
- А теперь посмотрите на тетради мох прежних учеников. (Показываю лучшие прописи, тетради).
-Ребята, вам понравились тетради? Как в них написано?
-Можно ли сказать про руки этих ребят, что они тоже золотые? Почему?
- Хотелось бы вам научиться так же красиво писать?
- Вот и давайте учиться, чтобы в будущем ваши руки тоже можно было назвать золотыми. Мы тоже будем учиться плести кружева. Но наши кружева будут необыкновенными – кружева из букв!
- Такие волшебные кружева, с помощью которых вы сможете доставить радость родителям, учителю, друзьям, себе, вы сможете плести с помощью шариковой ручки и тетрадного листа. Кружевами – буквами заполнены все тетради. Это целая волшебная страна букв.
- И вот в эту сказочную страну мы с вами отправимся в путешествие, будем в ней знакомиться с её прекрасными обитателями – буквами. Будем узнавать как они пишутся, и сами своей рукой будем учиться их красиво писать. В конечном итоге вы и сами, каждый в своей тетради, создадите свою сказочную страну. Итак, в путь! Но хочу ещё сказать, что на пути нам будут встречаться трудности. Вы готовы их преодолевать?
- Знакомство с инструментами для письма.
- – Прежде всего давайте рассмотрим дорожку, по которой мы будем двигаться при обучении письму. (Учитель просит рассмотреть тетради. Дети знакомятся с тетрадью и её внешним видом, выделяют обложку, страницы. Особое внимание уделяется знакомству с разлиновкой строчкой.)
Учитель объясняет назначение горизонтальных линий в тетради:
- верхняя дополнительная строчка;
- верхняя линия рабочей строки;
- нижняя линия рабочей строки;
- нижняя дополнительная строчка.
2. Физкультминутка.
- Проверим, все ли вы готовы учиться письму, насколько вы внимательны, послушны ли ваши руки.
Упражнения: махи руками вверх, вниз, вправо, влево. Правая рука – влево, левая рука – вправо. Левая рука – вверх, правая – вниз.
Работа на с. 1 прописи. Упражнения в пространственной ориентации на листе тетради.
– Что вы видите в верхнем левом углу? (Лягушку.)
- Что расположено на середине?
- Что нарисовано на нижней строчке?
3. Знакомство с правильной посадкой. Демонстрируется плакат.
- При правильной посадке ученик сидит прямо, грудь не касается стола, оба плеча – на одной высоте. Голова немного наклонена к столу, но остается в прямом положении без поворотов вправо или влево. Расстояние от глаз до тетрадки или книги – 20–30 см. Ноги
согнуты в коленях под прямым углом, опираются всей ступней на пол или подставку для ног. Руки лежат на столе так, чтобы локти слегка выступали за край стола и находились на расстоянии около 10 см от туловища. Расстояние между грудью и краем стола 5 см.
4. Знакомство детей с шариковой ручкой.
– Писать мы будем шариковой ручкой, но для этого нужно знать, как она устроена, как ее нужно держать при письме.
Внутри ручки вставлена трубочка с густой темной краской – пастой. Паста темного цвета для того, чтобы все, что напишем, было хорошо видно на белой бумаге. А чтобы паста не вытекала, внизу в трубочку вставлен маленький, как маковое зернышко, шарик,
поэтому ручка и называется шариковой. Когда мы поведем ручкой по бумаге, шарик покатится и будет оставлять на бумаге темный след пасты. Прокатится шарик по бумаге, оставит след, а сам станет чистым, повернется на другой бок, а там его из трубочки паста опять смажет. Так шарик все время и поворачивается, с одной стороны смазывается пастой, а с другой стороны сам пишет по бумаге. Но для этого он должен хорошо поворачиваться. Поэтому на шарик нельзя сильно нажимать. Если сильно нажать на шарик, он спрячется в трубочку, не сможет поворачиваться, и ручка не будет писать. Значит, шариковой ручкой нужно писать почти без нажима, легко - легко, только водить по бумаге. Тогда шарик будет
свободно поворачиваться и писать.
5. Физкультминутка на развитие мелкой мускулатуры кистей рук.
Поочередный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней и внутренней стороне, начиная с большого. После массажа кисти рук интенсивно растираются, а затем
встряхиваются. Повторяется название каждого пальчика.
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал!
6. Знакомство с положением руки и ручки при письме.
– Но для того, чтобы шариковая ручка хорошо писала, надо правильно держать ее в руке. Держать ручку правильно нелегко, но обязательно нужно научиться, а иначе у вас не получатся красивые буквы, и рука будет уставать. Возьмите ручку в правую (леворукие дети – в левую) руку и положите ее на первый сустав среднего пальца (показать), а верхний конец – на косточку 3го сустава указательного пальца (показать). Ручка должна обязательно упираться в косточку указательного пальца, а не сваливаться в ямку между большим и указательным пальцами. Прижмите ручку слева большим пальцем (показать). Указательный палец на ручку пока не опускайте. Проверьте, хорошо ли держится ручка без указательного пальца (проверить). Опустите указательный палец сверху на ручку (показать). Поднимите! опустите! Не участвующие в работе два пальца подогните к ладони, чтобы они не мешали первым трем пальцам (проверить). Положите ручку на место. Возьмите ее еще раз! Проверьте друг у друга, правильно ли вы держите ручку (проверить).
Задание. Обведение шариковой ручкой рисунков. Раскрашивание детьми рисунков при соблюдении правильной посадки и положения ручки. (Задание в тетради).
Физкультминутка.
- Чтение учителем сказки «Левая и правая рука».
Однажды проснулась правая рука в плохом настроении и, хлопнув ладонью по столу, закричала, что есть мочи:
– Все, хватит, надоело! Почему я одна работаю, почему я должна ходить в замарашках, почему все обиды только я одна должна терпеть? А ты, сестра, всегда ходишь нарядная, трудную работу на меня перекладываешь: я и тяжести ношу, и письма пишу, и еду готовлю, и пыль вытираю, а ты ходишь за мной, как белоручка. Какая от тебя польза? Вот и сейчас нам принесли «шубки» на зиму. Моя, как всегда,
очень скоро превратится в грязную и рваную, а твоя «шубка» всю зиму будет сверкать, как новенькая. Не хочу больше терпеть несправедливого отношения к себе. Уходи, я без тебя обойдусь.
Заплакала левая рука и произнесла сквозь слезы:
– Вспомни, как мы в детстве любили друг друга, как перебирали пальчиками перед сном, гремели погремушкой, качали куклу. Просто я не такая сильная, как ты, и в этом я не виновата. Ты сама все время отбирала у меня все: и игрушки, и карандаши, и лопатку, а я тебе только помогала. А ты меня за доброту обижаешь.
– Хватит, – сказала правая рука. – Не хочу тебя больше слушать. Сейчас приготовлю прощальный обед, посидим напоследок, и ты уйдешь.
Правая рука стала сливать воду из кастрюли с горячей картошкой.
Не удержала кастрюлю без своей помощницы – левой руки – и вылила кипяток на себя. «Ой, ой, ой! – взвизгнула она. – Как больно!»
Сестричка ее, левая рука, быстро открыла кран с холодной водой и облила обожженные пальцы бедняжки. Долго она ухаживала за ней: лечила, кормила, поила – пока правая рука не выздоровела.
Поняла она тогда, что нельзя ссориться с близкими, что сестра ее, левая рука – очень большой помощник, и любить ее надо не только за помощь, а просто за то, что она всегда рядом и с ней теплее жить на свете.
- Итог урока.
- Что нового вы сегодня узнали? Чему научились?
- Детям предлагается посмотреть тетради друг друга, оценить выполненную работу: точность проведенных линий, аккуратность закрашивания.