- проверить знания учащихся по правописанию приставок; прививать интерес к изучению родного языка;
- способствовать активизации мыслительной деятельности уч-ся; развивать интеллект, внимание, память, воображение; - создать условия для воспитания любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.
УУД:
Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию, структурируют знания, выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно – следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям)
Коммуникативные: сотрудничают с учителем, со сверстниками, доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи; читают и понимают лингвистический текст, составляют собственные тексты делового стиля.
Личностные: принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности, понимают личностный смысл учения, усваивают правила здорового образа жизни
Регулятивные: обучающиеся ставят цели учебной деятельности и ищут средства ее осуществления, контролируют правильность выполнения заданий
Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная, коллективная, индивидуальная
- Методы обучения: словесный, метод учебных дискуссий, частично-поисковый
Оборудование: карточки с заданиями, грамоты для награждения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Лингвистический турнир «Знатоки русского языка»»
Лингвистический турнир «Знатоки русского языка»
Класс: 5
Тип урока: урок-игра
Цель проведения:
- проверить знания учащихся по правописанию приставок; прививать интерес к изучению родного языка;
- способствовать активизации мыслительной деятельности уч-ся; развивать интеллект, внимание, память, воображение; - создать условия для воспитания любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.
УУД:
Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию, структурируют знания, выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно – следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям)
Коммуникативные: сотрудничают с учителем, со сверстниками, доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи; читают и понимают лингвистический текст, составляют собственные тексты делового стиля.
Личностные: принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности, понимают личностный смысл учения, усваивают правила здорового образа жизни
Регулятивные: обучающиеся ставят цели учебной деятельности и ищут средства ее осуществления, контролируют правильность выполнения заданий
Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная, коллективная, индивидуальная
- Методы обучения: словесный, метод учебных дискуссий, частично-поисковый
Оборудование: карточки с заданиями, грамоты для награждения.
ХОД ИГРЫ
Оргмомент.
Мотивация учебной деятельности
Вступительное слово учителя:
- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня в рамках проведения недели творчества мы с вами проведем лингвистический турнир знатоков русского языка. - Представляем наши команды. (представление команд) - Жюри будет следить за ходом нашего турнира. (представление жюри) - Наш турнир будет состоять из девяти туров. За каждый правильный ответ вы будете получать 5 баллов. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, является победителем и знатоком русского языка. Итак, начинаем.
3. Игра
Первый тур «Представление» (название, девиз, эмблемы)
Второй тур «Разминка».
Команды по очереди отвечают на 5 вопросов.
1 команда "Знатоки"
1)В каком слове сорок а? (сорока)
2)Как называют звуки, состоящие только из голоса? (гласные)
3)Как каплю превратить в цаплю? (поменять первую букву)
4)В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? ( суббота)
5)Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?
2 команда"Лингвисты".
1)Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Алла, Анна)
2)В каком глаголе нет слышится сто раз? (стонет)
3)Сколько слогов в слове да? (1)
4)Эта часть речи обозначает признак предмета.
5)Название этого месяца рифмуется со словом «капель».
3 КОМАНДА "Фантазеры"
1)Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (Точка)
2)Как можно превратить слово семя в слово семья?
3)Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звуки? (2)
4)В предложении есть главные члены предложения и … (Второстепенные)
5)Как называются слова противоположные по смыслу? (Антонимы)
Слово жюри.
Третий тур "Теоретический"
1. Раздел науки о языке, изучающий состав и образование слов, называется (словообразование)… или (морфемика)…. 2. Слово состоит из( корня…, приставки…, суффикса…,окончания …, основы)…. 3. Значимая изменяемая морфема, стоящая в конце слова и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, называется…(окончание) 4. Часть слова без окончания называется (основа)…. 5. Значимая неизменяемая морфема, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов, называется (приставка)… 6. В корне кас – кос пишется А, если (за корнем стоит суффикс А)… 7. Приставки на-, за-, по-, во-, в-, об-, от-, под-, перед-, пере-, с-, со-, обо-, ото, до- всегда пишутся … 8. В русском языке нет приставки (-З- сделать, сбросить…)
9.Каждое слово состоит из значимых частей .Это - ….(морфемы).
Четвертый тур «Фонетический»
Ведущий: Королева Морфемика
Живут на свете, людям помогая, Приставки ВОЗ-, ИЗ-, ЧЕРЕЗ-, РАЗ-, и БЕЗ-, Но если звук глухой согласный их встречает, Мы пишем их лишь с буквой «ЭС».
Глухие звуки – это непоседы, Они спокойно не желают жить. Они мечтают звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить.
Ты запомни, что приставки ВОЗ-, ИЗ-, РАЗ-, БЕЗ- и ЧЕРЕЗ- Перед согласными глухими Всегда меняют З на С.
Задание: Внимательно рассмотрите примеры, попытайтесь сформулировать правило правописания приставок, используя знания фонетики.
Образуйте из предложенных словосочетаний с предлогом словосочетания без предлога, преобразовав предлог в приставку, помните о правильном написании приставок на З-С
Предлоги
Приставки
Небо без звёзд –– ночь без сна ––
человек без страха ––
даль без предела ––
жидкость без цвета ––
роза без шипов ––
человек без чувств––
переход без опасности ––
жизнь без печали––
ребёнок без вины ––
беззвёздное небо
Какой вывод необходимо сделать, если сравнить правописание омонимичных предлогов и приставок?
Слово жюри.
Восьмой тур «Загадочный»
Задание: отгадать загадки.
1. Он на вокзале есть всегда, К нему приходят поезда, Двойное р содержит он, А называется… (перрон)
2. Загадка эта нелегка: Пишусь всегда через два к. И мяч, и шайбу клюшкой бей, А называется….(хоккей).
3. На большие расстояния Мчится он без опоздания, Пишется в конце два с Называется …(экспресс).
4. Я антоним к слову зной, Я в реке, в тени густой, И в бутылке лимонада, А зовут меня…(прохлада).
5. Я от солнца, от огня, Яркий луч несет меня, Но бывает смысл иной: Весь огромный шар земной. (свет)
6. Я – все то, что есть на свете, Все народы на планете,
Мой омоним – враг войны, Друг труда и тишины. (мир)
Слово жюри
Девятый тур «Скороговорочный».
Задание: каждая команда хором произносит скороговорку.
1 команда:
Вёз корабль карамель,
наскочил корабль на мель.
И матросы две недели
карамель на мели ели.
2 КОМАНДА:
Знают Рома и Егор
Не съедобен мухомор.
Не смотря на красоту
Не годится он в еде.
3 КОМАНДА:
В сале у кота усы
Кот наелся колбасы.
Сидит на стуле сытый кот
И серой лапкой ротик трёт.
Десятый тур «Конкурс капитанов»
Игра «Собери словечко» ( рми - мир)
рпи
(пир)
пра
(пар)
опл
(пол)
кушпа
(пушка)
тухпе
(петух)
кугенру
(кенгуру)
длеп
(плед)
плеча
(пчела)
тышкамар
(мартышка)
сылесоп
(пылесос)
биьилундк
(будильник)
дашкаран
(карандаш)
Подведение итогов
Слово жюри, итоговый счет, объявление победителя, вручение медали.
Итог. Рефлексия
Выучи русский язык. Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре,
- Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий, Он переводчик, он проводник. Если штурмуешь познание кручи- Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого, Пушкинской лирики чистый рудник Блещут зеркальностью русского слова. Выучи русский язык!
Резерв
Пока команды справляются с заданием для зрителей викторина:
Какую часть слова можно найти в земле? (корень)
[ж] звонкий или глухой? (звонкий)
В начале слова буква ё обозначает? (два звука)
Гласных букв 10, а гласных звуков (6)
Назовите первую букву алфавита (а)
Чем кончается день и ночь? (ь)
Принятый порядок расположения букв называется (Алфавит)
Сколько всегда мягких согласных в русском языке? (3) ( ---- Ч,Щ,Й)
Знак для обозначения звуков на письме. (Буква)
Сколько пар по звонкости – глухости в русском языке? (6)
Для жюри
4 тур Фонетический
Приставки ВОЗ-, ИЗ-, РАЗ-, БЕЗ- и ЧЕРЕЗ- Перед согласными глухими Всегда меняют З на С.
Правильно расставьте ударение в предложениях
Семена гвоздики похожи на гвоздики.
Купи соли и соли капусту.
На дороге вижу сорок резво скачущих сорок.
Солнце село за село.
Замок был закрыт на замок.
Огородное пугало всех пугало.
Сорваться в пропасть – значит пропасть.
10 тур.Конкурс капитанов
рпи
(пир)
пра
(пар)
опл
(пол)
кушпа
(пушка)
тухпе
(петух)
кугенру
(кенгуру)
длеп
(плед)
плеча
(пчела)
тышкамар
(мартышка)
сылесоп
(пылесос)
биьилундк
(будильник)
дашкаран
(карандаш)
Задание: команды получают карточки, где вертикально записаны слова. К каждой букве этого слова нужно подобрать
другие слова, относящиеся к разным частям речи, не повторяясь.