- углубление знаний в области теории и практики русского языка;
- расширение лингвистического кругозора;
- стимулирование интереса к обучению и самообучению;
- подготовка к будущей профессиональной деятельности.
Примечание: мероприятие может быть проведено в старших классах общеобразовательной школы с учётом уровня подготовленности обучающихся в области русского языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
углубление знаний в области теории и практики русского языка;
расширение лингвистического кругозора;
совершенствование навыков самостоятельной работы обучающихся;
стимулирование интереса к обучению и самообучению;
подготовка к будущей профессиональной деятельности.
Содержание методической разработки:
Сценарий.
Ответы на конкурсные задания (Приложение 1).
Объяснение терминов (Приложение 2).
Примечания
Мероприятие может сопровождаться презентацией по желанию организаторов.
Объяснение терминов (логогриф, метаграмма, шарада) можно давать устно, можно представить в распечатанном виде или на слайде.
Светлоград, 2015г.
Турнир знатоков русского языка
Ведущий:
- Добрый день! Сегодня мы проводим своеобразный смотр знаний по русскому языку. Три группы: 1«А», 1«Б» и 1 «В» – командировали лучших студентов, будущих учителей начальных классов, на эту встречу, которая носит одновременно и серьезный, профессиональный, и развлекательный характер. Как и всякая другая наука, лингвистика требует глубоких и прочных, серьезных, знаний, но демонстрировать эти знания мы будем в неофициальной обстановке, вне урока, многие задания имеют игровой и занимательный характер, поэтому, надеемся, что и участники турнира, и болельщики, и члены жюри испытают положительные эмоции.
- Представляем членов жюри…
А теперь каждая команда имеет возможность представить себя болельщикам и членам жюри…
Наша игра (слайд 1) называется «Галопом по Европам». У участников состязания есть возможность заработать первый балл. Если ответит кто-либо из болельщиков, очко присуждается его команде. Классные руководители могут принимать участие в игре. Кто знает, что обозначает этот фразеологизм?
Один балл получает команда …
- Как вы думаете, почему сегодняшнюю встречу мы так назвали – «Галопом по Европам»?
(Слайд 2)
Разминка перед боем
Ведущий:
- Разминка носит характер блиц. Время обдумывания ответа – максимум 5 секунд. Каждому члену каждой команды поочередно будет задано по вопросу. Сумма заработанных командой баллов складывается из правильных ответов игроков. 1 правильный ответ – 1 балл.
Вопросы для 1-ой команды:
Назовите создателей славянской азбуки.
В русском языке есть фразеологизм стоять фертом. Это как? Покажите.
Назовите синоним к слову алфавит.
Вот два слова: пальто, платье. Какое из них иноязычное? Обоснуйте свой ответ.
Как сказать правильно: килограмм баклажан или килограмм баклажанов?
Вопросы для 2-ой команды:
Назовите 1-ую букву кириллицы.
Можно ли сказать, что слова невежа и невежда – синонимы. Почему?
Как сказать правильно: нет полотенцев или нетполотенец?
В русском языке есть фразеологизм прописать ижицу. Как это надо понимать?
Сколько звуков в слове фальшь?
Вопросы для 3-ей команды
Назовите последнюю букву кириллицы.
2. В русском языке есть фразеологизм расставить точки над и. Как это
надо понимать?
3. Сколько звуков [ц] в предложении: Ученица Синицына отправляется учиться за границу?
4. Какое из данных слов русское: автор, ахать, аккуратный?
5. Как правильно сказать: те'фтели или тефте'ли?
Ведущий:
- Жюри подводит итоги …
(Слайд 3)
I тур – Вопросы «на засыпку» (фонетика и графика)
Ведущий:
- В этом туре– 5 вопросов.Над вопросами думает вся командаи записывает результат работы в бланке ответов. Время выполнения задания – 3 минуты. Как только будут готовы ответы на все вопросы этого тура, команда поднимает флажок. Озвучивает ответы та команда, которая первой справится с заданием.
(Слайд 4)
Как называлась славянская азбука – предшественница русского алфавита?
Эта буква имеет старинное название «еры». А как эта называется в современном русском языке?
В русском языке больше всего слов начинается с буквы «п», а на какую букву больше всего слов заканчивается?
Какие гласные буквы в начале слов свидетельствуют о том, что перед нами – слова иноязычные?
Почему в русском языке 6 гласных звуков, а гласных букв – 10?
Ведущий:
- Слушаем ответы команд.
- Жюри подводит итоги 1 тура…
(Слайд 5)
II тур «Он» и «она» (лексика)
Ведущий:
- Это задание на смекалку. В двух столбиках даны определения слов, которые различаются грамматической категорией рода: слева – м.р. (он), справа – ж.р. (она). Ответы занесите в бланк. Время выполнения – 3 минуты.
Столовый или перочинный
У гриба под шляпкой
Батон с маком внутри
Красное, чёрное и зеро
Пойманная рыба
Хитрый приём
Прогулка с рюкзаком
Манера ставить ноги
Официальное посещение
Ф.И.О. на картонке
«Декольте» по-русски
Кусок газеты или мяса
Лошадиный корм
Кепка
Ведущий:
- Выслушаем ответы команд.
- Жюри подводит итоги.
(Слайд 6)
III тур – «Третье лишнее»
Ведущий:
- «Сражаемся» аналогично, думает вся команда. Нужно указать «лишнее» слово и объяснить, почему вы так считаете. Не забывайте записывать ответы и сигнализировать о выполнении.
Вуаль, рояль, бандероль
Мозоль, шампунь, тюль
Какаду, кашпо, фламинго
Кенгуру, кашне, колибри
Спряч(?), вскач(?), туч(?)
Береч(?), проч(?), сыч(?)
5 (грамм, гектар, ампер)
5 (туфли, грабли, ясли)
Избушка, хлопушка, подружка
Огурец, молодец, морозец
Ведущий:
- Команды представляют результаты своей работы.
- Подведём итоги 3-его тура…
(Слайд 7)
IV тур – «Скажи по-русски»
Ведущий:
- Перед вами – иноязычные слова. Задача команд – подобрать к данным словам русские синонимы. Работаем аналогично. На выполнение задания времени отводится 3 минуты.
Апатичный
Эквивалентный
Компактный
Эксклюзивный
Контрастный
Актуальный
Коммуникабельный
Локальный
Коллективный
Ведущий:
- Уважаемые игроки, доложите о результатах работы.
- Подведем итоги 4-го тура…
(Слайд 8)
V тур – Кто это? Что это?
Ведущий:
- Настало время единоборства. Посовещавшись, каждая команды выставляет одного игрока для участия в этом туре. Задание состоит в следующем: к устаревшим словам подобрать современный аналог. Сначала участники делают запись в бланке ответов, затем озвучивают. Время – максимум 30 секунд.
Чадо
Дым, ребёнок, кадило
Длань
Палец, рука, щека
Послух
Воспитанник, свидетель, очевидец
Тло
Пепелище, дно, двор
Ведущий:
- Слушаем ответы знатоков.
- Подведем итоги 5-го тура. А пока жюри работает…
Полминутки для шутки (играют все: и команды, и зрители)
Ведущий:
- Вопросы на сообразительность, смекалку, без которых учителю никак не обойтись. Команды отвечают поочередно.
(Слайд 9)
Продолжите пословицы и поговорки:
Старый друг…
Тише едешь…
От добра…
Без труда…
В гостях хорошо…
Что написано пером…
У чужого в глазу соринку видит…
Слово – серебро…
Азбука – к мудрости…
Чтение – вот…
(Слайд 10)
2. Вопросы-шутки:
Есть в яблоке и сливе, а в саду нет; есть в луке и салате, а в огороде нет.
Есть в реке и озере, а в воде нет; есть в огурце и арбузе, а в дыне нет.
Ведущий:
- Слово предоставляется жюри…
(Слайд 11)
VI тур – «Потерявшееся слово» (фразеологизмы)
Ведущий:
- С новыми силами – в бой. Посмотрим, насколько хорошо знают команды русские фразеологизмы. Уважаемые игроки, ваша задача – восстановить устойчивые выражения. Заполняем бланк ответов. Время – 2 минуты.
Душа …ушла
Без …в голове
Семи …во лбу
Память …
Как сыр в масле …
… колесо в телеге
мерить на свой …
Ведущий:
- Озвучиваем результаты работы.
- Жюри подводит итоги 6-го тура…
(Слайд 12)
VII тур – Подумай и ответь!
Ведущий:
- Следующий конкурс называется «Подумай и ответь». Работаем аналогично. Время – 2 минуты. Итак, что скажут русские, когда…
… эфиопы говорят: «Каково дерево, таковы и ветви»?
… англичане говорят: «Леопард не может изменить своих пятен»?
… эскимосы говорят: «ты никогда не узнаешь, кто твой друг, пока под тобой не треснет лёд»?
Ведущий:
- Слушаем представителей команд.
- Подведём итоги 7-го тура…
(Слайд 13)
VIII тур – Прочитай пословицу
Ведущий:
- Разгадайте пословицу, соединяя буквы непрерывной ломаной линией в бланке ответов. Время – 1 минута.
з
а
д
я
н
д
н
м
у
в
с
и
о
о
я
з
а
ь
н
о
г
а
ц
й
ш
е
п
о
м
о
г
и
а
м
й
и
п
о
н
е
ш
ь
Ведущий:
- Слушаем знатоков.
- Жюри подводит итоги 8-го тура и всего турнира.
Игра со зрителями
1. Задание связано с орфоэпией. Посмотрим, насколько хорошо участники турнира знают акцентологические нормы русского языка. Задание: произнесите слова правильно.
2. Какие слова получатся, если прочитать слова люк, лён, шёл, яр справа налево?
(Слайд 16)
3. Можно ли существительные съезд, лесть, пядь превратить в другие части речи? Как?
(Слайд 17)
4. Лингвистические задачи
Метаграммы:
А) С [к] я в школе на стене, Б) Хоть и мала я, но взгляни:
Горы, реки есть на мне. Весь мир в себе я отражаю.
С [п ]– от вас не утаю – Но [к] на [ц] ты измени -
Тоже в классе я стою. Я по болоту зашагаю.
(Слайд 18)
Логогрифы:
А)Его, как память давних ран, Б) Я по полену бью, звеня,
На теле носит ветеран. Дровами на зиму снабжаю,
Наоборот его прочти – Когда ж с конца прочтут меня,
И грянет музыка в пути. Я недовольство выражаю.
(Слайд 19)
Шарады:
А) Мой 1-ый слог – число с нулями, Б) Два слога впереди – для освещения,
У всех людей – последних два, А 3-ий – личное местоимение.
А вместе – догадайтесь сами: Все вместе – всемогущий царь,
Всем городам она глава. Египтом древним управлявший
встарь.
Ведущий:
- Подводим итоги турнира. Слово предоставляется членам жюри….
- Надеемся, что сегодняшняя наша встреча внесет определенный вклад в вашу профессиональную подготовку: подобные мероприятия вы можете проводить со школьниками на практике и в будущем, работая учителями в школе.
- До новых встреч, друзья!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Для жюри
Разминка
Ответы на вопросы
для 1-ой команды
Ответы на вопросы
для 2-ой команды
Ответы на вопросы
для 3-ей команды
1. Кирилл и Мефодий
1. Аз
1. Ижица
2. Руки в боки. Ферт – старинное название буквы «ф».
2. Нет, т.к. слова – абсолю-тно разные по значению.
Это паронимы.
2. Не оставить недомолвок; прояснить
ситуацию.
3. Азбука
3. Нет полотенец.
3. 5 звуков [ц]
4. Пальто. Неизменяемость – один из признаков иноязычных слов.
4. Сделать внушение, выговор или даже высечь.
4. Ахать. Остальные 2 слова – иноязычного происхождения.
5. Килограмм баклажанов.
5. 4 звука
5. Те'фтели
1 тур - Вопросы «на засыпку»
Как называлась славянская азбука – предшественница русского алфавита?
Эта буква имеет старинное название «еры». А как эта называется в современном русском языке?
В русском языке больше всего слов начинается с буквы «п», а на какую букву больше всего слов заканчивается?
Какие гласные буквы в начале слов свидетельствуют о том, что перед нами – слова иноязычные?
Почему в русском языке 6 гласных звуков, а гласных букв – 10?
ОТВЕТЫ
Кириллица
Ы
Ь
А, Я
Буквы Е, Ё, Ю, Я называются особыми, т.к. а) обозначают 2 звука (в начале слова, после гласных и после разделительных Ъ и Ь) и обозначают на письме мягкость предыдущего согласного звука.
2 тур - «Он» и «она»
Столовый или перочинный
У гриба под шляпкой
Батон с маком внутри
Красное, чёрное и зеро
Пойманная рыба
Хитрый приём
Прогулка с рюкзаком
Манера ставить ноги
Официальное посещение
Ф.И.О. на картонке
«Декольте» по-русски
Кусок газеты или мяса
Лошадиный корм
Кепка
ОТВЕТЫ
Нож – ножка
Рулет – рулетка
Улов – уловка
Визит – визитка
Вырез – вырезка
Фураж – фуражка
3 тур – «Третье лишнее»
Вуаль, рояль, бандероль
Мозоль, шампунь, тюль
Какаду, кашпо, фламинго
Кенгуру, кашне, колибри
Спряч(?), вскач(?), туч(?)
Береч(?), проч(?), сыч(?)
5 (грамм, гектар, ампер)
5 (туфли, грабли, ясли)
Избушка, хлопушка, подружка
Огурец, молодец, морозец
ОТВЕТЫ
Ответы на вопросы для 1 команды
Ответы на вопросы для 2 команды
Рояль – м.р. Вуаль, бандероль – ж.р.
Мозоль – ж.р. Шампунь, тюль – м.р.
Кашпо – ср.р. Какаду, фламинго – м.р.
Кашне – ср.р. Кенгуру, колибри – м.р.
Туч – без Ь; но: спрячь, вскачь
Сыч – без Ь; но: беречь, прочь.
5 граммов, гектаров, но: 5 ампер
5 граблей, яслей, но: 5 туфель
Подружка, т.к. суффикс -к-
Огурец, т.к. всё слово - корень
4 тур – «Скажи по-русски»
Апатичный
Эквивалентный
Компактный
Эксклюзивный
Контрастный
Актуальный
Коммуникабельный
Локальный
Коллективный
ОТВЕТЫ
Апатичный – безразличный, равнодушный
Эквивалентный – равноценный
Компактный – небольшой
Эксклюзивный - исключительный
Контрастный - противоположный
Актуальный – своевременный, злободневный
Коммуникабельный - общительный
Локальный - местный
Коллективный - общий
5 тур – Кто это? Что это?
Чадо
Дым, ребёнок, кадило
Длань
Палец, рука, щека
Послух
Воспитанник, свидетель, очевидец
Тло
Пепелище, дно, двор
ОТВЕТЫ
Чадо
Ребёнок
Длань
Рука (ладонь)
Послух
Свидетель
Тло
Дно
6 тур – «Потерявшееся слово» (фразеологизмы)
ОТВЕТЫ
Душа в пятки ушла
Без царя в голове
Семи пядей во лбу
Память девичья
Как сыр в масле катается
Пятое колесо в телеге
Мерить на свой аршин
7 тур – Подумай и ответь! – ОТВЕТЫ
Итак, что скажут русские, когда…
… эфиопы говорят: «Каково дерево, таковы и ветви»? (Яблоко от яблони недалеко падает)
… англичане говорят: «Леопард не может изменить своих пятен»? (Горбатого могила исправит)
… эскимосы говорят: «ты никогда не узнаешь, кто твой друг, пока под тобой не треснет лёд»? (Друзья познаются в беде)
8 тур – Прочитай пословицу
З
а
д
я
н
д
н
м
у
в
с
и
о
о
я
з
а
ь
н
о
г
а
ц
й
ш
е
п
о
м
о
г
и
а
м
й
и
п
о
н
е
ш
ь
ОТВЕТ: За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
МЕТАГРАММА –
это загадка,
в которой надо отгадать слово, заменяя один звук (букву) другим
Коза -коса
ШАРАДА –
это загадка,
которая заключается в отгадывании слова, части которого (слоги) могут быть самостоятельными словами
Фа + соль = фасоль
ЛОГОГРИФ –
это загадка,
в которой задуманное слово может изменяться в результате добавления, пропуска или перестановки звуков (букв)