kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Турнир знатоков русского языка "Галопом по Европам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по русскому языку предназначено для студентов 1 курса СПО и НПО.

Содержание методической разработки:

1. Сценарий.

2. Ответы на конкурсные задания (Приложение 1).

3. Объяснение терминов (Приложение 2).

Цели проведения:

- выявление одарённых, креативно мыслящих обучающихся;

- развитие их творческого потенциала;

- углубление знаний в области теории и практики русского языка;

- расширение лингвистического кругозора;

- стимулирование интереса к обучению и самообучению;

- подготовка к будущей профессиональной деятельности.

Примечание: мероприятие может быть проведено в старших классах общеобразовательной школы с учётом уровня подготовленности обучающихся в области русского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Турнир знатоков русского языка "Галопом по Европам" »

ГБОУСПО

«Светлоградский педагогический колледж»










Турнир знатоков русского языка


«ГАЛОПОМ ПО ЕВРОПАМ»


(Автор-составитель: Н.Я. Богданова,

преподаватель филологических дисциплин)



Внеклассное мероприятие предназначено для студентов 1 курса СПО и НПО.


Цели проведения конкурсов, турниров, олимпиад по русскому языку:

  • выявление одарённых, креативно мыслящих обучающихся;

  • развитие их творческого потенциала;

  • углубление знаний в области теории и практики русского языка;

  • расширение лингвистического кругозора;

  • совершенствование навыков самостоятельной работы обучающихся;

  • стимулирование интереса к обучению и самообучению;

  • подготовка к будущей профессиональной деятельности.



Содержание методической разработки:

  1. Сценарий.

  2. Ответы на конкурсные задания (Приложение 1).

  3. Объяснение терминов (Приложение 2).


Примечания

  1. Мероприятие может сопровождаться презентацией по желанию организаторов.

  2. Объяснение терминов (логогриф, метаграмма, шарада) можно давать устно, можно представить в распечатанном виде или на слайде.



Светлоград, 2015г.

Турнир знатоков русского языка


Ведущий:

- Добрый день! Сегодня мы проводим своеобразный смотр знаний по русскому языку. Три группы: 1«А», 1«Б» и 1 «В» – командировали лучших студентов, будущих учителей начальных классов, на эту встречу, которая носит одновременно и серьезный, профессиональный, и развлекательный характер. Как и всякая другая наука, лингвистика требует глубоких и прочных, серьезных, знаний, но демонстрировать эти знания мы будем в неофициальной обстановке, вне урока, многие задания имеют игровой и занимательный характер, поэтому, надеемся, что и участники турнира, и болельщики, и члены жюри испытают положительные эмоции.


- Представляем членов жюри…

А теперь каждая команда имеет возможность представить себя болельщикам и членам жюри…

Наша игра (слайд 1) называется «Галопом по Европам». У участников состязания есть возможность заработать первый балл. Если ответит кто-либо из болельщиков, очко присуждается его команде. Классные руководители могут принимать участие в игре. Кто знает, что обозначает этот фразеологизм?

Один балл получает команда …


- Как вы думаете, почему сегодняшнюю встречу мы так назвали – «Галопом по Европам»?


(Слайд 2)

Разминка перед боем

Ведущий:

- Разминка носит характер блиц. Время обдумывания ответа – максимум 5 секунд. Каждому члену каждой команды поочередно будет задано по вопросу. Сумма заработанных командой баллов складывается из правильных ответов игроков. 1 правильный ответ – 1 балл.


Вопросы для 1-ой команды:

  1. Назовите создателей славянской азбуки.

  2. В русском языке есть фразеологизм стоять фертом. Это как? Покажите.

  3. Назовите синоним к слову алфавит.

  4. Вот два слова: пальто, платье. Какое из них иноязычное? Обоснуйте свой ответ.

  5. Как сказать правильно: килограмм баклажан или килограмм баклажанов?


Вопросы для 2-ой команды:

  1. Назовите 1-ую букву кириллицы.

  2. Можно ли сказать, что слова невежа и невежда – синонимы. Почему?

  3. Как сказать правильно: нет полотенцев или нет полотенец?

  4. В русском языке есть фразеологизм прописать ижицу. Как это надо понимать?

  5. Сколько звуков в слове фальшь?


Вопросы для 3-ей команды

    1. Назовите последнюю букву кириллицы.

2. В русском языке есть фразеологизм расставить точки над и. Как это

надо понимать?

3. Сколько звуков [ц] в предложении: Ученица Синицына отправляется учиться за границу?

4. Какое из данных слов русское: автор, ахать, аккуратный?

5. Как правильно сказать: те'фтели или тефте'ли?

Ведущий:

- Жюри подводит итоги …

(Слайд 3)

I тур – Вопросы «на засыпку» (фонетика и графика)

Ведущий:

- В этом туре 5 вопросов. Над вопросами думает вся команда и записывает результат работы в бланке ответов. Время выполнения задания – 3 минуты. Как только будут готовы ответы на все вопросы этого тура, команда поднимает флажок. Озвучивает ответы та команда, которая первой справится с заданием.

(Слайд 4)

  • Как называлась славянская азбука – предшественница русского алфавита?

  • Эта буква имеет старинное название «еры». А как эта называется в современном русском языке?

  • В русском языке больше всего слов начинается с буквы «п», а на какую букву больше всего слов заканчивается?

  • Какие гласные буквы в начале слов свидетельствуют о том, что перед нами – слова иноязычные?

  • Почему в русском языке 6 гласных звуков, а гласных букв – 10?


Ведущий:

- Слушаем ответы команд.

- Жюри подводит итоги 1 тура…


(Слайд 5)

II тур «Он» и «она» (лексика)

Ведущий:

- Это задание на смекалку. В двух столбиках даны определения слов, которые различаются грамматической категорией рода: слева – м.р. (он), справа – ж.р. (она). Ответы занесите в бланк. Время выполнения – 3 минуты.


Столовый или перочинный

У гриба под шляпкой

Батон с маком внутри

Красное, чёрное и зеро

Пойманная рыба

Хитрый приём

Прогулка с рюкзаком

Манера ставить ноги

Официальное посещение

Ф.И.О. на картонке

«Декольте» по-русски

Кусок газеты или мяса

Лошадиный корм

Кепка


Ведущий:

- Выслушаем ответы команд.

- Жюри подводит итоги.


(Слайд 6)

III тур – «Третье лишнее»

Ведущий:

- «Сражаемся» аналогично, думает вся команда. Нужно указать «лишнее» слово и объяснить, почему вы так считаете. Не забывайте записывать ответы и сигнализировать о выполнении.


Вуаль, рояль, бандероль

Мозоль, шампунь, тюль

Какаду, кашпо, фламинго

Кенгуру, кашне, колибри

Спряч(?), вскач(?), туч(?)

Береч(?), проч(?), сыч(?)

5 (грамм, гектар, ампер)

5 (туфли, грабли, ясли)

Избушка, хлопушка, подружка

Огурец, молодец, морозец


Ведущий:

- Команды представляют результаты своей работы.

- Подведём итоги 3-его тура…


(Слайд 7)

IV тур – «Скажи по-русски»


Ведущий:

- Перед вами – иноязычные слова. Задача команд – подобрать к данным словам русские синонимы. Работаем аналогично. На выполнение задания времени отводится 3 минуты.

  • Апатичный

  • Эквивалентный

  • Компактный

  • Эксклюзивный

  • Контрастный

  • Актуальный

  • Коммуникабельный

  • Локальный

  • Коллективный


Ведущий:

- Уважаемые игроки, доложите о результатах работы.

- Подведем итоги 4-го тура…


(Слайд 8)

V тур – Кто это? Что это?


Ведущий:

- Настало время единоборства. Посовещавшись, каждая команды выставляет одного игрока для участия в этом туре. Задание состоит в следующем: к устаревшим словам подобрать современный аналог. Сначала участники делают запись в бланке ответов, затем озвучивают. Время – максимум 30 секунд.


Чадо

Дым, ребёнок, кадило

Длань

Палец, рука, щека

Послух

Воспитанник, свидетель, очевидец

Тло

Пепелище, дно, двор


Ведущий:

- Слушаем ответы знатоков.

- Подведем итоги 5-го тура. А пока жюри работает…


Полминутки для шутки (играют все: и команды, и зрители)


Ведущий:

- Вопросы на сообразительность, смекалку, без которых учителю никак не обойтись. Команды отвечают поочередно.


(Слайд 9)

    1. Продолжите пословицы и поговорки:

  • Старый друг…

  • Тише едешь…

  • От добра…

  • Без труда…

  • В гостях хорошо…

  • Что написано пером…

  • У чужого в глазу соринку видит…

  • Слово – серебро…

  • Азбука – к мудрости…

  • Чтение – вот…


(Слайд 10)

2. Вопросы-шутки:

  • Есть в яблоке и сливе, а в саду нет; есть в луке и салате, а в огороде нет.

  • Есть в реке и озере, а в воде нет; есть в огурце и арбузе, а в дыне нет.


Ведущий:

- Слово предоставляется жюри…


(Слайд 11)

VI тур – «Потерявшееся слово» (фразеологизмы)


Ведущий:

- С новыми силами – в бой. Посмотрим, насколько хорошо знают команды русские фразеологизмы. Уважаемые игроки, ваша задача – восстановить устойчивые выражения. Заполняем бланк ответов. Время – 2 минуты.


  • Душа …ушла

  • Без …в голове

  • Семи …во лбу

  • Память …

  • Как сыр в масле …

  • … колесо в телеге

  • мерить на свой …


Ведущий:

- Озвучиваем результаты работы.

- Жюри подводит итоги 6-го тура…


(Слайд 12)

VII тур – Подумай и ответь!

Ведущий:

- Следующий конкурс называется «Подумай и ответь». Работаем аналогично. Время – 2 минуты. Итак, что скажут русские, когда…

  • … эфиопы говорят: «Каково дерево, таковы и ветви»?

  • … англичане говорят: «Леопард не может изменить своих пятен»?

  • … эскимосы говорят: «ты никогда не узнаешь, кто твой друг, пока под тобой не треснет лёд»?


Ведущий:

- Слушаем представителей команд.

- Подведём итоги 7-го тура…


(Слайд 13)

VIII тур – Прочитай пословицу


Ведущий:

- Разгадайте пословицу, соединяя буквы непрерывной ломаной линией в бланке ответов. Время – 1 минута.


з

а

д

я

н

д

н

м

у

в

с

и

о

о

я

з

а

ь

н

о

г

а

ц

й

ш

е

п

о

м

о

г

и

а

м

й

и

п

о

н

е

ш

ь


Ведущий:

- Слушаем знатоков.

- Жюри подводит итоги 8-го тура и всего турнира.

Игра со зрителями


1. Задание связано с орфоэпией. Посмотрим, насколько хорошо участники турнира знают акцентологические нормы русского языка. Задание: произнесите слова правильно.

(Слайд 14)

А) Ходатайство, средства, досуг, тефтели, крапива.

Б) Звонят, колосс, завидно, корысть, договор.

В) Обеспечение, хозяева, свекла, поняла, каталог.

Г) Августовский, принять, задолго, одновременно, статуя.


(Слайд 15)

2. Какие слова получатся, если прочитать слова люк, лён, шёл, яр справа налево?


(Слайд 16)

3. Можно ли существительные съезд, лесть, пядь превратить в другие части речи? Как?

(Слайд 17)

4. Лингвистические задачи

Метаграммы:

А) С [к] я в школе на стене, Б) Хоть и мала я, но взгляни:

Горы, реки есть на мне. Весь мир в себе я отражаю.

С [п ]– от вас не утаю – Но [к] на [ц] ты измени -

Тоже в классе я стою. Я по болоту зашагаю.


(Слайд 18)

Логогрифы:

А)Его, как память давних ран, Б) Я по полену бью, звеня,

На теле носит ветеран. Дровами на зиму снабжаю,

Наоборот его прочти – Когда ж с конца прочтут меня,

И грянет музыка в пути. Я недовольство выражаю.


(Слайд 19)

Шарады:

А) Мой 1-ый слог – число с нулями, Б) Два слога впереди – для освещения,

У всех людей – последних два, А 3-ий – личное местоимение.

А вместе – догадайтесь сами: Все вместе – всемогущий царь,

Всем городам она глава. Египтом древним управлявший

встарь.


Ведущий:

- Подводим итоги турнира. Слово предоставляется членам жюри….


- Надеемся, что сегодняшняя наша встреча внесет определенный вклад в вашу профессиональную подготовку: подобные мероприятия вы можете проводить со школьниками на практике и в будущем, работая учителями в школе.


- До новых встреч, друзья!










ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Для жюри


Разминка


Ответы на вопросы

для 1-ой команды

Ответы на вопросы

для 2-ой команды

Ответы на вопросы

для 3-ей команды

1. Кирилл и Мефодий

1. Аз

1. Ижица

2. Руки в боки. Ферт – старинное название буквы «ф».

2. Нет, т.к. слова – абсолю-тно разные по значению.

Это паронимы.

2. Не оставить недомолвок; прояснить

ситуацию.

3. Азбука

3. Нет полотенец.

3. 5 звуков [ц]

4. Пальто. Неизменяемость – один из признаков иноязычных слов.

4. Сделать внушение, выговор или даже высечь.

4. Ахать. Остальные 2 слова – иноязычного происхождения.

5. Килограмм баклажанов.

5. 4 звука

5. Те'фтели



1 тур - Вопросы «на засыпку»


    1. Как называлась славянская азбука – предшественница русского алфавита?

    2. Эта буква имеет старинное название «еры». А как эта называется в современном русском языке?

    3. В русском языке больше всего слов начинается с буквы «п», а на какую букву больше всего слов заканчивается?

    4. Какие гласные буквы в начале слов свидетельствуют о том, что перед нами – слова иноязычные?

    5. Почему в русском языке 6 гласных звуков, а гласных букв – 10?



ОТВЕТЫ

      1. Кириллица

    1. Ы

    2. Ь

    3. А, Я

    4. Буквы Е, Ё, Ю, Я называются особыми, т.к. а) обозначают 2 звука (в начале слова, после гласных и после разделительных Ъ и Ь) и обозначают на письме мягкость предыдущего согласного звука.





2 тур - «Он» и «она»


Столовый или перочинный

У гриба под шляпкой

Батон с маком внутри

Красное, чёрное и зеро

Пойманная рыба

Хитрый приём

Прогулка с рюкзаком

Манера ставить ноги

Официальное посещение

Ф.И.О. на картонке

«Декольте» по-русски

Кусок газеты или мяса

Лошадиный корм

Кепка


ОТВЕТЫ

Нож – ножка

Рулет – рулетка

Улов – уловка

Визит – визитка

Вырез – вырезка

Фураж – фуражка


3 тур – «Третье лишнее»


Вуаль, рояль, бандероль

Мозоль, шампунь, тюль

Какаду, кашпо, фламинго

Кенгуру, кашне, колибри

Спряч(?), вскач(?), туч(?)

Береч(?), проч(?), сыч(?)

5 (грамм, гектар, ампер)

5 (туфли, грабли, ясли)

Избушка, хлопушка, подружка

Огурец, молодец, морозец


ОТВЕТЫ

Ответы на вопросы для 1 команды

Ответы на вопросы для 2 команды



Рояль – м.р. Вуаль, бандероль – ж.р.

Мозоль – ж.р. Шампунь, тюль – м.р.

Кашпо – ср.р. Какаду, фламинго – м.р.

Кашне – ср.р. Кенгуру, колибри – м.р.

Туч – без Ь; но: спрячь, вскачь

Сыч – без Ь; но: беречь, прочь.

5 граммов, гектаров, но: 5 ампер

5 граблей, яслей, но: 5 туфель

Подружка, т.к. суффикс -к-

Огурец, т.к. всё слово - корень

4 тур – «Скажи по-русски»

  • Апатичный

  • Эквивалентный

  • Компактный

  • Эксклюзивный

  • Контрастный

  • Актуальный

  • Коммуникабельный

  • Локальный

  • Коллективный


ОТВЕТЫ

  • Апатичный – безразличный, равнодушный

  • Эквивалентный – равноценный

  • Компактный – небольшой

  • Эксклюзивный - исключительный

  • Контрастный - противоположный

  • Актуальный – своевременный, злободневный

  • Коммуникабельный - общительный

  • Локальный - местный

  • Коллективный - общий


5 тур – Кто это? Что это?


Чадо

Дым, ребёнок, кадило

Длань

Палец, рука, щека

Послух

Воспитанник, свидетель, очевидец

Тло

Пепелище, дно, двор


ОТВЕТЫ

Чадо

Ребёнок

Длань

Рука (ладонь)

Послух

Свидетель

Тло

Дно


6 тур – «Потерявшееся слово» (фразеологизмы)

ОТВЕТЫ

  • Душа в пятки ушла

  • Без царя в голове

  • Семи пядей во лбу

  • Память девичья

  • Как сыр в масле катается

  • Пятое колесо в телеге

  • Мерить на свой аршин


7 тур – Подумай и ответь! – ОТВЕТЫ


Итак, что скажут русские, когда…

  • … эфиопы говорят: «Каково дерево, таковы и ветви»? (Яблоко от яблони недалеко падает)

  • … англичане говорят: «Леопард не может изменить своих пятен»? (Горбатого могила исправит)

  • … эскимосы говорят: «ты никогда не узнаешь, кто твой друг, пока под тобой не треснет лёд»? (Друзья познаются в беде)


8 тур – Прочитай пословицу


З

а

д

я

н

д

н

м

у

в

с

и

о

о

я

з

а

ь

н

о

г

а

ц

й

ш

е

п

о

м

о

г

и

а

м

й

и

п

о

н

е

ш

ь


ОТВЕТ: За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.




















ПРИЛОЖЕНИЕ 2



МЕТАГРАММА

это загадка,

в которой надо отгадать слово, заменяя один звук (букву) другим


Коза -коса





ШАРАДА

это загадка,

которая заключается в отгадывании слова, части которого (слоги) могут быть самостоятельными словами


Фа + соль = фасоль





ЛОГОГРИФ

это загадка,

в которой задуманное слово может изменяться в результате добавления, пропуска или перестановки звуков (букв)


Рот – крот

14




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Турнир знатоков русского языка "Галопом по Европам"

Автор: Богданова Наталья Яковлевна

Дата: 27.05.2015

Номер свидетельства: 215479


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства