Данное мероприятие предназначено для учащихся 6-7 классов, провести его можно в конце учебного года. Мероприятие направлено на выявление творческих способностей учащихся, на выявление интеллектуальных умений. Для подведения итогов марафона выбирается жюри, в которое могут войти старшеклассники, педагоги, родители. Задания марафона учащиесЯ выполняют за определенное время - примерно два школьных урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: дать учащимся убедиться в том, насколько развиты их лингвистические возможности и над чем им необходимо работать.
Задачи: продемонстрировать учащимся уровень их лингвистических способностей; развивать умения самоанализа и самооценки, способности к творческой работе над собой.
Предварительная подготовка
Подбор заданий для лингвистического марафона. Задания теории должны быть рассчитаны на уровень кругозора учащихся, их способности. В ходе выполнения заданий каждый учащийся работает в одиночку, демонстрируя свой предельный уровень возможностей.
Для подведения итогов марафона выбирается жюри, в которое могут войти старшеклассники, педагоги, родители.
Задания марафона учащиеся выполняют за определенное время – примерно два школьных урока.
Об интеллектуальном марафоне ребята и их родители получают информацию заранее.
Ход марафона
На доске надпись – В. Шефнера:
…Гаснет устная словесность,
Разговорная краса,
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скуднела в наши дни.
Поздравления учащихся с началом интеллектуального лингвистического марафона и вручение каждому участнику эмблемы праздника.
Найти устойчивые сочетания слов ( фразеологические обороты), дать толкование найденных фразеологизмов.
Оказался молодцом, смог осилить ношу-
Не ударил в грязь лицом и не сел в калошу;
За домом едва пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава,
Другой – засучив рукава.
Задание 2.
Каждый ученик получает текст в виде нарезанных слов. Задача ученика – собрать текст из нарезанных слов и записать его на лист бумаги. Содержание текста таково:
Весенне солнце все сильнее пригревает. Снег еще лежит, но на пригорках, которые чаще других ласкают теплые лучи, уже появились проталинки. Замелькали тут и там желтенькие цветки мать-и-мачехи. Диву даешься, откуда у такого маленького растеньица сила берется. Пробуравит землю стебелек, выскочит где-нибудь на бугорке, и раскроются золотые цветки навстречу солнышку.
(«Юный натуралист», 1986 , №4.В.Синадская)
Задание 3.
Достройте слова:
…сутствовать, …лючение;
…глашение, …вычка;
…ручать, …вязанность;
…думывать, …ятель;
…ветливый, …градить;
…кратить, …чудливый;
…способление, …ветливый.
Задание 4.
Расшифруйте следующие аббревиатуры:
ООН, СНГ, ЕЭС, НИИ, США, МАЗ.
Задание 5.
Напротив каждого слова напишите противоположное по значению слово.
Прохлада- Горько-
Зима- Храбрость-
Смех- Запрещать-
Начало- Помнить-
Шум- Центр-
Радость- Покупать-
Дальний- Ссориться-
Задание 6.
Придумайте по пять слов:
а) существительных с приставкой:
по - об - от –
б) прилагательных с суффиксом:
- еньк- -лив-
в) глаголов с приставкой вы- и окончанием –ишь.
Задание 7.
Запишите сложенные стихи, ставя нужные знаки препинания, соблюдая рифму.
а) Коси, пока, коса, роса.
Долой, и, домой, роса, мы.
б) Неохотно, несмело, и.
Солнце, на, смотрит, поля.
Чу, за, прогремело, тучей,
Земля, принахмурилась.
Жюри собирает работы ребят, дает 15 минут времени на перерыв. После перерыва подводятся итоги, и проводится награждение участников марафона.
Литература:
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку 6-7 классы.- М.: АР