kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Лексикология (обобщение)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект  представляет собой подробный конспект урока по русскому языку в 10 классе по теме "Лексикология". В системе урока по данной теме это последний урок-обобщение. На уроке используются различные формы работы, представлены дифференцированные задания для обучающихся с различным уровнем знаний, уделяется внимание подготовке обучающихся к ЕГЭ. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Лексикология (обобщение) »

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЕЧЕРНЯЯ СМЕННАЯ ШКОЛА»







ПРОЕКТ УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ



Тема урока: Лексикология (обобщение)


Тип урока: повторение и систематизация изученного материала



Класс: 10









Работу выполнил:

учитель русского языка и

литературы Баилова

Светлана Владимировна








Г. Кулебаки

2015г


Тема: Лексикология (обобщение)


Тип урока: повторение и систематизация изученного материала



Цели и задачи урока:


Образовательные:

- обобщить знания учащихся об основных лексических единицах;

- дать представление об источниках расширения словарного запаса современного русского языка

- обобщить знания о лексике с точки зрения активного и пассивного запаса слов и точки зрения сферы употребления.

Развивающие:

- совершенствовать навыки определения лексического значения слова, степени новизны слова, происхождения слова;

- развивать способности к самостоятельному размышлению над поставленными вопросами;

- развивать речь, внимание, память;

- расширять лексический запас.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и уважение к родному языку;

- воспитывать организованность, целеустремленность, ответственность.




Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал, мультимедийный проектор, опорные конспекты.




МЕСТО УРОКА В СИСТЕМЕ УРОКОВ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ


1 урок

Лексический состав языка

2 урок

Понятие о слове. Многозначность слова.

3 урок

Омонимы и синонимы в русском языке, их виды и особенности употребления

4 урок

Антонимы и паронимы, их употребление в речи

5 урок

Лексика с точки зрения происхождения

6 урок

Активный и пассивный запасы лексики русского языка, сферы употребления слов

7 урок

Лексикология (обобщение)




МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ


- объяснительный

- частично-поисковый

- творческий


ФОРМЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


- фронтальная

- групповая

- самостоятельная

- индивидуальная

- практическая


ПЛАН И ХРОНОМЕТРАЖ УРОКА


Этап урока

Время (мин.)

1

Организационный момент

1мин

2

Диагностика домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний

5мин

3

Музыкально-поэтический эпиграф.

Вступительное слово учителя

4 мин

4

Объяснительный диктант

8мин

5

Индивидуальная работа учащихся с раздаточным материалом

5 мин

6

Практическая работа

7мин

7

Самостоятельная работа

6мин

8

Подведение итогов урока

3 мин

9

Сообщение домашнего задания

1мин


ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ

Учащиеся получили задание к уроку:

1. Выполнить упражнения: № 68 (для всех учащихся),

№ 65,72 (индивидуальные задания)

2. Повторить теоретический материал по теме «Лексикология».


ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ


К моменту изучения темы учащимся известны особенности лексического состава языка, а именно:

- сведения о слове как основной единице лексического яруса языка;

- понятие многозначности;

- сведения о сходстве и различии омонимов и синонимов;

- сведения об употреблении в речи антонимов и паронимов;

- сведения о лексике с точки зрения ее происхождения;

- сведения о лексике активного и пассивного запаса языка;

- понятия и диалектах, терминах, профессионализмах, жаргонах, просторечиях.

Учащиеся умеют:

- определять виды значений в слове,

- выделять многозначные слова;

- характеризовать слова с точки зрения сферы употребления;

- разграничивать историзмы, архаизмы и неологизмы;

- находить признаки заимствований того или иного языка;

- подбирать антонимы, синонимы и омонимы , разграничивать омонимы от близких к ним явлениям: омоформов, омофонов, омографов;

- определять происхождение слова.



Ход урока

Обоснование деятельности учителя

Прогнозируемая деятельность учеников

1

Тема урока:

«Лексикология (обобщение)»


Сообщаю тему урока

Знакомятся с темой урока



2

Цели урока:

Обобщить знания о лексических единицах, о лексике с точки зрения активного и пассивного запаса слов и точки зрения сферы употребления; развивать способности к самостоятельному размышлению над поставленными вопросами; воспитывать любовь и уважение к родному языку


Знакомлю с целями урока, настраиваю на их достижение

Учащиеся

настраиваются на серьезную работу, на достижение поставленных целей

3

Ход урока:




1)

Организационный момент:

приветствие, проверка наличия учащихся, готовности школьников к работе

Нацеливаю учащихся на урок,

проверяю готовность к уроку, организовываю внимание учащихся, создаю психологический настрой

Учащиеся готовы к уроку

2)

Диагностика домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний:

1) Фронтальный опрос:

- На какие группы можно разделить словарный состав языка?

- Каковы отличия архаизмов и историзмов?

-Как разграничить устаревшие слова и диалектизмы?

2) Проверка домашнего задания:

учащиеся зачитывают подобранные примеры слов по заданию упражнения № 68: выписать из любой газеты по 5-6 общеупотребительных, устаревших, неологизмов на одну и ту же тему.

3) У доски работают два учащихся по заданиям упр. 65 и 72.:

упр. № 65 – найти устаревшие слова в отрывке «Слова о полку Игореве»;

упр. № 72 – найти «старые» слова в тексте стихотворения «Старые слова», определить диалектные и устаревшие.

Проверяю знания учащихся о лексике с точки зрения сферы употребления







развиваю умение применять теоретический материал на практике; а также оцениваю умения разграничивать лексические единицы. Разбираю вопросы, вызвавшие затруднение.


Учащиеся повторяют изученный материал, развивают речь, память






Учатся работать с публицистическим материалом,

текстами художественных произведений;

показывают умения разграничивать лексические единицы

3

Музыкально-поэтический эпиграф. (Евангелие от Иоанна).

Отрывок спроецирован на экран с помощью мультимедийного проектора:

«1. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

2. Оно было в начале у Бога.

3. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

4. В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков;

5. И свет во тьме светит, и тьма не объяла Его…»

Вступительное слово учителя:

«В начале было слово…» Слово является основой основ. Недаром поэт Вадим Шефнер говорил: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».

По предположениям ученых наш язык насчитывает сотни тысяч слов – необозримый океан!

Весь словарный состав языка называется лексикой. Лексика – это не груда разрозненных слов: среди них выделяются однозначные и многозначные, группы омонимов, синонимов и антонимов, общеупотребительные, книжные и разговорные слова, профессиональные и диалектные, исконно русские и заимствованные, новые и устаревшие. Раздел науки о языке, изучающий словарный состав, называется лексикологией. Сегодня мы обобщим и повторим все, что изучили по данному разделу.

Создаю творческую атмосферу на уроке, настраиваю учащихся на доброжелательную обстановку,

способствую формированию у учащихся потребности в духовном росте;

актуализирую и обобщаю знания учащихся о лексике

Возникает интерес к теме

5

Объяснительный диктант

Запишите текст:

Но дед Щукарь вдруг зарычал лютым зверем, лягнул лекарку ногой и обеими руками вцепился в махотку. Тогда Давыдов поспешил ему на выручку: схватив с пригрубка деревянное скало, он оттолкнул старушонку, махнул скалом по днищу махотки. Та рассыпалась. Дед Щукарь облегченно и часто задышал, без труда сорвал банки.

-Головушка ты моя горькая!-навзрыд заголосила баба.- Разбил, нечистый дух, посудину! Таковских вас лечить, и добра не схошь!

- Удались, бабка! Ты меня чуток жизни не решила! Об твою об головешку этот горшок надо разбить! Удались, А то до смертоубийства могу дойтить.

Задание:

учащимся предлагается ответить на вопросы:

- Из какого произведения этот отрывок?

- Охарактеризуйте лексику с точки зрения сферы употребления

- К какому типу и стилю относится данный текст?


Отрабатываю правописные навыки, умения характеризовать лексику с точки зрения употребления в речевом произведении, актуализирую текстовые умения и навыки анализировать текст

Учащиеся показывают знания литературных произведений, обращают внимание на язык художественного произведения, на практике подтверждают свои теоретические знания о лексике с точки зрения сферы употребления

6

Индивидуальная работа учащихся с раздаточным материалом

(Задание выполняют два слабых ученика с последующей проверкой класса)

Учащиеся не переписывают материалы заданий, а указывают правильный ответ словом или словосочетанием

1 вариант

- Отграничьте от омонимов близкие к ним явления (омоформы, омографы, омофоны).

1) Зеленый луг- горький лук,2) острая шашка – шашка на доске, 3) дверной замок-древний замок,4) забил гол-гол как сокол

- Найдите антонимы 1) Маленькое дело лучше большого безделья. 2) Делу время – потехе час.

- Выберите уместный пароним.1) Застольная (здравица, здравница). Резьба (искусная, искусственная).


2 вариант

- Отграничьте от омонимов близкие к ним явления (омоформы, омографы, омофоны).1) Стог сена – сток воды 2) не зная правил – машиной правил,3) топить печь – топить корабли 4) обдать паром – паром через реку

- Найдите антонимы

1) Откладывай безделье, а не откладывай дела. 2) Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает

- Выберите уместный пароним.1)Деловитый (разговор, человек).2) Одеть (кофту, ребенка)

Отрабатываю умения и навыки выделять основные лексические единицы и определять их тип, применяю индивидуальный подход

Учащиеся показывают умение работать самостоятельно, применяя полученные знания

7

Практическая работа

Выполните упражнение № 69.

Работа организуется по группам (3 группы. В группы входят учащиеся с разным уровнем знаний).

1группа работает с заданиями 1-4,

Вторая – с 6-9,

Третья – с 10-13.

Учащиеся должны выполнить задание: найти в тексте устаревшие слова, разделить их на две группы: историзмы и архаизмы. Объяснить, почему они устарели: исчезли обозначаемые ими понятия или появились новые названия у этих понятий. Есть ли среди устаревших слова, которые используются в современном языке, но с другим значением?

(Отвечают на поставленные вопросы по одному человеку от группы).


Отрабатываю умения учащихся разграничивать лексические единицы пассивного запаса языка, актуализирую знания учащихся о средствах выразительности

Используют полученные знания на практике, развивают память, устойчивость внимания, учатся работать в группах, следят за ответами своих товарищей, проявляют активность, взаимовыручку.

8

Самостоятельная работа

(подготовка учащихся к ЕГЭ) Каждому учащемуся выдана карточка с тестовыми заданиями.

Ключи к тестам даются после выполнения задания на экране с помощью мультимедийного проектора

  1. Укажите лишнее слово в ряду синонимов:1) тщетно 2) тщательно 3) бесполезно 4) напрасно

  2. Укажите антоним к слову КОСНЫЙ: 1) передовой 2) прямой 3) модернизированный 4) ловкий

  3. Укажите слово, имеющее омоним: 1) успех 2) острый 3) топить 4) сидеть

  4. Укажите предложение с фразеологизмом:

    1. Спектакль всем очень понравился

    2. Зрители приняли спектакль восторженно

    3. Спектакль вызвал восторг у публики

    4. Мы пришли в восторг от спектакля

  5. Укажите исконно русское слово: 1) фильм 2)перерыв 3) антракт 4) сеанс

  6. Какое из четырех слов относится к устаревшим: 1) якобы 2) заново 3) сызнова 4) нежели

  7. Какое из перечисленных слов имеет значение «устаревшее слово»:

1) архаизм 2) фразеологизм 3) неологизм 4) диалектизм


Обучаю выполнять задания в виде тестов, готовлю учащихся к ЕГЭ

Выявляю пробелы, корректирую знания.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания, учатся работать быстро, воспроизводят полученные знания. Самостоятельно проверяют задания, оценивают свою работу.

9

Подведение итогов урока

1.Вопросы классу по изученному материалу:

  1. Что такое многозначность слова?

  2. Как разграничить омонимию и многозначность?

  3. Какие виды синонимов вам известны?

  4. Какие лексические единицы составляют пассивный запас языка? Как их разграничить?

  5. Тождественны ли понятия «диалекты» и «диалектизмы»?

2. Итоги работы класса.

3. Оценки за урок ученикам и их аргументация.

Обобщаю теоретические сведения, полученные на уроке.

Объективно оцениваю работу учащихся на уроке, их знания.

Самостоятельно подводят итоги урока, учатся выделять главное, давать оценку успешности достижений каждого и класса в целом

10

Сообщение домашнего задания

Задание дается по группам: сильным и слабым учащимся:

1 гр. – творческое задание, упр. № 74 ( написать сочинение-миниатюру о значении слов: в чем их сходство и различие)

2гр. :

- выписать из художественной или публицистической литературы по три предложения, являющиеся примерами употребления различных лексических единиц (многозначных слов, омонимов, синонимов, паронимов, историзмов, архаизмов, неологизмов, профессионализмов, терминов, жаргонизмов)

Разъясняю содержание домашнего задания,

Осуществляю дифференцированный подход

Закрепляют полученные знания
































Приложение.


1.Объяснительный диктант:

«Но дед Щукарь вдруг зарычал лютым зверем, лягнул лекарку ногой и обеими руками вцепился в махотку. Тогда Давыдов поспешил ему на выручку: схватив с пригрубка деревянное скало, он оттолкнул старушонку, махнул скалом по днищу махотки. Та рассыпалась. Дед Щукарь облегченно и часто задышал, без труда сорвал банки.

-Головушка ты моя горькая!-навзрыд заголосила баба.- Разбил, нечистый дух, посудину! Таковских вас лечить, и добра не схошь!

- Удались, бабка! Ты меня чуток жизни не решила! Об твою об головешку этот горшок надо разбить! Удались, А то до смертоубийства могу дойтить.»

2. Индивидуальные задания:

Карточка № 1:

1. Отграничьте от омонимов близкие к ним явления (омоформы, омографы, омофоны).

1) Зеленый луг- горький лук,2) острая шашка – шашка на доске, 3) дверной замок-древний замок,4) забил гол-гол как сокол

2. Найдите антонимы 1) Маленькое дело лучше большого безделья. 2) Делу время – потехе час.

3. Выберите уместный пароним.1) Застольная (здравица, здравница). Резьба (искусная, искусственная).

Карточка № 2:

1. Отграничьте от омонимов близкие к ним явления (омоформы, омографы, омофоны).1) Стог сена – сток воды 2) не зная правил – машиной правил,3) топить печь – топить корабли 4) обдать паром – паром через реку

2. Найдите антонимы

1) Откладывай безделье, а не откладывай дела. 2) Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает

3. Выберите уместный пароним.1)Деловитый (разговор, человек).2) Одеть (кофту, ребенка)

3. Тест для самостоятельной работы:

  1. Укажите лишнее слово в ряду синонимов:1) тщетно 2) тщательно 3) бесполезно 4) напрасно

  2. Укажите антоним к слову КОСНЫЙ: 1) передовой 2) прямой 3) модернизированный 4) ловкий

  3. Укажите слово, имеющее омоним: 1) успех 2) острый 3) топить 4) сидеть

  4. Укажите предложение с фразеологизмом:

    1. Спектакль всем очень понравился

    2. Зрители приняли спектакль восторженно

    3. Спектакль вызвал восторг у публики

    4. Мы пришли в восторг от спектакля

  5. Укажите исконно русское слово: 1) фильм 2)перерыв 3) антракт 4) сеанс

  6. Какое из четырех слов относится к устаревшим: 1) якобы 2) заново 3) сызнова 4) нежели

  7. Какое из перечисленных слов имеет значение «устаревшее слово»:

1) архаизм 2) фразеологизм 3) неологизм 4) диалектизм



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Лексикология (обобщение)

Автор: Баилова Светлана Владимировна

Дата: 16.10.2015

Номер свидетельства: 240492

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Урок русского языка в 6 классе "Лексикология. Обобщение""
    ["seo_title"] => string(64) "urok_russkogho_iazyka_v_6_klassie_lieksikologhiia_obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "446752"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1514290087"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Подготовка к ЕГЭ. Языковой анализ текста.Обобщение по теме «Сложноподчиненное предложение» "
    ["seo_title"] => string(106) "podghotovka-k-iege-iazykovoi-analiz-tieksta-obobshchieniie-po-tiemie-slozhnopodchiniennoie-priedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "130074"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415813665"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Лексикология и фразеология как разделы лингвистики. Изобразительно-выразительные средства лексики"
    ["seo_title"] => string(80) "leksikologiia_i_frazeologiia_kak_razdely_lingvistiki_izobrazitelno_vyrazitelnye_"
    ["file_id"] => string(6) "658565"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1730113227"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(27) "Лексика 6 класс"
    ["seo_title"] => string(16) "lieksika_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "405550"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490982336"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Урок на тему "Лексика""
    ["seo_title"] => string(22) "urok_na_tiemu_lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "449905"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1515935936"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства