kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лексикология и фразеология как разделы лингвистики. Изобразительно-выразительные средства лексики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на актуализацию и обобщение знаний обучающихся об изобразительно-выразительных средствах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лексикология и фразеология как разделы лингвистики. Изобразительно-выразительные средства лексики»

Тема: Лексикология и фразеология как разделы лингвистики. Изобразительно-выразительные средства лексики

10 класс дата:

Цель: актуализировать и обобщить знания учащихся об изобразительно – выразительных средствах языка в процессе подготовки к выполнению задания 22 ЕГЭ по русскому языку; формирование навыков работы с выразительными средствами языка; развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; воспитание стремления к достижению поставленной цели; уверенности в себе, умения работать в коллективе.

Ход урока

1. Организационный момент.

Целеполагание.

2. Актуализация знаний.

Индивидуальный опрос у доски:

1) Задание 4: кормЯщий, Иконопись, мозаИчный, зубчАтый, кровоточАщий, клАла, молЯщий, убыстрИт, углубИт, красИвее, укрепИт, знАчимость, нажИвший, исчЕрпать, крАны, каталОг, квартАл, жалюзИ, вероисповЕдание.

2) Задание 12: незажившая рана, ответ не_получен, неспособный ученик, не_оставшиеся в памяти дни, вовсе не_достойное занятие, ни с чем не_сравнимый аромат, неисследованный район, незамерзающий порт, не_готов к ответу, еще не_оттаявшая земля, нездоровый вид, неоперившийся птенец, окна не_занавешены, не_намерен сдавать, нездоровится, несдобровать.

3) Задание 9: безграничный, вздыхать, сбить, испортить, безжалостный, вскрикнуть, вздернуть, безнадежный, безразличный, сдать, взимать, од…тожить, контр...гра, дез...нфекция, с...змальства, вз...грать, от...скать, без...сходный, без...мянный, мед...нститут, без...нициативный, спорт...вентарь, роз...ск, под...мать, пред. ..стория, сверх. ..зысканный, с...мпровизировать, сверх...нертный, под...тожить, из...скать, дез...нформация, меж...нститутский.

Класс: орфографическая разминка: (задание 11 правописание суффиксов причастий)

Борющийся, веющий, видящий, воющий, всеобъемлющий, вяжущий, держащийся, дремлющий, дышащий, заботящийся, зависящий, ищущий, караулящий, клеящий, колющий, красящий, лающий, лелеющий, моющийся, мыслящий, ненавидящий, пенящийся, полющий, режущий, реющий, слышащий, стелющийся, тающий, терпящий, видимый, исполняемый, колеблемый, нарушаемый, ненавидимый, обтекаемый, решаемый, слышимый, увольняемый.

Проверка.

3. Изучение нового материала.

1) Работа с таблицей.

Лексические средства.

ТРОПЫ

Фигуры речи

Синонимы

Антонимы

Фразеологизмы

Архаизмы

Диалектизмы

книжная,

научная,

разговорная лексика

метафора – перенос значения слова по сходству. мертвая тишина

олицетворениеотговорила роща золотая

сравнение метонимия – замена прямого названия другим по смежности (т.е. на основе реальных связей) Шипенье пенистых бокалов (вместо: пенящееся вино в бокалах)

синекдоха – употребление названия части вместо целого и наоборот белеет парус одинокий (вместо: лодка, корабль)

перифраз – замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения автор «Горе от ума» (вместо А.С. Грибоедов)

эпитет

аллегория – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах весы – правосудие, крест – вера, сердце – любовь

гипербола

литота – преуменьшение

ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки.

эпифора – повторение слов в конце предложений или строк, идущих друг за другом

градация – построение однородных членов предложения по нарастанию смысла или наоборот.

анафора – повторение слов в начале предложений или строк, идущих друг за другом.

каламбур – игра слов

риторическое восклицание

синтаксический параллелизм – одинаковое построение предложений

многосоюзие – повтор избыточного союза.

бессоюзие – построение сложных предложений или ряда однородных членов без союзов.

Эллипсис.

Инверсия.

Антитеза.

оксюморон – соединение двух противоречащих понятий.

Цитирование.

Вопросно-ответная форма изложения.

Ряды однородных членов предложения.

Парцелляция– предложение, которое расчленено на интонационно-смысловые речевые единицы.

Как отличить метонимию от синекдохи?

АССОЦИАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕТОНИМИИ:
Связь субъекта с его признаком. «Гнедой бил копытом у крыльца».
Связь субъекта и орудия. «Только слышно по улицам где-то одинокая бродит гармонь»
Связь предмета и материала. «Ступай, отравленная сталь, по назначенью!»
Связь содержимого с содержащим. «Зал внимательно слушает лектора».
Связь автора с произведением. «Белинского и Гоголя с базара понесет»
Связь людей и места, мероприятия. «Собрание приняло резолюцию».
Связь действия и его результата. «Обмен валюты».
СИНЕКДОХА (ПРИМЕРЫ):
Художественный троп синекдоха возникает, когда в тексте произведения употребляется единственное число существительного в качестве множественного.
Швед, русский колет, рубит, режет. (А.С. Пушкин)
Все флаги в гости будут к нам. (А.С. Пушкин)
В данном контексте под флагами (часть) подразумеваются страны (целое), которые будут устанавливать связи с Россией.
«Чуден Днепр и при теплой летней ночи, когда всё засыпает, и человек, и зверь, и птица».
Человек, зверь и птица упоминаются в единственном числе, обозначая всё живое.
ОТЛИЧИЕ МЕТОНИМИИ ОТ СИНЕКДОХИ:
Метонимия - это скорее сжатое описание предмета. Синекдоха - упоминание части, при котором целое лишь подразумевается.

4. Закрепление.

1) Отличите метонимию от синекдохи.

1. На поля легла роса,

По полям пошла коса. (метонимия)

2. Бабушка любовно протерла и убрала хрусталь в сервант. (Метонимия)

3. На аукционе был продан корниловский фарфор. (метонимия)

4. Слезу пролить над ранней урной. (синекдоха)

Быть может, в Лете не потонет/ Строфа, слагаемая мной. (синекдоха)

Тарелку съел; Метонимия

У него бойкое перо; МЕТОНИМИЯ

Российский пенсионер нынче практически нищий человек! СИНЕКДОХА

Стояла такая отличная погода, что весь город вышел гулять! СИНЕКДОХА

Весь дом ушел; МЕТОНИМИЯ

Выпить целый самовар; МЕТОНИМИЯ

Гром гремел так, что весь зоопарк жалобно заскулил. Россия на Чемпионате мира по футболу забила Германии пять мячей! Только к сорока годам он заработал свой угол. (СИНЕКДОХА)

Янтарь на трубках Цареграда, /Фарфор и бронза на столе… МЕТОНИМИЯ

Вдруг из-за двери в бале зальной/ Фагот и флейта раздались. МЕТОНИМИЯ

Вывод.

2) Запишите словосочетания и предложения, определите изобр. ср-ва.

жемчужина поэзии, дождь барабанит, визг пилы, океан слез, гора книг, шоколадный загар, золото волос, хвост поезда, луковки церквей, лента дороги.

Метафора

Пляшет перед звездами звезда,

Пляшет колокольчиком вода,

Пляшет шмель и в дудочку дудит,

Пляшет перед скинией Давид. (А.Тарковский)

Анафора

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня. (А. Блок)

Эпифора

С Россией кончено… На последях

Её мы прогалдели, проболтали,

Пролузгали, пропили, проплевали,

Замызгали на грязных площадях. (М. Волошин)

Градация

Я вчера задыхался от счастья,

А сегодня кричу от боли. (Р. Ивнев)

Антитеза

Там мертвой славе отдают

Меня – твои живые руки. (А.Ахматова)

Антитеза

По полям и по деревне бродят только в обилии коровы жующие, овцы блеющие и куры кудахтающие (И. Гончаров)

Инверсия

Петербург – петровская столица, город Петра, город на Неве, северная столица, вторая российская столица, северная Венеция.

Перифраз

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

Олицетворение.

Вывод.

2) - Определи ИВС.

Август - астры,

Август - звёзды,

Август - грозди

Винограда и рябины... (анафора) (М. Цветаева)


Я глупая, а ты умён,

Живой, а я остолбенелая. (антитеза) (М. Цветаева)


У меня зазвонил телефон.

– Кто говорит?

– Слон.

- Откуда?

– От верблюда. (Вопросно-ответная форма изложения) (К.И. Чуковский)


Сколько яблок! Яблок! (Восклицательное предложение)

В углу стояла корзина с ароматными, крупными, спелыми, налитыми сладким соком яблоками.(градация)

Сто лет не виделись! (гипербола)

Изба была не холодной, а выстуженной до такой степени, что в ней, казалось, было даже холоднее, чем на улице. (конт. антонимы)

Ветер, ветер -

На всём божьем свете! (лекс. повтор) (А. Блок)

То не ветер ветку клонит,

не дубравушка шумит.

То моё сердечко стонет,

Как осенний лист дрожит. (Параллелизм)

Она резко отвернулась. Отошла к окну. Заплакала. (Парцелляция)

Витрины, как зеркала, влюблённость промелькнула, как молния. (сравнение)

В синем море волны хлещут,

В синем небе звезды блещут. (Параллелизм)


Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской. (Параллелизм)

Вывод.

5. Рефлексия.

Д-з тест ЕГЭ




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Беркимбаева Жанна Абдрашевна

Дата: 28.10.2024

Номер свидетельства: 658565


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства