Дидактическая – создать условия, для усвоения нового материала используя методы активного обучения.
Образовательная – наблюдать за словами, имеющими противоположное значение;
Ввести термин “антонимы”.
Развивающая – Развивать коммуникативные компетенции учащихся ; умение задавать вопросы, умение аргументировать свою точку зрения; умение толерантно относится к чужому мнению; способность участвовать в совместном принятии решений; развитие внимания, логического мышления.
Воспитательная – формировать ответственность за результаты своего труда и работы всего класса; прививать любовь к “слову”, сокровищнице народной мудрости и традиций.
Просмотр содержимого документа
«Лексика. Состав слова.»
План урока (с технологической картой)
1. Тема программы: Лексика. Состав слова.
2. Тема урока: Антонимы.
3. Тип урока: Комбинированный.
4. Вид урока: Смешанный
Части – блоки урока (кратко) Временная реализация
Организационный момент: приветствие, проблемная ситуация.
9мин.
Первичное знакомство с темой. Актуализация опорных знаний. Освоение новых знаний. Знакомство с темой “Антонимы”. Наблюдать над языковым явлением. Антонимия.
Образовательная задача урока: стимулировать активность обучающихся, наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин “антонимы”
Обобщение. Вывод. Задача – убедиться в освоении обучаемыми только что предложенной единицы материала
5 мин.
Физ. минутка
3мин.
Закрепление знаний. Распределение слов по парам. Нахождение лишней пары. Вывод. Задача – стимулирование интереса обучаемых, закрепление полученных знаний, понятий.
6мин.
Работа в группах. Задача – закрепление полученных знаний, понятий; развитие навыка контроля и самоконтроля; развитие умения аргументировать свою точку зрения; развитие умения толерантно относится к чужому мнению; способность участвовать в совместном принятии решений; развитие внимания, логического мышления.
4мин.
Выходящий контроль. Тестовое задание. Задача – стимулирование интереса обучаемых, проверка уровня усвоения полученных знаний, понятий. Обобщение. Выводы.
3мин.
Домашнее задание. Итог урока. Рефлексия.
2 мин.
Задачи урока:
Дидактическая – создать условия, для усвоения нового материала используя методы активного обучения.
Образовательная – наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; Ввести термин “антонимы”.
Развивающая– Развивать коммуникативные компетенции учащихся ; умение задавать вопросы, умение аргументировать свою точку зрения; умение толерантно относится к чужому мнению; способность участвовать в совместном принятии решений; развитие внимания, логического мышления.
Воспитательная – формировать ответственность за результаты своего труда и работы всего класса; прививать любовь к “слову”, сокровищнице народной мудрости и традиций.
-Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели.
2. -Сегодня мы продолжаем наше путешествие по стране знаний русского языка.
3.-Откройте тетради, запишите число ,кл. работа
4. Минутка чистописания.
-Дежурные назовите букву которую мы будем повторять
Это буква…Расскажите о ней (дети записывают)
Откройте словарики и найдите слова на эту букву
5. Словарь: лестница, лисица, лопата, лягушка.
-Найдите лишнее слово по какому либо признаку.
(например по количеству слогов двухсложные и трёхсложные,слово с безударной гласной и непроизносимой согласной)
- Сможем ли какие то слова проверить и доказать?
II. Повторение изученного на предыдущем уроке:
-Праверим нашу память: Какую тему мы начали в этой четверти? (слово и его значение)
К доске выходят 5 учеников работа по карточке:
1 и 2-Прочитайте, что у вас написано
1 На день рождения мне подарили красивый шарик. Он был большой, продолговатый, разноцветный, на длинной палочке. Я был рад подарку.
2 На день рождения мне подарили щенка. Он был лохматенький, толстенький, еле передвигался на своих маленьких лапках. Я назвал его Шарик.
-Назовите тему.
С какой буквы написано слово ( с маленькой шарик ), ( с большой Шарик) – Почему?
Сравните слова, чем они похожи?
Почему слова написаны по разному?
От чего это зависит?
Многозначные слова одинаково пишутся и произносятся, но имеют разный смысл.
- На каком принципе основана эта многозначность.?(сходство по форме).
-Назовите примеры многозначных слов…
-Какое условие является самым главным, чтобы разные предметы можно было назвать одним словом?(предметы должны иметь что- то общее)
3 -Послушайте стихотворение, что в нём иртересно?
–Кто вы?
_Мы лисички, дружные сестрички. Ну а вы – то кто же?
Мы лисички тоже.
-Как, с одной -то лапкой?
-Нет, ещё со шляпкой.
Объясните свой выбор.
(Встретились слова – омонимы), омонимы звучат и пишутся одинаково, но называют разные предметы.- Приведите примеры .
4. и 5.-Ученикам достались 2 текста, послушайте их и скажите что в них общего и чем они отличаются
1.С самого утра во дворе слышны весёлые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки.
1.С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.
( Содержание одинаковое),
-Какой текст понравился больше?(первый)
-А чем второй текст отличается от первого?
Какими словами заменили слово ребята?
Как мы называем такие слова?
Какую роль сыграли синонимы в первом тексте?( они сделали его лучше, интереснее, выразительнее, точнее)
Синонимы имеют близкие значения, но чем они отличаются?(оттенками значений)
Приведите примеры:
Всегда ли синонимы могут заменить друг друга?( нет не всегда, зависит от ситуации речи – кто говорит, кому, как)
III.Первичное знакомство с темой.
- Помогите мне рассказать сказку.
Жили-были два брата – Младший и Старший….
- Догадайтесь, о каких словах мы будем говорить сегодня на уроке?( о словах с противоположным значением)
- Хотели бы узнать как называются такие слова?
Запись в тетради темы урока - Антонимы.
IV.Работа по учебнику с. 33
- Прочитайте тему нашего урока
-Упр. 46 Что нужно сделать в упр., запишите парами.
* Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.( если читать добрые книги, смотреть добрые фильмы и поступать по- доброму, то ты будешь хорошим человеком, ничего плохого , дурного не будешь делать)
* Говори мало, слушай много, а думай ещё больше.( надо больше слушать других, но при этом и самому думать, а говорить немного)
А теперь послушаем знатока русского языка, профессора И И Самоварова, он сообщает нам важную информацию.
- Какие слова называются антонимами?
Игра «кто точнее» с мячом.
- я буду говорить слово, а вы подбираете к нему антоним
Добрый -злой
Просто –сложно
Тепло –холодно
Лёгкий –трудный
Старый –молодой
День – ночь
Маленький – большой
Светлый – тёмный
Строить –ломать
- Вы знаете, что составлен словарь синонимов. Как вы думаете, учёные составили словарь антонимов? (показ словаря м. Львова)
Упр. 47
VII.Рефлексия
Работа в парах.
У вас на столе карточки с двумя столбиками слов. Каждому слову из первого столбика нужно найти пару – антоним из второго и провести между ними соединительную линию.
Проверка на интерактивной доске .
VIII.Подведение итогов урока
-О каких словах вы узнали?
-Что такое антонимы?
-Какое задание для вас показалось самым интересным?
-А какое самым трудным?
-Чья работа вам понравилась больше?
-Кто доволен своей работой поднимите сигналы.
Хорошо! Молодцы! Расскажите дома, чему мы учились сегодня на уроке. Пользуйтесь правильно словами – антонимами в своей речи.
На следующем уроке мы продолжим работу над словом и узнаем, что ещё может зависеть от значения слова.