Просмотр содержимого документа
«"Лексика. Значение слова"»
Дать понятие лексики, лексического значения слова, способов словотолкования.
Задачи:
Познакомить с понятиями лексика, лексическое значение слова, способы словотолкования;
Сформировать умение пользоваться толковым словарём и словарём синонимов;
Повышение мотивации обучения.
Ход урока
1. Организационный момент.
2.
Объяснение нового материала.
1. Представление сказки.
Учитель:
Тема нашего урока “Лексическое значение слова”. Открыли свои тетради, записали число, классная работа, тему урока (ребята оформляют записи в тетрадях). Сегодня вы познакомитесь с понятиями лексика, лексическое значение слова, способы словотолкования,научитесь пользоваться толковым словарём.
И для начала... вам предлагается небольшая сказка. Не удивляйтесь! Помните, как оценил сказку А.С.Пушкин: "Сказка ложь, да в ней намёк!Добрым молодцам урок".
Вот и наша сказка, разумеется, с "намёком".Постарайтесь определить, найти его.
Итак, "Сказка о слове". [2]
1-й вариант: чтение сказки по ролям подготовленными ребятами.
2-й вариант: прослушивание магнитофонной записи.
3-й вариант: презентация. (Приложение1).
СКАЗКА О СЛОВЕ
Действующие лица:
С л о в о колобок.
Ф о н е т и к а.
Л е к с и к а.
С л о в о о б р а з о в а н и е.
М о р ф о л о г и я.
С и н т а к с и с.
Было это или не было, но говорят, что было:выпало из сказки (а из какой - догадайтесь сами)слово колобок и покатилось по дороге.
Катится колобок, катится, а навстречу ему Фонетика.
- Ты кто? - спрашивает.
- Я слово, - отвечает колобок.
- Какое слово?
- Ко-ло-бок!
- Вот теперь слышу, что ты слово: все твои звуки звучат, как им положено, и ударение на своём месте стоит. Звучи так и впредь! - напутствовала слово Фонетика, и колобок покатился дальше. Долго ли,нет ли он катился, но остановила его Лексика.
- Ты кто? - спрашивает.
- Я слово, - гордо отвечает колобок. - У меня есть свой звуковой облик. Вот послушайте, как я красиво звучу: ко-ло-бок!
- Ну, - улыбнулась Лексика, - для слова этого мало.Например, ло-ко-бок тоже звучит неплохо, но словом это звукосочетание не назовёшь, потому что оно бессмысленно. Слово непременно должно быть наполнено смыслом. Ты действительно слово,потому что обозначаешь небольшой круглый хлебец(в народных сказках) - ведь так?
- Так, - согласился колобок. - Как же вы догадались?
- Я много знаю и о тебе, и о других словах;приходи ко мне в гости - расскажу.
Поблагодарил колобок Лексику и отправился дальше, но вскоре дорогу ему преградило Словообразование:
- Ты кто? - спрашивает.
- Я слово колобок.
- А как ты устроено? И кто твои родственники?
- Не знаю, - растерялся колобок.
- Не огорчайся, это мы сейчас выясним, -проговорило Словообразование и надело очки.
- Так вот, приятель, ты образовано от старого слова колоб (круглый хлеб) с помощью суффикса - ок,который внёс в твою основу признак"маленький" (как в словах дымок, лесок,дубок). Вот почему ты обозначаешь "маленький круглый хлебец". Ну а колоб в свою очередь было образовано когда-то от слова коло (колесо). Теперь тебе понятно, кто твои предки?
Обрадовался колобок, что у него встарь были такие родственники, и весело продолжил свой путь.Вдруг видит: стоит на дороге Морфология.Остановился колобок, а Морфология спрашивает:
- Ты кто?
- Я слово колобок.
- А какая ты часть речи?
- Никакая. Я просто слово.
- Так не бывает, - строго заметила Морфология. -Каждое слово - непременно какая-то часть речи:есть слова самостоятельные, есть служебные, а есть и междометия. И у каждой части речи свои грамматические признаки. Без этих признаков тебя ни в одно предложение не примут - так и будешь в одиночестве по дорогам кататься.
- Что же мне делать? - огорчился колобок.
- А ты помни, что колобок - имя существительное со всеми полагающимися ему признаками. Есть у тебя и род, и число, и падеж...
Не успела Морфология договорить, как на дороге возник Синтаксис:
- Вы уж простите, но я слышал ваш разговор.Правильно Морфология сказала: грамматические признаки помогают словам включаться в предложение, в нём у каждой части речи свои роли.
- А у меня - какие роли? - робко спросил колобок.
- Ну, если ты имя существительное, то можешь быть и подлежащим, и дополнением, да и другая работа тебе не заказана. Так что возвращайся скорее в сказку, из которой выпало, да займись-ка делом.
И пошли Морфология и Синтаксис своей дорогой, а колобок не покатился дальше, а поспешил назад, в свою родную сказку, потому что каждое слово должно стоять на своём месте.
Тут и сказке конец.
Учитель: Итак, какой намек, какой урок содержит наша сказка? Для этого давайте посмотрим, кто является героями сказки? (Ребята дают ответы).
Учитель:
Как вы поняли, героями сказки являются разделы науки о языке. Слово настолько многогранно, что оказывается по-своему интересным для разных разделов языка.
2. Беседа о значении слова для разных разделов языкознания:
1. Как вы думаете, что является важным в слове для фонетики?
(Это соединение звуков,объединённых ударением).
2. А кто из вас может определить, как рассматривает слово словообразование?
(Интересуется тем, как образуются слова, из каких морфем они состоят.)
Для морфологии, ребята, слово - это часть речи со всеми грамматическими признаками, для синтаксиса- прежде всего член предложения, а в лексике слово называет и обозначает предметы, явления окружающего мира.
Ребята, мы можем сделать вывод, что каждая наука языка изучает слово и изучает его по-своему.
Чтобы наша речь была красивой, точной, понятной для других, мы должны правильно употреблять слова, знать их точное значение. Вот об этом мы и поговорим сейчас.
3. Чтение и пересказ лингвистического текста упр.234 на стр.77.
[4]
Учитель: Что такое лексика? (Это словарный состав языка). Обратите внимание из какого языка пришло к нам это слово, смотрим дополнительный материал, выделенный пунктирной линией на стр.77.
Учитель:
Как вы поняли, что такое лексическое значение слова? (Главныйсмысл, о котором мы думаем, когда произносим слово).
Существует несколько способов объяснения лексического значения слова. Об этих способах рассказывается далее в упр.234. читаем текст под цифрой 3 (чтение текста учащимися). Рассмотрим способы толкования слов более подробно.
4. Беседа о способах толкования слов.
1-й способ
- краткое толкование, которое чаще всего используется в толковых словарях. В школьной библиотеке вы можете найти различные виды словарей: толковые, антонимов, иностранных слов, синонимов, этимологические,фразеологические, устойчивых сравнений и др. (Выставка толковых словарей, которые можно найти в школьной библиотеке).
Знакомство с историей словарей на основе лингвистического текста.
[3] (Текст может быть распечатан для каждого учащегося или показан через проектор).
Задание.
Выразительно прочитайте текст.Озаглавьте его. Объясните, как вы понимаете высказывание, которое служит эпиграфом к тексту.Спишите эпиграф.
Словарь – это вселенная, расположенная в алфавитном порядке. (А.Франс)
Русские толковые словари имеют многовековую историю. Известны, например, словари 1282 года.Многие “азбуковники” толковали редкие слова,которые встречались в книгах религиозного содержания.
Первые печатные словари в России появились в конце ХVI века, они тоже в основном служили своеобразным пособием при чтении книг, в которых встречалось много непонятных, “нерусских” слов.
В конце ХVIII века выходят первые словари, авторы которых пытались включить как можно больше слов русского языка. Наиболее полным и интересным стал “Толковый словарь живого великорусского языка”, составленный в середине ХIХ века В.И.Далем.
В ХХ веке лингвисты составили и выпустили несколько толковых словарей. Самым полным является 17-томный словарь, в котором разъясняется лексическое значение 120 000 слов.Чтобы выпустить такой словарь, группа лингвистов работала более 20 лет.
И по сей день современные учёные ведут огромную работу, выявляя всё новые и новые слова,определяя и уточняя их лексическое значение.
(Ребята читают текст самостоятельно)
Работа с эпиграфом в начале текста (объяснение его значения и запись в тетрадях).
Работа со словарём в конце учебника.
Учитель:
В конце учебника [4] на стр. 279 тоже находится толковый словарик. В него включено,конечно, совсем немного слов, но это слова,значения которых стоит запомнить.
Чтобы быстро и легко найти слово в словаре, мы должны знать хорошо алфавит. Какое лексическое значение имеет слово “завистник”(завистливый человек). А теперь скажите мне, в каком из художественных произведений встречается такой завистливый человек. Обратите внимание, в словарях, кроме лексического значения слова даётся дополнительная информация– это правильное произношение и правильное написание слов.
Определите, пожалуйста, лексическое значение слова “золотой”(сделанный из золота). А теперь заглянем в толковый словарик и посмотрим,правильно ли вы определили лексическое значение данного слова. Посмотрите, оказывается, слово “золотой”имеет несколько значений. Первое значение то,которое мы с вами определили, и оно является главным. Кроме того, второе значение – цвета золота.
Такую пору изобразил художник Исаак Левитан на картине “Золотая осень”. Это пора, когда листья имеют жёлтый цвет, цвет золота, ярко светит солнце. Третье – переносное. Счастливый(золотая пора). Учёные считают, что в истории человечества был период, который называли золотой век. Подробнее об этом периоде вы узнаете на уроках истории. Четвёртое значение – тоже переносное. (Дорогой, любимый).
Слова, которые имеют более одного значения,называются многозначными. Подробнее с такими словами мы познакомимся на следующих уроках.
Итак, над каким способом словотолкования мы сейчас работали? (Краткое толкование, которое чаще всего используется в толковых словарях).
Не всегда мы можем обратиться к толковому словарю, иногда их просто не бывает под рукой, и тогда используются другие способы толкования.
2-й способ - подбор синонимов
Задание:
подберите синонимы к слову "красивый"(Прекрасный, пригожий, очаровательный,хорошенький, привлекательный, прелестный,обаятельный, симпатичный, приятный, милый,славный и т.д.).
Учитель:
Синонимы помогают не только уточнить значение слова, но и вспомнить другие слова с таким же значением. (Выполнение упр.236 на стр. 78 [4])
Беседа об антонимах.
Учитель:
Вспомните определение антонимов (антонимы– слова, противоположные по лексическому значению).
Различение синонимов и антонимов.
(Выполнение упр. 244 на стр. 80
[4]).
Заканчивая беседу об антонимах, можно предложить творческую работу (индивидуально или в парах): вставить пропущенные слова в рассказе о мальчиках Пете и Коле. [1]
Петя и Коля
Живут в нашем доме два одноклассника - Петя и Коля.
Они давно дружат, хотя эти мальчики совсем разные. Петя - разговорчивый, весёлый, а Коля - ...?И нередко ...?. Петя берётся за дело энергично,делает его быстро, а Коля, наоборот, - ...?, ...?.
Вот однажды вышли приятели во двор, сели на скамеечку.
- Как тепло сегодня! - сказал Петя.
- Нет, - возразил Коля, - сегодня вовсе не тепло, а ...?.
Помолчали. Потом Петя снова заговорил:
- Смотри: облака высоко поднялись; наверное, и завтра будет сухая погода.
- А мне кажется, - засомневался Коля, - что завтра погода будет ...?.
Приятели опять помолчали. Потом Петя предложил:
- Пойдём к ребятам на спортивную площадку:сегодня там интересная игра.
- Нет, - отказался Коля, - не пойду: эта игра,конечно, вовсе не интересная, а ...?.
Тогда Петя достал из кармана два румяных яблока и протянул одно товарищу:
- Подкрепись, может, тогда и играть захочешь, -улыбнулся он. - Яблоко спелое, сладкое.
- Откуда ты знаешь, - проворчал Коля. - Может быть,это яблоко как раз наоборот - ...? и ...?.
Петя укоризненно посмотрел на приятеля, а Коля надкусил яблоко и смущённо улыбнулся: оно действительно было сочное, вкусное!
Другой вариант.
Отгадать загадки –антонимы [1]
1. Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня - ... . (Прохлада).
3. Я антоним к слову лето,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я - ... .(Зима)
2. Я антоним к слову смех,
Не от радости, утех, -
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? Это ... . (Плач).
4. Не бываю без начала
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я ... . (Конец).
5. Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна.
Называюсь ... . (Тишина)
3-й способ - подбор однокоренных слов.
Подбор однокоренных слов к слову "лесник"(лес, лесной, лесистый, лесничество, лесовик).Однокоренные слова помогают понять, почему именно так назван предмет. (Выполнение упр. 240 на стр. 81[4])
4-й способ
- рисунок, который часто используется при знакомстве с новым словом в книгах для маленьких детей и книгах, где разъясняются значения редко употребляющихся слов. (Выполнение упр. 238 на стр. 81 [4])
3. Подводятся итоги урока
.
Итак,
чтобы знанья были впрок,
Следует кратко повторить урок.
Мы с вами познакомились сегодня на уроке с лексикой.
Лексика - это... (словарный состав).
Каждое слово имеет... (лексическое значение).
Лексическое значение - это... (главный смысл слова).
Существует несколько способов объяснения лексического значения слов. Это... (краткое толкование, подбор синонимов, подбор однокоренных слов, рисунок).
Мы с вами также познакомились... (учитель показывает на словари)... (с толковыми словарями).