kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лексика и фразеолог

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Служебные части речи Цель: 1. обобщить знания учащихся о служебных частях речи; 2. отрабатывать навыки употребления служебных частей в речи;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лексика и фразеолог»

Утверждаю:______________Дата:________________Русский язык 10 класс

Тема: Лексика и фразеология русского языка

Цель: Закрепить умения и навыки употребления в речи фразеологизмов и «крылатых» выражений .

Задачи: 
1.Обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу «Лексика и фразеология»
2. Развивать индивидуальные творческие способности учащихся, языковое чутье.
3. Способствовать привитию учащимся любви к русскому языку, желание изучать его.

Оборудование: интерактивная доска с высказываниями о русском языке, фразеологизмы на русском и казахском языках, пословицы, выражение «Язык - мой друг».

Ход урока:

I. Организационный момент

II. «Ум да разум надоумят сразу». Отгадать фразеологические загадки.

1.Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-то бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, он свистит в карманах. (Ветер).

2. Его проглатывают или прикусывают, держат за зубами; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко. (Язык).

III. Ответы на шутливые вопросы:

а) На каких полях не сеют пшеницу?

б) Какой рукав нельзя пришить?

в) Из какого крана нельзя напиться?

IV. «Фразеологический »
Добавить недостающее слово – название животного.
Голоден как…(волк)
Труслив как…(заяц)
Колючий как…(еж)
Надут как…(индюк)
Болтлив как…(сорока)

Собери поговорку (соедини стрелкой).
Волков бояться чье мясо съела
Нет дыма в лес не ходить
Куй железо и рак рыба
На безрыбье пока горячо
Знает кошка без огня

Замените одним словом
Рукой подать… (близко)
Перемывать косточки…(сплетничать)
Бок о бок…(рядом)

Добавить недостающее слово – название животного.
Хитер как…(лиса)
Здоров как…(бык)
Изворотлив как…(уж)
Нем как…(рыба)
Упрям как…(осел)

Собери поговорку (соедини стрелкой).
Старый друг тот против нас
Что посеешь лучше новых двух
Снявши голову пригодиться воды напиться
Не плюй в колодец по волосам не плачут
Кто не с нами то и пожнешь

Замените одним словом
Время от времени…(иногда)
Надуть губы…(обидеться)
Вылетело из головы…(забыл)

V. Итог урока 
Фразеологизмы

Язык: язык проглотил, прикусить язык, найти общий язык, язык не поворачивается, язык до Киева доведет, тянуть за язык, держать язык за зубами.

Глаз: мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаза выколоть.

Голова: сломя голову, человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, как снег на голову.

Ухо: держать ухо в остро, пропустить мимо ушей, покраснеть до ушей, медведь на ухо наступил, развесить уши, навострить уши, слышать краем ухо, прожужжать все уши.

Рука: сложа руки, отбиться от рук, все валится из рук, на скорую руку, умывать руки, сходить с рук, прибрать к рукам.

Ноги: унести ноги, встать с левой ноги, потерять почву под ногами, падать с ног, сбиться с ног, путаться под ногами.

Эквиваленты к фразеологизмам

1. Стоят одной ногой в могиле – Бір аяғы жерде, бір аяғы көрде.

2. Хоть стой, хоть падай – былш еткізу

3.Даже бровью не ведет – былқ етпеу.

4. У страха глаза велики- қорыққанға қос көру.

5. Язык не поворачивается – айтуға аузы бармайді.

6. Положить глаз – көз салу

7. Между двух огней- екі оттың арасында.

Пословицы.

1. Басқа пәле тілден. - Язык мой – враг мой.

2. Бала тәрбиесі – бесіктен. - Воспитание начинается с колыбели

3. Дастарқанда наны жоқтың, тамағының сәні жоқ.- Стол без хлеба выглядит бедно.
4. Ел ұлсыз болмас, Жер гүлсіз болмас. Нет земли без цветов, а народа без героев.

5. Қаһарлы қамал бұзады . Крепости покоряются отважным.
6. Жауынгерге жара да жарасады. Воина и раны красят.

7. Елден безген қөмусіз қалады. У каждого человека есть своя высота.

8. Ер жігіттің екі сөйлегені-өлгені. Джигиту чем дважды обещать лучше раз умереть.



Добавить недостающее слово – название животного.

Голоден как…

Труслив как…

Колючий как…

Надут как…

Болтлив как…



Собери поговорку (соедини стрелкой).

Волков бояться чье мясо съела

Нет дыма в лес не ходить

Куй железо и рак рыба

На безрыбье пока горячо

Знает кошка без огня



Замените одним словом

Рукой подать…

Перемывать косточки…

Бок о бок…



Добавить недостающее слово – название животного.

Хитер как…

Здоров как…

Изворотлив как…

Нем как…

Упрям как…



Собери поговорку (соедини стрелкой).

Старый друг тот против нас

Что посеешь лучше новых двух

Снявши голову пригодиться воды напиться

Не плюй в колодец по волосам не плачут

Кто не с нами то и пожнешь



Замените одним словом

Время от времени…

Надуть губы…

Вылетело из головы…



Фразеологизмы

Язык: язык проглотил, прикусить язык, найти общий язык, язык не поворачивается, язык до Киева доведет, тянуть за язык, держать язык за зубами.



Составьте предложения

1.Глаз: мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаза выколоть.


Составьте предложения

2.Голова: сломя голову, человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, как снег на голову.



Составьте предложения

3.Ухо: держать ухо в остро, пропустить мимо ушей, покраснеть до ушей, медведь на ухо наступил, развесить уши, навострить уши, слышать краем ухо, прожужжать все уши.


Составьте предложения

4.Рука: сложа руки, отбиться от рук, все валится из рук, на скорую руку, умывать руки, сходить с рук, прибрать к рукам.



Составьте предложения

5.Ноги: унести ноги, встать с левой ноги, потерять почву под ногами, падать с ног, сбиться с ног, путаться под ногами.



1. Объясните значения следующих фразеологизмов:

по горячим следам;

не из робкого десятка;

связать по рукам и ногам;

висеть на волоске;

как белка в колесе;

ломать голову.


Вставьте пропущенные буквы,обьясните смысл

Держат..ся в тени, ут..ретъ нос, соб..рат..ся с мыслями, щ..котливый вопрос, пр..т..нуть руку помощи, держать в ч..рном теле, г..нять лодыря, пр..б..рать к рукам, вт..ратъ очки, калач..м не заманш.., в..сетпъ на телефоне, т..ж..лая артиллерия.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лексика и фразеолог

Автор: Кудасбаева Асем Кайырбаевна

Дата: 23.11.2016

Номер свидетельства: 361970

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "краткосрочный план на тему Повторение.Лексика. Фразеология. "
    ["seo_title"] => string(65) "kratkosrochnyi-plan-na-tiemu-povtorieniie-lieksika-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "147024"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419307959"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "«Лексика. Фразеология» "
    ["seo_title"] => string(23) "lieksika-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "190973"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427256417"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Открытый урок: "Повторение по теме "Лексика. Фразеология" "
    ["seo_title"] => string(60) "otkrytyi-urok-povtorieniie-po-tiemie-lieksika-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "127864"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415382549"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Лексическая тема: «Изображение природы русскими художниками»  Грамматическая тема: «Лексика. Фразеология.» "
    ["seo_title"] => string(115) "lieksichieskaia-tiema-izobrazhieniie-prirody-russkimi-khudozhnikami-grammatichieskaia-tiema-lieksika-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "198714"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428433200"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Презентация: "Повторение по теме "Лексика. Фразеология" "
    ["seo_title"] => string(62) "priezientatsiia-povtorieniie-po-tiemie-lieksika-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "127882"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415383214"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства