kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лексическая тема: «Изображение природы русскими художниками» Грамматическая тема: «Лексика. Фразеология.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лексическая  тема: «Изображение природы русскими художниками»

Грамматическая  тема: «Лексика. Фразеология »

Цель урока:

  • Обобщить  и  повторить  раздел  «Лексика».
  • Развить  познавательный   интерес  к изучению русского языка и    

           литературы.

  • Привить любовь к природе, умение видеть мир своими  глазами.

Задачи урока:

  • Формировать эстетическую  отзывчивость  к русской поэзии.
  • Помочь вызвать  зрительные  образы при чтении стихотворения.
  • Дать понятие слову «пейзаж».
  • Познакомить   учащихся  со стихотворением  И.Никитина

          « Утро», понять настроение и  чувства поэта.

  • Познакомить  с картинами И. Шишкина  « Раннее утро», И.Репина   

           «Толстой на пашне».

Тип  урока:

  • Урок изучения  художественного  текста, на материале повторения 

           лексики.

  • Систематизация знаний, умений и навыков.

Вид урока:

Интегрированный  урок  русского языка, литературы и  ИЗО.

Оборудование:

  • Интерактивная доска, портреты И. Никитина, И. Шишкина
  • Картины И. Шишкина « Раннее  утро», И. Репина « Толстой на пашне».
  • Цветные карандаши, листы.

Эпиграф:

В очарованье  русского  пейзажа

Есть  подлинная  радость, но она

Открыта  не  для  каждого и даже

Не каждому художнику  видна.

С утра обременённая работой,

Трудом  лесов, заботами полей,

Природа смотрит как бы с неохотой

На нас, неочарованных людей.

Н. Заболоцкий

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лексическая тема: «Изображение природы русскими художниками» Грамматическая тема: «Лексика. Фразеология.» »

Общеобразовательная средняя школа № 3








Открытый урок районного семинара


Лексическая тема: «Изображение природы русскими художниками»

Грамматическая тема: «Лексика. Фразеология.»











Провела: Досалиева А.А.

учитель русского языка и литературы

с казахским языком обучения








г. Аксай декабрь 2012г.

Лексическая тема: «Изображение природы русскими художниками»

Грамматическая тема: «Лексика. Фразеология »

Цель урока:

  • Обобщить и повторить раздел «Лексика».

  • Развить познавательный интерес к изучению русского языка и

литературы.

  • Привить любовь к природе, умение видеть мир своими глазами.


Задачи урока:

  • Формировать эстетическую отзывчивость к русской поэзии.

  • Помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворения.

  • Дать понятие слову «пейзаж».

  • Познакомить учащихся со стихотворением И.Никитина

« Утро», понять настроение и чувства поэта.

  • Познакомить с картинами И. Шишкина « Раннее утро», И.Репина

«Толстой на пашне».


Тип урока:

  • Урок изучения художественного текста, на материале повторения

лексики.

  • Систематизация знаний, умений и навыков.


Вид урока:

Интегрированный урок русского языка, литературы и ИЗО.


Оборудование:

  • Интерактивная доска, портреты И. Никитина, И. Шишкина

  • Картины И. Шишкина « Раннее утро», И. Репина « Толстой на пашне».

  • Цветные карандаши, листы.


Эпиграф:

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

С утра обременённая работой,

Трудом лесов, заботами полей,

Природа смотрит как бы с неохотой

На нас, неочарованных людей.


Н. Заболоцкий





Ход урока:

І Орг. Момент


  • Как вы поняли этот отрывок из стихотворения Н. Заболоцкого?

  • Природа устала от работы, смотрит на нас с неохотой.

  • Почему?

  • Не каждый человек может обратить внимание на окружающий нас

мир, все куда-то торопятся.

  • Не каждый художник может заметить тайный уголок природы.

  • Вам встретилось слово «пейзаж», как вы понимаете это слово?


Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства , в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа.


(учащиеся записывают это слово. Устно составляют предложение.)


ІІ Опрос Д/з.

  • Давайте вспомним: Что такое лексика, синонимы, омонимы?

  • Прямое и переносное значение слов?

  • Фразеологизмы?


ІІІ Объяснение

Знакомлю учеников с биографией поэта и художника

Показываю портреты И. Никитина и И.Шишкина

Родился Иван Никитин 21 сентября 1824 года в Воронеже. В 1839 году в биографии Никитина состоялось поступление в духовную семинарию Воронежа. Но из-за тяжелой ситуации дома Иван оставил занятия, а в 1843 году вынужден был покинуть семинарию. Еще во время обучения увлекся литературой, начал писать стихи.




Шишкин (Иван Иванович) - один из даровитейших русских пейзажистов, живописец, рисовальщик, сын купца, родился 13 января в Елабуге

(Вятской губ.) в 1832 г., двенадцати лет от роду был определен в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил ее и поступил в московское училище живописи. Окончив курс этого заведения, он

с 1857 г. продолжал свое образование в академии художеств, где числился учеником проф. С. М. Воробьева.

Показываю картину И. Шишкина «Раннее утро»



Для Ивана Ивановича Шишкина, природа всегда была прекрасна сама по себе и не нуждалась в приукрашивании. Отсюда поражающая простота этого художественного текста.

  • Не напоминает ли этот пейзаж родную природу Казахстана?

  • (Я видел такое же небо. Такие же облака. Я вспомнила камыш.)

  • Какое же время года мы видим на картине?

  • Это поздняя весна. Трава уже пробилась, кажется такой шелковистой, деревья покрылись яркой, зелёной листвой.

  • Какое время дня изображено на картине?

  • Утро, оно еще раннее. На небе разгорается зарево. Солнышко вот- вот взойдёт.

  • Верно. Художник так и назвал картину « Раннее утро».


УТРО


Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом,— на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок,—• воду морщит-рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

Далеко-далеко колокольчик звенит.

Рыбаки в шалаше пробудилися.

Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут...

А восток всё горит-разгорается.

Птички солнышка ждут, птички песни поют,

И стоит себе лес, улыбается.

Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.

Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт,

По плечу молодцу всё тяжёлое...

Не боли ты, душа! Отдохни от забот!

Здравствуй, солнце да утро весёлое!



(Идет чтение стихотворения)

- Понравилось ли это стихотворение? Какие чувства испытываем, когда слушаем его.

- Как нужно читать это стихотворение?

- Какое время суток описано в стихотворении?

- Поэт рассказывает об утреннем пробуждении природы. Он радуется наступлению утра, приветствует его: « Здравствуй, солнце, да утро веселое!»

(Выразительное чтение стихотворения учениками.)

- Поэт для выражения восхищения использует самые разнообразные средства: фонетические, морфологические, лексические.

- Мы остановимся на лексических особенностях стихотворения.

- Особое место отводятся словам с переносным значением, т.е. олицетворениям.

- Выпишите слова с переносным значением.


Переносное значение слов:

Пар расстилается; по кудрям лозняка (ивовый куст); дремлет чуткий камыш; свет разливается; брызнет роса серебристая; потянул ветерок; воду морщит – рябит; восток горит – разгорается; золотыми потоками хлынуло; утро веселое.


-Поэт рассказывает об утреннем пробуждении природы: « Звезды меркнут и гаснут»

- Есть ли на картине изображение звездного неба?

- Нет

- Нарисуйте, как вы себе представляете звездное небо.

- Я бы нарисовала звездочки в виде маленьких, мигающих огоньков, а небо бледным, синеватым.

(Ученики рисуют и показывают.)

- Найдите синоним к слову гаснуть.

Синонимы: Гаснуть, погасать, догорать, потухать,


(Чтение стихотворения дальше.)

- найдите омонимы к слову звезда.

Омонимы:













(Составляем устно предложения. Чтения стихотворения.)


- Белый пар по лугам расстилается. Подберём к слову белый синоним

Синонимы:

Белый, молочный, белоснежный.


- Есть ли такое изображение на картине? Кто из вас видел этот пар?

- Такое можно наблюдать лишь ранним утром, от земли поднимается белыми облачками пар. Становится все теплее и теплее.


- «По зеркальной воде… От зари алый свет разливается»

- Что изображено на картине?

- Вода, но нет алого цвета.

- Какая это вода?

- Как зеркало, в ней отражается все, что растет на берегу: деревья, трава, кусты.

- Да, здесь нет алого цвета, т.к. еще рано.

- Найдите синонимы к прилагательному «алый»

Синонимы:












- Каждый из них обозначает разные оттенки.


Алый - ярко – красный.

Пунцовый – кумачовый.

Темно – красный – пурпурный.


Пунцовые щёки, губы.

Кумачовые флаги.

Коралловые камни.


- Можно ли эти синонимы применить в стихотворении?

- Нет

- «Дремлет чуткий камыш…

Тишь, безлюдье вокруг»

- Заметно ли это на картине И.Шишкина

- Среди кустов мы видим чуть приметную тропинку. « Она росистая, вся в каплях росы»

(Работа с текстом стихотворения)

- На что прежде всего обращает внимание поэт?

- На ветерок, на речку.

- Есть ли этот ветерок на картине художника?

- Мы видим на непохожесть поэтического и живописного описания.

- Поэт рассказывает об изменениях в природе.

« Потянул ветерок… Утки с шумом скрылися»

- Можно ли все это изобразить на картине?

- Нет, это можно слышать.

- Значит поэт мог словами описать то, что нельзя изобразить кистью на полотне.

« А восток …»

-Есть ли на картине изображение солнца?

(Нарисуйте солнце , как вы себе его представляете.)

- Чаще всего художники изображают предметы, освещенные солнцем. Поэт создал яркую картину пробуждающейся от сна жизни.

«Здравствуй, солнце да утро весёлое!»


Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт,

По плечу молодцу всё тяжёлое...

Не боли ты, душа! Отдохни от забот!

(Показываю картину И. Репина «На пашне»)



- Мы видим поле, освещенное солнцем, коричневые полосы вспаханной земли.

- На что это указывает?

- Уходят последние дни весны, весенние заботы заканчиваются.

Деревья покрыты зеленой листвой.

- Что еще изобразил художник?

- Вы узнали Льва Николаевича Толстого?

- Он любил крестьянский труд и часто работал в поле.

- И белый пар, и роса серебристая – всё обещает крестьянину богатый урожай.


ІV Закрепление:

Делаем с учениками вывод:

(Составляем диаграмму Венна )





-По картине И. Репина написать эссе включая фразеологические обороты.


Фразеологизмы:


Баклуши бить – бездельничать

Без года неделя – совсем недавно, очень короткое время

Без лишних слов – не теряя времени (браться за дело)

Без сучка без задоринки – сделать безукоризненно.

Белая ворона – человек, резко выделяющийся из окружающей среды тем или иными качествами

Бок о бок – рядом

Болеть душой – волноваться, переживать

Быть на высоте – проявить себя достойно

Валиться с ног – очень устать.

В два счета – моментально

В двух шагах – близко, рядом

Засучив рукава – не жалея сил

Золотые руки – мастер своего дело

Душа болит – сильное беспокойство, тревога

От зари до зари – с утра до вечера

Платить той же монетой – ответить тем же

Не разгибая спины – работать без остановки

Не чувствовать под собой ног – устать



V Оценивание урока

(Ставлю оценки учащимся за урок.)


VI Итог урока.

- Что узнали нового и закрепили на уроке?

VII Домашнее задание:

Нарисовать картинку к стихотворению И. Никитина « Утро».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Досалиева Аэлита Ахметжановна

Дата: 07.04.2015

Номер свидетельства: 198714


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства