kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Лексика. Фразеология»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Петрова С.Н. – учитель русского языка и литературы Целинной средней школы района имени Г.Мусрепова Северо-Казахстанской области

Материал для организации повторения курса русского языка в 10-11 классах.

Модуль по теме «Лексика. Фразеология»

Цель:  повторение и систематизация изученного по разделу «Лексика. Фразеология»

Задачи:

1. Закрепить знания по теме; осуществить контроль знаний по теме;

2. Развивать навык работы по тесту, навык групповой работы по методу КМД.

Оборудование:

ОК № 3.

Вопросник по теме «Лексика. Фразеология».

Практическое задание по теме.

Тест по теме.

Система уроков:

1. Лекция по теме Составление ОК.

2 – 3. Отработка теоретического материала по вопроснику.

 4 - 5. Отработка практического материала по методу КМД.

6. Тест по теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Лексика. Фразеология» »

Петрова С.Н. – учитель русского языка и литературы Целинной средней школы района имени Г.Мусрепова Северо-Казахстанской области


Материал для организации повторения курса русского языка в 10-11 классах.

Модуль по теме «Лексика. Фразеология»

Цель: повторение и систематизация изученного по разделу «Лексика. Фразеология»

Задачи:

1. Закрепить знания по теме; осуществить контроль знаний по теме;

2. Развивать навык работы по тесту, навык групповой работы по методу КМД.

Оборудование:

ОК № 3.

Вопросник по теме «Лексика. Фразеология».

Практическое задание по теме.

Тест по теме.

Система уроков:


1. Лекция по теме Составление ОК.

2 – 3 . Отработка теоретического материала по вопроснику.

4 - 5. Отработка практического материала по методу КМД.

6. Тест по теме.


Ход 1 урока:

Лекция по теме. Составление ОК.

Лексика – словарный запас языка.

Лексикология – это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка

Лексическое значение слова – то, что оно значит.

По происхождению: Исконно русские

Заимствованные

Устаревшие

Неологизмы

По употреблению: Общеупотребительные

Диалектные

Профессиональные

По лексическому значению:

Однозначные

Многозначные

С прямым значением

С переносным значением: метафоры, метонимия

Группы: Синонимы (близкие по значению, разные по написанию)

Антонимы (противоположные по значению и написанию)

Омонимы (разное значение, одинаковое написание)

Паронимы (разное значение, близкий морфологический состав)

Гиперонимы (обобщающие слова)

Гипонимы (однородные слова)

Фразеологизмы (речевые обороты)

Корректировка ОК

Д/з: «Вопросник»


Ход 2 - 3 урока:

Отработка теоретического материала

Работа по ОК. Фронтальный опрос.

Фронтальный опрос по «Вопроснику».

Индивидуальная работа по корректировке знаний в парах по системе« учитель – ученик»

( В роли учителя ученик, ответивший правильно на все вопросы)

Д/з: Практическое задание.

Ход 4 - 5 уроков:

I Отработка «Вопросника» по методу КМД

Постановка проблемы. Деление на 2 группы.

Выполнение заданий в группах.

Выступление групп с выполненными заданиями. Корректировка.

Выход на новую проблему:

Д/з: работа над ошибками.

Ход 6 урока

Тестирование по теме.

Д/з: работа над ошибками в тесте.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Вопросник по теме «Лексика и фразеология»

1. Лексика – это….

2. Что изучает лексикология?

3. Лексическое значение слова это…

4. Грамматическое значение слова – это….

5. Какие слова относятся к исконно русским?

6. Какие слова называются заимствованными?

7. Какие слова называются устаревшими, архаизмами?

8. Какие слова называются неологизмами?

9. Какие слова называются общеупотребительными?

10. Какие слова называются диалектными?

11. Какие слова называются профессиональными?

12 Какие слова называются однозначными?

13. Какие слова называются многозначными?

14. Что значит прямое значение слова?

15. Что значит переносное значение слова?

16. Что такое метафора? На чём она основана?

17. Какие слова называются синонимами?

18. Какие слова называются антонимами?

19. Какие слова называются омонимами?

20. В чём отличие омонимов от многозначных слов?

21. Какие слова называются паронимами?

22. Метонимия – это…

23. Какие слова называются гипонимами?

24. Какие слова называются гиперонимами?

25. Фразеологизмы или фразеологические обороты – это….

26. Какие вы знаете словари русского языка?

27. Назовите авторов «Толкового словаря русского языка».

28. Сколько слов в «Словаре современного русского литературного языка»?


Ответы на вопросник по теме «Лексика. Фразеология»

  1. Лексика – это словарный запас языка.

2 .Лексикология – это раздел науки о языке, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение слов.

3. Лексическое значение слова – это то, что означает отдельное самостоятельное слово.

4. Грамматическое значение слова – это морфологические признаки, т. е. Признаки, присущие слову как части речи.

5. Исконно русские слова связаны с бытовой и производственной, культурной и политической жизнью русских. К ним относятся слова, обозначающие пищу и предметы домашнего обихода, ремёсла, охоту, промыслы, производства, земледелие, сельское хозяйство, политический строй, судопроизводство.

6. Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называют заимствованными (кофе, шоссе, сундук).

7. Устаревшие слова (историзмы) – это слова, вышедшие из активного повседневного употребления, обозначающие несуществующие теперь понятия.

8. Неологизмы – это слова, возникающие в языке в связи с развитием социальных отношений, науки, культуры и т. д.

9. Общеупотребительные слова – слова, понятные всем носителям языка и употребляемые ими.

10. Диалектные слова – это ограниченный круг слов, которые употребляются в разговорной речи, среди населения определённой местности (кочет – петух, бирюк – волк).

11. Профессиональные слова – слова, обозначающие название орудий и предметов труда, трудовой деятельности, известные узкому кругу людей, занятые данным производством.

12. Однозначные слова имеют одно лексическое значение (айсберг, позёмка.)

13. Многозначные слова имеют 2 или несколько лексических значений (дом, глухой, ствол.)

14. Прямое значение слова – исходное, основное значение, которое соотносится с названием предмета, явления, признака, действия или состояния непосредственно и называет его прямо (жаркий день, собака воет).

15. Переносное значение слова – непрямое, второстепенное, следствие переноса основного значения на новый предмет. Оно возникает в итоге объединения одного предмета с другим на основе их связи или сходства (формы, места расположения, звучания, действий и т. д.) существующего между ними.

16. Метафора – перенос наименования с одного предмета на другой по их сходству. Она может быть основана на: сходстве формы, места расположения, переносе наименований, состояние природы на свойства живых существ, сходстве выполняемых функций, действий (носик чайника, пронеслась гроза, лениво полдень дышит.)

17. Синонимы – слова, близкие по значению, по-разному называющие одно и то же понятие (бежать, мчаться, нестись).

18. Антонимы – слова, выражающие противоположные значения (белый – чёрный, верх – низ)

19. Омонимы – слова, одной и той же части речи, имеющие одинаковое звучание и написание, но разные значения (ключ, коса)

20. Многозначное слово имеет прямое и переносное значение на основе их сходства (волк воет, ветер воет). Омонимы – слова, имеющие совершенно разное лексическое значение ( ключ - от двери , ключ – родник)

21 Паронимы – слова сходные по звучанию и частично совпадающие в морфемном составе, но не одинаковые по значению и употреблению (жесткий, жестокий)

22. Метонимия – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значение на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями (съел тарелку супа)

23. Гипонимы – это слова, соответствующие близким видовым понятиям (отец, сын, мать)

24. Гиперонимы – это обобщающие слова для гипонимов (отец, сын, мать – родственники)

25 Фразеологизмы или фразеологические обороты – устойчивые сочетания слов, обладающие целостным значением. Употребляются в разговорной речи и художественных произведениях. Являются одним членом предложения.

26. Словари русского языка: орфографический, толковый, синонимов, антонимов, омонимов, орфоэпический, иностранных слов, фразеологический.

27. Автор «Толкового словаря русского языка» - Ожегов.

28. В « Словаре современного русского литературного языка» 120 000 слов.


Практическое задание по теме « Лексика. Фразеология»

1.Определите значение фразеологизмов:

Рукой подать, навострить лыжи, мозолить глаза, море по колено, вывести на чистую воду, надуть губы, попасть впросак, набивать оскомину, стоять над душой, мозолить глаза, в двух шагах, под боком, рукой подать, Сизифов труд, ящик Пандоры, как вкопанный, засучив рукава, высосать из пальца, презренный металл, втирать очки, стреляный воробей, аршин проглотил, душа в пятки ушла, набрать в рот воды, задирать нос, за тридевять земель, до корней волос, пасть духом, не терять головы, бить баклуши, на вес золота, проливать свет, бросить друг другу перчатку, зги не видно, смотри в оба, ни свет ни заря, сидеть сложа руки, во все лопатки, во весь дух, медвежья услуга, кожа, да кости, слово в слово, бежать сломя голову, втирать очки, втаптывать в грязь, сойти со сцены, хоть кровь из носу, крутить хвостом, с три короба, сбить с толку, через пень колоду, запретный плод, кровь с молоком, некуда яблоку упасть, кот наплакал, ни два ни полтора, как сельдей в бочке, филькина грамота, съесть собаку, у черта на куличках, смазать пятки, задать стрекоча, в поте лица, кричать во всю ивановскую, плыть по течению, мало каши ел, закидывать удочку, набрать в рот воды, смотреть сквозь пальцы, родиться в рубашке, утереть нос, сжечь свои корабли, пустое место, без царя в голове, семи пядей во лбу, делать из мухи слона, держать ушки на макушке, дуба дать, толочь воду в ступе, глаза разбежались.


2. Выберите словосочетания, в которых прилагательные употребляются в переносном значении.

Глухой старик, глухой переулок, жаркий день, жаркий спор, железная воля, железная дорога, прямая линия, прямой ответ, солнечный луч, солнечный зайчик, волчий взгляд, волчий след, ослепительная красота, ослепительный свет.Золотые руки, золотое кольцо, золотое зерно, золотое сердце, тяжёлая походка, тяжёлый чемодан, глубокое раздумье, глубокое озеро, тесная дружба, тесная обувь, ледяная глыба, ледяной взгляд.

3. Укажите предложения, в которых есть слово в переносном значении.

Яркое солнце быстро съело тонкий ледок. На стене висели два пейзажа хорошей кисти. Ветер в трубе воет и свистит. Собака всё ночь выла. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу. Весёлая песня согрела нас в пути. Хозяйка согрела воды. Ёлка плакала сначала от домашнего тепла. Девочка долго плакала. Зима недаром злится: прошла её пора. Идёт сильный дождь. По улице идёт человек. На морозе щёки горят.

4. Разделите слова на 4 группы:

1) исконно русские

2) заимствованные

3) устаревшие

4) неологизмы

Мать, отец, амбар, башмак, кибитка, карета, сын, внук , галстук, газета, перекладные, оказия, секьюрити, нос, лицо, барабан, телега, конка, городовой, респондент, нога, рука, алфавит, астрономия, урядник, электорант, сердце, бровь, пирамида, пристань, жандарм, толерантность , ночь, вечер, фамилия, авиация, ваше благородие, космохимия, утро, осень, министр, князь, графиня, акванавт, лето, месяц, циркуль, масштаб, камергер, статский советник, межконфессиональный, год, век, штаб, бухгалтер, космонавт, серебро, абажур, бульвар, лапти, пуд, искусственный, железо, вода, дуэль, ресторан, верста, фунт, спутник, клонировать, звезда, небо, одеколон, рояль, аршин, кучер, консенсус, озеро, дуб, клумба, спорт, соха, шоу, телефакс, клён, корова, бойкот, юмор, сажень, ямщик, провайдер, коза, пёс, спать, кекс, турист, отрок, кафтан, презентация, звать, сидеть, кафе, ендова, светец, модем, брифинг.

5. Разделите слова на:

1) общеупотребительные

2) диалектные

3) профессиональные

Кирпич, свёкла, курень, полуночник, негатив, закрепитель, идти, литература, шелочник, аккорд, вокализ, книга, вечерять, бирюк, мольберт, литера, школа, стол, гай, жалейка, пунсон, матрица, карандаш, шибко, векша, эскадра, тральщик, бежать, стоять, смотреть, красивый, вестимо, втулка, нота, замолаживать, умный, весело, нота, зелёный, гуашь, векша, буерак, фермент, хороший.

6. Объедините слова в группы синонимов.

Неловкий, время, пурга, цитата, буран, отрывок, метель, вьюга, разговор, отечество, бесконечный, исчезать, высокий, звать, кликать, говорить, неправда, лазарет, огромный, пасмурный, бескрайний, громадный, правильно, неповоротливый, неуклюжий, эпоха, эра, кляча, ложь, предатель, верно, болтовня, дорожка, госпиталь, небыль, обман, изменник, толковать, серый, гигантский, конь, хмурый, поликлиника, лошадь, период, афоризм, тропинка, пропадать, зной, изречение, жара, отчизна, долговязый, пекло, фрагмент, родина, теряться.

7. Объедините слова в группы антонимов.

Ложь, трусливый, громадный, чёрствый, правый, бледный, у нас, горе, темно, уродливый, встает, высокий, легко, полный, скрытный, грустно, грязно, сытый, сладкий, мрак, направо, поэт, близко, жара, смех, ненавидеть, чисто, правда, голодный, радость, светло, ложится, у вас, трудно, низкий, далеко, холод, левый, крошечный, любить, радостно, красивый, свежий, откровенный, налево, румяный, свет, слёзы, день, зима, пол, пустой, лето, прозаик, храбрый, потолок, горький, урод, ночь, красавец.

8. Укажите многозначные слова:

Дом, дорога, айсберг, гравий, шарада, брошюра, глухой, разбить, флора, полотно, бакен, земля, бесчеловечный, голова, жернов, хвост, свежий, изморозь, кроссворд, ствол, лексикон, невзгоды, партер, нос, море, ледяной, позёмка, сердечный, высокий, красный, тетрадь, рука, кошка, ручка, цветок.

9. Найдите слова- омонимы:

Бор, жюри, пар, ключ, лиловый, пурга, бак, бокс, блок, сувенир, фауна, гладь, клуб, кулон, конфета, пирожок, среда, свет, заработать, футбол, занять, взять, шоссе, залог, лавка, космонавт, папка, заливной, балкон, сплав, затопить, гнездо, коса, гитара, столица, косяк, город, лисичка, строчка, косой, рыба, глагол, точка.

10. Разделите слова на 3 группы:

1)гиперонимы

2) гипонимы

3) паронимы

Сгруппируйте их.

Деревья, липа, устареть, постареть, берёза, огурец, жестокий, одевать, мать, дочь, мелочный, лесной, коза, Алматы, города, реки, отец, родственники, собака, представить, абонемент, надевать, соседи, Костанай, рыба, сыто, корова, продукты, экономный, абонент, жёсткий, крупа, незабудки, цветы, Астана, слушать, континент, Боровое, национальности, русский, бережливый, дерзать, Москва, математика, животные, скрытый, немец, столица, Петропавловск, дождевой, мелкий, история, соседский, экономичный, тюльпан, карась, Ишим, сытно, озёра, Волга, науки, Иртыш, дождливый, пескарь, Балхаш, предоставить, скрытный, Лондон, слышать, щука, кошка, дуб, овощи, лесистый, морковь, дерзить, редис, бережный, биология, контингент, молоко, ромашка, сметана.

Ответы на практические задания по теме « Лексика. Фразеология»
  1. Определите значение фразеологизмов.

Рукой подать – близко, навострить лыжи – убежать, мозолить глаза – надоедать, вывести на чистую воду – разоблачить, надуть губы – обидеться, попасть впросак – запутаться, набивать оскомину – надоедать, стоять над душой – надоедать, в двух шагах – рядом, под боком – рядом, Сизифов труд – тяжелая работа, ящик Пандоры – источник несчастья, как вкопанный – онеметь, засучив рукава – хорошо, высосать из пальца – выдумать, презренный металл – золото, втирать очки – обманывать, стреляный воробей – опытный, аршин проглотил – онемел, душа в пятки ушла – испугался, набрать в рот воды – молчать, задирать нос – зазнаваться, за тридевять земель – далеко, до корней волос – очень сильно, пасть духом – унывать, не терять головы – не попасть впросак, бить баклуши – бездельничать, на вес золото – дорого, проливать свет – сделать ясным, бросить друг другу перчатку – сделать вызов, зги не видно - темно, смотри в оба – будь осторожен, ни свет ни заря – рано, сидеть сложа руки – бездельничать, во все лопатки – быстро, во весь дух – быстро, медвежья услуга – приносящий вред, кожа да кости – худой, слово в слово – точно, бежать сломя голову - быстро, втаптывать в грязь – унижать, сойти со сцены – утрачивать значимость, хоть кровь из носу – во что бы то ни стало, крутить хвостом – вертеть, с три короба – обманывать, сбить с толку – привести в замешательство, через пень колоду – кое- как, запретный плод – недозволенное, кровь с молоком – красивый, некуда яблоку упасть – тесно, кот наплакал – мало, ни два ни полтора – мало, как сельдей в бочке – тесно, филькина грамота – пустая, ненужная бумажка, съесть собаку – приобрести опыт, у чёрта на куличках – далеко, смазать пятки – быстро убежать, задать стрекоча – убежать, в поте лица – с усердием, кричать во всю ивановскую – громко, плыть по течению – пассивно подчиняться, мало каши съел – бессильный, закидывать удочку – намекать, смотреть сквозь пальцы – не обращать внимания, родиться в рубашке – быть счастливым, утереть нос – победить, сжечь свои корабли – решиться, пустое место – ничтожество, без царя в голове – глупый, семи пядей во лбу – умный, делать из мухи слона – преувеличивать, держать ушки на макушке – быть настороже, дуба дать – умереть, толочь воду – бесполезно тратить время, глаза разбежались – невозможно сосредоточится.


2.Выберите словосочетания, в которых прилагательное употребляются в переносном значении.

Глухой переулок, жаркий спор, железная воля, прямой ответ, солнечный зайчик, волчий взгляд, ослепительная красота, золотые руки, золотое зерно, золотое сердце, тяжёлая походка, глубокое раздумье, ледяной взгляд.

3.Укажите предложения, в которых есть слово в переносном значении.

Яркое солнце быстро съело тонкий ледок. На стене висели два пейзажа хорошей кисти. Ветер в трубе воет и свистит. Усталый день склонился к ночи. Весёлая песня согрела нас в пути. Ёлка плакал сначала от домашнего тепла. Зима недаром злится: прошла её пора. Идёт сильный дождь. На морозе щёки горят.

4.Разделите слова на 4 группы: 1) исконно русские, 2) заимствованные,

3) устаревшие, 4) неологизмы.

1) Исконно русские: мать, отец, сын, внук, нос, лицо, нога, рука, сердце, бровь, ночь, вечер, утро, осень, лето, месяц, год, век, серебро, железо, вода, звезда, небо, озеро, дуб, клён, корова, пёс, спать, звать, сидеть.

2) Заимствованные: амбар, башмак, галстук, газета, барабан, телега, алфавит, астрономия, пирамида, фамилия, авиация, министр, циркуль, масштаб, бухгалтер, абажур, бульвар, дуэль, ресторан, одеколон, рояль, клумба, спорт, бойкот, юмор, кекс, юрист, кафе.

3) Устаревшие: кибитка, карета, перекладные, оказия, конка, городовой, урядник, пристав, жандарм, ваше благородие, князь, графиня, камергер, статский советник, лапти, пуд, верста, фунт, аршин, кучер, соха, челобитная, отрок, сажень, ямщик, кафтан, ендова, светец.

4) Неологизмы: телетайп, секьюрити, респондент, электорант, толерантность, космохимия, акванавт, межконфессиональный, космонавт, искусственный спутник, клонировать, консенсус, шоу, телефакс, провайдер, презентация, модем, брифинг.

5. Разделите слова на: 1) общеупотребительные, 2) диалектные,

3) профессиональные.

1) Общеупотребительные: кирпич, свекла, идти, литература, книга, школа, стол, карандаш, бежать, стоять, смотреть, красивый, умный, зелёный, хороший, весело.

2) Диалектные: курень, полуночник, шелочник, вечерять, бирюк, гай, жалейка, шибко, векша, баз, буерак, вестимо, замолаживать,

3) Профессиональные: негатив, фиксаж, закрепитель, аккорд, вокализ, мольберт, литеры, пунсон, матрица, тральщик, фермент, гуашь, втулка, нота.

6. Объедините слова в группы синонимов.

Неловкий, неповоротливый, неуклюжий. Время, период, эпоха, эра. Пурга, буран, метель, вьюга. Изречение, афоризм, цитата. Отрывок, фрагмент. Правильно, верно. Исчезать, пропадать, теряться. Разговор, болтовня. Высокий, долговязый. Зной, жара, пекло. Дорожка, тропинка. Отечество, родина, отчизна. Бесконечный, бескрайний, беспредельный. Огромный, громадный, гигантский. Пасмурный, серый, хмурый. Лошадь, кляча, конь. Лазарет, госпиталь, поликлиника. Ложь, обман, неправда, небыль. Изменник, предатель. Звать, кликать, говорить, толковать.

7. Объедините слова в группы антонимов.

Ложь – правда. Легко – трудно. Близко – далеко. Пол – потолок. Высокий – низкий. Правый – левый. Сытый – голодный. Черствый – свежий. Полный – пустой. Красивый – уродливый. Жара – холод. Сладкий – горький. Громадный – крошечный. Красавец – урод. Скрытный – откровенный. Храбрый – трусливый. У нас – у вас. Встать – ложиться. Грустно – радостно. Мрак – свет. Смех – слёзы. Грязно – чисто. Налево – направо. День – ночь. Поэт – прозаик. Бледный – румяный. Ненавидеть – любить. Горе – радость. Темно – светло. Лето – зима.

8. Укажите многозначные слова.

Многозначные: дом, дорога, полотно, земля, голова, хвост, свежий, ствол, нос, море, ледяной, сердечный, высокий, красный, рука, кошка, ручка, разбить.

Однозначные: айсберг, бакен, бесчеловечный, брошюра, гравий, жернов, изморозь, кроссворд, лексикон, невзгода, партер, позёмка, флора, шарада, тетрадь, цветок.

9. Найдите слова – омонимы.

Бор, парта, ключ, заставка, бак, бокс, блок, гладь, клуб, кулон, среда, свет, заработать, занять, взять, залог, лавка, папка, заливной, сплав, затопить, гнездо, коса, косяк, лисички, строчка, точка, косой, гнездо.

10.Разделите слова на 3 группы:

1) гиперонимы, 2) гипонимы, 3) паронимы. Сгруппируйте их.

1) Гиперонимы: деревья, овощи, родственники, животные, науки, продукты, цветы, рыба, реки, озёра, города, столицы, национальности.

2) Гипонимы: липа, берёзы, дуб, огурцы, морковь, редис, отец, мать, дочь, кошка, корова, собака, математика, история, биология, крупа, молоко, сметана, незабудки, тюльпан, ромашка, пескарь, карась, щука, Ишим, Иртыш, Волга, Балхаш, Боровое, Алматы, Костанай, Петропавловск, Астана, Москва, Лондон, Казах, русский, немец.

3)Паронимы: устареть – постареть, жесткий – жестокий, соседний – соседский, надевать – одевать, абонент – абонемент, экономный – экономичный, сыто – сытно, представить – предоставить, слушать – слышать, континент – контингент, бережливый – бережный, дерзать – дерзить, лесной – лесистый, скрытый – скрытный, дождевой – дождливый, мелкий – мелочный.


Тест по теме «Лексика. Фразеология»


1. Лексикология – это раздел науки о языке, в котором изучается

А) словарный запас человека

В) словосочетания и предложения

С) словарный состав языка

Д) состав слова

2. Лексика - это

А) Состав слова

В) словарный состав языка

С) словарный запас человека

Д) словосочетания, предложения.

3.Словарный состав языка изучается в

А) лексике

В) синтаксисе

С) морфологии

Д )словообразовании

4.Лексическое значение слова – это

А) то, что обозначает слово

В) состав слова

С) образование слова

Д) форма слова

5. Выберите группу слов, обозначающие явления природы

А) град, белизна, осень,

В) синеет, темнеет, зеленеет,

С) ветер, снег, дождь,

Д) снегопад, красота, ливень.

6. Определите группу многозначных слов

А) ключ, кисть, полотно,

В) полотно, сын, красота,

С) родник, договор, мама

Д) корень, лента, ключ,

7. Определите группу однозначных слов

А) ключ, кисть, полотно

В) ветеран, корень, лента

С) хвост, поезд, дом

Д) юнга, яхта, невежа

8. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением

А) антонимы

В) синонимы

С) омонимы

Д) паронимы

9. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

А) антонимы

В) синонимы

С) омонимы

Д) паронимы

10.Слова, сходные по звучанию и частично совпадающие в морфемном составе, но не одинаковые по значению, употреблению

А) антонимы

В) синонимы

С) омонимы

Д) паронимы

11. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и тоже, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

А) антонимы

В) синонимы

С) омонимы

Д) паронимы

12. Метафора – это..

А) перенос названия с одного предмета на другой в результате их сходства.

В) слова, соответствующие близким видовым понятиям

С) слово, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями.

Д) обобщающее слово для слов одного вида

13. Метонимия – это

А) перенос названия одного предмета на другой в результате их сходства.

В) слова, соответствующим близким видовым понятиям

С) слово, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями

Д) обобщающее слово для слов одного вида.

14. Гипонимы – это

А) перенос названия одного предмета на другой на основе их сходства

В) слова соответствующие близким видовым понятиям

С) слово, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями

Д) обобщающее слово для слов одного вида

15. Какой ряд слов является синонимическим?

А) отчизна, отечество.

В) бегать, сидеть, думать

С) дом, книга, тетрадь

Д) земля, цветок, трава

16. В каком предложении слово употреблено в переносном значении?

А) Прекрасная весенняя погода.

В) Яркое солнце быстро съело тонкий ледок.

С) Приятно погулять на солнышке и получить первую порцию веснушек.

Д) Вместе с весной прилетают с юга журавли.

17. Укажите ряд, включающий антонимы

А) время, период

В) ключ, родник

С) бегать, мчаться

Д) высокий, низкий

18. Укажите ряд, включающий паронимы

А) абонент, абонемент

В) правда, ложь

С) легко, трудно

Д) липа, берёза.

19. Укажите ряд, включающий омонимы

А) ключ, лето, трава

В) аппарат, коса, весна

С) кисть, палец, сад

Д) ключ, кисть, роса

20. Подберите гипероним к словам: тётя, дядя, сестра, бабушка.

А) деревья

В) овощи

С) родственники

Д) цветы

21. Найдите ряд слов, не являющимся синонимическим

А) метель, пурга, буран.

В) зной, холод, жара.

С) стужа, мороз, холод,

Д) бежать, мчаться, нестись

22. Какие фразеологические единицы являются синонимами следующих слов: убежать, надоедать.

А) навострить лыжи, попасть впросак.

В) мозолить глаза, море по колено.

С) навострить лыжи, мозолить глаза.

Д) надуть губы, вывести на чистую воду

23. Устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

А) синонимы

В) фразеологизмы

С) омонимы

Д) паронимы

24. Выберите правильное объяснение фразеологизмов: делать большие глаза, бить баклуши

А) удивляться, бездельничать

В) смеяться, играть

С) ссориться, зазнаваться

Д) обидеться, драться.

25. Найдите предложение с антонимами.

А) Наклонившись над ключом, уронил я в воду ключ.

В) Корень учения горек, а плод его сладок.

С) Сергей был до удивления упорный и настойчивый.

Д) Проплясал, проплакал дождь весенний, замерла гроза.

26. Найдите предложение с синонимами.

А) Котелок сердится и бормочет на огне.

В) Этот мальчик удивлял своим упорством и настойчивостью.

С) Ученье – свет, а не ученье – тьма.

Д) У меня к вам особое доверие.

27. Найдите предложение с омонимами.

А) Наступил сезон дождей.

В) Он сначала бежал, а потом понёсся во всю прыть.

С) Наклонившись над ключом, уронил я в воду ключ.

Д) Маленькое дело лучше большого безделья.

28. Укажите предложение с фразеологическим оборотом

А) Он закричал во всё горло, взмахнул руками и очертя голову ринулся вниз.

В) В начале лета в лесу появилось много цветов.

С) У глухого ручья мы долго любовались нежными незабудками.

Д) Тучки дружные, жемчужные мчаться надо мной.

29. Что встречается в предложении: Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

А) синонимы

В) омонимы

С) паронимы

Д) антонимы.

30. Какие фразеологические единицы являются синонимами к слову «надоесть»

А) Набивать оскомину, стоять над душой, мозолить глаза.

В) в двух шагах, стоять над душой, бить баклуши,

С) на вес золота, набрать воды в рот, сломя, голову

Д) мозолить глаза, голова кругом, сломя голову

31. Подберите фразеологизм – синоним к понятию «умышленно врать»

А) задирать нос

В) втирать очки

С) нос к носу

Д) сломя голову

32. Выделите предложения с фразеологическим оборотом

А) Маленькое дело лучше большого безделья

В) На клумбе росли ароматные цветы.

С) В этот день ни свет ни заря поднялись дети.

Д) Целый день моросил мелкий дождь

33. Определите, в каком варианте имеются синонимы

А) каламбур, юмореска, шутка.

В) дом, комната, ковёр,

С) трава, цветы, грибоеды

Д) зной, жара, холод.

34. Определите, в каком варианте имеются антонимы

А) старый, новый

В) старый, ветхий

С) умный, добросовестный

Д) смеяться, хохотать.

35. Укажите предложение с переносным значением слов

А) Я хочу много знать

В) Во дворе громко лаяла собака.

С) На стене висели два пейзажа хорошей кисти.

Д) Узорная решётка была покрыта инеем.

36. В каких словосочетаниях прилагательные употребляются в прямом значении

А) золотые руки, большая голова

В) солнечный луч, волчий след

С) солнечный зайчик, громкий смех

Д) волчий взгляд, голубая мечта

37. В каких словосочетаниях прилагательные употребляются в переносном значении

А) золотые руки, солнечный зайчик

В) весёлый ребёнок, голубая мечта

С) голубое небо, солнечный луч

Д) заветная мечта, новое платье

38. Ограниченный круг слов, которые употребляются в разговорной речи среди групп населения, проживающих в определённых районах страны

А) архаизмы

В) диалектные слова

С) неологизмы

Д) профессиональные слова

39. Слова, понятные всеми носителям языка и употребляемые ими

А) профессиональные

В) диалектные

С) общеупотребительные

Д) устаревшие


Ключ к тесту по теме « Лексика. Фразеология».


1.С 8. А 15. А 22. С 29. Д 36.В

2.В 9. С 16. В 23. В 30. А 37. А

4 А 11. В 18. А 25. В 32. С 38. В

5.С 12. А 19. Д 26. В 33. А 39. С

6.Д 13. С 20. С 27. С 34. А

7.Д 14. В 21. В 28. А 35. С








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Лексика. Фразеология»

Автор: Петрова Светлана Николаевна

Дата: 25.03.2015

Номер свидетельства: 190973

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "краткосрочный план на тему Повторение.Лексика. Фразеология. "
    ["seo_title"] => string(65) "kratkosrochnyi-plan-na-tiemu-povtorieniie-lieksika-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "147024"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419307959"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Открытый урок: "Повторение по теме "Лексика. Фразеология" "
    ["seo_title"] => string(60) "otkrytyi-urok-povtorieniie-po-tiemie-lieksika-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "127864"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415382549"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Лексическая тема: «Изображение природы русскими художниками»  Грамматическая тема: «Лексика. Фразеология.» "
    ["seo_title"] => string(115) "lieksichieskaia-tiema-izobrazhieniie-prirody-russkimi-khudozhnikami-grammatichieskaia-tiema-lieksika-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "198714"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428433200"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Презентация: "Повторение по теме "Лексика. Фразеология" "
    ["seo_title"] => string(62) "priezientatsiia-povtorieniie-po-tiemie-lieksika-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "127882"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415383214"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Тест по русскому языку для 6 класса на тему "Лексика, фразеология. Состав слова" "
    ["seo_title"] => string(84) "tiest-po-russkomu-iazyku-dlia-6-klassa-na-tiemu-lieksika-frazieologhiia-sostav-slova"
    ["file_id"] => string(6) "205954"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1430062608"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства