Индивидуальная работа по корректировке знаний в парах по системе« учитель – ученик»
( В роли учителя ученик, ответивший правильно на все вопросы)
Д/з: Практическое задание.
Ход 4 - 5 уроков:
I Отработка «Вопросника» по методу КМД
Постановка проблемы. Деление на 2 группы.
Выполнение заданий в группах.
Выступление групп с выполненными заданиями. Корректировка.
Выход на новую проблему:
Д/з: работа над ошибками.
Ход 6 урока
Тестирование по теме.
Д/з: работа над ошибками в тесте.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Вопросник по теме «Лексика и фразеология»
1. Лексика – это….
2. Что изучает лексикология?
3. Лексическое значение слова это…
4. Грамматическое значение слова – это….
5. Какие слова относятся к исконно русским?
6. Какие слова называются заимствованными?
7. Какие слова называются устаревшими, архаизмами?
8. Какие слова называются неологизмами?
9. Какие слова называются общеупотребительными?
10. Какие слова называются диалектными?
11. Какие слова называются профессиональными?
12 Какие слова называются однозначными?
13. Какие слова называются многозначными?
14. Что значит прямое значение слова?
15. Что значит переносное значение слова?
16. Что такое метафора? На чём она основана?
17. Какие слова называются синонимами?
18. Какие слова называются антонимами?
19. Какие слова называются омонимами?
20. В чём отличие омонимов от многозначных слов?
21. Какие слова называются паронимами?
22. Метонимия – это…
23. Какие слова называются гипонимами?
24. Какие слова называются гиперонимами?
25. Фразеологизмы или фразеологические обороты – это….
26. Какие вы знаете словари русского языка?
27. Назовите авторов «Толкового словаря русского языка».
28. Сколько слов в «Словаре современного русского литературного языка»?
Ответы на вопросник по теме «Лексика. Фразеология»
Лексика – это словарный запас языка.
2 .Лексикология – это раздел науки о языке, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение слов.
3. Лексическое значение слова – это то, что означает отдельное самостоятельное слово.
4. Грамматическое значение слова – это морфологические признаки, т. е. Признаки, присущие слову как части речи.
5. Исконно русские слова связаны с бытовой и производственной, культурной и политической жизнью русских. К ним относятся слова, обозначающие пищу и предметы домашнего обихода, ремёсла, охоту, промыслы, производства, земледелие, сельское хозяйство, политический строй, судопроизводство.
6. Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называют заимствованными (кофе, шоссе, сундук).
7. Устаревшие слова (историзмы) – это слова, вышедшие из активного повседневного употребления, обозначающие несуществующие теперь понятия.
8. Неологизмы – это слова, возникающие в языке в связи с развитием социальных отношений, науки, культуры и т. д.
9. Общеупотребительные слова – слова, понятные всем носителям языка и употребляемые ими.
10. Диалектные слова – это ограниченный круг слов, которые употребляются в разговорной речи, среди населения определённой местности (кочет – петух, бирюк – волк).
11. Профессиональные слова – слова, обозначающие название орудий и предметов труда, трудовой деятельности, известные узкому кругу людей, занятые данным производством.
12. Однозначные слова имеют одно лексическое значение (айсберг, позёмка.)
13. Многозначные слова имеют 2 или несколько лексических значений (дом, глухой, ствол.)
14. Прямое значение слова – исходное, основное значение, которое соотносится с названием предмета, явления, признака, действия или состояния непосредственно и называет его прямо (жаркий день, собака воет).
15. Переносное значение слова – непрямое, второстепенное, следствие переноса основного значения на новый предмет. Оно возникает в итоге объединения одного предмета с другим на основе их связи или сходства (формы, места расположения, звучания, действий и т. д.) существующего между ними.
16. Метафора – перенос наименования с одного предмета на другой по их сходству. Она может быть основана на: сходстве формы, места расположения, переносе наименований, состояние природы на свойства живых существ, сходстве выполняемых функций, действий (носик чайника, пронеслась гроза, лениво полдень дышит.)
17. Синонимы – слова, близкие по значению, по-разному называющие одно и то же понятие (бежать, мчаться, нестись).
19. Омонимы – слова, одной и той же части речи, имеющие одинаковое звучание и написание, но разные значения (ключ, коса)
20. Многозначное слово имеет прямое и переносное значение на основе их сходства (волк воет, ветер воет). Омонимы – слова, имеющие совершенно разное лексическое значение ( ключ - от двери , ключ – родник)
21 Паронимы – слова сходные по звучанию и частично совпадающие в морфемном составе, но не одинаковые по значению и употреблению (жесткий, жестокий)
22. Метонимия – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значение на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями (съел тарелку супа)
23. Гипонимы – это слова, соответствующие близким видовым понятиям (отец, сын, мать)
24. Гиперонимы – это обобщающие слова для гипонимов (отец, сын, мать – родственники)
25 Фразеологизмы или фразеологические обороты – устойчивые сочетания слов, обладающие целостным значением. Употребляются в разговорной речи и художественных произведениях. Являются одним членом предложения.
26. Словари русского языка: орфографический, толковый, синонимов, антонимов, омонимов, орфоэпический, иностранных слов, фразеологический.
27. Автор «Толкового словаря русского языка» - Ожегов.
28. В « Словаре современного русского литературного языка» 120 000 слов.
Практическое задание по теме « Лексика. Фразеология»
1.Определите значение фразеологизмов:
Рукой подать, навострить лыжи, мозолить глаза, море по колено, вывести на чистую воду, надуть губы, попасть впросак, набивать оскомину, стоять над душой, мозолить глаза, в двух шагах, под боком, рукой подать, Сизифов труд, ящик Пандоры, как вкопанный, засучив рукава, высосать из пальца, презренный металл, втирать очки, стреляный воробей, аршин проглотил, душа в пятки ушла, набрать в рот воды, задирать нос, за тридевять земель, до корней волос, пасть духом, не терять головы, бить баклуши, на вес золота, проливать свет, бросить друг другу перчатку, зги не видно, смотри в оба, ни свет ни заря, сидеть сложа руки, во все лопатки, во весь дух, медвежья услуга, кожа, да кости, слово в слово, бежать сломя голову, втирать очки, втаптывать в грязь, сойти со сцены, хоть кровь из носу, крутить хвостом, с три короба, сбить с толку, через пень колоду, запретный плод, кровь с молоком, некуда яблоку упасть, кот наплакал, ни два ни полтора, как сельдей в бочке, филькина грамота, съесть собаку, у черта на куличках, смазать пятки, задать стрекоча, в поте лица, кричать во всю ивановскую, плыть по течению, мало каши ел, закидывать удочку, набрать в рот воды, смотреть сквозь пальцы, родиться в рубашке, утереть нос, сжечь свои корабли, пустое место, без царя в голове, семи пядей во лбу, делать из мухи слона, держать ушки на макушке, дуба дать, толочь воду в ступе, глаза разбежались.
2. Выберите словосочетания, в которых прилагательные употребляются в переносном значении.
3. Укажите предложения, в которых есть слово в переносном значении.
Яркое солнце быстро съело тонкий ледок. На стене висели два пейзажа хорошей кисти. Ветер в трубе воет и свистит. Собака всё ночь выла. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу. Весёлая песня согрела нас в пути. Хозяйка согрела воды. Ёлка плакала сначала от домашнего тепла. Девочка долго плакала. Зима недаром злится: прошла её пора. Идёт сильный дождь. По улице идёт человек. На морозе щёки горят.
Ответы на практические задания по теме « Лексика. Фразеология»
Определите значение фразеологизмов.
Рукой подать – близко, навострить лыжи – убежать, мозолить глаза – надоедать, вывести на чистую воду – разоблачить, надуть губы – обидеться, попасть впросак – запутаться, набивать оскомину – надоедать, стоять над душой – надоедать, в двух шагах – рядом, под боком – рядом, Сизифов труд – тяжелая работа, ящик Пандоры – источник несчастья, как вкопанный – онеметь, засучив рукава – хорошо, высосать из пальца – выдумать, презренный металл – золото, втирать очки – обманывать, стреляный воробей – опытный, аршин проглотил – онемел, душа в пятки ушла – испугался, набрать в рот воды – молчать, задирать нос – зазнаваться, за тридевять земель – далеко, до корней волос – очень сильно, пасть духом – унывать, не терять головы – не попасть впросак, бить баклуши – бездельничать, на вес золото – дорого, проливать свет – сделать ясным, бросить друг другу перчатку – сделать вызов, зги не видно - темно, смотри в оба – будь осторожен, ни свет ни заря – рано, сидеть сложа руки – бездельничать, во все лопатки – быстро, во весь дух – быстро, медвежья услуга – приносящий вред, кожа да кости – худой, слово в слово – точно, бежать сломя голову - быстро, втаптывать в грязь – унижать, сойти со сцены – утрачивать значимость, хоть кровь из носу – во что бы то ни стало, крутить хвостом – вертеть, с три короба – обманывать, сбить с толку – привести в замешательство, через пень колоду – кое- как, запретный плод – недозволенное, кровь с молоком – красивый, некуда яблоку упасть – тесно, кот наплакал – мало, ни два ни полтора – мало, как сельдей в бочке – тесно, филькина грамота – пустая, ненужная бумажка, съесть собаку – приобрести опыт, у чёрта на куличках – далеко, смазать пятки – быстро убежать, задать стрекоча – убежать, в поте лица – с усердием, кричать во всю ивановскую – громко, плыть по течению – пассивно подчиняться, мало каши съел – бессильный, закидывать удочку – намекать, смотреть сквозь пальцы – не обращать внимания, родиться в рубашке – быть счастливым, утереть нос – победить, сжечь свои корабли – решиться, пустое место – ничтожество, без царя в голове – глупый, семи пядей во лбу – умный, делать из мухи слона – преувеличивать, держать ушки на макушке – быть настороже, дуба дать – умереть, толочь воду – бесполезно тратить время, глаза разбежались – невозможно сосредоточится.
2.Выберите словосочетания, в которых прилагательное употребляются в переносном значении.
3.Укажите предложения, в которых есть слово в переносном значении.
Яркое солнце быстро съело тонкий ледок. На стене висели два пейзажа хорошей кисти. Ветер в трубе воет и свистит. Усталый день склонился к ночи. Весёлая песня согрела нас в пути. Ёлка плакал сначала от домашнего тепла. Зима недаром злится: прошла её пора. Идёт сильный дождь. На морозе щёки горят.
4.Разделите слова на 4 группы: 1) исконно русские, 2) заимствованные,
1. Лексикология – это раздел науки о языке, в котором изучается
А) словарный запас человека
В) словосочетания и предложения
С) словарный состав языка
Д) состав слова
2. Лексика - это
А) Состав слова
В) словарный состав языка
С) словарный запас человека
Д) словосочетания, предложения.
3.Словарный состав языка изучается в
А) лексике
В) синтаксисе
С) морфологии
Д )словообразовании
4.Лексическое значение слова – это
А) то, что обозначает слово
В) состав слова
С) образование слова
Д) форма слова
5. Выберите группу слов, обозначающие явления природы
А) град, белизна, осень,
В) синеет, темнеет, зеленеет,
С) ветер, снег, дождь,
Д) снегопад, красота, ливень.
6. Определите группу многозначных слов
А) ключ, кисть, полотно,
В) полотно, сын, красота,
С) родник, договор, мама
Д) корень, лента, ключ,
7. Определите группу однозначных слов
А) ключ, кисть, полотно
В) ветеран, корень, лента
С) хвост, поезд, дом
Д) юнга, яхта, невежа
8. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением
А) антонимы
В) синонимы
С) омонимы
Д) паронимы
9. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.
А) антонимы
В) синонимы
С) омонимы
Д) паронимы
10.Слова, сходные по звучанию и частично совпадающие в морфемном составе, но не одинаковые по значению, употреблению
А) антонимы
В) синонимы
С) омонимы
Д) паронимы
11. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и тоже, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.
А) антонимы
В) синонимы
С) омонимы
Д) паронимы
12. Метафора – это..
А) перенос названия с одного предмета на другой в результате их сходства.
В) слова, соответствующие близким видовым понятиям
С) слово, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями.
Д) обобщающее слово для слов одного вида
13. Метонимия – это
А) перенос названия одного предмета на другой в результате их сходства.