~~Тема: Лексика и фразеология. Повторение.
Цели и задачи: Повторение материала по теме урока.
Совершенствование навыка работы со словарем.
Подготовка к ЕГЭ.
Ход:
I. Оргмомент.
- Мобилизация внимания школьников.
• Определение цели и задачи урока.
II. Проверка домашнего задания.
(Обучающиеся зачитывают и комментируют тексты, составленные с помощью
толкового словаря из однокоренных слов.)
III. Фронтальный опрос. При ответе на вопрос необходимо приводить примеры.
• Что изучает лексикология?
• Какие слова называют исконными?
• Каковы причины заимствования?
• Перечислите основные признаки заимствованных слов.
• В чем различие между архаизмами и историзмами?
• Что такое авторские неологизмы?
Задание:
1) Прочитайте отрывок из романа А.К.Толстого «Князь Серебряный»,
выпишите устаревшие слова, используя по необходимости толковый
словарь, объясните их значение.
К историзмам или архаизмам относятся выписанные слова?
(«Опричники уселись, но не начинали обеда, ожидая государя. Вскоре стольники
попарно вошли в палату и стали у царских кресел; за стольниками шествовали
дворецкий и кравчий. Наконец загремели трубы, зазвенели дворцовые колокола,
медленным шагом вошел сам царь, Иван Васильевич»)
Вспомните, что называется синонимами. Подберите синонимы к словам «шествовали», «загремели», запишите.
IV. Продолжим словарную работу.
1. Лексический тренажер. Записать слова, значение которых будут даны:
а) Умелый, хорошо знающий свое дело, умело, хорошо сделанный
(искусный)
Не природный, сделанный наподобие подлинного (искусственный).
б) Впечатляющий, производящий эффект (эффектный)
Действенный, дающий эффект (эффективный)
в) Обладающий хорошей памятью (памятливый).
Незабываемый, сохраняемый в памяти (памятный)
г) Отдать в распоряжение, пользование. Дать какое-нибудь право,
возможность (предоставить).
Доставить, предъявить, сообщить, познакомить с кем –нибудь
(представить).
д) Солдат или матрос, только что призванный на военную службу
(новобранец).
Мужчина, только что вступивший в брак (новобрачный).
е) Недопустимый, такой, с которым нельзя мириться. Лишенный терпимости,
не считающийся с чужими взглядами (нетерпимый)
Невыносимый (нестерпимый).
2. Как называются слова, разные по значению, близкие по
произношению, или лексико-грамматической принадлежности, или по
родству корней? Сходность в звучании этих слов приводит к смешению их в речи.
(Это паронимы)
3. Составьте с 2-3 парами паронимов предложения.
4. Работа над упражнением.
Задание: определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные
со смешением паронимов.
а) Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью
реки.
б) У детей в руках были цветные флажки.
в) Певец обладал замечательными голосистыми данными.
г) Наша туристская группа была предоставлена сама себе.
д) Мы и не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая
туча.
е) Против этой болезни еще не нашли эффектного лекарства.
ж) Ладожское озеро было ледовой трассой, которая несла жизнь ленинградцам.
V. Повторение. Фразеологизмы.
• Что такое фразеологизмы?
• Каковы типы фразеологизмов с точки зрения стилистической окраски? Приведите примеры. Составьте предложения с 3 фразеологизмами.
1. Тренировочные упражнения.
• Закончите предложения фразеологизмами
Близнецы были похожи …(как две капли воды)
Пишет неаккуратно и неразборчиво…(как курица лапой).
Целый день он занят, кружится …(как белка в колесе)
От волнения он был бледный…(как полотно).
2. Анализ текста
«Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит. Садиться за один стол с Лидией Михайловной! Нет, нет! Лучше я к завтрашнему дню наизусть выучу весь французский язык, чтобы никогда больше сюда не приходить. Кусок хлеба, наверное, и вправду застрял бы у меня в горле. Кажется, до того я не подозревал, что и Лидия Михайловна тоже как все мы питается самой обыкновенной едой, а не какой-нибудь манной небесной, - настолько она представлялась мне человеком необыкновенным, непохожим на всех остальных» (В.Распутин «Уроки французского»)
а) списать текст
б) найти фразеологические обороты, объяснить их значения. При
необходимости можно воспользоваться словарем.
(будь я тысячу раз голоден
пулей выскакивал – пропадал
кусок хлеба (необходимое пропитание, любая пища)
застрял в горле ( от волнения пропадает желание есть)
манна небесная здесь чем-то другим, отличным (по библейской
легенде: пища, подаваемая с неба для иудеев, странствовавших по пустыне)
- Какую роль играют фразеологические обороты в данном тексте?
(Относятся к разговорному стилю, имеют ярко выраженную экспрессивную окраску).
VI. Выводы.
VII. Итоги урока. Оценки
VIII. Домашнее задание: пособие Н.А.Сениной «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-
2014» выполнить задание А2 вариантов 14-24.