kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лексика и фразеология. Повторение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Тема:     Лексика и фразеология. Повторение.
Цели и задачи: Повторение материала по теме урока.
Совершенствование навыка работы со словарем.
Подготовка к ЕГЭ.  
Ход:
I. Оргмомент.
- Мобилизация внимания школьников.
• Определение цели и задачи урока.
II. Проверка домашнего задания.
(Обучающиеся зачитывают и комментируют тексты, составленные с помощью
толкового словаря из однокоренных слов.)
III. Фронтальный опрос. При ответе на вопрос необходимо приводить примеры.
• Что изучает лексикология?
• Какие слова называют исконными?
• Каковы причины заимствования?
• Перечислите основные признаки заимствованных слов.
• В чем различие между архаизмами и историзмами?
• Что такое авторские неологизмы?
Задание:
1) Прочитайте отрывок из романа А.К.Толстого «Князь Серебряный»,
выпишите устаревшие слова, используя по необходимости толковый
словарь, объясните их значение.
К историзмам или архаизмам относятся выписанные слова?
(«Опричники уселись, но не начинали обеда, ожидая государя. Вскоре стольники
попарно вошли в палату и стали у царских кресел; за стольниками шествовали
дворецкий и кравчий. Наконец загремели трубы, зазвенели дворцовые колокола,
медленным шагом вошел сам царь, Иван Васильевич»)
Вспомните, что называется синонимами. Подберите синонимы к словам «шествовали», «загремели», запишите.
IV. Продолжим словарную работу.
1. Лексический тренажер. Записать слова, значение которых будут даны:
а) Умелый, хорошо знающий свое дело, умело, хорошо сделанный
(искусный)
Не природный, сделанный наподобие подлинного (искусственный).
б) Впечатляющий, производящий эффект (эффектный)
Действенный, дающий эффект (эффективный)
в) Обладающий хорошей памятью (памятливый).
Незабываемый, сохраняемый в памяти (памятный)
г) Отдать в распоряжение, пользование. Дать какое-нибудь право,
    возможность (предоставить).
Доставить, предъявить, сообщить, познакомить с кем –нибудь
(представить).
д) Солдат или матрос, только что призванный на военную службу
   (новобранец).
Мужчина, только что вступивший в брак (новобрачный).
е) Недопустимый, такой, с которым нельзя мириться. Лишенный терпимости,
   не считающийся с чужими взглядами (нетерпимый)
Невыносимый (нестерпимый).
2. Как называются слова, разные по значению, близкие по
произношению, или лексико-грамматической принадлежности, или по
родству корней? Сходность в звучании этих слов приводит к смешению их в речи.
(Это паронимы)
3. Составьте с 2-3 парами паронимов предложения.
4. Работа над упражнением.
Задание: определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные
со смешением паронимов.
а) Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью
реки.
б) У детей в руках были цветные флажки.
в) Певец обладал замечательными голосистыми данными.
г) Наша туристская группа была предоставлена сама себе.
д) Мы и не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая
туча.
е) Против этой болезни еще не нашли эффектного лекарства.
ж) Ладожское озеро было ледовой трассой, которая несла жизнь ленинградцам.
V. Повторение. Фразеологизмы.
• Что такое фразеологизмы?
• Каковы типы фразеологизмов с точки зрения стилистической окраски? Приведите примеры. Составьте предложения с 3 фразеологизмами.
1. Тренировочные упражнения.
• Закончите предложения фразеологизмами
Близнецы были похожи …(как две капли воды)
Пишет неаккуратно и неразборчиво…(как курица лапой).
Целый день он занят, кружится …(как белка в колесе)
От волнения он был бледный…(как полотно).
2. Анализ текста
«Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит. Садиться за один стол с Лидией Михайловной! Нет, нет! Лучше я к завтрашнему дню наизусть выучу весь французский язык, чтобы никогда больше сюда не приходить. Кусок хлеба, наверное, и вправду застрял бы у меня в горле. Кажется, до того я не подозревал, что и Лидия Михайловна тоже как все мы питается самой обыкновенной едой, а не какой-нибудь манной небесной, - настолько она представлялась мне человеком необыкновенным, непохожим на всех остальных» (В.Распутин «Уроки французского»)
а) списать текст
б) найти фразеологические обороты, объяснить их значения. При
необходимости можно воспользоваться словарем.
(будь я тысячу раз голоден
пулей выскакивал – пропадал
кусок хлеба (необходимое пропитание, любая пища)
застрял в горле ( от волнения пропадает желание есть)
манна небесная здесь чем-то другим, отличным (по библейской
легенде: пища, подаваемая с неба для иудеев, странствовавших по пустыне)
- Какую роль играют фразеологические обороты в данном тексте?
(Относятся к разговорному стилю, имеют ярко выраженную экспрессивную окраску).
VI. Выводы.
VII. Итоги урока. Оценки
VIII. Домашнее задание: пособие Н.А.Сениной «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-
2014» выполнить задание А2 вариантов 14-24.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лексика и фразеология. Повторение. »

Тема: Лексика и фразеология. Повторение.

Цели и задачи: Повторение материала по теме урока.

Совершенствование навыка работы со словарем.

Подготовка к ЕГЭ.

Ход:

  1. Оргмомент.

- Мобилизация внимания школьников.

  • Определение цели и задачи урока.

  1. Проверка домашнего задания.

(Обучающиеся зачитывают и комментируют тексты, составленные с помощью

толкового словаря из однокоренных слов.)

III. Фронтальный опрос. При ответе на вопрос необходимо приводить примеры.

  • Что изучает лексикология?

  • Какие слова называют исконными?

  • Каковы причины заимствования?

  • Перечислите основные признаки заимствованных слов.

  • В чем различие между архаизмами и историзмами?

  • Что такое авторские неологизмы?

Задание:

1) Прочитайте отрывок из романа А.К.Толстого «Князь Серебряный»,

выпишите устаревшие слова, используя по необходимости толковый

словарь, объясните их значение.

К историзмам или архаизмам относятся выписанные слова?

(«Опричники уселись, но не начинали обеда, ожидая государя. Вскоре стольники

попарно вошли в палату и стали у царских кресел; за стольниками шествовали

дворецкий и кравчий. Наконец загремели трубы, зазвенели дворцовые колокола,

медленным шагом вошел сам царь, Иван Васильевич»)

Вспомните, что называется синонимами. Подберите синонимы к словам «шествовали», «загремели», запишите.

IV. Продолжим словарную работу.

1. Лексический тренажер. Записать слова, значение которых будут даны:

а) Умелый, хорошо знающий свое дело, умело, хорошо сделанный

(искусный)

Не природный, сделанный наподобие подлинного (искусственный).

б) Впечатляющий, производящий эффект (эффектный)

Действенный, дающий эффект (эффективный)

в) Обладающий хорошей памятью (памятливый).

Незабываемый, сохраняемый в памяти (памятный)

г) Отдать в распоряжение, пользование. Дать какое-нибудь право,

возможность (предоставить).

Доставить, предъявить, сообщить, познакомить с кем –нибудь

(представить).

д) Солдат или матрос, только что призванный на военную службу

(новобранец).

Мужчина, только что вступивший в брак (новобрачный).

е) Недопустимый, такой, с которым нельзя мириться. Лишенный терпимости,

не считающийся с чужими взглядами (нетерпимый)

Невыносимый (нестерпимый).

2. Как называются слова, разные по значению, близкие по

произношению, или лексико-грамматической принадлежности, или по

родству корней? Сходность в звучании этих слов приводит к смешению их в речи.

(Это паронимы)

3. Составьте с 2-3 парами паронимов предложения.

4. Работа над упражнением.

Задание: определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные

со смешением паронимов.

а) Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью

реки.

б) У детей в руках были цветные флажки.

в) Певец обладал замечательными голосистыми данными.

г) Наша туристская группа была предоставлена сама себе.

д) Мы и не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая

туча.

е) Против этой болезни еще не нашли эффектного лекарства.

ж) Ладожское озеро было ледовой трассой, которая несла жизнь ленинградцам.

  1. Повторение. Фразеологизмы.

  • Что такое фразеологизмы?

  • Каковы типы фразеологизмов с точки зрения стилистической окраски? Приведите примеры. Составьте предложения с 3 фразеологизмами.

1. Тренировочные упражнения.

  • Закончите предложения фразеологизмами

Близнецы были похожи …(как две капли воды)

Пишет неаккуратно и неразборчиво…(как курица лапой).

Целый день он занят, кружится …(как белка в колесе)

От волнения он был бледный…(как полотно).

2. Анализ текста

«Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит. Садиться за один стол с Лидией Михайловной! Нет, нет! Лучше я к завтрашнему дню наизусть выучу весь французский язык, чтобы никогда больше сюда не приходить. Кусок хлеба, наверное, и вправду застрял бы у меня в горле. Кажется, до того я не подозревал, что и Лидия Михайловна тоже как все мы питается самой обыкновенной едой, а не какой-нибудь манной небесной, - настолько она представлялась мне человеком необыкновенным, непохожим на всех остальных» (В.Распутин «Уроки французского»)

а) списать текст

б) найти фразеологические обороты, объяснить их значения. При

необходимости можно воспользоваться словарем.

(будь я тысячу раз голоден

пулей выскакивал – пропадал

кусок хлеба (необходимое пропитание, любая пища)

застрял в горле ( от волнения пропадает желание есть)

манна небесная здесь чем-то другим, отличным (по библейской

легенде: пища, подаваемая с неба для иудеев, странствовавших по пустыне)

- Какую роль играют фразеологические обороты в данном тексте?

(Относятся к разговорному стилю, имеют ярко выраженную экспрессивную окраску).

VI. Выводы.

VII. Итоги урока. Оценки

VIII. Домашнее задание: пособие Н.А.Сениной «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-

2014» выполнить задание А2 вариантов 14-24.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Лексика и фразеология. Повторение.

Автор: Салазкина Светлана Александровна

Дата: 04.11.2014

Номер свидетельства: 126004

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "«Лексика. Фразеология» "
    ["seo_title"] => string(23) "lieksika-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "190973"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427256417"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "краткосрочный план на тему Повторение.Лексика. Фразеология. "
    ["seo_title"] => string(65) "kratkosrochnyi-plan-na-tiemu-povtorieniie-lieksika-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "147024"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419307959"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Открытый урок: "Повторение по теме "Лексика. Фразеология" "
    ["seo_title"] => string(60) "otkrytyi-urok-povtorieniie-po-tiemie-lieksika-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "127864"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415382549"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Лексика.Фразеология. Повторение в начале года."
    ["seo_title"] => string(53) "lieksika-frazieologhiia-povtorieniie-v-nachalie-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "253197"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447531315"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Лексическая тема: «Изображение природы русскими художниками»  Грамматическая тема: «Лексика. Фразеология.» "
    ["seo_title"] => string(115) "lieksichieskaia-tiema-izobrazhieniie-prirody-russkimi-khudozhnikami-grammatichieskaia-tiema-lieksika-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "198714"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428433200"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства