kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лексика и фразеология.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лексика и фразеология(7 класс )

Е.П.Опперман, учитель русского языка и литературы,

с.Крещенка района Шал акына

Северо-Казахстанской области

Цель урока:

         Закрепить знания уч-ся по лексикологии и фразеологии;

         Закрепить навыки работы со словарем;

         Развивать речь, внимание учеников, навыки выразительного чтения

Ход урока.

Организационный момент.

Лингвистическая разминка.

         Прочитайте стихотворение-шутку украинского поэта Леонида Глебова. На чем основано комическое впечатление от стихотворения?

                   Скакал гарбуз по долинам,

                   Искал свой род гарбузиный

                   С огорода покатился –

                   В Чернигове очутился.

 

                   Нашлись огурцы и дыни,

                   Гарбузята, гарбузыни…

                   Будьте живы и здоровы,

                   Все родичи гарбузовы!

  1. Догадались ли вы, что значит гарбуз и родичи гарбузовы?
  2. Почему во второй строфе поставлено многоточие как знак завершения (в конце предложения)?
  3. Придумайте свои названия «гарбузовым», продолжив список:

огурцы – гарбузята,

дыни – гарбузыни,

кабачки - …

патиссоны –

У кого получилось интереснее и почему?

  1. Запишите последнее предложение из стихотворения и выполните его полный синтаксический разбор
  2. Перечитайте стихотворение и обратите внимание на порядок слов в предложениях. Каков он и каким образом помогает выразительности стихотворной шутки?

 

Повторение темы «Лексика и Фразеология»

  1. Беседа по вопросам (с.7)
  2. Выполнение упражнений

Упр.13 комментированное письмо

Упр.16 выразительное чтение стихотворения (читает заранее подготовленный ученик).

Занимательная лингвистика.

         В каждой из приведенных групп слов выделите «третье лишнее».

- С каким явлением лексики связано объединение слов в каждой группе? (Сигнальные карточки)

  1. Обвинение, оправдание, освобождение
  2. Опровержение, одобрение, осуждение
  3. Активный, известный, пассивный
  4. Состоятельный, безвестный, бедный
  5. Ветренный, степенный, угрюмый
  6. Волноваться, успокаиваться, печалиться
  7. Возвышенный, низменный, внешний
  8. Второстепенный, временный, постоянный
  9. С открытой душой, с камнем за пазухой, с замиранием сердца

(оставшиеся пары  являются антонимами)

 

  1. Родиться под счастливой звездой, звезд с неба не хватает, родиться в сорочке
  2. Стреляный воробей, тертый калач, калачом не заманить
  3. В поте лица, на одно лицо, не покладая рук
  4. Сидеть сложа руки, лежать на боку, схватывать на лету. (синонимы)

 

II.Являются ли синонимами следующие слова?

  1. Классная – классовая – классическая
  2. Искусный – искусственный
  3. Невежливый – невежественный
  4. Мелизарный – мемориальный
  5. Скрытный – скрытый

Обоснуйте свой ответ включив в эти слова в СС

ОК. Классная доска – классовая борьба – классическая музыка

III.Кроссворд

Подобрав правильно антонимы к словам, вы сможете  решить кроссворд

По вертикали: 1. Утро. 2. Шепот. 3.Посадка самолета. 4.Архаизм. 5.Сухость. 10.Контратака. 12.Нос (корабля) 13.Добрый.

По горизонтали: 6.Горизонталь. 7.Убыток. 8.Растягивать. 9.Ненадолго. 11.Благодаря.  14.Прямо.

 

 

В

 

К

 

В

 

Е

 

Н

 

Р

 

В

 

З

Ч

 

В

Е

Р

Т

И

К

А

Л

Ь

 

Л

Е

 

О

 

К

 

 

А

 

Е

П

Р

И

Б

Ы

Л

Ь

 

 

С

Ж

И

М

А

Т

Ь

 

О

 

 

Н

 

Н

А

Д

О

Л

Г

О

В

О

П

Р

Е

К

И

 

Т

 

И

 

З

 

С

 

 

О

 

А

 

И

З

В

И

Л

И

С

Т

О

Р

К

 

м

 

О

 

Ь

 

М

А

 

Й

 

А

 

 

IV. Вставив необходимые по смыслу предлоги,  вы сможете прочитать фразеологизмы

- Какое правило вам необходимо повторить, чтобы не ошибиться в написании этих фразеологизмов?

- Запишите их, объяснив устно их значение.

1. Ни в какие ворота не лезет.

2. Ни в коем случае.

3. Ни во что не ставить.

4. Ни за какие блага в мире.

5. Ни за что на свете.

6. Ни на что не похоже.

7. Ни под каким видом.

 

Итог: Незаменимые  помощники – словари

V. Объясните смысл каждого фразеологизма. К какому словарю в случае затруднения вам придется обратиться?

Выпишите сначала фразеологические выражения книжного стиля, затем разговорного.

Составьте два предложения, включив в них фразеологизмы.

  1. Расправить крылья (книж) – начать проявлять в полной мере свои способности.
  2. Проба пера (книж) – первый литературный опыт.
  3. К шапочному разбору (разгов) – к самому концу чего-либо.
  4. Списать в тираж (разг) – отстранять, считая непригодным к какой-либо деятельности.
  5. Всеми фибрами души (разг) – очень сильно (ненавидеть)
  6. Делать погоду (разг) – оказывать решающее влияние на что-либо.
  7. Ждать у моря погоды (разг)- надеяться на что-либо, не препринимая ничего.
  8. Пожинать лавры (книж) – пользоваться плодами успеха
  9. Вкушать плоды (книж) – пользоваться результатами достигнутого.

 

Домашнее задание: упр.488

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лексика и фразеология. »

Тема "Употребление причастий в разных стилях речи"

Цель урока: умеют применять на практике пунктуационные и орфографические правила написания причастий и причастных оборотов в текстах разных стилей.

Оборудование урока

Компьютер, мультимедийный проектор, экран , презентация.

Презентация содержит:

  • тексты заданий и ответы к ним

  • иллюстративный материал.

Ход урока

Сии глагольные имена служат к

сокращению человеческого слова,

заключая в себе имени и глагола силу.

М. В. Ломоносов.

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

"Печём пиццу"

  1. Создание групп

Праздничный торт

  1. Проверка д/з.

( У каждого ученика на столе лежит лист оценивания, который он заполняет в течение урока)

- Какой дополнительной информацией о постановке знаков препинания при причастном обороте могли бы вы дополнить свои постеры ?

(на доске ученики рисуют схемы постановки знаков препинания при причастном обороте

П.О.

Х ,/ ---------------- /,

П.О.

/ ---------------- / Х

П.О. Х

, / ---------------- /, личное местоимение

П.О. П.О.

Х,/ -------------- / и / ------------ / ,


  1. Этап подготовки к изучению нового Слайд №1

-Как вы думаете , что это за слова , "озаряющие нашу речь"?

Почему они" озаряющие"?

( Озарить - ярко светить)

- Какова роль причастий в речи по мнению М.В. Ломоносова?

-Какова цель нашего урока ? Тема?

(Цель нашего урока: посмотреть, как причастия употребляются в устной и письменной речи, в разных стилях речи. Насколько они «озаряют» нашу речь, делая её яркой и выразительной.)

-Чтобы причастия «озаряли» нашу речь, нужно их правильно писать и употреблять.

Для этого вспомните, пожалуйста, что такое причастие?

Дайте определение этой части речи.

Сегодня мы с вами будем стараться грамматически и орфографически верно употреблять причастия в речи . Вы поймёте, что роль причастий и в научном, и в художественных стилях речи очень важна.

М.В.Ломоносов о роли причастий в «Российской грамматике» сказал: «Весьма не надлежит производить причастия от тех глаголов, которые только в простых разговорах употребительны, ибо причастия имеют в себе некоторую высокость, и для того пристойно их употреблять в высоком роде стихов».


  1. Создание проблемной ситуации

Слайд №2 «Что-то не так»

На слайде - предложения с грамматическими ошибками, связанными с употреблениями причастий:(материал - на экране , учащиеся обсуждают в группах , что же не так в этих предложениях)


  • 1.Появившиеся почки на деревьях говорили о наступившей весне.

  • 2.На пристани толпились ожидающие пассажиры посадки на катер.

  • 3.Его разбудила беготня, поднявшейся в доме.

  • 4.Ребята, увидящие красоты озёр Карелии, надолго запомнят их.


  1. Вступительное слово учителя. Слайд № 3

Запись даты и темы урока в тетради.

(Группам раздаются РАБОЧИЕ ЛИСТЫ )



Русский язык в школе является не только предметом изучения, но и средством обучения всем остальным школьным предметам. Сегодня на уроке у вас будет особое расписание. А какое, вы узнаете, отгадав по описанию, о каком школьном предмете идёт речь. Вам необходимо заполнить «Расписание уроков». Будьте внимательны!

  1. Словарная работа

  1. Слайд №4 царица наук, книга природы написана на её языке, в ней нет символов для неясных мыслей.

  2. Слайд №5 ничто так не помогает повторять /эту науку/, как извержения вулканов и землетрясения. .

  3. Слайд №6….служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей - одним словом, делает вас мудрым. Дмитрий Сергеевич Лихачёв .

  4. Слайд №7 Сквозь волшебный прибор
    Левенгука
    На поверхности капли воды
    Обнаружила наша наука
    Удивительной жизни следы…
    Н.Заболоцкий .

  5. Слайд №8 - свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины. Марк Туллий Цицерон .

Слайд № 9 В результате словарной работы у учащихся появляется список из пяти слов:

  1. Математика

  2. География

  3. Литература

  4. Биология

  5. История



Проводится необходимая корректировка и орфографическая работа .

  1. Слайд 10. Звенит звонок на первый урок. Математика.

На математике часто употребляются причастия. Ваша задача – сформулировать определение математического понятия. Вспомним, из каких частей состоит определение понятия (видовое понятие= родовое понятие+видовое отличие) Например: Матема́тика— наука о структурах, порядке и отношениях, + исторически сложившаяся на основе операций подсчёта, измерения и описания форм реальных объектов



  1. Слайд №11 Развитие речи. Дать определение понятию, используя причастный оборот.

Попытайтесь сформулировать определения следующих математических понятий :

  • Сложение

  • Треугольник

  • Дробь

  • Уравнение

Учащиеся составляют предложения, в которых обязательно должен быть причастный оборот. Через некоторое время зачитываются некоторые определения. Условие: читают только те ребята, кто использовал в определении причастный оборот.

  • Этап проверки:

  • Сложение - математическое действие, посредством которого из двух или нескольких чисел - слагаемых - получают новое - сумму, содержащее столько единиц, сколько было во всех названных числах вместе.


  • Треугольник — это геометрическая фигура, образованная тремя отрезками, которые соединяют три не лежащие на одной прямой точки.


  • Дробь - число, состоящее из долей единицы, нецелое число


  • Уравнение - это два выражения, соединенные знаком равенства; в эти выражения входят одна или несколько переменных, называемых неизвестными.



На этапе проверки работу можно организовать разными способами:

  1. Учащиеся зачитывают первое определение «СЛОЖЕНИЕ» . Если в их определениях нет логических и грамматических ошибок (а такое бывает редко), то переходим к формулировке следующего понятия.

  2. Как показала практика, учащимся сложно сформулировать определения ДРОБИ, поэтому это предложение записывают все, выделяя причастный оборот.


Звенит звонок. Нас ждёт следующий урок.


VI .Слайд №12 Урок 2 ГЕОГРАФИЯ

  1. Орфографическая и синтаксическая разминка:

Г_ограф_я самая г_роич_ская и самая по_тич_ская из всех наук наука о (З,з)емле и человеке живущ_м на ней.

Проверка, объяснение орфограмм и пунктограмм.

  1. Слайд №13 Конструирование предложения

Составить из слов предложение:

  • География ,наука, путь, романтика, ведение, хозяйство , Земля

  • домашний

  • прошедший, неведомый

  • это , от , до

Задача : постараться составить предложение таким образом, чтобы «найти место» всем словам и чтобы в предложении обязательно был причастный оборот.

Проверка

  • География - это наука, прошедшая путь от романтики неведомого до ведения домашнего хозяйства Земли.

Кто не сумел справиться с заданием, переписывает предложение со слайда. С теми, кто справился, выясняем значение метафор «романтика неведомого» и «домашнее хозяйство Земли», что подготавливает дальнейшую работу с текстами художественного стиля.

  1. Слайд №14 Работа с эпитетами (развитие речи +словарная работа)

География – наука о Земле, обо всём, что на ней находится и окружает нас. Следующее задание сложное: по эпитетам-причастиям догадаться, о каком природном явлении идёт речь./фронтальная работа/

В результате совместной работы получается следующий результат:

  • Ветер- бешеный, неукротимый, колющий, леденящий, обжигающий, освежающий.

  • Озеро - волнующееся, заснувшее, играющее

  • Ручей - бурлящий, гремящий, дремлющий, студёный, всклокоченный, пересохший

  • Туман- непроницаемый, ползущий.

  • Небо- необъятное, раскалённое, заплаканное, притихшее, окоченевшее.

  • Слайд 15 ПРОВЕРЯЕМ!

  1. Терминологический диктант. "Любимые фразы учителей"

Задание воспринимается учащимися на слух

Трансформируйте фразы учителя так, чтобы в них появились причастия.

Проверка, корректировка задания.

  1. Слайд №16 Урок №3 Литература.

Вступительное слово учителя о Л.Н.Толстом и его главной книге.

  1. Слайд №17 Работа с художественным текстом.

Чтение отрывка из романа «Война и мир»


На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными, корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.

  1. Кто является главным героем отрывка? (дуб)

  2. Какое время года изображено в отрывке?(весна)

  3. Каким себя ощущает весной дуб? («Старый, сердитый, презрительный урод, с обломанными суками и с обломанной корой»)

  4. Как вы думаете, чьими глазами мы видим этот дуб? (человека)

  5. А что вы можете сказать об этом человеке? (у него что-то случилось)

Исследовательская работа. Морфологический и лексический анализ.

Подсчитайте , сколько в тексте причастий.

В каком значении – прямом или переносном – они употреблены.

  1. Слайд 18 Развитие речи. Создание собственного текста.

Андрей Болконский через несколько дней возвращался той же дорогой к себе в имение. По дороге он что-то искал глазами. Как вы думаете, что пытался увидеть князь Андрей? (дуб). А каким он мог его увидеть, таким же старым, презрительным уродом? (нет). Правильно. Дуб совершенно изменился. Напишите, каким стал дуб.

На этом этапе учащийся волен выбирать, какой текст он создаст: высказывание такого же типа, которое представлено на слайде, или же небольшую миниатюру. Сочинение учащиеся начинают зачитывать по мере написания. Задача учеников сложная: внимательно слушать друг друга, корректировать свои сочинения.

После того, как все желающие прочитали свои миниатюры, учитель зачитывает авторский вариант Л.Н.Толстого. Дети поражены: как же они угадали толстовский замысел.

Звенит звонок. Ждёт другой урок.


VII Слайд №19. Урок №4 Биология.

  • Задания на этом этапе урока направлены на поиск ошибок в предложении с причастным оборотом и на замену придаточного предложения предложением с причастным оборотом.

  1. Отредактировать предложение, изменив место определяемого слова: Биология - комплекс знаний o жизни и совокупность изучающих живое научных дисциплин.


В результате работы делается вывод, что в научном стиле место причастного оборота после определяемого слова.



  1. Слайд №20 В каких предложениях выделенную часть можно заменить причастным оборотом. Найдите такие предложения и запишите, используя причастный оборот.


  • Эхо - неизменный ответ природы на вопросы, которые ей задаём.

  • И стебелёк травы достоин великого мира, в котором он растёт. (Рабиндранат Тагор)

  • Нет вещи, которая могла бы возникнуть и расти одна.

(Тит Лукреций Кар)

  • Радугу, которая держится четверть часа, перестают замечать.( Гёте)


Проверка. Объяснение.

VII Домашнее задание, подведение итогов урока.

Слайд 21

А пятый урок – урок истории вам задаётся на дом. Ваша задача, используя знания, полученные на уроке , придумать и записать предложения, включив в них причастия или причастные обороты.

Слайд 22 Начала предложений:

  • Сталинградская битва …

  • Бородинское сражение…

  • Пётр I…

  • Иван Грозный…

Давайте подумаем, в каком стиле речи вы будете писать предложения?

(в художественном или научном)

Если вашей задачей будет дать чёткое определение историческому явлению или исторической личности, вы будете пользоваться схемой «определения понятия», а если ваша задача будет эмоционально описать то или иное историческое событие или историческую личность, то вы обязательно используете в своей работе средства художественной выразительности.


VIII Рефлексия


Упражнение "Плюс-минус-интересно" по таблице Эдварда де Боно

( Ученикам раздаётся теоретический материал ПРАВИЛО В ПАПКУ, собираю ОЦЕНОЧНЫЕ ЛИСТЫ)

-Пусть в вашей речи причастия включатся в работу! Пусть причастия «озаряют» вашу речь, освещают вашу речь, делают ее яркой и выразительной.

Список литературы

  • Лакоценина Т.П. Волшебный мир знаний. Издательство «Учитель», 2006.

  • Универсальный словарь по русскому языку. Издательская группа «Весь», 2009.

  • Любичева Е. В., Ольховик Н. Г. Посредством Слова творю я Мир ...: Книга 3: Диалог с художественным текстом: 5-11 классы: Пособие по русскому языку для учителей словесников. -- 2002









ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ _____________________________________

Тема урока ______________________________________________

V - ответил по просьбе учителя ,но ответ не правильный.

W - ответил по просьбе учителя, ответ правильный.

I - ответил по своей инициативе ,но ответ не правильный.

+ - ответил по своей инициативе ,ответ правильный.

O – не ответил

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

ОЦЕНКА за урок _______

"Плюс"

"Минус"

"Интересно"

Всё ,что понравилось на уроке.

Всё ,что не понравилось на уроке, осталось не понятным.

Все любопытные факты,о которых узнали на уроке; что бы ещё хотели узнать ; вопросы к учителю.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Лексика и фразеология.

Автор: Опперман Елена Павловна

Дата: 09.01.2015

Номер свидетельства: 152427

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "краткосрочный план на тему Повторение.Лексика. Фразеология. "
    ["seo_title"] => string(65) "kratkosrochnyi-plan-na-tiemu-povtorieniie-lieksika-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "147024"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419307959"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "«Лексика. Фразеология» "
    ["seo_title"] => string(23) "lieksika-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "190973"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427256417"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Открытый урок: "Повторение по теме "Лексика. Фразеология" "
    ["seo_title"] => string(60) "otkrytyi-urok-povtorieniie-po-tiemie-lieksika-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "127864"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415382549"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Лексическая тема: «Изображение природы русскими художниками»  Грамматическая тема: «Лексика. Фразеология.» "
    ["seo_title"] => string(115) "lieksichieskaia-tiema-izobrazhieniie-prirody-russkimi-khudozhnikami-grammatichieskaia-tiema-lieksika-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "198714"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428433200"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Презентация: "Повторение по теме "Лексика. Фразеология" "
    ["seo_title"] => string(62) "priezientatsiia-povtorieniie-po-tiemie-lieksika-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "127882"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415383214"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства