kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лексика и фразеология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном конспекте предлагается один из вариантов уроков повторения по теме "Лексика и фразеология". Учащиеся восстанавливают в памяти знания по разделу "Лексика и фразеология", закрепляют теоретические сведения с целью предупредить разрушения практических умений и навыков, проявляют интерес к слову и русской фразеологии.Воспитывает чувство сплочённости , коллективизма, коммуникабельности и любовь к русскому языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лексика и фразеология »

ГУ «Средняя общеобразовательная школа №12»

Искакова Р.Х.- учитель русского языка и литературы.

.


Резюме: В данной статье предлагается один из вариантов уроков повторения по теме: «Лексика и фразеология. Повторение изученного в 5 классе».

6 класс.

Тема урока: Лексика и фразеология. Повторение изученного в 5 классе.

Цель урока: восстановить в памяти учащихся знания по разделу «Лек-

сика и фразеология»; систематизировать, обобщить изученное,

закрепить теоретические сведения с целью предупредить раз-

рушение практических умений и навыков, заинтересовать уча-

щихся русской фразеологией.


Задачи урока:1) Образовательная – повторить и применить умения, навы-

ки, полученные на уроках по разделу «Лексика и фразео-

логия»

2) Развивающая – развивать познавательный интерес, речь,

память.

3) Воспитательная – воспитывать чувство сплоченности, ко-

ллективизма, коммуникабельности, любовь к русскому язы-

ку.


Тип урока: повторение ранее изученного материала.

Технология: использование игровых элементов.

Форма работы: работа индивидуальная, фронтальная, коллективная, групповая.

Оборудование: раздаточный материал, записи на доске, тесты, ноутбук, проектор, экран.

Работа по развитию речи: использование предложений различных син-

таксических конструкции в речи



План


I.Организация класса.

II.Активизация знаний, умений и навыков учащихся по данной теме.

1 Устный фронтальный опрос.

2 Словарно- орфографическая работа.

3 Выполнение тренировочных упражнений.

4 Игра «Собери фразеологизм»

5 Творческие игры на сообразительность.

III.Выводы и обобщение.

IV.Подведение итогов. Выставление оценок, их комментарии.

V.Инструктаж по выполнению домашнего задания.


Ход урока.


I. Организационный момент.

Учитель мобилизует внимание учащихся и сообщает о цели урока -

повторить и восстановить в памяти знания по разделу «Лексика и фразеология», систематизировать, обобщить изученное, закрепить теоретические сведения, полученные в одном из самых интересных и познавательных разделов русского языка - русская фразеология.

Далее, акцентировал внимание учащихся на высказывание известного французского писателя Анатолья Франса «Учиться можно только весело. Чтобы переварить знания, надо поглощать с аппетитом». Учитель предлагает последовать совету писателя и быть активными, любознательными, чтобы повторить все сведения, изученные нами в разделе «Лексика и фразеология», с большим аппетитом, то есть с большим желанием.

II.Этап активизации знаний, умений и навыков, которые включают в себя самые разнообразные задания и предполагают разнообразные деятельнос-

ти учащихся. Задания к данному этапу урока подбираются учителем в зависимости от уровня подготовленности класса.

1. Для активизации полученных знаний обратимся к таблице

«Лексика с точки зрения происхождения и употребления»

Слова надо различать по:


происхождению



Исконно-русские

Заимствованные

сокол, пчела,ведро

Обелиск –франц лауреат-лат


Устаревшие

Неологизмы

Отрок, волость, городовой

секьюрити, респондент,электорат.




по употреблению


Общеупотребительные

Диалектные

Профессиональные

Слова, понятные всем носителям языка и употребляемые ими.

Слова, употребляемые жителями той или иной местности.

Слова, употребляемые людьми той или иной специальности или профессии.

Литература, космос,стол, кирпич

Буерак (овраг), векша(белка), гай(лес)

бинт, повязка, таблетка, ферменты,белки.


по лексическому значению

Однозначные

Многозначные

книга, газета, тетрадь.

Операция-хирургическая, торговая, военная.


Прямое

Переносное.

каменное здание, лисья шерсть.

каменное сердце, лисий характер.




Синонимы.

Антонимы.

Омонимы.

Паронимы.

Катастрофа- крушение- крах

друг- враг; белый-черный.

Коса(девичья), коса(орудие),

Соседний-соседский,скрытый-скрытный.


2.Устный фронтальный опрос.


а) Дать определение однозначным и многозначным словам.

б) Каких слов в русском языке больше: однозначных или многозначных?

в) Прямое и переносное значение слов.

г) Что такое синонимы, антонимы, омонимы, паронимы?


3.Обратимся к записи на доске.

Словарно – орфографическая работа.

Лексика. Лексис – слово (греч. слово)

Лексический (к! ч)

Фразеология phrasis - выражение

logoz - учение



Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом. Фразеологизм можно заменить, одним словом.

Например, филькина грамота – бессмыслица.

у черта на куличках – далеко.

рукой подать – близко.

набрать в рот воды – молчать.

Фразеологизмы имеют синонимы и антонимы.

Например,: на краю света, куда ворон костей не заносил

возносить до небес – втаптывать в грязь.

Со словами лексика и фразеология составляем предложение и выполняем синтаксический разбор предложения.

нар. мест гл сущ гл сущ

Сегодня мы повторили лексику и изучили фразеологию. ( повеств., невоскл., прост., двусост., распр., полн., осл. одн. чл.


4. Выполняем тренировочные упражнения.

а) Упражнение 165. Подберите к данным словам антонимы, сгруппируйте антонимические пары по частям речи

Потерять, начало, широкий, вниз, правый, легко, радость, молчать, много, зима, старый.

Потерять – найти; молчать – говорить.

Начало – конец; радость – горе; зима – лето.

Широкий – узкий; правый – левый; старый – молодой.

Вниз –вверх; легко – трудно; много – мало.

б) Выберите из ряда синонимов подходящие по смыслу слова.

У многих есть (дурная, скверная, плохая, порочная) привычка (фиксировать, отмечать, записывать) свои мысли, впечатления и номера телефонов на клочках бумаги. Потом, (как водится, как всегда, как правило), эти клочки (исчезают, пропадают, теряются), а с ними (исчезают пропадают, теряются) из памяти целые дни нашей жизни.

Ответы. Скверная, записывать, как правило, теряются, исчезают.


в) Отметьте омонимы.

1 Черная коса упала на загорелое плечо. Коси, коса, пока роса.

2. Лошадь перешла на крупную рысь. Рысь, несмотря на свою свирепость, может привязаться к человеку.

3.Студеный ключ выбивается из- под земли. Ключ никак не хотел входить в замочную скважину.


г) На данном этапе урока можно использовать запрограммированный «Лист ответа», который раздается в распечатанном виде каждому учащемуся. Задание выполняется при помощи простого карандаша.

Душа в пятки………. царя

Без………в голове сыр

Семи…….во лбу аршин

Как ……в масле шею

Мерить на свой……… пядь

Намылить……………. ушла

Как кур в ……….. кол

Хоть ……на голове теши мякина

На …….не проведешь ощип.


5. Тестирование.

1. Золото

а) голова на плечах

б) кожа да кости

в) презренный камень

г) слово в слово.


2. Умышленно врать

а) бежать сломя голову

б) втирать очки

в) втаптывать в грязь

г) сойти со сцены.


3. Запутать

а) хоть шаром покати

б) крутить хвостом

в) болеть душой

г) сбить с толку.


4. Плохо

а) через пень - колоду

б) с три короба

в) кровь с молоком

г) запретный плод.


5. Мало

а) некуда яблоку упасть

б) кот наплакал

в) ни два, ни полтора

г) висеть на волоске.


6.Выполнение творческого задания соревновательного характера на развитие мыслительных способностей учащихся и их умение быстро ориентироваться.

Перед детьми на доске – чистый лист ватмана. Класс разбивается на группы по 4-5 человек. Учитель сообщает учащимся: Ребята, представьте себе, что мы с вами - художники. Перед нами стоит задача – нарисовать портрет одного из учеников.

Учащиеся подбирают фразеологизмы со словами: нос, глаза, брови, рот, усы, шея, голова, лоб.


У учащихся должна получиться запись следующего характера.

Глаза - как зеницу ока, в оба глаза, определить на глаз, закрыть глаза.на что – то нехорошее, глаза на мокром месте, таращить глаза, хоть глаз выколи, глаза мозолить.


Ухо: слон на ухо наступил, слушать в оба уха.


Брови: не бровь, а в глаз.

Нос: остаться с носом, нос повесил, водить за нос, тыкать носом, расквасить нос.


Шея: намылить шею.


Усы – и в ус не дует.


Рот: слушать раскрыв рот, как в рот воды набрал, разинув рот, раскрыть рот.


Язык: прикусить язык, язык проглотил, держать язык за зубами, язык хорошо подвешен.

Волосы: кучеряво живешь, висеть на волоске, на волосок от смерти, покраснеть до корней волос.

Лоб: семи прядей во лбу.


Голова: без царя в голове, голова садовая.

Ум: шевелить мозгами, себе на уме, жить чужим умом, котелок не варит,

раскинуть умом.


Учитель: А теперь подведем итоги.


III. Выводы и обобщения.


IV.Подведение итогов. Выставление оценок.


V. Инструктаж по выполнению домашнего задания.


VI. Учитель: Какими словами я хочу закончить урок. Предлагаю занимательную минутку «Угадай – ка»

Первая буква стоит в алфавите перед Т

Вторая после О

Третья перед Б

Четвертая после Р

Пятая после З

Шестая перед В

Седьмая перед П

Восьмая перед И

Девятая перед Б

Десятая после Т

Одиннадцатая перед С

Двенадцатая перед Т

Тринадцатая после Й.


Спасибо за урок, вы порадовали меня на этом уроке. Были сообразительные, упорные, деловые. Спасибо за то, что становитесь пытливыми и любознательными.

Урок окончен! До новых встреч!



.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лексика и фразеология

Автор: Искакова Рашия Халияскаровна

Дата: 10.11.2014

Номер свидетельства: 128860

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "краткосрочный план на тему Повторение.Лексика. Фразеология. "
    ["seo_title"] => string(65) "kratkosrochnyi-plan-na-tiemu-povtorieniie-lieksika-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "147024"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419307959"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "«Лексика. Фразеология» "
    ["seo_title"] => string(23) "lieksika-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "190973"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427256417"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Открытый урок: "Повторение по теме "Лексика. Фразеология" "
    ["seo_title"] => string(60) "otkrytyi-urok-povtorieniie-po-tiemie-lieksika-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "127864"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415382549"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Лексическая тема: «Изображение природы русскими художниками»  Грамматическая тема: «Лексика. Фразеология.» "
    ["seo_title"] => string(115) "lieksichieskaia-tiema-izobrazhieniie-prirody-russkimi-khudozhnikami-grammatichieskaia-tiema-lieksika-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "198714"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428433200"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Презентация: "Повторение по теме "Лексика. Фразеология" "
    ["seo_title"] => string(62) "priezientatsiia-povtorieniie-po-tiemie-lieksika-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "127882"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415383214"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства