Цели: закреплять знания по лексике и фразеологии; развивать речь, внимание, навыки выразительного чтения, работы с тестами. Планируемые результаты: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Лексика и фразеология»
Лексика и фразеология
Цели: закреплять знания по лексике и фразеологии; развивать речь, внимание, навыки выразительного чтения, работы с тестами. Планируемые результаты: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, работать самостоятельно и в группах, объяснять языковые явления и процессы, работать с тестами. Ход урока I. Организационный момент II. Орфографическая разминка Игра «Мягкий знак или твёрдый знак?» (Учитель называет слова. Если слово с твёрдым знаком, ученики поднимают правую руку, если с мягким – левую. Некоторые слова не содержат ни твёрдого, ни мягкого знаков, тогда и руки поднимать не надо. В отдельных словах есть оба знака – нужно поднять обе руки. Темп игры зависит от уровня подготовки класса, но к концу игры темп желательно повысить. Слова, вызвавшие затруднение, следует записать в тетрадях.) Сельдь, подъём, роскошь, мрачный, плащ, съешь, панцирь, фотосъёмка, ладья, молодёжь, изъян, объяснение, обезьяна, затишье, фальшь, стараться, прочь, мощность, пеночка, январский, разъехаться, отрежьте, безъядерный, лучший, пенальти. III. Проверка домашнего задания (Упр. 12 – взаимопроверка, устное объяснение постановки знаков препинания, определение однородных членов предложений.) IV. Работа по теме урока Повторение темы «Лексика и фразеология», работа по учебнику (Обсуждение материала для самостоятельных наблюдений (с. 8).) Комментарии К вопросу 3. В приведённых в словаре учебника значениях слова грамота общим является значение «писать». К вопросу 5 Диалектизмы – баять (говорить), кочет (петух); профессионализмы – суффикс, гипотенуза; жаргонизмы – склянки (часы), полундра (берегись) (из морского жаргона); устаревшие слова: архаизмы – очи (глаза), ланиты (щёки); историзмы – городовой, конка. Дополнительный вопрос и комментарии – В чём отличие архаизмов от историзмов? 18 Повторение изученного в 5, 6 классах Историзмы обозначают понятия, исчезнувшие из современной жизни: дворовый (в значении «крепостной человек, прислуживающий в доме помещика»), исправник – начальник уездной полиции в дореволюционной России; писало – костяная или деревянная палочка для выдавливания букв на берёсте. Архаизмы – устаревшие, вышедшие из общего употребления слова, сохранившиеся лишь в древних текстах и в поэтической речи: ланиты (щёки), лилейный (белый), чело (лоб) и т. д. V. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику Упр. 13 – комментированное письмо, обсуждение вопросов. Упр. 16 – выразительное чтение (читает заранее подготовленный ученик), определение фразеологизмов, выделение орфограмм (устно). Комментарии Фразеологизмы: воду в ступе не толочь, и день и ночь, держи… в чёрном теле, не снимай… узды, дать… поблажку, последнюю рубашку… сорвёт. 2. Синтаксический разбор предложения Своей подсказкой ты оказал мне медвежью услугу. (Следует обратить внимание учеников на фразеологизм (медвежью услугу) – нерасчленимое сочетание слов, которое в предложении служит дополнением.) 3. Занимательная лингвистика – По каким признакам можно сопоставить слова барство и рабство с точки зрения лексики? (Эти слова можно рассматривать как антонимы. Кроме того, эти слова – анаграммы: они состоят из одних и тех же букв.) 4. Тест по теме «Повторение: Лексика. Фразеология. Культура речи» (См.: КИМы, тест 2.) VI. Подведение итогов урока (Анализ выполнения теста.) – Какие группы слов выделяются в лексике? – По какому принципу выделяются эти группы? – Чем фразеологизм отличается от слова и что между ними общего? Домашнее задание 1. Упр. 14, 15. 2. § 4, вопросы и задания (с. 10, материал для самостоятельных наблюдений).