kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лабораторные работы на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                Лабораторные работы на уроках русского языка

 

В ходе моделирования урока языка учителю необходимо помнить о развивающих целях (например, развитие образного и логического мышления и речи, чувства языка,  языковой памяти, речевого слуха, овладение приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации и т.д.) и целях воспитательных (воспитание эстетического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову; воспитание школьника как личности, формирование его воли, интеллекта, эмоций, самостоятельности мышления, творческих способностей, ценностных ориентаций). На этапах усвоения и закрепления учебного материала можно проводить лабораторные работы, в ходе которых учащиеся самостоятельно решали бы познавательные задачи на основе языкового анализа текста, ведь задачи лабораторной работы – выработка практических умений в употреблении и квалифицированном анализе фонетических и грамматических явлений; обучение приёмам языкового анализа художественного текста; формирование умения пользоваться лингвистическими словарями и потребности постоянно обращаться к ним; отработка навыков устной речи.

 Пример лабораторной работы по  фонетике для учащихся 5-го класса.

I. Общее задание ко всем текстам

1. Докажите, что текст является стихотворением. Для этого расставьте ударения, обозначьте безударные и ударные слоги. Сравните концы строк. Что делает их рифмованными?

2. По толковому словарю определите значение неизвестных вам слов.

3. Используя «Словарь лингвистических терминов», подготовьте рассказ об основных признаках стихотворения – рифме и ритме.

4. Определите, какие звуки играют особую роль в стихотворении и почему. Расскажите об этих звуках и их роли в тексте.

5. Подготовьте выразительное чтение данного текста.

6. Обозначьте орфограммы. Подберите, где это возможно, проверочные слова.

II. Работа в группах

- Выразительно прочитайте стихотворение Ф. Тютчева;  дайте ему название.

                                 В душном воздухе молчанье,

                                 Как предчувствие грозы,

                                 Жарче роз благоуханье,

                                 Звонче голос стрекозы…

                                 Чу! За белой дымной тучей

                                 Глухо прокатился гром;

                                 Небо молнией летучей

                                 Опоясалось кругом…

     - О чём или о ком говорится в первом предложении? На что автор обращает внимание читателя?

     -   Как произносится слово предчувствие? Докажите. Проверьте своё предположение по орфоэпическому словарю.

     -  Определите первое предложение по цели высказывания и по интонации. Почему оно заканчивается многоточием?

     III. Работа с классом

1. Прослушивание стихотворений в актёрском исполнении.

2. Взаиморецензирование ответов.

3. Самостоятельное формулирование учениками вопросов к текстам (конкурс на самый интересный вопрос).

4. Подведение итогов лабораторной работы.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторные работы на уроках русского языка »

Лабораторные работы на уроках русского языка


В ходе моделирования урока языка учителю необходимо помнить о развивающих целях (например, развитие образного и логического мышления и речи, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха, овладение приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации и т.д.) и целях воспитательных (воспитание эстетического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову; воспитание школьника как личности, формирование его воли, интеллекта, эмоций, самостоятельности мышления, творческих способностей, ценностных ориентаций). На этапах усвоения и закрепления учебного материала можно проводить лабораторные работы, в ходе которых учащиеся самостоятельно решали бы познавательные задачи на основе языкового анализа текста, ведь задачи лабораторной работы – выработка практических умений в употреблении и квалифицированном анализе фонетических и грамматических явлений; обучение приёмам языкового анализа художественного текста; формирование умения пользоваться лингвистическими словарями и потребности постоянно обращаться к ним; отработка навыков устной речи.

Пример лабораторной работы по фонетике для учащихся 5-го класса.

I. Общее задание ко всем текстам

1. Докажите, что текст является стихотворением. Для этого расставьте ударения, обозначьте безударные и ударные слоги. Сравните концы строк. Что делает их рифмованными?

2. По толковому словарю определите значение неизвестных вам слов.

3. Используя «Словарь лингвистических терминов», подготовьте рассказ об основных признаках стихотворения – рифме и ритме.

4. Определите, какие звуки играют особую роль в стихотворении и почему. Расскажите об этих звуках и их роли в тексте.

5. Подготовьте выразительное чтение данного текста.

6. Обозначьте орфограммы. Подберите, где это возможно, проверочные слова.

II. Работа в группах

- Выразительно прочитайте стихотворение Ф. Тютчева; дайте ему название.

В душном воздухе молчанье,

Как предчувствие грозы,

Жарче роз благоуханье,

Звонче голос стрекозы…

Чу! За белой дымной тучей

Глухо прокатился гром;

Небо молнией летучей

Опоясалось кругом…

- О чём или о ком говорится в первом предложении? На что автор обращает внимание читателя?

- Как произносится слово предчувствие? Докажите. Проверьте своё предположение по орфоэпическому словарю.

- Определите первое предложение по цели высказывания и по интонации. Почему оно заканчивается многоточием?

III. Работа с классом

1. Прослушивание стихотворений в актёрском исполнении.

2. Взаиморецензирование ответов.

3. Самостоятельное формулирование учениками вопросов к текстам (конкурс на самый интересный вопрос).

4. Подведение итогов лабораторной работы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Лабораторные работы на уроках русского языка

Автор: Волкова Наталия Петровна

Дата: 18.10.2014

Номер свидетельства: 120190

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(284) "Лабораторная работа по русскому языку на тему"Наблюдение над лексическим средствами в связи с идейно-образным содержанием поэмы Н.В.Гоголя "Мёртвые души". "
    ["seo_title"] => string(171) "laboratornaia-rabota-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-nabliudieniie-nad-lieksichieskim-sriedstvami-v-sviazi-s-idieino-obraznym-sodierzhaniiem-poemy-n-v-gogholia-miortvyie-dushi"
    ["file_id"] => string(6) "232255"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442776781"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Урок русского языка в 5 классе "Корни -раст-рос-ращ" "
    ["seo_title"] => string(55) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-korni-rast-ros-rashch"
    ["file_id"] => string(6) "205863"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430045104"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Доклад «Проектная деятельность на уроках русского языка в условиях ФГОС ОО»"
    ["seo_title"] => string(77) "doklad_proektnaia_deiatelnost_na_urokakh_russkogo_iazyka_v_usloviiakh_fgos_oo"
    ["file_id"] => string(6) "529691"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575215476"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Лабораторная работа по теме: Причастный оборот "
    ["seo_title"] => string(49) "laboratornaia-rabota-po-tiemie-prichastnyi-oborot"
    ["file_id"] => string(6) "126940"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415234907"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Интегрированный урок русский язык и информатика 8 класс"
    ["seo_title"] => string(58) "intieghrirovannyi_urok_russkii_iazyk_i_informatika_8_klass"
    ["file_id"] => string(6) "383045"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485205119"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства