В ходе моделирования урока языка учителю необходимо помнить о развивающих целях (например, развитие образного и логического мышления и речи, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха, овладение приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации и т.д.) и целях воспитательных (воспитание эстетического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову; воспитание школьника как личности, формирование его воли, интеллекта, эмоций, самостоятельности мышления, творческих способностей, ценностных ориентаций). На этапах усвоения и закрепления учебного материала можно проводить лабораторные работы, в ходе которых учащиеся самостоятельно решали бы познавательные задачи на основе языкового анализа текста, ведь задачи лабораторной работы – выработка практических умений в употреблении и квалифицированном анализе фонетических и грамматических явлений; обучение приёмам языкового анализа художественного текста; формирование умения пользоваться лингвистическими словарями и потребности постоянно обращаться к ним; отработка навыков устной речи.
Пример лабораторной работы по фонетике для учащихся 5-го класса.
I. Общее задание ко всем текстам
1. Докажите, что текст является стихотворением. Для этого расставьте ударения, обозначьте безударные и ударные слоги. Сравните концы строк. Что делает их рифмованными?
2. По толковому словарю определите значение неизвестных вам слов.
3. Используя «Словарь лингвистических терминов», подготовьте рассказ об основных признаках стихотворения – рифме и ритме.
4. Определите, какие звуки играют особую роль в стихотворении и почему. Расскажите об этих звуках и их роли в тексте.
5. Подготовьте выразительное чтение данного текста.
6. Обозначьте орфограммы. Подберите, где это возможно, проверочные слова.
II. Работа в группах
- Выразительно прочитайте стихотворение Ф. Тютчева; дайте ему название.
В душном воздухе молчанье,
Как предчувствие грозы,
Жарче роз благоуханье,
Звонче голос стрекозы…
Чу! За белой дымной тучей
Глухо прокатился гром;
Небо молнией летучей
Опоясалось кругом…
- О чём или о ком говорится в первом предложении? На что автор обращает внимание читателя?
- Как произносится слово предчувствие? Докажите. Проверьте своё предположение по орфоэпическому словарю.
- Определите первое предложение по цели высказывания и по интонации. Почему оно заканчивается многоточием?
III. Работа с классом
1. Прослушивание стихотворений в актёрском исполнении.
2. Взаиморецензирование ответов.
3. Самостоятельное формулирование учениками вопросов к текстам (конкурс на самый интересный вопрос).
4. Подведение итогов лабораторной работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Лабораторные работы на уроках русского языка »
Лабораторные работы на уроках русского языка
В ходе моделирования урока языка учителю необходимо помнить о развивающих целях (например, развитие образного и логического мышления и речи, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха, овладение приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации и т.д.) и целях воспитательных (воспитание эстетического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову; воспитание школьника как личности, формирование его воли, интеллекта, эмоций, самостоятельности мышления, творческих способностей, ценностных ориентаций). На этапах усвоения и закрепления учебного материала можно проводить лабораторные работы, в ходе которых учащиеся самостоятельно решали бы познавательные задачи на основе языкового анализа текста, ведь задачи лабораторной работы – выработка практических умений в употреблении и квалифицированном анализе фонетических и грамматических явлений; обучение приёмам языкового анализа художественного текста; формирование умения пользоваться лингвистическими словарями и потребности постоянно обращаться к ним; отработка навыков устной речи.
Пример лабораторной работы по фонетике для учащихся 5-го класса.
I. Общее задание ко всем текстам
1. Докажите, что текст является стихотворением. Для этого расставьте ударения, обозначьте безударные и ударные слоги. Сравните концы строк. Что делает их рифмованными?
2. По толковому словарю определите значение неизвестных вам слов.
3. Используя «Словарь лингвистических терминов», подготовьте рассказ об основных признаках стихотворения – рифме и ритме.
4. Определите, какие звуки играют особую роль в стихотворении и почему. Расскажите об этих звуках и их роли в тексте.
5. Подготовьте выразительное чтение данного текста.
6. Обозначьте орфограммы. Подберите, где это возможно, проверочные слова.
II. Работа в группах
- Выразительно прочитайте стихотворение Ф. Тютчева; дайте ему название.
В душном воздухе молчанье,
Как предчувствие грозы,
Жарче роз благоуханье,
Звонче голос стрекозы…
Чу! За белой дымной тучей
Глухо прокатился гром;
Небо молнией летучей
Опоясалось кругом…
- О чём или о ком говорится в первом предложении? На что автор обращает внимание читателя?
- Как произносится слово предчувствие? Докажите. Проверьте своё предположение по орфоэпическому словарю.
- Определите первое предложение по цели высказывания и по интонации. Почему оно заканчивается многоточием?
III. Работа с классом
1. Прослушивание стихотворений в актёрском исполнении.
2. Взаиморецензирование ответов.
3. Самостоятельное формулирование учениками вопросов к текстам (конкурс на самый интересный вопрос).