kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лабораторная работа по русскому языку на тему"Наблюдение над лексическим средствами в связи с идейно-образным содержанием поэмы Н.В.Гоголя "Мёртвые души".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лабораторная работа

по русскому языку в 10 классе.

Наблюдения над лексическими средствами в связи с идейно-образным содержанием

поэмы Н.В.Гоголя “Мёртвые души”.

Цель:

 1. Выделить и проанализировать лексические средства языка, которые способствуют созданию комического образа одного из героев поэмы “Мертвые души” – Ноздрева.

2. Определить, как в этом образе реализовалась идея автора – показать нравственную деградацию помещиков.

                                                                            Ход урока.                                              

I Целеполагание. Предлагаю школьникам проанализировать отрывок из поэмы “Мёртвые души”по следующим вопросам:

1. Какие лексические средства использует Н.В.Гоголь, чтобы ярко представить комический образ Ноздрева?

2. Какова взаимосвязь образа Ноздрева с идейным содержанием всей поэмы?

3. Подберите ряд определений, характеризующих Ноздрева. Закончите предложение: Ноздрев – это… человек.

II Анализ отрывка из 4 главы (I т)

“Ноздрев был в некотором отношении исторический человек… Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история непременно происходила или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели. Если же этого не случиться, то всё-таки что-нибудь да будет такое, чего с другими никак не будет: или нарежется в буфете таким образом, что только смеется, или проврется самым жестоким образом, так что наконец самому сделается совестно. И наврет совершенно без всякой нужды: вдруг расскажет, что у него была лошадь какой-нибудь голубой или розовой шерсти, и тому подобную чепуху, так что слушающие наконец все отходят, произнесши: “Ну, брат, ты, кажется, уже начал пули лить”. Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой нужды. Иной, например, даже человек в чинах, с благородно. Наружностью, со звездой на груди, будет вам жать руку, разговориться с вами о предметах глубоких, вызывающих на размышления, а потом, смотришь, тут же, пред вашими глазами, и нагадит  вам. И нагадит  так, как простой коллежский регистратор, а вовсе не так, как человек со звездою на груди, разговаривающий о предметах, вызывающих на размышление, так что стоишь да только дивишься, пожимая плечами, да ничего более. Такую же странную страсть имел Ноздрев. Чем кто ближе с ним сходился, тому он скорее всех насаливал: распускал небылицу, глупее которой трудно выдумать, расстраивал свадьбу, торговую сделку и вовсе не почитал себя вашим неприятелем; напротив, если случай приводил его опять встретиться с вами, он обходился вновь по-дружески и даже говорил: “Ведь ты такой подлец, никогда ко мне не заедешь”.

 Задание: выписать в тетрадь лексические средства создания комизма:

- использование слов и выражений разных стилей: высокого, книжного (“произнесши“, “принуждены бывают“, “не почитал себя вашим неприятелем“, “разговор о предметах, вызывающих на размышление“ – и низкого, разговорного (“подлец“, “наврет“, “нарежетсЯ в буфете“, “Ну, брат, ты, кажется, уж начал пули лить“);

- использование контрастной лексики, чтобы предать непредсказуемость характера героя (“насаливал“, “нагадит  вам“ – обходиться вновь по-дружески“);

- каламбур – шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов (“исторический человек“, потому  что ни одного собрания, где он был, не обходилось без истории“);

- использование сравнений, отличающихся смысловой новизной (“нагадит  так, как простой коллежский регистратор, а вовсе не как человек со звездой на груди…“);

- повтор одних и тех же сочетаний, слов с целью изображения неизменности, закоснелости, ограниченности мира помещиков и чиновников (“Иной, например, даже человек в чинах, с благородною наружностью, со звездой на груди… разговориться с вами о предметах глубоких, вызывающих на размышление… и нагадит  вам… как простой коллежский регистратор, а вовсе не как человек со звездою на груди, разговаривающий о предметах, вызывающих на размышление…“);

- использование синонимов, отличающихся экспрессивностью (“выведут - вытолкнут“).

I I I Самостоятельный ответ на 2й вопрос.

I Выполнение задания “Закончите предложение“.

 Итог урока: какие лексические  средства способствуют созданию образа Ноздрева?

 Домашнее задание: составить микротекст (абзац) предполагаемого сочинения о Ноздреве

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа по русскому языку на тему"Наблюдение над лексическим средствами в связи с идейно-образным содержанием поэмы Н.В.Гоголя "Мёртвые души". »

Лабораторная работа

по русскому языку в 10 классе.

Наблюдения над лексическими средствами в связи с идейно-образным содержанием поэмы Н.В.Гоголя “Мёртвые души”.

Цель. 1. Выделить и проанализировать лексические средства языка, которые способствуют созданию комического образа одного из героев поэмы “Мертвые души” – Ноздрева.

2. Определить, как в этом образе реализовалась идея автора – показать нравственную деградацию помещиков.































Ход урока.

I Целеполагание. Предлагаю школьникам проанализировать отрывок из поэмы “Мёртвые души”по следующим вопросам:

1. Какие лексические средства использует Н.В.Гоголь, чтобы ярко представить комический образ Ноздрева?

2. Какова взаимосвязь образа Ноздрева с идейным содержанием всей поэмы?

3. Подберите ряд определений, характеризующих Ноздрева. Закончите предложение: Ноздрев – это… человек.

II Анализ отрывка из 4 главы (I т)

“Ноздрев был в некотором отношении исторический человек… Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история непременно происходила или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели. Если же этого не случиться, то всё-таки что-нибудь да будет такое, чего с другими никак не будет: или нарежется в буфете таким образом, что только смеется, или проврется самым жестоким образом, так что наконец самому сделается совестно. И наврет совершенно без всякой нужды: вдруг расскажет, что у него была лошадь какой-нибудь голубой или розовой шерсти, и тому подобную чепуху, так что слушающие наконец все отходят, произнесши: “Ну, брат, ты, кажется, уже начал пули лить”. Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой нужды. Иной, например, даже человек в чинах, с благородно. Наружностью, со звездой на груди, будет вам жать руку, разговориться с вами о предметах глубоких, вызывающих на размышления, а потом, смотришь, тут же, пред вашими глазами, и нагадит вам. И нагадит так, как простой коллежский регистратор, а вовсе не так, как человек со звездою на груди, разговаривающий о предметах, вызывающих на размышление, так что стоишь да только дивишься, пожимая плечами, да ничего более. Такую же странную страсть имел Ноздрев. Чем кто ближе с ним сходился, тому он скорее всех насаливал: распускал небылицу, глупее которой трудно выдумать, расстраивал свадьбу, торговую сделку и вовсе не почитал себя вашим неприятелем; напротив, если случай приводил его опять встретиться с вами, он обходился вновь по-дружески и даже говорил: “Ведь ты такой подлец, никогда ко мне не заедешь”.

Задание: выписать в тетрадь лексические средства создания комизма:

- использование слов и выражений разных стилей: высокого, книжного (“произнесши“, “принуждены бывают“, “не почитал себя вашим неприятелем“, “разговор о предметах, вызывающих на размышление“ – и низкого, разговорного (“подлец“, “наврет“, “нарежетсЯ в буфете“, “Ну, брат, ты, кажется, уж начал пули лить“);

- использование контрастной лексики, чтобы предать непредсказуемость характера героя (“насаливал“, “нагадит вам“ – обходиться вновь по-дружески“);

- каламбур – шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов (“исторический человек“, потому что ни одного собрания, где он был, не обходилось без истории“);

- использование сравнений, отличающихся смысловой новизной (“нагадит так, как простой коллежский регистратор, а вовсе не как человек со звездой на груди…“);

- повтор одних и тех же сочетаний, слов с целью изображения неизменности, закоснелости, ограниченности мира помещиков и чиновников (“Иной, например, даже человек в чинах, с благородною наружностью, со звездой на груди… разговориться с вами о предметах глубоких, вызывающих на размышление… и нагадит вам… как простой коллежский регистратор, а вовсе не как человек со звездою на груди, разговаривающий о предметах, вызывающих на размышление…“);

- использование синонимов, отличающихся экспрессивностью (“выведут - вытолкнут“).

I I I Самостоятельный ответ на 2й вопрос.

I Выполнение задания “Закончите предложение“.

Итог урока: какие лексические средства способствуют созданию образа Ноздрева?

Домашнее задание: составить микротекст (абзац) предполагаемого сочинения о Ноздреве




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Цеалковская Наталья Алексеевна

Дата: 20.09.2015

Номер свидетельства: 232255


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства