Лабораторная работа по русскому языку на тему"Наблюдение над лексическим средствами в связи с идейно-образным содержанием поэмы Н.В.Гоголя "Мёртвые души".
Лабораторная работа по русскому языку на тему"Наблюдение над лексическим средствами в связи с идейно-образным содержанием поэмы Н.В.Гоголя "Мёртвые души".
Лабораторная работа
по русскому языку в 10 классе.
Наблюдения над лексическими средствами в связи с идейно-образным содержанием
поэмы Н.В.Гоголя “Мёртвые души”.
Цель:
1. Выделить и проанализировать лексические средства языка, которые способствуют созданию комического образа одного из героев поэмы “Мертвые души” – Ноздрева.
2. Определить, как в этом образе реализовалась идея автора – показать нравственную деградацию помещиков.
Ход урока.
I Целеполагание. Предлагаю школьникам проанализировать отрывок из поэмы “Мёртвые души”по следующим вопросам:
1. Какие лексические средства использует Н.В.Гоголь, чтобы ярко представить комический образ Ноздрева?
2. Какова взаимосвязь образа Ноздрева с идейным содержанием всей поэмы?
3. Подберите ряд определений, характеризующих Ноздрева. Закончите предложение: Ноздрев – это… человек.
II Анализ отрывка из 4 главы (I т)
“Ноздрев был в некотором отношении исторический человек… Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история непременно происходила или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели. Если же этого не случиться, то всё-таки что-нибудь да будет такое, чего с другими никак не будет: или нарежется в буфете таким образом, что только смеется, или проврется самым жестоким образом, так что наконец самому сделается совестно. И наврет совершенно без всякой нужды: вдруг расскажет, что у него была лошадь какой-нибудь голубой или розовой шерсти, и тому подобную чепуху, так что слушающие наконец все отходят, произнесши: “Ну, брат, ты, кажется, уже начал пули лить”. Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой нужды. Иной, например, даже человек в чинах, с благородно. Наружностью, со звездой на груди, будет вам жать руку, разговориться с вами о предметах глубоких, вызывающих на размышления, а потом, смотришь, тут же, пред вашими глазами, и нагадит вам. И нагадит так, как простой коллежский регистратор, а вовсе не так, как человек со звездою на груди, разговаривающий о предметах, вызывающих на размышление, так что стоишь да только дивишься, пожимая плечами, да ничего более. Такую же странную страсть имел Ноздрев. Чем кто ближе с ним сходился, тому он скорее всех насаливал: распускал небылицу, глупее которой трудно выдумать, расстраивал свадьбу, торговую сделку и вовсе не почитал себя вашим неприятелем; напротив, если случай приводил его опять встретиться с вами, он обходился вновь по-дружески и даже говорил: “Ведь ты такой подлец, никогда ко мне не заедешь”.
Задание: выписать в тетрадь лексические средства создания комизма:
- использование слов и выражений разных стилей: высокого, книжного (“произнесши“, “принуждены бывают“, “не почитал себя вашим неприятелем“, “разговор о предметах, вызывающих на размышление“ – и низкого, разговорного (“подлец“, “наврет“, “нарежетсЯ в буфете“, “Ну, брат, ты, кажется, уж начал пули лить“);
- использование контрастной лексики, чтобы предать непредсказуемость характера героя (“насаливал“, “нагадит вам“ – обходиться вновь по-дружески“);
- каламбур – шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов (“исторический человек“, потому что ни одного собрания, где он был, не обходилось без истории“);
- использование сравнений, отличающихся смысловой новизной (“нагадит так, как простой коллежский регистратор, а вовсе не как человек со звездой на груди…“);
- повтор одних и тех же сочетаний, слов с целью изображения неизменности, закоснелости, ограниченности мира помещиков и чиновников (“Иной, например, даже человек в чинах, с благородною наружностью, со звездой на груди… разговориться с вами о предметах глубоких, вызывающих на размышление… и нагадит вам… как простой коллежский регистратор, а вовсе не как человек со звездою на груди, разговаривающий о предметах, вызывающих на размышление…“);
- использование синонимов, отличающихся экспрессивностью (“выведут - вытолкнут“).
III Самостоятельный ответ на 2й вопрос.
I Выполнение задания “Закончите предложение“.
Итог урока: какие лексические средства способствуют созданию образа Ноздрева?
Домашнее задание: составить микротекст (абзац) предполагаемого сочинения о Ноздреве
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа по русскому языку на тему"Наблюдение над лексическим средствами в связи с идейно-образным содержанием поэмы Н.В.Гоголя "Мёртвые души". »
Лабораторная работа
по русскому языку в 10 классе.
Наблюдения над лексическими средствами в связи с идейно-образным содержанием поэмы Н.В.Гоголя “Мёртвые души”.
Цель. 1. Выделить и проанализировать лексические средства языка, которые способствуют созданию комического образа одного из героев поэмы “Мертвые души” – Ноздрева.
2. Определить, как в этом образе реализовалась идея автора – показать нравственную деградацию помещиков.
Ход урока.
I Целеполагание. Предлагаю школьникам проанализировать отрывок из поэмы “Мёртвые души”по следующим вопросам:
1. Какие лексические средства использует Н.В.Гоголь, чтобы ярко представить комический образ Ноздрева?
2. Какова взаимосвязь образа Ноздрева с идейным содержанием всей поэмы?
3. Подберите ряд определений, характеризующих Ноздрева. Закончите предложение: Ноздрев – это… человек.
II Анализ отрывка из 4 главы (I т)
“Ноздрев был в некотором отношении исторический человек… Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история непременно происходила или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели. Если же этого не случиться, то всё-таки что-нибудь да будет такое, чего с другими никак не будет: или нарежется в буфете таким образом, что только смеется, или проврется самым жестоким образом, так что наконец самому сделается совестно. И наврет совершенно без всякой нужды: вдруг расскажет, что у него была лошадь какой-нибудь голубой или розовой шерсти, и тому подобную чепуху, так что слушающие наконец все отходят, произнесши: “Ну, брат, ты, кажется, уже начал пули лить”. Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой нужды. Иной, например, даже человек в чинах, с благородно. Наружностью, со звездой на груди, будет вам жать руку, разговориться с вами о предметах глубоких, вызывающих на размышления, а потом, смотришь, тут же, пред вашими глазами, и нагадит вам. И нагадит так, как простой коллежский регистратор, а вовсе не так, как человек со звездою на груди, разговаривающий о предметах, вызывающих на размышление, так что стоишь да только дивишься, пожимая плечами, да ничего более. Такую же странную страсть имел Ноздрев. Чем кто ближе с ним сходился, тому он скорее всех насаливал: распускал небылицу, глупее которой трудно выдумать, расстраивал свадьбу, торговую сделку и вовсе не почитал себя вашим неприятелем; напротив, если случай приводил его опять встретиться с вами, он обходился вновь по-дружески и даже говорил: “Ведь ты такой подлец, никогда ко мне не заедешь”.
Задание: выписать в тетрадь лексические средства создания комизма:
- использование слов и выражений разных стилей: высокого, книжного (“произнесши“, “принуждены бывают“, “не почитал себя вашим неприятелем“, “разговор о предметах, вызывающих на размышление“ – и низкого, разговорного (“подлец“, “наврет“, “нарежетсЯ в буфете“, “Ну, брат, ты, кажется, уж начал пули лить“);
- использование контрастной лексики, чтобы предать непредсказуемость характера героя (“насаливал“, “нагадит вам“ – обходиться вновь по-дружески“);
- каламбур – шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов (“исторический человек“, потому что ни одного собрания, где он был, не обходилось без истории“);
- использование сравнений, отличающихся смысловой новизной (“нагадит так, как простой коллежский регистратор, а вовсе не как человек со звездой на груди…“);
- повтор одних и тех же сочетаний, слов с целью изображения неизменности, закоснелости, ограниченности мира помещиков и чиновников (“Иной, например, даже человек в чинах, с благородною наружностью, со звездой на груди… разговориться с вами о предметах глубоких, вызывающих на размышление… и нагадит вам… как простой коллежский регистратор, а вовсе не как человек со звездою на груди, разговаривающий о предметах, вызывающих на размышление…“);
- использование синонимов, отличающихся экспрессивностью (“выведут - вытолкнут“).
III Самостоятельный ответ на 2й вопрос.
I Выполнение задания “Закончите предложение“.
Итог урока: какие лексические средства способствуют созданию образа Ноздрева?
Домашнее задание: составить микротекст (абзац) предполагаемого сочинения о Ноздреве