Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Составное именное сказуемое"»
Конспект фрагмента урока
«Составное именное сказуемое, способы его выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого»
Цель: научить школьников делить текст на абзацы, составлять план текста, пересказать текст по плану.
Тип урока: комбинированный.
Работа с классом направлена на отработку умения находить составное именное сказуемое в тексте, определять способы выражения именной части.
На этапе закрепления материала выполняем упражнения № 112, 113 (учебник русский язык Л.А.Тростенцовой).
Выразительное чтение текста учителем.
У: Сейчас я вам прочитаю текст, а вы попробуйте определить тему и основную мысль данного текста.
Приглядитесь к центру Петербурга. Он располагается вокруг Большой Невы. Она обстроена с таким расчетом: создать величественные ансамбли и вместе с тем не уничтожить большими размерами зданий впечатления от огромных водных просторов. Знаменитые шпили, возвышающиеся над Невой, делают выше низкое, облачное петербургское небо, но они ничего не подавляют и ничего не заслоняют.
На самом центральном месте – на стрелке Васильевского острова – стоит Биржа, построенная Тома де Томоном. Здание величественно, монументально. Оно поднято над Невой на высоком цоколе, лишено мелких, дробных форм, его видно отовсюду. При своей величественности оно невелико. И это крайне важно! Нетрудно построить величественное здание, сделав его большим. Трудно сделать величественным небольшое здание. Биржа поставлена так, что Нева кажется еще более широкой, чем она есть на самом деле. И этот эффект изумительно поддержан окружающим архитектурным ландшафтом. Здание Зимнего дворца тоже сравнительно невысоко (22 метра). Оно монументально своей протяженностью. Все тщательно продумано.
Архитектурные ансамбли Петербурга изучают архитекторы всего мира. Отдельные прекрасные здания можно найти и вне Петербурга, но с точки зрения удивительного единства всего ансамбля, по цельности оставляемого им впечатления в мире нет другого равного ему города.
(Д.С.Лихачев).
(дети читают текст в учебнике без выделенных абзацев)
У: Скажите, пожалуйста, какова же тема текста?
(Архитектура Петербурга)
У: А основная мысль?
(Д.С.Лихачев рассказывает нам, читателям, об архитектуре центральной части Петербурга, о том, как красив этот город на Неве. Обращает наше внимание на то, что именно ансамбль зданий вызывает восхищение)
У: Верно, а как мы можем озаглавить данный текст?
(Архитектурные шедевры Петербурга, самый красивый город)
У: Хорошо, а подумайте, сколько смысловых частей (абзацев) мы можем выделить в тексте?
(Три)
У: А как вы это определили?
(Сначала в тексте говорится о центральной части Петербурга, затем конкретно о Бирже, о Зимнем дворце. В конце текста автор восторгается всем архитектурным ансамблем города)
У: Верно, в данном тексте 3 абзаца, 3 смысловые части. Попытайтесь выделить границы первой части и озаглавьте ее.
(первая часть заканчивается словами «… и ничего не заслоняют»; центр Петербурга, центр города)
У: Запишите, пожалуйста, название первой части в тетрадь.
У: Какова же главная информация в этой части?
(Центральная часть Петербурга, которая расположена вокруг Большой Невы, обустроена с таким расчетом: создать величественные ансамбли, но и не уничтожить большими размерами зданий впечатления от водных просторов)
У: Хорошо, выделите границы второго абзаца и озаглавьте его.
(Второй абзац начинается со слов «На самом центральном месте…» и заканчивается словами «Все тщательно продумано». Главные здания ансамбля, Биржа и Зимний дворец – главные здания)
У: Запишите заголовок в тетрадь.
У: Выделите границы 3 абзаца и озаглавьте его.
(Начинается со слов «архитектурные ансамбли…» и до конца текста. Впечатления от города, Удивительный город)
У: Запишите название последней части в тетрадь.
У: Посмотрите, пожалуйста, на записи в тетради и на доске:
Центр Петербурга.
Главные здания ансамбля.
Удивительный город.
Мы с вами записали названия всех частей, и у нас получился план данного текста. Прочитайте, пожалуйста, еще раз текст и, пользуясь планом, перескажите его.
(2 - 3 ученика пересказывают)
Затем выполняются задания учебника:
найти все сказуемые в тексте, определить их вид,
определить функцию сказуемых в данном тексте.
Конспект фрагмента урока
«Предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами, и пунктуация при них»
Цель: научить школьников определять основную мысль текста, кратко пересказать текст.
Тип урока: объяснение нового материала.
Работа с классом направлена на изучение нового материала «Предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами, и пунктуация при них».
На этапе закрепления нового материала учащимся предлагается выполнить упражнение № 260 (учебник Л.А.Тростенцовой).
Выразительное чтение текста учеником.
У: Сейчас ваш одноклассник прочитает текст упр. 260, а вы попробуйте определить, о чем этот текст.
В.Г.Короленко в письме начинающему писателю справедливо отметил что «образная поэтическая речь возбуждает больше представлений чем в ней заключено слов». В доказательство В.Г.Короленко привел из стихотворения «Анчар» А.С.Пушкина строки которые он оценил как совершенство:
В пустыне чахлой и скупой
На почве зноем раскаленной
Анчар, как грозный часовой,
Стоит - один во всей вселенной.
В.Г.Короленко пишет Посмотрите как тут тремя - четырьмя штрихами нарисована целая картина. Воображение читателя тронуто возбуждено этими меткими штрихами и оно само уже рисует остальное. Вы как будто видите и цвет песка и безоблачное горячее небо и мрачный профиль дерева - хотя об этом прямо не упоминается. Вот это называется силой стиха. Сила эта состоит в том что в данной комбинации слов каждое слово, кроме представления, влечет за собой еще целый ряд представлений невольно возникающих в уме.
(знаки препинания не расставлены)
У: О чем этот текст? Какова же тема?
(В.Г.Короленко рассказывает о таланте поэтов, писателей, приводит в пример стихотворение А.С.Пушкина «Анчар»)
У: Верно, на что автор обращает внимание?
(Слово, правильно подобранное автором в произведении, имеет огромное значение в понимании всего текста)
У: Действительно, В.Г.Короленко говорит нам о том, что поэт, писатель, который смог точно выразить свои мысли, подобрать правильное слово, фразу, заставляет читателя вообразить ту картину событий, о которой говорит. Это и является основной мыслью данного текста.
У: Прочитайте еще раз текст упражнения и попытайтесь выделить главную информацию в нем.
(учащиеся читают)
У: Что же, на ваш взгляд, является главным?
(Автор, в письме молодому писателю, говорит о том, что «образная поэтическая речь возбуждает больше представлений, чем в ней заключено слов». Сила стиха заключается именно в этом)
У: Верно, а что мы можем сократить в этом тексте?
(где автор приводит в пример стихотворение «Анчар»)
У: Верно. Попробуйте сократить (обобщить) эту часть текста и кратко перескажите.
(В.Г.Короленко, в письме молодому писателю, говорит о том, что «образная поэтическая речь возбуждает больше представлений, чем в ней заключено слов». В доказательство приводит строки из стихотворения А.С.Пушкина «Анчар», где обращает внимание на то, что каждое слово имеет огромное значение в понимании смысла всего произведения)
Затем выполняются задания учебника:
расставить знаки препинания,
подчеркнуть однородные члены как члены предложения.