Конспект урока русского языка "РОЛЬ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ" УМК Школа 2100
Конспект урока русского языка "РОЛЬ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ" УМК Школа 2100
Данный урок проводится первым при изучении темы "Имя прилагательное" в четвёртом классе. На уроке учащиеся работают в парах, в группах, индивидуально повторяя всё изученное раннее об имени прилагательном. В начале урока на доске появляется кластер на тему "Имя прилагательное". Дети определяют то, в чём еще соневаются - роль имён прилагательных в речи. На протяжении всего урока ученики рассматривают различные ситуации, делают выводы о роли имён прилагательных в речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "РОЛЬ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ" УМК Школа 2100»
МКОУ «ООШ № 9»
Роль имен прилагательных в речи
Урок русского языка
4 класс
Учитель: Прокофьева Марина Дмитриевна
г. Лиски
2016 год
Цель урока
Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи;
планируется, что к концу урока учащиеся будут
знать:
какую роль выполняют имена существительные в речи;
уметь:
подбирать имена прилагательные;
использовать имена прилагательные в устной и письменной
речи
Задачи урока
Образовательные: обобщить и систематизировать знания по теме
«Имя прилагательное»
Развивающая: развивать речь учащихся, аналитические способности,
внимание, память.
Воспитательная: воспитывать интерес к изучаемому предмету.
содействовать развитию у учащихся умений сравнивать,
анализировать, находить общее и различное в наблюдаемых
языковых явлениях, делать выводы;
способствовать обогащению и усложнению словарного запаса;
содействовать развитию связной речи через умение подбирать
и использовать в тексте наиболее подходящие имена прилагательные;
способствовать воспитанию любви к родному языку, к родной
природе;
создавать условия для воспитания чувства товарищества,
взаимовыручки.
Знания, умения, навыки и качества, которые закрепят ученики класса в ходе урока
Части речи, имя существительное, имя прилагательное, род, число, падеж,
начальная форма прилагательного число, род; члены предложения.
Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс
Личностные УУД: оценка собственной учебной деятельности, мотивирование
своих действий к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, проявление доверия, внимательности, помощи одноклассникам.
Метапредметные УУД:
1.Регулятивные: развитие умений высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план),
осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные: развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы;
выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам.
3.Коммуникативные: работа в группе, адекватно передача информации,
осуществление сотрудничества с учителем и сверстниками.
Необходимое оборудование и материалы
Компьютер, проектор, индивидуальные карточки
Ход урока.
Организационный момент. Психологический настрой.
Я очень хочу, чтобы мы улыбались,
Работаю нашей довольны остались.
Пусть этот урок нас порадует всех
И каждый из нас ощутит свой успех.
А для того, чтобы добиться успеха на уроке, какими мы должны быть? (внимательными, наблюдательными, сообразительными, творческими)
Собираясь сегодня на урок, я решила принести вам подарок. Вот он (прикрепляется рисунок дерева без листьев). Вам нравится мой подарок? Почему?
-Чего не хватает этому дереву? (листьев, цветов, красок).
-А можно ли это дерево изменить ? Как? (добавить листьев, краски)
-Нравится ли вам теперь это дерево? Что в нем изменилось? (появились цвета) Какие?
А если нет карандашей и красок можно ли украсить предмет? Как? (используя разные слова)
-Действительно, словами можно изобразить все, что захочешь. Ведь не зря замечательный русский писатель Александр Иванович Куприн сказал очень точные слова:
Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч и выразителен. СЛАЙД 2
Чистописание
Предлагаю начать нашу работу с небольшой разминки. Внимательно послушайте мою загадку, буква, которую нам предстоит написать, обозначает первый звук слова-отгадки.
Шёл он день И ночь подряд. Шёл он полем, Шёл он лесом, Заглянул и под навесы, Пухом лёг он На дома. (снег)СЛАЙД 3
- Слово на экране. Выделите, пожалуйста, первый звук в слове, дайте ему характеристику. А теперь давайте аккуратно запишем эту букву себе в тетрадь.
-Ребята, у вас на партах лежат листы самооценки. Мы выполнили первое задание-
чистописание. Оцените свою работу, выставите баллы.
- А давайте придумаем тематическую группу слов к слову снег, причем все эти слова должны начинаться с букву «эс»..
Слайд-шоу «Зимняя сказка» (работа в группах) СЛАЙД 10, 11 (проверка)
Для выполнения следующего задания вам потребуется внимание, сосредоточенность и умение хорошо запоминать. Приглашаю вас в зимнюю сказку.
-Запишите имена существительные в столбик (одеяло, снег, ресницы, совы, сугробы, лес, дома, сказка) Подчеркните орфограммы.
Дополните существительные прилагательными, которые встретились в ролике.
Одеяло (теплое)
Снег (легкий)
Ресницы (мохнатые)
Совы (золотые)
Сугробы (большие, белые)
Лес (дремучий)
Дома (сонные)
Сказка (зимняя)
Записать в тетрадь, подчеркнуть орфограммы. (по одному представителю от группы работают на доске. )
-Что у нас получилось, что мы записали? (словосочетания)
-Слова, какой части речи являются главным словом, зависимым?
Выделите главное слово, поставьте стрелку к зависимому.
-В чём согласуется им. прилагательное и имя сущ.? Обозначьте признаки им. прилагательных.
Что значит золотые совы? В каком значении автор употребил слово золотые? Замените синонимом слова дремучий, мохнатый.
Какой вывод можно сделать? Прилагательные делают речь выразительной.СЛАЙД 12
-Оцените третье задание в листах самооценки
Физминутка.
Работа в учебнике. Откройте учебник на стр. 32 упр 200.
Вывод после наблюдений.
Этот текст является описанием. В нём много имён прилагательных, с их помощью автор показывает, какими были предметы, явления: день, солнце, облака, деревья, тени, свет; помогает почувствовать настроение героев.
В тексте описании прилагательные являются ключевыми словами.
Разбор предложения по членам.
В саду стояли в инее розовые деревья. ( у доски)
Минутка творчества (текст на слайде) СЛАЙД 13
Пришла з..ма. Хлоп…я л…гли на землю и крыш… д…мов. Сне… п…вис на в…твях д…рев…ев кружев…м. Украсил ели и сосны ша…ками.
-Давайте вставим пропущенные буквы, объяснив их написание. Нравится ли вам такой текст? Почему? (скучный)
Чего ему не хватает? (яркости, красок, выразительности)
Работа в группах
Подберите подходящие имена прилагательные, которыми можно украсить текст.
(Каждая группа получает набор картинок и свое слово: зима, снег, кружево, шапки)
Дифференцированная работа
А теперь я предлагаю исправить текст, украсив его именами прилагательными. (работают на карточках)
3 балла : текст дополняют своими прилагательными, подчеркнуть их.
Пришла … зима. …. хлопья легли на землю и крыши домов.
… снег повис на ветвях деревьев … кружевом. Украсил ели и сосны … шапками.
2 балла: текст дополняют прилагательными, выбрав их из предложенных.
Пришла … зима. …. хлопья легли на землю и крыши домов.
… снег повис на ветвях деревьев … кружевом. Украсил ели и сосны … шапками.
Слова для справок: холодная, морозная, долгожданная, снежные, легкие, мягкие, пушистый, тяжелый, легким, тонким, прозрачным,
мохнатыми, белыми.
1 балл: вставить в предложения по порядку указанные имена прилагательные.
Пришла … зима. …. хлопья легли на землю и крыши домов.
… снег повис на ветвях деревьев … кружевом. Украсил ели и сосны … шапками.
Слова для справок: долгожданная, снежные, пушистый, легким, мохнатыми.
Проверка работ (з балла)
- К какому выводу вы пришли, выполнив эту работу?
(прилагательные украшают нашу речь)
-Оцените это задание в листах самооценки.
Объяснение домашнего задания.
Д/З
Белый цвет: упр. 8, с. 7
Желтый цвет: используя предложенные словосочетания, составить текст-описание «Зима в лесу»
Зеленый цвет: Представьте, что вам посчастливилось очутиться в сказочном лесу, где всё преобразилось в лучах яркого зимнего солнца ... Вот вы приподнимаете пушистую ветку ели и... Опишите, что и каким вы увидели.
Итог урока. Рефлексия.
Прием «Незаконченное предложение»
Обсудить в группах и дать ответ на один из вопросов (вопросы на цветных полосках)
Имена прилагательные делают нашу речь …
Имена прилагательные помогают нам …
Мы не можем обойтись без имен прилагательных…
Если из нашей речи исчезнут все прилагательные, то…
Прием «Опорные слова» (Дать характеристику урока, используя имена прилагательные)
Ребята, а теперь давайте попробуем определить, каким же был сегодняшний урок? И помогут нам в этом, конечно же, имена прилагательные. У каждого из вас есть карточки с именами прилагательными. Выберите самое подходящее слово, характеризующее урок и поместите его на наше дерево.
ИНТЕРЕСНЫЙ
НЕИНТЕРЕСНЫЙ
СКУЧНЫЙ
УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ
ДОБРЫЙ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ
УМНЫЙ
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ
КРАСИВЫЙ
РАЗВИВАЮЩИЙ
БЕСПОЛЕЗНЫЙ
ЗАПОМИНАЮЩИЙСЯ
Комментирование оценок. 4-6. -3, 7-8 б. -4, 9-11б. -5
- Многие из вас показали хорошие знания прилагательных, умение видеть, чувствовать слово, правильно употреблять их в своей речи.
А теперь давайте улыбнёмся и тем самым поблагодарим друг друга за урок.