kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "РОЛЬ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ" УМК Школа 2100

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится первым при изучении темы "Имя прилагательное" в четвёртом классе. На уроке учащиеся работают в парах, в группах, индивидуально повторяя всё изученное раннее об имени прилагательном. В начале урока на доске появляется кластер на тему "Имя прилагательное". Дети определяют то, в чём еще соневаются - роль имён прилагательных в речи. На протяжении всего урока ученики рассматривают различные ситуации, делают выводы о роли имён прилагательных в речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "РОЛЬ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ" УМК Школа 2100»



МКОУ «ООШ № 9»









Роль имен прилагательных в речи
















Урок русского языка

4 класс



Учитель: Прокофьева Марина Дмитриевна






г. Лиски

2016 год



Цель урока

Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи;

планируется, что к концу урока учащиеся будут

знать:

  • какую роль выполняют имена существительные в речи;

уметь:

  • подбирать имена прилагательные;

  • использовать имена прилагательные в устной и письменной

речи


Задачи урока

      1. Образовательные: обобщить и систематизировать знания по теме

«Имя прилагательное»

      1. Развивающая: развивать речь учащихся, аналитические способности,

внимание, память.

      1. Воспитательная: воспитывать интерес к изучаемому предмету.


  • содействовать развитию у учащихся умений сравнивать,

анализировать, находить общее и различное в наблюдаемых

языковых явлениях, делать выводы;

  • способствовать обогащению и усложнению словарного запаса;

  • содействовать развитию связной речи через умение подбирать

и использовать в тексте наиболее подходящие имена прилагательные;

  • способствовать воспитанию любви к родному языку, к родной

природе;

  • создавать условия для воспитания чувства товарищества,

взаимовыручки.


Знания, умения, навыки и качества, которые закрепят ученики класса в ходе урока

Части речи, имя существительное, имя прилагательное, род, число, падеж,

начальная форма прилагательного число, род; члены предложения.


Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс

Личностные УУД: оценка собственной учебной деятельности, мотивирование

своих действий к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, проявление доверия, внимательности, помощи одноклассникам.

Метапредметные УУД:

1.Регулятивные: развитие умений высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план),

 осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные: развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы;

выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам.

3.Коммуникативные: работа в группе, адекватно передача информации,

осуществление сотрудничества с учителем и сверстниками.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, проектор, индивидуальные карточки

Ход урока.

  1. Организационный момент. Психологический настрой.


Я очень хочу, чтобы мы улыбались,

Работаю нашей довольны остались.

Пусть этот урок нас порадует всех

И каждый из нас ощутит свой успех.


А для того, чтобы добиться успеха на уроке, какими мы должны быть? (внимательными, наблюдательными, сообразительными, творческими)


Собираясь сегодня на урок, я решила принести вам подарок. Вот он (прикрепляется рисунок дерева без листьев). Вам нравится мой подарок? Почему?

-Чего не хватает этому дереву? (листьев, цветов, красок).

-А можно ли это дерево изменить ? Как? (добавить листьев, краски)


-Нравится ли вам теперь это дерево? Что в нем изменилось? (появились цвета) Какие?


А если нет карандашей и красок можно ли украсить предмет? Как? (используя разные слова)

-Действительно, словами можно изобразить все, что захочешь. Ведь не зря замечательный русский писатель Александр Иванович Куприн сказал очень точные слова:

Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч и выразителен. СЛАЙД 2


  1. Чистописание

Предлагаю начать нашу работу с небольшой разминки. Внимательно послушайте мою загадку, буква, которую нам предстоит написать, обозначает первый звук слова-отгадки.

Шёл он день
И ночь подряд.
Шёл он полем,
Шёл он лесом,
Заглянул и под навесы,
Пухом лёг он
На дома. (снег) СЛАЙД 3

- Слово на экране. Выделите, пожалуйста, первый звук в слове, дайте ему характеристику. А теперь давайте аккуратно запишем эту букву себе в тетрадь.

-Ребята, у вас на партах лежат листы самооценки. Мы выполнили первое задание-

чистописание. Оцените свою работу, выставите баллы.



- А давайте придумаем тематическую группу слов к слову снег, причем все эти слова должны начинаться с букву «эс»..

(снежинка, снегопад, сугроб, слой, сыпаться, сметать, стряхивать, санки, снеговик…)

Пять слов запишите в тетрадь (после того, как слова названы)


-Оцените второе задание в листах самооценки



  1. Сообщение темы и целей урока СЛАЙД 4

А я придумала вот такие слова : скрипучий, серебристый, сугроб, скользкий (объяснить правописание пропущенных букв)

- Присмотритесь внимательно к этим словам, нет ли здесь слова лишнего? Почему? Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

4. Актуализация опорных знаний (работа в группах)


Предлагаю в группах вспомнить и обсудить известную информацию об имени прилагательном и составить ответ в виде схемы. (одна группа работает у доски)

Карточка 1.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ





является отвечает обозначает изменяется для чего

частью на вопросы признаки по числам ?

речи Какой? предметов и по родам

Какая?

Какое? Какие?

- Отвечая на какой вопрос, вы сомневались? О чём бы вы хотели узнать побольше? (для чего нужны имена прилагательные)

Я надеюсь, что к концу сегодняшнего урока мы будем знать…

(Для чего нужны имена прилагательные в речи? Какую роль они выполняют в речи) СЛАЙД 5

- И обязательно научимся… ( подбирать имена прилагательные, употреблять их в предложениях)



-Сформулируйте тему нашего урока…

-Какие цели поставим?

Спланируем нашу деятельность :

1. Вспоминаем то, что знаем.

2. Определяем, в чём сомневаемся. Формулируем проблему.

3. Проверяем предположения.

4. Подводим итог.

5. Намечаем план действий на будущее.



  1. Работа над темой урока.

Создание проблемной ситуации. (в парах, карточка) СЛАЙД 7, 8 (отгадка)

Ребята, я приготовила для вас загадку и прошу попробовать ее отгадать.


Карточка 2

 … по …
Написал … .
… пойдет,
… найдет .

Белый по белому
Написал белым.
Рыжая пойдет,
Белого найдет. Заяц и лиса


О ком же говорится в этой загадке? Давайте попробуем повторить попытку.


Почему вы не смогли разгадать загадку сразу?

Слова, какой части речи помогли понять, уточнить, о чем говорилось в загадке?


Какой вывод можем сделать?

Прилагательные помогают точно, ясно описывать предмет. СЛАЙД 9



  • Слайд-шоу «Зимняя сказка» (работа в группах) СЛАЙД 10, 11 (проверка)


Для выполнения следующего задания вам потребуется внимание, сосредоточенность и умение хорошо запоминать. Приглашаю вас в зимнюю сказку.

-Запишите имена существительные в столбик (одеяло, снег, ресницы, совы, сугробы, лес, дома, сказка) Подчеркните орфограммы.


Дополните существительные прилагательными, которые встретились в ролике.

Одеяло (теплое)

Снег (легкий)


Ресницы (мохнатые)

Совы (золотые)


Сугробы (большие, белые)

Лес (дремучий)


Дома (сонные)

Сказка (зимняя)


Записать в тетрадь, подчеркнуть орфограммы. (по одному представителю от группы работают на доске. )

-Что у нас получилось, что мы записали? (словосочетания)

-Слова, какой части речи являются главным словом, зависимым?

Выделите главное слово, поставьте стрелку к зависимому.


-В чём согласуется им. прилагательное и имя сущ.? Обозначьте признаки им. прилагательных.


Что значит золотые совы? В каком значении автор употребил слово золотые? Замените синонимом слова дремучий, мохнатый.


Какой вывод можно сделать? Прилагательные делают речь выразительной. СЛАЙД 12


-Оцените третье задание в листах самооценки


Физминутка.


  • Работа в учебнике. Откройте учебник на стр. 32 упр 200.

  • Вывод после наблюдений.

  • Этот текст является описанием. В нём много имён прилагательных, с их помощью автор показывает, какими были предметы, явления: день, солнце, облака, деревья, тени, свет; помогает почувствовать настроение героев.

  • В тексте описании прилагательные являются ключевыми словами.

  • Разбор предложения по членам.

В саду стояли в инее розовые деревья. ( у доски)

  • Минутка творчества (текст на слайде) СЛАЙД 13


Пришла з..ма. Хлоп…я л…гли на землю и крыш… д…мов. Сне… п…вис на в…твях д…рев…ев кружев…м. Украсил ели и сосны ша…ками.


-Давайте вставим пропущенные буквы, объяснив их написание. Нравится ли вам такой текст? Почему? (скучный)

Чего ему не хватает? (яркости, красок, выразительности)


Работа в группах

Подберите подходящие имена прилагательные, которыми можно украсить текст.

(Каждая группа получает набор картинок и свое слово: зима, снег, кружево, шапки)


  • Дифференцированная работа


А теперь я предлагаю исправить текст, украсив его именами прилагательными. (работают на карточках)


3 балла : текст дополняют своими прилагательными, подчеркнуть их.

Пришла … зима. …. хлопья легли на землю и крыши домов.

… снег повис на ветвях деревьев … кружевом. Украсил ели и сосны … шапками.


2 балла: текст дополняют прилагательными, выбрав их из предложенных.

Пришла … зима. …. хлопья легли на землю и крыши домов.

… снег повис на ветвях деревьев … кружевом. Украсил ели и сосны … шапками.


Слова для справок: холодная, морозная, долгожданная, снежные, легкие, мягкие, пушистый, тяжелый, легким, тонким, прозрачным,

мохнатыми, белыми.



1 балл: вставить в предложения по порядку указанные имена прилагательные.


Пришла … зима. …. хлопья легли на землю и крыши домов.

… снег повис на ветвях деревьев … кружевом. Украсил ели и сосны … шапками.


Слова для справок: долгожданная, снежные, пушистый, легким, мохнатыми.



Проверка работ (з балла)

- К какому выводу вы пришли, выполнив эту работу?

(прилагательные украшают нашу речь)


-Оцените это задание в листах самооценки.


  1. Объяснение домашнего задания.

Д/З

Белый цвет: упр. 8, с. 7

Желтый цвет: используя предложенные словосочетания, составить текст-описание «Зима в лесу»

Зеленый цвет: Представьте, что вам посчастливилось очутиться в сказочном лесу, где всё преобразилось в лучах яркого зимнего солнца ... Вот вы приподнимаете пушистую ветку ели и... Опишите, что и каким вы увидели. 


  1. Итог урока. Рефлексия.

Прием «Незаконченное предложение»


Обсудить в группах и дать ответ на один из вопросов (вопросы на цветных полосках)

  • Имена прилагательные делают нашу речь …

  • Имена прилагательные помогают нам …

  • Мы не можем обойтись без имен прилагательных…

  • Если из нашей речи исчезнут все прилагательные, то…



Прием «Опорные слова» (Дать характеристику урока, используя имена прилагательные)

Ребята, а теперь давайте попробуем определить, каким же был сегодняшний урок? И помогут нам в этом, конечно же, имена прилагательные. У каждого из вас есть карточки с именами прилагательными. Выберите самое подходящее слово, характеризующее урок и поместите его на наше дерево.


ИНТЕРЕСНЫЙ

НЕИНТЕРЕСНЫЙ

СКУЧНЫЙ

УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ

ДОБРЫЙ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ

УМНЫЙ

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ

КРАСИВЫЙ

РАЗВИВАЮЩИЙ

БЕСПОЛЕЗНЫЙ

ЗАПОМИНАЮЩИЙСЯ


Комментирование оценок. 4-6. -3, 7-8 б. -4, 9-11б. -5

- Многие из вас показали хорошие знания прилагательных, умение видеть, чувствовать слово, правильно употреблять их в своей речи.

А теперь давайте улыбнёмся и тем самым поблагодарим друг друга за урок.


12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка "РОЛЬ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ" УМК Школа 2100

Автор: Прокофьева Марина Дмитриевна

Дата: 23.03.2016

Номер свидетельства: 309233

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект урока русского языка 2 класс, тема урока: «Обобщение знаний об имени прилагательном»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_2_klass_tiema_uroka_obobshchieniie_znanii_ob_im"
    ["file_id"] => string(6) "373396"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482719991"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока по русскому языку по теме "Общее понятие о предлоге" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-obshchieie-poniatiie-o-priedloghie"
    ["file_id"] => string(6) "105339"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402842847"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ "МЕСТОИМЕНИЕ" "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-na-tiemu-miestoimieniie"
    ["file_id"] => string(6) "210819"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431504814"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(22) "конспект ур "
    ["seo_title"] => string(12) "konspiekt-ur"
    ["file_id"] => string(6) "203108"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429424860"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства