Конспект урока русского языка по теме "Какая разная осень" (сочинение)
Конспект урока русского языка по теме "Какая разная осень" (сочинение)
Цели урока: развивать речь учащихся, мышление, обогащать и активизировать словарный запас учащихся; формировать умения проводить наблюдения по заданной теме и подбирать материал к сочинению; формировать умения раскрывать тему и основную мысль в собственном тексте.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Какая разная осень" (сочинение)»
Сегодня приоритетными задачами образования являются не только формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, но и развитие у школьников активности, умения самостоятельно приобретать знания и оперировать ими. То есть сегодня не достаточно дать учащимся определенную сумму знаний, необходимо научить их быть мобильными, самостоятельными, активными, умеющими принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
На мой взгляд наиболее конструктивным решением этих задач является создание таких условий в обучении, когда создаются условия для активного участия обучения, стимулирующего мыслительную деятельность детей, что приводит к повышению качества знаний.
Поскольку меняется ученик в современной системе образования, соответственно должен меняться и учитель. Он перестает транслировать знания, а оказывает помощь, поддержку ученику, создает условия для его саморазвития. Такую модель работы учителя ученые называют «тьюторством». Следовательно, в современных условиях учитель-тьютор или учитель, имеющий тьюторскую позицию, является наиболее приемлимой моделью учителя. Соответственно и традиционные уроки получают иное освещение и наполнение.
Достичь высоких результатов по моему мнению возможно, используя современные методы и приемы. В своей работе я использую метод проектов, элементы проблемного обучения, исследовательсий, поисковый, и т. д. Я считаю, что включать детей в проектную деятельность необходимо с 1 класса, поскольку защита индивидуального проекта в 9 классе - это обязательное условие для допуска к экзаменам. Кроме того, во все учебники УМК «Школа Россиии» включена работа над проектами с 1 класса. Однако, на своих уроках я стараюсь использовать не только данный метод в чистом виде, но и применять элементы разных современных методов.
Предлагаю вашему вниманию урок русского языка в 3 классе, обобщение знаний, « Подготовка и написание сочинения по теме «Какая разная осень».
Урок русского языка. 3 класс. УМК «Школа 2100»
Тема: Сочинение «Какая разная осень».
Тип урока: развитие речи, закрепление пройденного материала.
Урок русского языка(развитие речи), 3 класс.
Цели урока:
-развивать речь учащихся, мышление, обогащать и активизировать словарный запас учащихся; формировать умения проводить наблюдения по заданной теме и подбирать материал к сочинению;
-формировать умения раскрывать тему и основную мысль в собственном тексте;
-формировать умения использовать средства выразительности для описания своих наблюдений;
-закрепить навыки работы над сочинением;
-обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей;
-развивать личность ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами устной и письменной речи;
-развивать речь учащихся на основе образного ассоциативного мышления;
-создавать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;
-обеспечивать ориентир на самостоятельный поиск, самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося.
Цель: обеспечение комфортной внешней обстановки для работы на уроке и психологическая подготовка учащихся к общению и предстоящему уроку.
Учитель приветствует детей:
- Здравствуйте, ребята. Сейчас мы встретились на уроке литературного чтения.
- А о чём мы будем говорить на уроке, наверно, кто-то из вас уже догадался? Дети входят в класс под музыку, которая сопровождается слайдами презентации 1.
Учащиеся обращают внимание на музыку и слайды.
Некоторые учащиеся заметили слово «осень» и называют его.
Учитель:- Если кто-то не понял, у меня есть еще одна подсказка.
Учитель читает текст.
Лес осенью И. Соколов-Микитов.
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.
Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.
Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.
Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу... Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.
Природа осенью.
Таинственная принцесса Осень возьмет в свои руки уставшую природу, оденет в золотые наряды и промочит долгими дождями. Осень, успокоит запыхавшуюся землю, сдует ветром последние листья и уложит в колыбель долгого зимнего сна.
2. Целеполагание и мотивация.
Цель: повысить мотивацию учащихся к участию в процессе познавательной деятельности, организация активной, самостоятельной и результативной работы каждого ученика при решении учебно-познавательных задач.
Учитель:- Теперь, надеюсь, всем понятно, о чем пойдет речь на уроке.
Дети: - Мы будем говорить об осени.
Учитель:- Правильно ребята. Сегодня на уроке мы с вами будем подводить итоги работы над разделом, и будем говорить об осени, но не совсем обычно.
3. Основной этап работы с учебным материалом.
Цель: мотивировать и мобилизовать силы учеников, стимулировать их к успеху; актуализировать ранее приобретённые знания; мотивировать формирование настойчивости и дисциплинированности.
Учитель: - Для дальнейшей работы вам необходимо разделиться на группы по желанию. Класс делится на группы по 4-5 человек.
Учитель:- Если вы готовы, то приступим.
Задание 1.
Учитель: - Какие ассоциации возникают, когда вы слышите слово «осень»?
Запишите на рабочий лист следующим образом: 1 колонка - это существительные, 2-ая колонка – это прилагательные, 3-я колонка – глаголы. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные и ошибкоопасные места.
П Р А К Т И К У М.
Задание 2.
Учитель: - Попробуйте написать определение слова «осень».
Задание 3.
Учитель:- Давайте обратимся к презентации №2. А где мы можем встретить описание осени?
Дети знакомятся со знаменитыми потами, художниками, воспевавшими осень.
Учитель: - А теперь продолжим работу.
Каждая группа получает карточку с заданием: выразительно прочитать стихотворение, выписать слова и словосочетания, связанные с осенью. Учитель обращает внимание на правописание слов
Стихи
Осень-швея (Татьяна Гусарова)
Чтоб крошка-земля без хлопот зимовала,
Ей осень лоскутное шьет одеяло.
Листок аккуратно к листку пришивает,
Сосновой иголкой стежок подгоняет.
Листочки на выбор - любой пригодится.
Вот рядом с багровым лиловый ложится,
Хоть очень по вкусу швее золотистый,
Сгодится и бурый, и даже пятнистый.
Скрепляет их бережно нить паутины.
Прекрасней, чем эта, не сыщешь картины.
Осень (З. Фёдоровская)
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень:
- Не жалейте лето!
Посмотрите - роща золотом одета!
*** (А. Пушкин)
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора…
*** (А. Плещеев)
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца,
Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости
Осень к нам пришла?
Ещё просит сердце
Света и тепла!
*** (А.С. Пушкин)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
*** (А.Н.Плещеев)
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах.
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья.
Птички улетели
В тёплые края.
Осень (А.Н. Майков)
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холода щёки горят:
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлёк:
Сорван последний орех,
Сорван последний цветок;
Мох не приподнят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей;
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей;
Долго на листьях лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес…
Осень (К. Бальмонт)
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся.
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснётся
И заплачет спросонья.
Затем учащиеся зачитывают стих и свои работы.
Задание 4.
Каждый член группы выбирает себе карточку, на которой написаны ассоциации со словом «осень», затем составляет 2-3 предложения.
Задание 5.
Каждая группа получает линовки, на которых нужно написать цвета осени, звуки осени и запахи осени.
ПРОДОЛЖЕНИЕ УРОКА
Задание 6. Каждая группа составляет текст из предложений и материала линовок, которые подготовил каждый член группы.
Затем каждая группа зачитывает свой текст.
Учитель: - У вас получились замечательные работы. У каждой группы своя осень: у кого-то она радостная и игривая, яркая и сочная, у кого-то она печальная, унылая и тихая. Этот материал поможет вам в написании сочинения об осени. А я хочу предложить вашему вниманию свой текст.
Сочинение на тему «Разная осень».
Раньше я не любил осень. С ее приходом портилась погода, уже нельзя было купаться в речке, долго гулять на улице, а сидеть все время дома скучно. Но с тех пор как я пошел в школу, осень стала такой же интересной, как лето, потому что каждый день что-то происходит. Я встречаюсь со своими одноклассниками и учу новые предметы на уроках. Некогда жаловаться на плохую погоду.
Я стал наблюдать и заметил, какой разной бывает осень. Дело не только в переменчивой погоде. Вот до середины сентября еще очень тепло, почти как летом. Повсюду цветут цветы, а над ними жужжат пчелы, в деревьях поют птицы. Все вокруг наполнено жизнью, после уроков можно пойти гулять в парк или помочь бабушке в саду собирать урожай.
А в октябре приходят первые холода. Но природа вокруг очень красива – листва на деревьях окрашивается в желтый, оранжевый, красный цвет. Повсюду серебрится тонкая паутина. Наступает бабье лето – теплая солнечная неделя в октябре, будто прощальный привет лета.
А затем листья начинают опадать, и деревья стоят печально голые. Кажется, что они мерзнут, когда их тонкие ветви дрожат на ветру. Часто идут дожди, на улице сыро и неуютно, не хочется выходить из дома. Именно эту пору осени многие не любят. Но в ней тоже есть хорошие стороны – появляется много времени на учебу, чтение. Можно продолжать общаться с друзьями через Интернет или чаще приглашать их в гости.
Теперь я знаю, какой разной бывает осень, и что каждая ее пора по-своему красива. И какой бы не была погода, всегда можно провести время с пользой и удовольствием.
Учитель:- Выскажите ваше мнение о моей работе: понравилось ли оно вам или нет? Спасибо за высказывания. Далее вам предстоит основная работа - написание своего сочинения. Но сначала давайте отдохнем.
4.Физминутка.
Учитель: Давайте пригласим осень к нам песней. ( "Осень в лесу" на слова В. Жубинской и музыку С. Владимировой).
Цель: Создается эмоциональный настрой на восприятие красоты осенней природы.
5. Первичная проверка понимания учащимися материала и закрепление знаний.
Цель: Установление осознанности освоения нового материала и организация деятельности учащихся по применению новых знаний.
Учитель: - Мы подобрали слова, из которых можно составить предложения об осени.
Проблемный вопрос:
- Чего нам не хватает, чтобы начать писать сочинение?
- Давайте подберём темы к нашему сочинению.
Дети предлагают разные варианты:
"Волшебница-осень",
"Чудо-осень",
"Что за осень!",
"Золотая осень",
«Я не люблю осень».
6.Самостоятельная работа учащихся.
Дети выбирают тему и затем пишут сочинение.
По окончании работы учитель предлагает зачитать по желанию получившиеся работы.
7. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
Учитель:- Урок закончился. А какой след в вашей душе он оставил? Удовлетворены ли вы своей работой? Хочется ли вам продолжить такие занятия?
8 .Домашнее задание.
–Проиллюстрируйте, пожалуйста, свою работу.
ВЫВОД:
В данном уроке моя роль заключалась не в трансляции знаний учащимся, а подведении их к накоплению и обработке материалов для самостоятельной работы. В ходе урока я использовала элементы проблемного обучения, поисковой деятельности, мастерской творческого письма с тьюторской позиции, то есть я направляла, а дети включались в активную работу. Результат данной работы удивил меня, так как ребята с удовольствием работали, написали очень хорошие сочинения. Главную оценку дали дети: «Еще хотим такой урок!» И это было приятно. Интересным и показательным оказалось и то, что в результате такой работы мне представилась возможность продолжить тьюторское сопровождение детей во внеурочных занятиях по русскому и литературе. Итог работы: ученик 3 «А» класса принял участие в краевом конкурсе стихотворений собственного сочинения о маме и завоевал победу. Еще 1 ребенок увлекся сочинением стихотворений.
Уроки с применением элементов современных методов обучения и тьюторского сопровождения учителя дают возможность ребятам проявить себя, дают свободу творческой деятельности. В целом тьторские технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.