2.Актуализация знаний Постановка учебной цели. | Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше. М.Горький. Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете смысл этого высказывания? (Слайд ) Ребята, как вы думаете, можно ли назвать человека, который много читает, культурным. (Да, конечно. Из книг он многое узнает). А что такое культура? Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова. (-ы, ж. 1. Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История культуры. К. древних греков. 2. То же, что культурность (см. культурный во 2 знач.). Человек высокой культуры. 3. Разведение, выращивание какого-н. растения или животного (спец.). К. льна. К. шелкопряда. 4. Разводимое растение, а также (спец.) клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях. Технические культуры. К. органической ткани. 5. Высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение. К. производства. К. голоса (у певцов). Физическая к. (физкультура). л, речи, || прил. культурный, -ая, -ое (к 1, 3 и 4 знач.). Это слово многозначное. Какие слова мы называем многозначными? Вы знаете, что 2014 год объявлен Президентом нашей страны годом культуры. Сегодня на уроке мы будем работать с текстами выдающихся поэтов, писателей, которые составляют культурное наследие нашей страны. Это Александр Сергеевич Пушкин и Иван Андреевич Крылов.( Слайд) Прочитайте, что записано на доске? (Дерево, к, плутовка, цыпочки, подходить, на.) (Слайд). -Что вы прочитали? (Это слова.) -Какое задание можно выполнить с этими словами? (Составить предложение.) -Составьте предложение. Какое предложение у вас получилось? (Плутовка к дереву на цыпочках подходит). Откуда этот отрывок? (Это басня И.А.Крылова «Ворона и лисица». На уроках литературы мы говорили, что И.А.Крылов воспитывает высокую языковую культуру, умение ценить меткое и емкое слово. -Какой вывод можно сделать? Чем предложение отличается от отдельных слов? (1.Слова в предложении связаны по смыслу и грамматически. 2.Предложение выражает законченную мысль). -Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать на уроке? (Сегодня на уроке мы будем работать над предложением.) Запишите число, классная работа(Слайд ) Запишем получившееся предложение к себе в тетрадь и сделаем синтаксический разбор предложения. (1 ученик у доски). Плутовка к дереву на цыпочках подходит. (Повествов., невоскл., прост., распростр., неосложн.) Выпишите из этого предложения глагол. Сделайте морфемный разбор слова. (1 ученик у доски). Кто такая плутовка? Кого так называют? Работа с текстом. Подводящий диалог. (Слайд ) -Посмотрим с вами фрагмент мультфильма. После просмотра вопрос: из какой сказки данный эпизод? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина) Посмотрим, как разговор царицы с зеркальцем оформлен у А.С.Пушкина (слайд). Почему в тексте применён разный цветовой шрифт? Какие здесь действующие лица? Выразительное чтение (три ученика: автор, царица, зеркальце). Почему употреблены кавычки? Что обычно мы заключаем в кавычки? Что же такое «кавычки»? И вновь обращаемся к словарю С.И Ожегова. Кавычки - знаки для выделения прямой речи, цитат, заглавий, а также слов, употребляемых не в прямом смысле. -Как вы думаете, на какой главный вопрос мы должны будем ответить на этом уроке? (Что такое прямая речь). 2. Формулирование темы урока. Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока «Прямая речь». (Слайд) Есть предложения простые, в которых одна грамматическая основа, есть предложении сложные, где 2 и более грамматических основ. Еще в русском языке существует особый вид предложений. Вот сегодня на уроке мы о них и поговорим. Назовите орфограмму в слове прямая, речь. Сделаем частичный фонетический разбор слов. Посчитайте количество звуков и букв в слове прямая. (6 б., 7 зв.). Почему такое несовпадение? (Гласная буква я стоит после другой гласной, поэтому она обозначает два звука). Сколько букв и звуков в слове речь? (4 б., 3 зв). Почем? (Ь звука не обозначает) Хорошо. Молодцы. Как вы думаете, какова же цель нашего урока? (узнать, что такое прямая речь, из чего она состоит, как оформляется на письме). | Отвечают на вопросы, работают со словами и предложением. Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока. Информационный лист к уроку Работают с текстом, отвечая на вопросы Формулируют цель урока Записывают тему урока Формулируют цель. | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
Первичное закрепление знаний. Физ. минутка (пауза релаксации) | Фронтальный опрос. Беседа по вопросам: 1) Что такое прямая речь? (слайд) 2) Из каких частей состоит предложение с прямой речью? (слайд) 3) От чего зависит расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью? (в каком порядке идут прямая речь и слова автора) 4) Как пишется прямая речь? (слайд). 5) Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит после слов автора? Перед словами автора? (слайды) Обратите внимание, какие слова - глаголы помогают ввести прямую речь? - Перед вами схемы предложений с прямой речью. Соотнесите предложения со схемами. (Самопроверка). А: «П». | "Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?"-Лисицу спрашивал Сурок. | «П», – а. | Им отвечает Соловей: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь". | А: «П?» | "Пусть сохнет," - говорит Свинья. | «П?» – а. | "Стой, братцы, стой!"-кричит Мартышка. | «П!» – а. | И говорит так сладко, чуть дыша: "Голубушка, как хороша!" | А: «П!» | И начал так: "Друзья! к чему весь этот шум?" | Для разминки из-за парт Поднимаемся. На старт! Бег на месте. Веселей И быстрей, быстрей, быстрей! Делаем вперёд наклоны – Раз – два – три – четыре – пять. Мельницу руками крутим, Чтобы плечики размять. Начинаем приседать - Раз – два – три – четыре – пять. А потом прыжки на месте, Выше прыгаем все вместе. Руки к солнышку потянем. Руки в стороны растянем. А теперь пора учиться. Да прилежно, не лениться. Сейчас вы учились соотносить предложения со схемами, которые им соответствуют. Закрепим это умение. Задача усложняется. Вам необходимо будет самим расставить необходимые знаки препинания и составить схемы к предложениям. Открываем учебник. Упражнение 241. Задание будет по вариантам. Первый вариант записывает 1-2 предложения. Второй - 3-4. Запишите предложения, вставьте необходимые буквы и знаки препинания и начертите схемы к предложениям. На эту работу вам отводится 10 минут. | Несколько учащихся озвучивают свои примеры Физкультминутка | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (работа с предложениями). |