kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка на тему "Прямая речь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок закрепит понятие о простом предложении; даст понятие о предложении с прямой речью.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему "Прямая речь"»

Урок «Прямая речь»

Конспект урока русского языка

«Прямая речь» (5 класс)


Тип урока: урок получения новых знаний

Форма урока: традиционный с элементами личностно - ориентированного подхода

Метод: частично-поисковый.

Цели урока:

Образовательные: закрепить понятие о простом предложении; дать понятие о предложении с прямой речью; учить находить сложные предложения в тексте; учить находить слова автора и прямую речь.

Развивающие: развивать умения ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях, а также в предложениях с прямой речью.

Воспитательные: прививать интерес к русскому языку как предмету и средству общения; расширить и пополнять лексический запас учащихся, учить понимать глубину и красоту русского языка.

Задачи урока:

  • Образовательные:

  • развить умение формулировать определение понятий;

  • ввести понятие предложения с прямой речью;

  • формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь;

  • ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью;

  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические и умения.

  • Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • развитие критического мышления;

  • развитие внимания;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему;

  • развитие умения работы в группах.

  • Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в групповой работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК;

  • мультимедийный проектор;

  • мультимедийная презентация к уроку;

Структура урока:

  • Организационный этап.

  • Актуализация знаний.

  • Постановка учебной задачи.

  • Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

  • Физ. минутка.

  • Закрепление изученного материала.

  • Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

  • Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок


Ход урока


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности


Приветственное слово учителя:

Добрый день, уважаемые гости и ребята!

Долгожданный дан звонок – 
Начинается урок. 
Снова сесть за парты рады. 
Приступать к учебе надо.

Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.


Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний













































Постановка учебной цели.














Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше.

М.Горький.

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете смысл этого высказывания? (Слайд )

Ребята, как вы думаете, можно ли назвать человека, который много читает, культурным. (Да, конечно. Из книг он многое узнает).

А что такое культура? Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова. (-ы, ж. 1. Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История культуры. К. древних греков. 2. То же, что культурность (см. культурный во 2 знач.). Человек высокой культуры. 3. Разведение, выращивание какого-н. растения или животного (спец.). К. льна. К. шелкопряда. 4. Разводимое растение, а также (спец.) клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях. Технические культуры. К. органической ткани. 5. Высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение. К. производства. К. голоса (у певцов). Физическая к. (физкультура). л, речи, || прил. культурный, -ая, -ое (к 1, 3 и 4 знач.).

Это слово многозначное. Какие слова мы называем многозначными?

Вы знаете, что 2014 год объявлен Президентом нашей страны годом культуры.

Сегодня на уроке мы будем работать с текстами выдающихся поэтов, писателей, которые составляют культурное наследие

нашей страны. Это Александр Сергеевич Пушкин и Иван Андреевич Крылов.( Слайд)

Прочитайте, что записано на доске?

(Дерево, к, плутовка, цыпочки, подходить, на.) (Слайд).

-Что вы прочитали? (Это слова.)

-Какое задание можно выполнить с этими словами? (Составить предложение.)

-Составьте предложение. Какое предложение у вас получилось? (Плутовка к дереву на цыпочках подходит).

Откуда этот отрывок? (Это басня И.А.Крылова «Ворона и лисица». На уроках литературы мы говорили, что И.А.Крылов воспитывает высокую языковую культуру, умение ценить меткое и емкое слово.

-Какой вывод можно сделать? Чем предложение отличается от отдельных слов? (1.Слова в предложении связаны по смыслу и грамматически. 2.Предложение выражает законченную мысль).

-Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать на уроке? (Сегодня на уроке мы будем работать над предложением.) Запишите число, классная работа(Слайд )

Запишем получившееся предложение к себе в тетрадь и сделаем синтаксический разбор предложения. (1 ученик у доски).

Плутовка к дереву на цыпочках подходит.

(Повествов., невоскл., прост., распростр., неосложн.)

Выпишите из этого предложения глагол. Сделайте морфемный разбор слова. (1 ученик у доски).

Кто такая плутовка? Кого так называют?

Работа с текстом. Подводящий диалог. (Слайд )

-Посмотрим с вами фрагмент мультфильма.

После просмотра вопрос: из какой сказки данный эпизод? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина)

Посмотрим, как разговор царицы с зеркальцем оформлен у А.С.Пушкина (слайд). Почему в тексте применён разный цветовой шрифт?

Какие здесь действующие лица?

Выразительное чтение (три ученика: автор, царица, зеркальце).

Почему употреблены кавычки? Что обычно мы заключаем в кавычки?

Что же такое «кавычки»? И вновь обращаемся к словарю С.И Ожегова.

Кавычки - знаки для выделения прямой речи, цитат, заглавий, а также слов, употребляемых не в прямом смысле.

-Как вы думаете, на какой главный вопрос мы должны будем ответить на этом уроке? (Что такое прямая речь).

2. Формулирование темы урока.

Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока «Прямая речь». (Слайд)

Есть предложения простые, в которых одна грамматическая основа, есть предложении сложные, где 2 и более грамматических основ. Еще в русском языке существует особый вид предложений. Вот сегодня на уроке мы о них и поговорим.

Назовите орфограмму в слове прямая, речь.

Сделаем частичный фонетический разбор слов. Посчитайте количество звуков и букв в слове прямая. (6 б., 7 зв.). Почему такое несовпадение? (Гласная буква я стоит после другой гласной, поэтому она обозначает два звука).

Сколько букв и звуков в слове речь? (4 б., 3 зв). Почем? (Ь звука не обозначает)

Хорошо. Молодцы.

Как вы думаете, какова же цель нашего урока?

(узнать, что такое прямая речь, из чего она состоит, как оформляется на письме).


Отвечают на вопросы, работают со словами и предложением.






































































Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока.


Информационный лист к уроку








Работают с текстом, отвечая на вопросы


































Формулируют цель урока

Записывают тему урока

Формулируют цель.


Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).



Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

  • Усвоение новых знаний.

















Первичное закрепление знаний.


























Физ. минутка

(пауза релаксации)

Фронтальный опрос. Беседа по вопросам:

1) Что такое прямая речь? (слайд)

2) Из каких частей состоит предложение с прямой речью? (слайд)

3) От чего зависит расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью? (в каком порядке идут прямая речь и слова автора)

4) Как пишется прямая речь? (слайд).

5) Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит после слов автора? Перед словами автора? (слайды)

Обратите внимание, какие слова - глаголы помогают ввести прямую речь?

  - Перед вами схемы предложений с прямой речью. Соотнесите предложения со схемами. (Самопроверка).

А: «П».

"Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?"-Лисицу спрашивал Сурок.


«П», – а.

Им отвечает Соловей: «А вы, друзья, как ни садитесь,
все в музыканты не годитесь".

А: «П?»

"Пусть сохнет," - говорит Свинья.

«П?» – а.

"Стой, братцы, стой!"-кричит Мартышка.

«П!» – а.

И говорит так сладко, чуть дыша:
"Голубушка, как хороша!"

А: «П!»

И начал так: "Друзья! к чему весь этот шум?"

Для разминки из-за парт

Поднимаемся. На старт!

Бег на месте. Веселей

И быстрей, быстрей, быстрей!

Делаем вперёд наклоны –

Раз – два – три – четыре – пять.

Мельницу руками крутим,

Чтобы плечики размять.

Начинаем приседать -

Раз – два – три – четыре – пять.

А потом прыжки на месте,

Выше прыгаем все вместе.

Руки к солнышку потянем.

Руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться.

Да прилежно, не лениться.

Сейчас вы учились соотносить предложения со схемами, которые им соответствуют. Закрепим это умение. Задача усложняется. Вам необходимо будет самим расставить необходимые знаки препинания и составить схемы к предложениям. Открываем учебник. Упражнение 241. Задание будет по вариантам. Первый вариант записывает 1-2 предложения. Второй - 3-4. Запишите предложения, вставьте необходимые буквы и знаки препинания и начертите схемы к предложениям. На эту работу вам отводится 10 минут.





Несколько учащихся озвучивают свои примеры








































Физкультминутка


Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).








ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.



УУД: регулятивные (работа с предложениями).














Закрепление изученного материала



- Сейчас мы проверим, как вы усвоили теоретический материал. У каждого перед вами лежат тесты. Вам отводится 7 минут для того, чтобы вы их решили.

Поменяйтесь листочками. Перед вами ответы. Проверьте работу ваших одноклассников. Где правильный ответ, поставьте плюс. Где неверно - минус.

Тесты (последующая взаимопроверка).



Восстанавливают текст устно



Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное)

Рефлексия деятельности.





Восстановление текста (слайд)

  • Прямая речь – это слова ________ , передаваемые без изменения.

  • В предложениях с прямой речью различают слова автора и ___________.

  • Прямая речь заключается в __________ и всегда пишется с __________ буквы.

Сегодня мы попытались приобщиться к культуре нашей страны, обращались к классическим текстам А.С.Пушкина и И.А.Крылова, анализировали их.

Что такое прямая речь?

Из чего она состоит?

От чего зависит расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью?

Какие слова-глаголы помогают нам ввести прямую речь?

Какой знак поставим, если слова автора стоят перед прямой речью? После?


Индивидуальная работа по карточкам



УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.


Сочинить небольшую историю с использованием предложений с прямой речью на свободную тему. (слайд). Так как мы начали урок с того, что говорили о том, что такое культура. То я вам предлагаю написать сочинение на актуальную тему. Это Олимпиада в Сочи. Здесь мы уже будем говорить про спортивную культуру.

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Выставление оценок.

Запись учащимися задания в дневники.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока русского языка на тему "Прямая речь"

Автор: Жолтикова Татьяна Николаевна

Дата: 31.07.2016

Номер свидетельства: 338362

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ": Конспект урока русского языка в 7 классе по тем:"Правописание частиц не ни "."
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiem-pravopisaniie-chastits-nie-ni"
    ["file_id"] => string(6) "247453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446562252"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-sklonieniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "190720"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427212355"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства