I.Организационный момент - Добрый день, ребята! Психологический тренинг "пожелание". Учитель предлагает встать вкруг и взяться за руки. Для того, чтобы дети почувствовали теплоту своих рук и положительные эмоции. Давайте пожелаем друг другу все то, что вы желаете сами себе. - Давайте разделимся на 4 группы с помощью счета от 1 до 4. Учащиеся делятся на группы, выбирают спикеров, назначается оценщик и тайм –кипер. Учителем раздаются листовки (Дерево Блоба), на которых ученики фиксируют понимание темы на начало урока. Давайте вспомним, что вы изучали на предыдущих уроках. ( Деепричастие как особая форма глагола). Тема сегодняшнего нашего урока «Правописание НЕ с деепричастиями". На уроке мы повторим, систематизируем те знания, которые вы получили на предыдущих уроках, научимся правильному написание НЕ с деепричастиями и вспомним написание НЕ с другими частями речи. II.Проверка домашнего задания Связный рассказ о деепричастиях и знаках препинания при деепричастных конструкциях. III.Лингвистическая разминка. Объяснительный диктант (повторение правописания НЕ с различными частями речи). Не хочу объясняться; неволить человека; нехорошее самочувствие; не старый, а пожилой мужчина; непридуманная история; некий незнакомец; ненастный день; несвоевременное посещение; неизвестный герой; ответ не продуман; нетронутые просторы тайги; нерешенная проблема; неделикатный поступок. IV.Работа с текстом - Прочитаем стихотворение «Лодорский водопад». Оно написано английским поэтом Робертом Саути (перевод Шмульяна). Лодорский водопад Кипя, Шипя, Журча Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая в свободном задоре – Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре! - В чем необычность стихотворения? (Состоит из 48 одиночных деепричастий и одного деепричастного оборота. ) - Какой художественный эффект достигается использованием такого количества деепричастий? (Картина водопада становится зримой, образной, озвученной. Образ водопада изменчив: покорный и бунтующий, спокойный и резвый. Деепричастия характеризуются с разных сторон: по цвету, звуку, движению. ) V.Объяснение нового материала (на доске проецируются слова, записанные в два столбика НЕ с деепричастиями не_ задумываясь ненавидя не_думая негодуя не_прочитав недоумевая не_двигаясь невзлюбив Вопросы и задание: – Сравните написание деепричастий с НЕ в левом столбике и в правом. – Какую закономерность слитного или раздельного написания НЕ с деепричастиями вы отметили? – Сделайте вывод о написании не с деепричастиями. Вывод учащихся: НЕ с деепричастиями пишется раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ деепричастие не употребляется (отметить, что таких случаев немного, поэтому ведется речь в основном о раздельном написании НЕ с деепричастиями). Вывод проецируется на доске. Учитель предлагает сравнить самостоятельно сделанный вывод с правилом учебника, затем обращает их внимание на графическое обозначение данной орфограммы. В целях запоминания правила школьники один раз читают правило про себя, затем рассказываю соседу по парте. – Не напоминает ли вам это правило некое другое, связанное с правописанием НЕ? (НЕ с глаголами) VI.Закрепление нового материала 1.Тренировочное упражнение с обозначением данной орфограммы. Сейчас мы будем учиться слитному и раздельному написанию НЕ с деепричастиями Задание: Вставить буквы на месте пропусков, раскрыть скобки, расставить недостающие знаки препинания. Обозначить графически причастные и деепричастные обороты. (Не) торопясь мы вышли на заснеже … ую улицу сверкающ… от ярких лучей солнца. Мой спутник одетый в тулуп медле … о (не) ускоряя шаг добрался до саней запряже … ых парой лошадей и сел в них. Он окинул прощальным взглядом улицу (не) упустив ни малейшей подробности прекрасного зимнего утра.
Физкультурная минутка (проводит заранее подготовленный ученик) Внимание, девочки! Внимание, мальчики! Вытянув руки, Разминаем пальчики. Плечи поднимаем, Головой вращаем. Закрыв глаза, отдохнем, Заниматься вновь начнем! (Вопрос на внимание: «Какие действия, названные деепричастиями, вы выполняли?» Ответ: « Вытянули руки, закрыли глаза».
2.Работа по карточкам Карточка № 1 Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. (Не)вын..ся музыки; (не)разб..рая дороги; (не)годуя на людей; (не)веря своим ушам; (не)понимая сказанного; (не)до..жая до станц..и; (не)доумевая; Карточкка №2 (не)сб..ваясь с пути; (не)подумав о других; (не)найдя ничего; (не)меняя напр..вления; (не)добравшись до дому; (не)задев его; (не)зд..р..ваясь ни с кем; (не)говоря ни слова; (не)вежество; (не)изведанный; (не)взгоды; (не)сделав; (не)точность. Карточка № 3 Спишите, раскройте скобки. (Не)осознавая своих действий; (не)истовствуя; (не)чувствуя опасности; (не)доумевая; (не)говоря лишнего; (не)решаясь подойти ближе; (не)вытирая пол; (не)продумав маршрут; (не)заметив людей; Карточка №4 (не)веря своим ушам; (не)отрывая взгляда; (не)страшась неудач; (не)закрывая двери; (не)добравшись до леса; (не)разобрав дороги; (не)меняя лошадей;(не)сбиваясь; (не)устрашимый; (не)настье; ещё (не)обжитый; (не)достаток; Карточка № 5 Спишите, раскройте скобки (Не)выезжая; (не)незамеченная; (не)устрашимый; (не)торопясь; (не)правда; (не)отправленное; (не)успев; (не)исчислимый; (не)забываемый; (не)поладки; (не)веря; (не)забудка; (не)осознавая; никем (не)нарушаемая; (не)нависть; (не)внимание; 3.Упражнение 143 - Ребята, перед вами предложения (проецируются на экран). Вам необходимо, раскрывая скобки, выписать в тетрадь деепричастия с раздельным и слитным написанием. 1.В дни Великой Отечественной войны советские люди, не(щадя) жизни, защищали Родину от фашистских захватчиков. 2.Докладчик не(спеша) развивал одну мысль за другой. 3.Мы шли по берегу медленно, не(торопясь). 4.Все ждет солнца, не(нарушая) тишины. 5.Не(беспокоясь) ни о чем, не(заботясь) о разосланных погонях, виновник всей этой кутерьмы медленно подходил к старому дому и пруду. 6.Мать, не(доумевая), улыбалась. 7.Не(взлюбив) невестку, Татьяна жаловалась на нее сыну. 8.Он ушел с работы, не(доделав) отчет Раздельное написание | Слитное написание | | 1. В дни Великой Отечественной войны советские люди, не щадя жизни, защищали Родину от фашистских захватчиков. 2. Докладчик не спеша развивал одну мысль за другой. 3. Мы шли по берегу медленно, не торопясь. 4. Все ждет солнца, не нарушая тишины. 5. Не беспокоясь ни о чем, не заботясь о разосланных погонях, виновник всей этой кутерьмы медленно подходил к старому дому и пруду. | 6.Мать, недоумевая, улыбалась. 7.Невзлюбив невестку, Татьяна жаловалась на нее 8.Он ушел с работы, недоделав отчет |
| VII.Домашнее задание: составить 5 тестовых заданий на тему: "НЕ с деепричастиями".
VIII. Рефлексия 1.Синквейн по теме: "Деепричастие" - Что нового узнал каждый из вас на уроке? - Что показалось трудным, вызвало затруднения? - Как вы оцениваете свою работу на уроке? -Давайте посмотрим, как ваши знания будут оценены в тесте (проецируются на экран). 1) Укажите деепричастие а) взглянув; в)взглянувший б) увидеть; г) увидевший 2) Укажите неправильный вариант написания не с деепричастием а) Не шелохнувшись; в) невидя. б) недомогая; г) ненавидя 3) Укажите строку, в которой все деепричастия с не пишутся слитно а) (не)любя, (не)навидя б) (не)годуя, (не)домогая в) (не)работая, (не)улыбаясь 4) Укажите строку, в которой все деепричастия с не пишутся раздельно а) (не)читая, (не)истовствуя б) (не)прислушиваясь, (не)высматривая г) (не)высидев, (не)воля 5) Укажите предложение, в котором правильно выделен деепричастный оборот. а) И птица высидев да выкормив птенца, его летать учит. б) Над рекою, наклонясь что-то шепчет камыш. в) Изучая прошлое, поймешь настоящее. Самопроверка 1-а 2в 3б 4б 5в -Попрошу оценщика подвести итоги урока и отразить их на прозрачном журнале. Также необходимо заполнить дерево Блоба. На какой стадии вы находитесь вконце урока? Есть ли какие - то изменения.
|