БОУ «Средняя общеобразовательная школа № 89» г. Омска
ЭТАП | ЦЕЛЬ ЭТАПА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА |
I Организационный | 1)Предметные- способ проверки написания слитного и раздельного НЕ с существительными; 2)Личностные- мотивация деятельности, цели, рефлексия; 3)Метапредметные: обосновать, анализировать, делать выводы, составлять алгоритм. | -Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я зная: каждый в классе- гений Но без труда – талант не в прок Скрестите шпаги ваших мнений Мы вместе сочиним урок | -Вы готовы помогать мне? (Да) |
II Ситуация успеха | Способ проверки написания НЕ с глаголами | -Чтобы знания были в прок, Следует повторить урок. -Ребята, какова тема прошлого урока? -Какова цель прошлого урока? -Давайте проверим как вы усвоили тему -Задание: Раскройте скобки: слитно или раздельно? Почему? 1)Лодырю всегда (не)здоровится. (пословица) 2)В описаниях художника (не)доставало красок. 3)Милосердие – это любовь, которая взаимности (не)требует, возможно ко всем людям, в этом её богатство и сила. Н.Бердяев. -Ребята как вы понимаете смысл понятия «милосердие»? -А вот в Толковом словаре великого лингвиста В.И.Даля дается такое понятие слову милосердие -сердолюбие милосердие -сочувствие -делать добро -любовь на деле -«Заглядывал я встарь в академический словарь» А.С.Пушкин -Раскройте скобки, объясните правописание. -Кто допустил ошибки в этом задании? -Молодцы! Все справились. Сделаем вывод. | -Правописание НЕ с глаголами -Правило написания слитного и раздельного НЕ с глаголами -Работа с карточками. -На доске запись: 1)Нездоровиться 2)Недоставало (действие завершено, но было недостаточно) 3)не требует -самостоятельная работа -Доброта, хорошие поступки … -Ребята, назовите синоним к слову милосердие, но прежде вспомним определение синонимов, в дальнейшем на уроке нам это пригодится. -Давайте и мы заглянем в словарь синонимов. Прочитаем вслух, читает…(сострадание, отзывчивость, чуткость, душевность, сердобольность, сердечность). -Будьте добры и терпимы по отношению друг к другу. -объяснение учащихся 1.нездоровиться – без НЕ не употребляется, пишу слитно -никто. -Есть 3 случая написания Не с глаголами… |
III Создание мотивации в деятельности | Умение добывать знания самостоятельно (проблемные ситуации) | -Прочитайте и запишите мудрую мысль известного древнегреческого баснописца Эзопа: «Истинный (настоящий) друг познается в (не)счастье. 1.Найдите слово с НЕ. 2.Как вы его написали? Почему? 3.Определите часть речи. 4.Какова тема нашего урока? 5.Какова цель урока? 6.Сегодня мы познакомимся с волшебным средством, которое называется АЛГОРИТМ. -Представьте себя учёным, будто вы открыли новое лекарство, которым можно спасти тысячи людей. Может… но не спасёт, если вы не опишите, как его применять,. Так и в русском языке, нужно уметь составлять алгоритм и пользоваться им. | -Ребята, поднимите руку, у кого есть друг, друзья. Хорошо. -Слитное и раздельное написание не с существительными /запишите/ -правило написания НЕ с существительными Знаете ли вы : -Что такое алгоритм? (что делать и в каком порядке). -Для чего нужно составлять алгоритм? (Чтобы применять правило, грамотно писать). |
IV Моделирование | -Уметь создавать алгоритм решения. -Работать в группах. | -Алгоритм можно составить к любому правилу. -Сейчас работа в группах, будете составлять алгоритм, используя учебник пор.91 с.234 -Надо научиться использовать алгоритм при письме. Возьмём пример из басни И.Крылова: «(Не)вежда также в ослепленье Бранит науки, и ученье…» -Давайте составим единый алгоритм решения. -Какой первый шаг будем делать? (определить часть речи). -Что делаем 2-м шагом? -3 шаг… -4 шаг… -Какая была цель работы? -Правильно ли вы составили? -Как создавали алгоритм? -Для чего вы его составляли? | -Работа в группах. -Обсуждение алгоритмов каждой группы. -Уточняем, дополняем, изменяем. =||= Назовите слово с НЕ. Проверив ваши алгоритмы. 1 группа. =||= Алгоритм 1.Определяю часть речи (существительное) 2.Употребляется ли слово без НЕ –да - нет (пиши слитно) 3. Есть ли в предложении союз А –да (пиши раздельно) -нет 4.Можно ли подобрать синоним – да (пиши слитно) -нет (пиши раздельно) (составить алгоритм) =||= (поэтапно или пошагово) (уметь применять правила НЕ с существительными) (как писать НЕ с существительными) |
V Закрепление материала | Определить степень усвоения материала | На практике проверить можно точно, Кто смог теорию усвоить точно. Задание: Слитно или раздельно? 1. На клумбе у будки голубые росли (не)забудки. 2. Ученье в счастье украшает, а в (не)счастье утешает. 3.Навстречу без всякого страха шёл умытый, причёсанный (не)ряха. 5.(не) имя красит человека, а человек имя. -Ребята, оцените друг друга. -Не расстраивайтесь, если у вас были ошибки, вспомните, Карлсона, который жил на крыше. Он сказал бы: «Ошибки- дело житейское». -Поднимите руку кто не допустил ошибки? | Задание: 1. Слитно 2. Слитно 3. Раздельно 4. Слитно 5. Раздельно -взаимопроверка учащийся |
VI Оценка и контроль | Рефлексия | Чтоб упрочить ваши знания, Даю домашнее задание. | Пор. 91, упр 698 или выписать из художественных произведений 4-5 предложений на тему нашего урока. |