Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку.6 класс "Правописание гласных в приставках пре- и при-"»
Н.М.Гебгардт,
МБОУ ООШ №26 хут.Новокрасного,
Гулькевичский район,
учитель русского языка и литературы.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
КЛАСС: 6 русский
Тема: Правописание гласных в приставках пре- и при-.
Цель: дать общее представление о написании приставок пре- и при-.
ХОД УРОКА.
I.Организационный момент.
II. Лингвистическая разминка: образуйте слова от следующих корней
-вод-
-гор-
Ребята , какие части речи вы использовали, чтобы получились новые слова? (приставка, суффикс).
III. Изучение нового материала
1. Формулирование правила.
Сегодня мы с вами познакомимся с новым орфографическим правилом.
На доске : пр..ехать, пр..лететь, пр..плыть
пр..шить, пр..клеить, пр..битъ
пр..школьный, пр..дорожный
пр..открыть, пр..гореть,
пр..добрый, пр..милый,
пр..градить, пр..рвать
-Давайте подумаем над значением каждого слова. Вы сами должны эти значения определить. (Выслушать мнения ребят.)
-Ребята, как вы думаете, какие гласные е или и напишем в приставках? Почему?
ВЫВОД:
ПРИ -
Приближение = близко
Присоединение = друг к другу
Расположение вблизи = около
Неполное действие = чуть-чуть
ПРЕ-
Пре = очень
Пре = пере
Исключение: существуют слова в которых приставки пре-,при- стали частью корня, их правописание надо запомнить
пре
при
президент
президиум
прельщать
претензия
претендент
препарат
природа
присяга
причина
привет
приключение
приятный
придирчивый
приоритет
2. Первичное закрепление
Послушайте стихотворение, из которого надо будет выписать слова с приставками пре- и при-.
Язык прикусил – не совсем откусил.
Пригорало – не значит горит.
Помни, что сделано, но не совсем
Пишут с приставкой ПРИ-!
Винт привинтил, прикрутил колесо.
Приклеил, пришил умело – помни,
Что пишется ПРИ- обо всём,
Что добрые руки приделали.
Прибыл ли поезд, приплыл пароход,
Космонавт прилетел из Вселенной.
Обо всех, кто приедет, прилетит, приплывёт…
Пишется ПРИ- непременно!
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфеты,
Кто очень такой или сякой –
ПРЕ- мы напишем об этом.
IV.Закрепление изученного материала
1.Заполнить таблицу (упр.154 стр.69)
В значении «приближение»
В значении «присоединение»
В значении «неполнота действия»
Значение близко к приставке пере-
Значение близко к приставке очень
…….
………
……..
………….
………
………….
…………..
……….
……….
………..
2. Самостоятельная работа
-подберите к данным словам антонимы с приставками пре-, при-
удаляться
убежать
Ускакать
ленивый
отозвать
убавлять
отлив
уважать
отсутствовать
отталкивать
3. Запись текста под диктовку
В глубокой древности мостов не было. Большие реки преграждали дороги. Но люди придумали, они привязали к бревну еще бревно, получился превосходный плот. А затем сделали первую лодку, потом прикрепили к ней паруса, прибили по бокам доски.
-подчеркните слова с приставками пре-, при- как члены предложения, объясните значение приставок.
4. Конструирование словосочетаний
- преобразовать фразы в словосочетания, в состав которых входят слова с приставкой при-
Камень у дороги
Присоединить доску к полу при помощи молотка и гвоздей
Приближаться пешком к дому
Приближаться к вокзалу на поезде
Приближаться к аэропорту на самолете
Город, расположенный около моря
Не полностью открыть дверь
Сделать звук немного тише
Приблизить стул к столу
Невысоко поднять голову
Присоединить пуговицу к ткани
Несильно заболеть
V. Рефлексия: Игра «Ассоциация»
К доске выходит учащийся, вытягивает карточку с написанным словом, в котором есть приставка при-, пре-, и пытается без единого звука это слово показать. Остальные должны угадать, что это за слово. Тот, кто угадал, выходит к доске объяснять новое слово.
VI. Подведение итогов урока
Какую цель мы поставили в начале урока?
– Выполнили мы цель? Научились писать слова на это правило?
– Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему?
– Что было самым интересным на уроке? Самым трудным?
VII. Домашнее задание: составить предложения со словарными словами, расположенные на стр.68-69.