Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Понятие о бессоюзном сложном предложении»»
Учитель русского языка и литературы МОУ «СШ № 1» г.Николаевска Митракова Л.Н.
Урок русского языка в 9Б классе «Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях».
Тип урока: Урок изучения нового материала
Место урока в теме: первый урок в теме «БСП».
Цель урока
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
Познакомить обучающихся с определением БСП.
Уяснить, что смысловые отношения между частями в устной речи выражаются при помощи интонации, в письменной речи - при помощи знаков препинания.
научить определять особенности интонации БСП, произносить БСП с нужной интонацией, передавать с её помощью различные смысловые отношения между частями БСП, определять эти смысловые отношения в зависимости от интонации
РАЗВИВАЮЩАЯ:
Развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;
Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
Развитие умения аргументировать, доказывать и делать выводы.
3.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
прививать любовь к родному языку на примере художественных текстов А.С.Пушкина,
наблюдательность,
настойчивость, приучая терпеливо преодолевать трудности в работе.
Использованная технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Ход урока
I . Создание эмоционального настроя. Введение в работу.
Учитель: Сегодня мы принимаем гостей и как гостеприимные хозяева должны одарить уважаемых людей зарядом своей энергии, добротой и, надеюсь, знаниями.
Слайд 1. Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят – я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн-… («Осень»)
Учитель: Мы начинаем занятие строками А.С.Пушкина. Впереди - открытие новых знаний. Я уверена: прозвучавшие строки описывают ваше внутреннее состояние: радость от нашей встречи, желание постигать новое и кипучая молодая энергия. А это бесспорные предпосылки для удачной и плодотворной работы. Вы согласны со мной?
Обучающиеся соглашаются или не соглашаются.
Учитель: Как вы думаете, почему мы обратились к строкам А.С.Пушкина на уроке русского языка? (Обучающиеся выдвигают свои версии.)
Учитель: А.С.Пушкин внес существенный вклад в развитие современного русского литературного языка, в формирование его нынешнего облика.
Вспоминаем мы имя А.С.Пушкина в этот период еще потому, что 8 февраля (по новому стилю), 27 января (по старому)1837 года на Черной речке разыгралась драма: самая известная дуэль, унесшая впоследствии жизнь гения русской поэзии А.С. Пушкина.
Словно зеркало русской стихии,
Отслужив назначенье своё,
Отразил он всю душу России!
И погиб, отражая её… («О Пушкине» Н.Рубцов)
Учитель: Мы снова обращаемся к строкам, прозвучавшим ранее.
Слайд 1. Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят – я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн-… («Осень»)
I I .Стадия «Вызов»
Мозговой штурм (Реализация д.з.)
Учитель: - В какую синтаксическую структуру заключена фраза А.С.Пушкина?
Обучающиеся: Сложное предложение
Учитель: Дайте определение сложного предложения.
Актуализация знаний в связи с изучаемым материалом по теме «Сложное предложение».
Учитель. Давайте определим, что вы знаете по теме урока и заполним графу «Знаю» таблицы, которая состоит из трех столбиков.
Знаю
Хочу узнать
Узнал (-а)
Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.
Все сложные предложения состоят из нескольких простых.
В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.
Название “бессоюзные” говорит о том, что в них нет союзов.
I I . Создание проблемной ситуации .
1. Использование приема «ИНСЕРТ»
- Действительно, мы изучили ССП, СПП и знак «?» появляется на БСП.
- Проверим себя, так ли мы хорошо умеем определять структуру предложения.
Учитель: На листах записано шесть предложений. (Приложение 1)Вам нужно записать в тетради аббревиатурой вид каждого предложения. (предложения даются без знаков препинания) На доске проверка.
Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал. - ПП
Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал. - ПП
Пробудился воздух, и свежие ветерки взвихрились над тайгою.- ССП
Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. – БСП
Они сидели в том саду, где играла музыка. - СПП
1-об-ся записывает на развороте доски
Поставьте «V» напротив того предложения, где вы безошибочно можете объяснить знаки препинания. Знак «?», где вы затрудняетесь, не уверены, или еще не знаете.
Учитель: Помогло бы вам в расстановке знаков препинания мое прочтение. Почему?
Обучающиеся: Услышали ИНТОНАЦИЮ
Тема урока. Цели урока
Учитель: Проанализируйте работу. Назовите тему нашего урока. Слайд 2
Запишите в тетрадь. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях
сформулируйте свои, важные для вас цели урока. Используйте опорные слова:
1)Познакомиться с …
2)Учиться …
Обучающиеся: Называют цели.
Учитель: корректирует СЛАЙД 3
Цели урока
Познакомиться с определением БСП.
Уяснить, что смысловые отношения между частями в устной речи выражаются при помощи интонации, в письменной речи - при помощи знаков препинания.
Научиться определять особенности интонации БСП, произносить БСП с нужной интонацией, передавать с её помощью различные смысловые отношения между частями БСП, Определять эти смысловые отношения в зависимости от интонации
IV.Стадия «Осмысления»
Учитель: Вернемся еще раз к словам А.С.Пушкина Слайд 4
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят – я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн-… («Осень»)
Учитель: Назовите количество частей в этом предложении. (4)
Имеется ли смысловая связь частей?
Как связаны простые предложения ?.Обучающиеся: Дают ответы
Учитель: Сформулируйте сами определение БСП.
На какие вопросы по теме мы будем искать ответы? Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать».
Знаю
Хочу узнать
Узнал (-а)
Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.
Что такое сложные бессоюзные предложения?
Все сложные предложения состоят из нескольких простых.
Из чего они состоят?
В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.
Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений?
Само название “бессоюзные” говорит о том, что в них нет союзов.
При помощи каких знаков в них соединяются простые?
1. Работа в парах
Задание: Анализ предложений
На 1 карточке
- Определите смысловые отношения между частями.
- Что принимает участие в установлении отношений между простыми предложениями в составе СПП, ССП?
- Являются ли смысловые отношения четкими? Вывод записать одним СПП.
Ель хороша только при сильном солнечном свете, потому что ее чернота просвечивается самой густой и сильной зеленью.
(СПП, причины)
Раздается выстрел, а волк продолжает бежать.
(ССП, противопоставление)
Тихо стоит еловый бор на пригорке, и ветер не шелохнет даже листочка молодых осинок и березок.(ССП, одновременность)
Множество темных тучек с неясно обрисованными краями расползались по бледно-голубому небу, и довольно крепкий ветер непрерывно мчался, не разгоняя зноя. (ССП последовательность)
ВЫВОД. В смысловых отношениях между простыми предложениями в составе ССП и СПП принимают участие союзы, поэтому смысловые отношения достаточно четкие и определенные.
В учебнике СТР. 124 параграф 32.
2. Чтение правила на странице 122
- Что мы еще можем добавить из предыдущей работы.
Учитель: А теперь пришло время для более сложной и организованной работы
VI. Стадия «Размышление»
1. Работа в группах, с учебником:
Перед вами примеры предложений с различной интонационной связью. Вам необходимо проанализировать предложения, ответить на вопросы и сделать вывод.
Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. Служить бы рад — прислуживаться тошно.
Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников.
Какие смысловые отношения вы увидели между частями?
Легко ли определить смысловые отношения в БСП?
Какие знаки препинания используются в БСП?
Как вы думаете, с одинаковой ли интонацией читаются предложения? Попробуйте это доказать.
Зависит ли интонация, знак препинания и смысловые отношения?
Примеры предложений с различной интонационной связью:
Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. (Перечисление.) Служить бы рад — прислуживаться тошно. (Противопоставление.) Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. (Пояснение.)
Правильно выполнить данную работу вам поможет материал параграфа 32 учебника на стр.124-125.
ВЫВОДЫ озвучивают группы.
Алгоритм ответа
1. Данные предложения объединяет одинаковая структура. Это ___________ предложения
2. Простые предложения соединены ____________________ связью.
4. Мы увидели __________________________________ смысловые отношения.
5. В БСП используются разные знаки препинания: ___ __ ___ ___
Учитель давайте установим связь между перечисленными терминами
Физминутка
2. Интонация в бессоюзных сложных предложениях
1 . Работа по учебнику (по группам) страница 125-127. Выполнение упражнений 186, 187,188 по группам.
Обучающиеся демонстрируют особенность интонации в своих предложениях.
- Можно ли однозначно расставить знаки препинания? Почему? Что необходимо знать для этого? КОНТЕКСТ Работа по учебнику (страница 127)
-Так ли важно рассматривать подробно каждый вид СП?
Где это может пригодиться вам в этом году?
3.Тест «Готовимся к ГИА. Задание В9.
1. Среди предложений 1-8 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
(1) Морозная ночь высушила размокший за день снег, затянула сверху его хрупкой коркой - настом. (2) Собаки не пришли. (3) Рано утром идем нартовым следом обратно к перевалу искать Бойку и Кучума. (4) Слева в полном разливе заря, справа над горами висит запоздалый месяц. (5) Идем ходко. (6) Вокруг тихо. (7) Только под лыжами хрустит снег. (8) Следа собак все еще не видно, а уже скоро перевал. (Г.Федосеев)
2. Среди предложений 1-5 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
(1) Утром молочница не застала дома троих постоянных покупателей. (2) На базар было идти уже поздно, и, взвалив бидон на плечи, она отправилась по квартирам. (3)Она ходила долго без толку и наконец остановилась возле дачи, где жил Тимур. (4) За забором она услышала густой приятный голос: кто-то негромко пел. (5) Значит, хозяева были дома и здесь можно было ожидать удачи. (А.Гайдар)
3. Среди предложений 1-11 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
(1) Луна взошла, светло стало, ветер утих, угомонилось озеро. (2) Успокоился и лебедь, дремлет. (3) Тихо.(4) Лишь изредка всплеснет в камышах щука да выпь угукает… (5) Перед утром ветерок вновь дунул, зашелестел камышом ласково, усыпляет. (6) Не слышно лебедю мягких шагов вороватой рыжей лисы. (7) А она уже близко. (8) Рядом! (9) Проснись, лебедь! (10) Проснись! (11) Всполошился лебедь, подставил сильный клюв, да поздно. (В.Свинцов)
Ответы 1. 4. 2. 4. 3. 1.
VII. Рефлексия - Мы говорили о новом виде СП.
Предлагаю вам заполнить колонку “Узнал(а)", располагая ответы напротив вопросов, находящихся в колонке “Хочу узнать”.
Знаю
Хочу узнать
Узнал (-а)
Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.
Что такое сложные бессоюзные предложения?
БСП – это сложные предложения, в которых простые предложения связаны по смыслу и интонацией
Все сложные предложения состоят из нескольких простых.
Из чего они состоят?
Все сложные предложения состоят из нескольких простых.
В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.
Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений?
По смыслу (на письме) и интонацией (в устной речи)
Само название “бессоюзные” говорит о том, что в них нет союзов.
При помощи каких знаков в них соединяются простые?
. , ; :-
Учитель: Я благодарю за работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока.
Запишите Д.З. Слайд
Выписать из литературы 8 БСП с разными знаками препинания. П.31,32
Составить текст (7-8 предложений) по теме «Зимний день», используя БСП. П.31,32