Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по элективному курсу по русскому языку в 8-9 классе»
Филиал МКОУ Новочановской СОШ Усть-Тандовская ООШ
Открытый урок по элективному курсу
в 8-9 классе
по теме «Орфограммы в корнях слов»
учителя русского языка и литературы
Ахметовой Натальи Анатольевны
2015 год
Урок по теме «Орфограммы в корнях слов»
Задачи урока:
- организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности при повторении орфограмм, изученных в 5-7 классах;
- вызвать интерес к знанию предмета, придать ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся;
- развивать у учащихся саму потребность в творческой деятельности, самовыражении, само актуализации через различные виды работы.
Ход урока.
Организационный момент. Слово учителя.
- О чем это стихотворение? Кто его автор? Посмотрите и скажите, о каких орфограммах мы будем сегодня говорить?
Унылая пора! Очей оч…рованье!
Приятна мне твоя прощальная кр…са –
Люблю я пышное пр…роды ув…данье,
В б…грец и зол…то одетые л…са,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой в…лнистоюпокрыты н…беса,
И редкий со…нца луч, и первые м…розы,
И отд…лённые с…дой з…мы угрозы.
- О правописании проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корнях слов.
- Тема нашего урока «Орфограммы в корнях слов».
- Как бы вы сформулировали для себя цели этого урока?
-Повторить правописание гласных и согласных в корне слов для того, чтобы быть грамотным, правильно писать и говорить.
В процессе работы над учебными элементами вы должны:
1.Знать правила написания безударных гласных и согласных в корнях.
2.Уметь применять по алгоритму изученные теоретические сведения на практике, приводить и подбирать свои примеры.
3.Видеть эти орфограммы в тексте.
-Расскажите, как проверить написание безударной гласной в корне слова? А согласной?Как вы объясните значение слова багрец?
Багрянец. Багровый цвет. Багровый. Красный густого, темного оттенка
- Обратимся к заданию №1.
Рассмотрите таблицу, в которой показаны случаи правописания согласных в корне слова. На основе содержания таблицы восстановите правила, которые вам известны, и расскажите их.
Правописание согласных в корне слова
Проверяемые
Непроверяемые
Непроизносимые
Запишите слова, распределяя их на группы в соответствии с правилами, отраженными в таблице.
Синтаксический разбор предложения.(1 уч-ся у доски)
В роще сонной и пустой др..жат от хол..да осины.
- Итак, как же проверить написание гласных и согласных в корне слова?
-Прочитайте текст и скажите, какие орфограммы встречаются в нем?
День выд…лся со..нечный, теплый. Вокруг п..стреланаб…рающая силу ос…нь. Все р…стения приобрели уд…вительную красоту, которая заставляет зам…рать от восторга.
- Вспомните, пожалуйста, правила о правописании чередующихся гласных в корнях слов.
Повторение правил правописания чередующихся гласных.
-Посмотрите на последовательность действий при нахождении орфограммы с чередующейся гласной.
Используйте в своей работе следующий алгоритм:
1.Определите корень слова.
2.Поставьте ударение.
3. Если корень безударный, то определите, нет ли чередования гласных.
4.Определите часть речи.
5. Выделите корень в глаголах.
-Используя алгоритм, найдите однокоренные слова. Найдите среди них корни с чередующимися гласными.
- Итак, когда вы будете писать в корнях –гор—гар-, -зор---зар-, -кос---кас- -о?
3. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите слова, распределяя их на группы в соответствии с правилами, отраженными в таблице.
День выд…лся со..нечный, теплый. Вокруг п..стреланаб…рающая силу ос…нь. Все р…стения приобрели уд…вительную красоту, которая заставляет зам…рать от восторга.
Правописание гласных в корне слова
Проверяемые
Непроверяемые
Чередующиеся
Проверка работы.
- Прослушайте текст и запишите слова с чередующимися гласными в корне слова.
И.А.Бунин описывает здесь золотую осень. Он сравнивает лес с теремом, расписанным лиловыми, золотыми, багряными красками. Кроны берез - это желтая резьба, которая особенно выделяется на фоне голубого неба. Весь этот отрывок у А.И.Бунина - жизнерадостный, ободряющий и не верится, что этот лес скоро станет голым и пустым, что это - "последние мгновенья счастья".
Конец формы
Бальмонт Константин Дмитриевич (1867 - 1942)
Осень
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется,
И заплачет спросонья.
Осень - Лермонтов М.Ю.
1828
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит меж цветов
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
- Прочитайте текст и расскажите о нем по плану.
(1) Самые мягкие, трогательные стихи книги и картины написаны русскими поэтами и художниками об осени. Левитан, так же как и Пушкин, и Тютчев, и многие другие, ждал осени как самого дорогого и мимолетного времени года.
(2) Осень снимала с полей со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотым пурпуром и серебром. Воздух был чище и холоднее и дали были гораздо глубже, чем летом.
(3) Левитан оставил около ста осенних картин. На них знакомые с детства вещи: маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди по лесным порубкам. Во всех пейзажах лучше всего передана печаль прощальных дней, осенних листьев, тихого чудесного перед холодом, предзимнего солнца.
Словарная работа. – А что такое пурпур?
Пурпур. Темно-или ярко-красный цвет.
Задания.
1.Докажите, что это текст.
2.Назовите тему текста.
3.Назовите основную мысль текста.
4.Назовите тип текста.
5.Объясните, как вы понимаете выражение Рощи делались сквозными.
6.Найдите в тексте эпитеты и метафоры.
Данное сочинение является текстом, так как в нем есть все основные его признаки. Во-первых, в нем более двух предложений связанных по смыслу и грамматически. Во-вторых, в нем есть законченная мысль, выражены тема и идея. И, в-третьих, текст можно озаглавить. Темой данного текста является тема осени в произведениях художников и в поэзии русских писателей. Основная мысль заключается в любви к осени многих русских гениев творчества. Тип текста повествовательный, так как ведется рассказ о творчестве русских людей. На мой взгляд, под выражением:"Рощи делались сквозными ",-автор подразумевал тот факт, что осенью опадают листья ,и деревья остаются голыми, создается ощущение открытости и сквозного пространства. Передать красоту картин автору помогают эпитеты: дорогое и мимолетное время года, густые цвета, сквозные рощи, воздух чище, холоднее , дали глубже, палая листва; одинокие золотые березы; метафоры: печаль прощальных дней, осенних листьев, тихого чудесного перед холодом, предзимнего солнца.
- О каких орфограммах мы сегодня говорили? Какую цель вы себе определили? В 9 классе вам предстоит проходить аттестацию по русскому языку. В контрольно-измерительных материалах задание А5 требует знания тех орфограмм, о которых мы сегодня говорили. Давайте попробуем выполнить это задание.
Итог урока. -Давайте подведем итоги нашего урока. Что хорошего из урока вы для себя взяли? Оцените работу свою и своих одноклассников.
1.Как вы чувствовали себя на уроке?
2.Какие возникали трудности при выполнении заданий?
3. Вспомните цели урока.
4.Как вы считаете, достигнуты ли цели урока?
5.Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке:
А) я всё понял, могу этот материал объяснить другому;
Б) я сам всё понял, но объяснить другому не берусь;
В) для полного понимания мне нужно повторить тему;
Г) я ничего не понял.
Домашнее задание:
Тест «Орфограммы в корнях слов»
Тест
1. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только чередующиеся безударные гласные корня?