Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Самостоятельные части речи"»
ВКО Тарбагатайский район село Акжар
КГУ «Средняя школа имени Абая»
Учитель русского языка и литературы
Сагатова Айгерим Адилбековна
Урок: русский язык
Класс: 8
Тема: «Самостоятельные части речи в русском языке»
Цели:
- изучить особенности раздела морфологии; повторить морфологические признаки самостоятельных частей речи; развить умения различать, сравнивать и определять части речи в русском языке; привить бережное отношение к языку, дружелюбное отношение к сверстникам.
Урок с применением активных методов обучения (стратегий технологии развития критического мышления)
Форма работы: групповая, коллективная, индивидуальная
Урок-повторение
Ход урока
1.Побуждение.
Психологический настрой к уроку.
Учитель:
-Добрый день, ребята. У меня в руке клубок. Чтобы начать урок с позитивного настроя, по очереди пожелаем друг другу (по кругу) что-то приятное.
-Спасибо.
-Деление на группы (ученики выбирают карточки со словами пословиц).
Учеников делим на 3 группы, составляя пословицы и поговорки:
- Знание, мудрость украшают человека.
-Знание добывается только трудом.
-Век живи, век учись.
-Актуализация новых знаний. Игра «По лесенке» (ученики, опираясь на изученный материал, заполняют ступеньки пирамиды). Ответы прикрепляют к пирамиде.
1. Изучает минимальные единицы языка (звуки и буквы) Фонетика
2. Это словарный состав языка Лексика
3. Изучает способы образования новых слов Словообразование
4. Изучает слово как часть речи Морфология
5. Словосочетание и предложение. Синтаксис.
6. Знаки препинания. Пунктуация
7. Стили речи. Стилистика.
-Ребята, какой раздел языка мы повторяем с вами? Морфология.
2.Осмысление значения.
- Опережающее задание ученика: составить сообщение о частях речи в русском языке:
«Вопрос о частях речи- один из наиболее древних в языкознании. Части речи были выделены в Индии в V веке до н.э. и в Греции – в IV веке до н.э. Части речи русского языка впервые описаны М.В.Ломоносовым в «Российской грамматике», опубликованной в 1757 году».
-Ребята, это пальцы на нашей руке. Их 10. Выделяются 10 частей речи.
Назовите их.
Задание 3 группам:
Составление кластера «Что мы знаем?». «Самостоятельные части речи», «Служебные части речи», «Междометие».
Называют предметы, их качества, не называют ни предметов,
свойства или действия. ни действий, не изменяются;
Имеют грамматические обслуживают самостоятельные
значения, несут на себе словесное ударение, части речи.
можно к ним поставить вопросы.
- Сегодня мы повторим самостоятельные части речи.
«Чистая доска». На доске записаны ответы-названия частей речи. Ученики стирают с доски правильный ответ на вопрос учителя.
Бывают собственные и нарицательные. Имеет 3 рода.
Имеет 3 разряда, степени сравнения.
По толковому словарю В.И.Даля это слово обозначает речь, выражение. Словесная речь человек, разумный говор.
Неизменяемая часть речи.
Указывает на предмет, но не называет.
Делятся на дробные, количественные и собирательные.
-Работа в группе. Кубизм.
-Задание группам: Каждой группе дается предмет, который нужно описать, использую части речи.
1 группе: телефон 2 группе: блокнот 3 группе: часы
Ученики должны по 6 критериям кубика рекламировать предмет