Цель: повторить и закрепить знания учащихся по лексике, проверить орфографические умения и навыки, сформировать умение подбирать лексические единицы к словам. Прививать интерес к изучению русского языка
Назвать термин по определению.
1.Красная строка, отступ в начале строки.
2.Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? куда? откуда? почему? зачем? и как? когда? Подчёркивается точка тире, точка тире.
3.Образное художественное определение.
4.Выделение одного из слогов в слове силой голоса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: повторить и закрепить знания учащихся по лексике, проверить орфографические умения и навыки, сформировать умение подбирать лексические единицы к словам. Прививать интерес к изучению русского языка
Ход урока.
1.Организационный момент. Приветствие. Сообщение целей урока. Оформление тетради.
2.Терминологический диктант.
По толкованию слова определить слово и записать его в начальной форме. У доски 1 ученик работает.
1.Наука, изучающая словарный состав языка, называется…(лексикология)
2.Словарный состав языка называется …(лексика)
3.То, что обозначает слово, называется…(лексическое значение)
4.Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…(однозначное)
5.Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначное)
6.Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…(толковый словарь)
Упр. 1. По значению назовите слово – имя существительное, употребляющееся только
во множественном числе.
1.Режущий инструмент из двух раздвигающихся лезвий с кольцеобразными ручками.
2.Детская игра, в которой один из участников с завязанными глазами ловит других - ….
3. Промежуток времени в 24 часа (день и ночь) – …
4. Прибор для определения времени – …
5.Жидкость, которую раньше использовали для письма - ….
6. Парфюмерное средство - ароматическая жидкость на спиртовом растворе - …
7. Металлические или бумажные знаки, которыми платят за что-нибудь – …
8.Отверстие для въезда, выезда в стене, в заборе, а также то, чем закрывают это отверстие - …
9. Приспособление, употребляемое для того, чтобы лучше видеть или защитить глаза от чего-либо - …
Упр. 2. Назвать термин по определению.
1.Красная строка, отступ в начале строки.
2.Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? куда? откуда? почему? зачем? и как? когда? Подчёркивается точка тире, точка тире.
3.Образное художественное определение.
4.Выделение одного из слогов в слове силой голоса.
5.Перенесение человеческих качеств или черт на неодушевленные предметы и явления.
6.Наука о небесных светилах
7.Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
8.Слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по смыслу
9.Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой.
10.Сборник таблиц, карт, специальных рисунков, описывающих горы, океаны, континенты.
Упр. 3. Напишите слова, значение которых дано ниже.
1) Место на реке, где ее можно перейти
2) Отверстие вулкана
3) Наука о небесных светилах
4) Место, где скрещиваются улицы
5) Речь, произнесенная одним актером
6) Снег в форме причудливого кристалла
7) Старинная посуда в форме полушария
8) Волшебник, колдун
9) Ограда по краю лестницы
10) Газообразная оболочка, окружающая Землю и некоторые другие планеты
11) Группа вьючных животных, перевозящих грузы, людей
Упр. 4. Заменить иноязычные по своему происхождению слова русскими синонимами:
актуальный
сувенир
антракт
эгоизм
дискуссия компенсация
шоссе
фиаско
триумф
экспорт
импорт
саммит
авеню
шеф
орфография
Упр. 5. Подберите к словам заимствованные слова-синонимы.
Подарок, краткий перерыв между действиями спектакля, спор, блестящий успех, возмещение ущерба, дорога с твёрдым покрытием, ввоз товаров из-за границы, вывоз товаров за границу, полная неудача (поражение), сотрудник газеты или журнала, рисунки в журнале или книге.
Вот слово. Для решенья в нем отыщите два значенья: несется первое к реке, второе щелкнуло в замке.
В бою и рубят и взрывают, а после боя развлекают.
Каким словом называют и птицу, и шест у колодца?
Каким словом называем и охотника, и лекарственное растение?
Упр. 8. По значению необходимо назвать слово (интернациональная лексика)
1.Описание чьей-нибудь жизни ____________ Описание своей жизни
2. Специалист по управлению, вождению и обслуживанию летательных аппаратов
3.Наука, изучающая поверхность Земли с ее природными условиями, распределение на ней населения, экономических ресурсов
4.Аппарат для дыхания под водой при погружении человека на небольшую глубину
5.Парк с водными аттракционами, бассейнами, водяными горками
6.Устройство для автоматического управления летательным аппаратом
7. Землемерие
8. Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров
9. Большая станция пригородного или междугородного автобусного сообщения
10.Совокупность наук о живой природе, о закономерностях жизни
11.Собственноручная, обычно памятная, надпись или подпись
12.Воздушная почта
13.Прибор для измерения температуры
14. Специальный сосуд для хранения содержимого при постоянной температуре
15. Прибор для измерения атмосферного давления
16.Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования
17. Правила написания слов и их форм
18. Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, слог, ударение
5. Подведение итогов урока.
6.Домашняя работа: дать толкование фразеологизмам ахиллесова пята, кануть в Лету, прокрустово ложе, яблоко раздора, ящик Пандоры, сизифов труд, перейти Рубикон. Подготовить историю возникновения одного из указанных фразеологизмов (по выбору учащегося)