Цель:
- систематизация знаний и проверка уровня языковой компетенции учащихся в рамках темы «Фонетика», совершенствовать умения производить транскрипцию слова
- показать роль правильного литературного произношения и ударения в устном общении;
- провести тестирование по подготовке к экзамену и ЦТ;
- развивать умственную деятельность учащихся; умения применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.
- воспитывать интерес, уважение к русскому языку; формировать навыки сотрудничества, воспитывать навыки самоконтроля, стремления к самосовершенствованию.
Оборудование:
1) карточки с заданиями;
2) материалы презентации, выполненные в программе Power Point.
3) электронные тренажёры «Фраза», «1С: репетитор»
Методика урока: теоретическое повторение, тренировочные упражнения.
Форма урока: урок повторения с использованием ИКТ, элементов технологии сотрудничества.
Ход урока
Мотивационный момент
I. Сообщение темы, цели урока.
Орфографическая разминка / тренажёр «Фраза»/, онлайн - тест
II. Актуализация знаний по теме “Фонетика”.
- Беседа с учащимися
- Какое княжество волшебной страны Русского языка является самым старинным? Почему?
- Что изучает фонетика?
- Как называется минимальная единица языка? (Фонема)
- Звуки, при образовании которых воздушная струя проходит через рот без препятствий.
- Сильная позиция для гласных звуков?
Охарактеризуйте согласные звуки
- При образовании этих звуков воздушная струя проходит через рот, преодолевая различные препятствия.
- Сильная позиция для согласных звуков?
- Чем отличаются звуки и буквы?
III. Тренировочные упражнения.
- Работа с учебником § 8-10, упр. 69 устно
Назовите основные фонетические процессы, происходящие в словах:
сожалеть, укоризна (редукция - ослабление произношения гласных звуков),
сочувствовать, предерзостный (выпадение-процесс, при котором в сочетаниях согласных стн, здн, вст, дц, лнц и других происходит выпадение звука),
робкий, небоскрёб (оглушение-процесс, при котором звонкие согласные перед глухими и в конце слова произносятся как глухие звуки),
косьба, айсберг (озвончение - глухие в положении перед звонкими произносятся как звонкие),
счёт (стяжение- процесс, при котором сочетание нескольких согласных произносится как 1 долгий звук).
Упр. 70,71 – устно
- Запишите слова в тетради. Сверху укажите, какие звуки будут соответствовать выделенным буквам.
- Устно охарактеризуйте звуки, соответствующие выделенным звукам.
- Какими звуками различаются следующие пары слов?
ВОЛ – ВЕЛ ПЛОТЫ – ПЛОДЫ СУПЫ- ЗУБЫ ЛУК – ЛЮК МОЛ - МЕЛЬ
- Запишите транскрипцию следующих слов, распределяя их по трём столбцам
Кость, въезд, ее, ежик, женитьба, есть, мозг, молоко, подружиться, подсчет, приют, сбежал, ферзь, рушится, шведский, ясно.
Количество букв и звуков в слове совпадает.
Звуков в слове больше, чем букв.
Звуков в слове меньше, чем букв.
- Определите, сколько раз встречается звук [Ы] в следующих строчках:
Аист жил у нас на крыше,
А в подвале жили мыши
Работа в парах
- Определите, какой согласный звук (глухой или звонкий) обозначен подчёркнутой буквой. Какие фонетические процессы наблюдаются в приведённых словах?
Забастовка, сдаться, от дома, любовь, что, указка, честный, рябь, мороз, к берегу.
- Укажите слова, соответствующие описанию:
- Слово, в котором два мягких и два твёрдых согласных звука: полевые, описание, ответ;
- Слово, в котором все согласные звуки твердые: широта, желать, цивилизация;
- Слово, в котором все согласные звуки мягкие: чешуя, чаща, шикарный.
- Выполнить фонетический разбор слова дыхание
Работа с текстом.
Отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Определить, какие качества звуков придают поэтической речи особую мелодичность.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
IV Подготовка к экзамену и ЦТ тренажёр «1С: репетитор»
V Рефлексия
О чем шла речь на уроке?
Какие задания показались наиболее сложными (вызвали затруднения)?
Какие умения и навыки совершенствовали?
VI Домашнее задание
§ 8-10, подготовить устное сообщение «Фонетика – раздел науки о языке». Выполнить фонетический разбор слова ПОНЯТИЕ
VII Итог урока. Собрать тетради на проверку.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Фонетика. Звуковая сторона слова".»
Фонетика. Звуковая сторона слова
Цель:
систематизация знаний и проверка уровня языковой компетенции учащихся в рамках темы «Фонетика», совершенствовать умения производить транскрипцию слова
показать роль правильного литературного произношения и ударения в устном общении;
провести тестирование по подготовке к экзамену и ЦТ;
развивать умственную деятельность учащихся; умения применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.
воспитывать интерес, уважение к русскому языку; формировать навыки сотрудничества, воспитывать навыки самоконтроля, стремления к самосовершенствованию.
Оборудование:
1) карточки с заданиями;
2) материалы презентации, выполненные в программе Power Point.
3) электронные тренажёры «Фраза», «1С: репетитор»
Методика урока: теоретическое повторение, тренировочные упражнения.
Форма урока: урок повторения с использованием ИКТ, элементов технологии сотрудничества.
Ход урока
Мотивационный момент
I. Сообщение темы, цели урока.
Орфографическая разминка / тренажёр «Фраза»/, онлайн - тест
II. Актуализация знаний по теме “Фонетика”.
Беседа с учащимися
Какое княжество волшебной страны Русского языка является самым старинным? Почему?
Что изучает фонетика?
Как называется минимальная единица языка? (Фонема)
Звуки, при образовании которых воздушная струя проходит через рот без препятствий.
Сильная позиция для гласных звуков?
Охарактеризуйте согласные звуки
При образовании этих звуков воздушная струя проходит через рот, преодолевая различные препятствия.
Сильная позиция для согласных звуков?
Чем отличаются звуки и буквы?
III. Тренировочные упражнения.
Работа с учебником
§ 8-10, упр. 69 устно
Назовите основные фонетические процессы, происходящие в словах:
сожалеть, укоризна (редукция - ослабление произношения гласных звуков),
сочувствовать, предерзостный (выпадение--процесс, при котором в сочетаниях согласных стн, здн, вст, дц, лнц и других происходит выпадение звука),
робкий, небоскрёб (оглушение-процесс, при котором звонкие согласные перед глухими и в конце слова произносятся как глухие звуки),
косьба, айсберг (озвончение - глухие в положении перед звонкими произносятся как звонкие),
счёт (стяжение- процесс, при котором сочетание нескольких согласных произносится как 1 долгий звук).
упр. 70,71 – устно
Запишите слова в тетради. Сверху укажите, какие звуки будут соответствовать выделенным буквам.
Клюшка , рябенький, сёстры, север, солянка, люкс
Устно охарактеризуйте звуки, соответствующие выделенным звукам.
Столб, просьба, ножка, сделать, женитьба, мармелад.
Какими звуками различаются следующие пары слов?
ВОЛ – ВЕЛ
ПЛОТЫ – ПЛОДЫ
СУПЫ- ЗУБЫ
ЛУК – ЛЮК
МОЛ - МЕЛЬ
Запишите транскрипцию следующих слов, распределяя их по трём столбцам
Кость, въезд, ее, ежик, женитьба, есть, мозг, молоко, подружиться, подсчет, приют, сбежал, ферзь, рушится, шведский, ясно.
Количество букв и звуков в слове совпадает. | Звуков в слове больше, чем букв. | Звуков в слове меньше, чем букв. |
Определите, сколько раз встречается звук [Ы] в следующих строчках:
Аист жил у нас на крыше,
А в подвале жили мыши
Работа в парах
Определите, какой согласный звук (глухой или звонкий) обозначен подчёркнутой буквой. Какие фонетические процессы наблюдаются в приведённых словах?
Забастовка, сдаться, от дома, любовь, что, указка, честный, рябь, мороз, к берегу.
Укажите слова, соответствующие описанию:
Слово, в котором два мягких и два твёрдых согласных звука: полевые, описание, ответ;
Слово, в котором все согласные звуки твердые: широта, желать, цивилизация;
Слово, в котором все согласные звуки мягкие: чешуя, чаща, шикарный.
Выполнить фонетический разбор слова дыхание
Работа с текстом.
Отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Определить, какие качества звуков придают поэтической речи особую мелодичность.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
IV Подготовка к экзамену и ЦТ тренажёр «1С: репетитор»
V Рефлексия
О чем шла речь на уроке?
Какие задания показались наиболее сложными (вызвали затруднения)?
Какие умения и навыки совершенствовали?
VI Домашнее задание
§ 8-10, подготовить устное сообщение «Фонетика – раздел науки о языке». Выполнить фонетический разбор слова ПОНЯТИЕ
VII Итог урока. Собрать тетради на проверку.