kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Фонетика. Звуковая сторона слова".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

  • систематизация знаний и проверка уровня языковой компетенции учащихся в рамках темы «Фонетика», совершенствовать умения производить транскрипцию слова
  • показать роль правильного литературного произношения и ударения в устном общении;
  • провести тестирование по подготовке к экзамену и ЦТ;
  • развивать умственную деятельность учащихся; умения применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.
  • воспитывать интерес, уважение к русскому языку; формировать навыки сотрудничества, воспитывать навыки самоконтроля, стремления к самосовершенствованию.

Оборудование:

1) карточки с заданиями;

 2) материалы презентации, выполненные в программе Power Point.

3) электронные тренажёры «Фраза», «1С: репетитор»

Методика урока: теоретическое повторение, тренировочные упражнения.

Форма урока: урок повторения с использованием ИКТ, элементов технологии сотрудничества.

Ход урока

Мотивационный момент

I. Сообщение темы, цели урока.

Орфографическая разминка / тренажёр «Фраза»/, онлайн - тест

II. Актуализация знаний по теме “Фонетика”.

  1. Беседа с учащимися
  • Какое княжество волшебной страны Русского языка является самым старинным? Почему?
  • Что изучает фонетика?
  • Как называется минимальная единица языка? (Фонема)
  • Звуки, при образовании которых воздушная струя проходит через рот без препятствий.
  • Сильная позиция для гласных звуков?

Охарактеризуйте согласные звуки

  • При образовании этих звуков воздушная струя проходит через рот, преодолевая различные препятствия.
  • Сильная позиция для согласных звуков?
  • Чем отличаются звуки и буквы?

III. Тренировочные упражнения.

  1. Работа с учебником    §  8-10,   упр. 69 устно

Назовите основные фонетические процессы, происходящие в словах:

сожалеть, укоризна (редукция - ослабление произношения гласных звуков),

сочувствовать, предерзостный (выпадение-процесс, при котором в сочетаниях согласных стн, здн, вст, дц, лнц и других происходит выпадение звука),

робкий, небоскрёб (оглушение-процесс, при котором звонкие согласные перед глухими и в конце слова произносятся как глухие звуки),

косьба, айсберг (озвончение - глухие в положении перед звонкими произносятся как звонкие),

счёт (стяжение- процесс, при котором сочетание нескольких согласных произносится как 1 долгий звук).

Упр. 70,71 – устно

  1. Запишите слова в тетради. Сверху укажите, какие звуки будут соответствовать выделенным  буквам.
  2. Устно охарактеризуйте звуки, соответствующие выделенным звукам.
  3. Какими звуками различаются следующие пары слов?

ВОЛ – ВЕЛ       ПЛОТЫ – ПЛОДЫ        СУПЫ- ЗУБЫ       ЛУК – ЛЮК       МОЛ - МЕЛЬ

  1. Запишите транскрипцию следующих слов, распределяя их по трём столбцам

Кость, въезд, ее, ежик, женитьба, есть, мозг, молоко, подружиться, подсчет, приют, сбежал, ферзь, рушится, шведский, ясно.

Количество букв и звуков в слове совпадает.

Звуков в слове больше, чем букв.

Звуков в слове меньше, чем букв.

  1. Определите, сколько раз встречается звук [Ы] в следующих строчках:

Аист жил у нас на крыше,

А в подвале жили мыши

Работа в парах

  1. Определите, какой согласный звук (глухой или звонкий) обозначен подчёркнутой буквой. Какие фонетические процессы наблюдаются в приведённых словах?

Забастовка, сдаться, от дома, любовь, что, указка, честный, рябь, мороз,  к берегу.

  1. Укажите слова, соответствующие описанию:
  1. Слово, в котором два мягких и два твёрдых согласных звука: полевые, описание, ответ;
  2. Слово, в котором все согласные звуки твердые: широта, желать, цивилизация;
  3. Слово, в котором все согласные звуки мягкие: чешуя, чаща, шикарный.
  1. Выполнить фонетический разбор слова дыхание

Работа с текстом.

Отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Определить, какие качества звуков придают поэтической речи особую мелодичность.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

IV Подготовка к экзамену и ЦТ тренажёр «1С: репетитор»

V  Рефлексия

О чем шла речь на уроке?

Какие задания показались наиболее сложными (вызвали затруднения)?

 Какие умения и навыки совершенствовали?

VI Домашнее задание

§  8-10,  подготовить устное сообщение «Фонетика – раздел науки о языке». Выполнить фонетический разбор слова ПОНЯТИЕ

VII  Итог  урока.  Собрать тетради на проверку.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Фонетика. Звуковая сторона слова".»

Фонетика. Звуковая сторона слова


Цель:

  • систематизация знаний и проверка уровня языковой компетенции учащихся в рамках темы «Фонетика», совершенствовать умения производить транскрипцию слова

  • показать роль правильного литературного произношения и ударения в устном общении;

  • провести тестирование по подготовке к экзамену и ЦТ;

  • развивать умственную деятельность учащихся; умения применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.

  • воспитывать интерес, уважение к русскому языку; формировать навыки сотрудничества, воспитывать навыки самоконтроля, стремления к самосовершенствованию.

Оборудование:

1) карточки с заданиями;

2) материалы презентации, выполненные в программе Power Point.

3) электронные тренажёры «Фраза», «1С: репетитор»

Методика урока: теоретическое повторение, тренировочные упражнения.

Форма урока: урок повторения с использованием ИКТ, элементов технологии сотрудничества.


Ход урока


Мотивационный момент

I. Сообщение темы, цели урока.

Орфографическая разминка / тренажёр «Фраза»/, онлайн - тест

II. Актуализация знаний по теме “Фонетика”.

  1. Беседа с учащимися

  • Какое княжество волшебной страны Русского языка является самым старинным? Почему?

  • Что изучает фонетика?

  • Как называется минимальная единица языка? (Фонема)

  • Звуки, при образовании которых воздушная струя проходит через рот без препятствий.

  • Сильная позиция для гласных звуков?

Охарактеризуйте согласные звуки

  • При образовании этих звуков воздушная струя проходит через рот, преодолевая различные препятствия.

  • Сильная позиция для согласных звуков?

  • Чем отличаются звуки и буквы?


III. Тренировочные упражнения.

  1. Работа с учебником

§ 8-10, упр. 69 устно

Назовите основные фонетические процессы, происходящие в словах:

сожалеть, укоризна (редукция - ослабление произношения гласных звуков),

сочувствовать, предерзостный (выпадение--процесс, при котором в сочетаниях согласных стн, здн, вст, дц, лнц и других происходит выпадение звука),

робкий, небоскрёб (оглушение-процесс, при котором звонкие согласные перед глухими и в конце слова произносятся как глухие звуки),

косьба, айсберг (озвончение - глухие в положении перед звонкими произносятся как звонкие),

счёт (стяжение- процесс, при котором сочетание нескольких согласных произносится как 1 долгий звук).

упр. 70,71 – устно

  1. Запишите слова в тетради. Сверху укажите, какие звуки будут соответствовать выделенным буквам.

Клюшка , рябенький, сёстры, север, солянка, люкс

  1. Устно охарактеризуйте звуки, соответствующие выделенным звукам.

Столб, просьба, ножка, сделать, женитьба, мармелад.

  1. Какими звуками различаются следующие пары слов?

ВОЛ – ВЕЛ

ПЛОТЫ – ПЛОДЫ

СУПЫ- ЗУБЫ

ЛУК – ЛЮК

МОЛ - МЕЛЬ

  1. Запишите транскрипцию следующих слов, распределяя их по трём столбцам

Кость, въезд, ее, ежик, женитьба, есть, мозг, молоко, подружиться, подсчет, приют, сбежал, ферзь, рушится, шведский, ясно.

Количество букв и звуков в слове совпадает.

Звуков в слове больше, чем букв.

Звуков в слове меньше, чем букв.

  1. Определите, сколько раз встречается звук [Ы] в следующих строчках:

Аист жил у нас на крыше,

А в подвале жили мыши


Работа в парах

  1. Определите, какой согласный звук (глухой или звонкий) обозначен подчёркнутой буквой. Какие фонетические процессы наблюдаются в приведённых словах?

Забастовка, сдаться, от дома, любовь, что, указка, честный, рябь, мороз, к берегу.

  1. Укажите слова, соответствующие описанию:

  1. Слово, в котором два мягких и два твёрдых согласных звука: полевые, описание, ответ;

  2. Слово, в котором все согласные звуки твердые: широта, желать, цивилизация;

  3. Слово, в котором все согласные звуки мягкие: чешуя, чаща, шикарный.

  1. Выполнить фонетический разбор слова дыхание


Работа с текстом.

Отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Определить, какие качества звуков придают поэтической речи особую мелодичность.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.


IV Подготовка к экзамену и ЦТ тренажёр «1С: репетитор»


V Рефлексия

О чем шла речь на уроке?

Какие задания показались наиболее сложными (вызвали затруднения)?

Какие умения и навыки совершенствовали?


VI Домашнее задание

§ 8-10, подготовить устное сообщение «Фонетика – раздел науки о языке». Выполнить фонетический разбор слова ПОНЯТИЕ


VII Итог урока. Собрать тетради на проверку.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока "Фонетика. Звуковая сторона слова".

Автор: Драчиловская Ольга Станиславовна

Дата: 25.12.2015

Номер свидетельства: 270349

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока по теме "Фонетическая структура современного английского языка" "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-po-tiemie-fonietichieskaia-struktura-sovriemiennogho-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "158498"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421755367"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «произношение сочетаний букв ЧК, ЧН» "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-po-tiemie-proiznoshieniie-sochietanii-bukv-chk-chn"
    ["file_id"] => string(6) "232094"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442751546"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Конспект урока по теме "Фонетика""
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekt-uroka-po-tiemie-fonietika"
    ["file_id"] => string(6) "248551"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446739122"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по русскому языку "Лексическое значение слова" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-lieksichieskoie-znachieniie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "232791"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442922161"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства