Тема: «Родственные слова».
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Образовательные цели:
• Сформировать знания учащихся по теме, продолжить работу по формированию навыков каллиграфического письма,
• уметь правильно произносить слова,
• способствовать обогащению словарного запаса детей.
Развивающие:
• развивать устную речь и фонематический слух,
• совершенствовать культуру речи,
• развивать орфографическую зоркость,
• расширять кругозор младших школьников;
• развивать психологические процессы: память, мышление, восприятие, внимание, эмоции,
• способность к самоконтролю;
• развивать умение выполнять вербальные инструкции учителя;
• развивать способность к рациональной организации своего труда и рабочего места.
Воспитательные:
• воспитывать любознательность, пытливость при получении знаний;
• формировать интерес к изучению родного языка;
• воспитывать чувство уважения, взаимовыручки, аккуратность, усидчивость,
• самостоятельность, дисциплинированность.
Планируемые результаты:
Личностные:
развитие учебно – познавательного интереса к учебному материалу и способам решения поставленных задач; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Предметные: сформировать представление учащихся о родственных словах, конкретизировать знания о словах, осознанно подходить к выбору и написанию слов с большой буквы и словарных слов;
Метапредметные: учить умению принимать учебную задачу, планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей, искать средства её осуществления, вносить коррективы в выполнение действий, проявлять инициативу и самостоятельность;
учить использовать алгоритм для решения учебно-познавательной задачи;
развивать способность к осуществлению логических операций сравнения, классификации;
способствовать развитию умений сотрудничать с учителем и учащимися при решении учебных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
использовать в речи языковые средства, соответствующие цели и условию общения; учитывать разные мнения и стремиться к координации позиций в деловом сотрудничестве; оформлять свою мысль в устной и письменной форме речи.
Оборудование: приложение на листах для выполнения заданий, методические пособие.
Литература:
Андрианова, Т.М. Русский язык: 1-й кл. : учебник / Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина.- М.:АСТ: Астрель, 2011. – 94, [2] с.: ил. – (Планета знаний).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
развитие учебно – познавательного интереса к учебному материалу и способам решения поставленных задач; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Предметные: сформировать представление учащихся о родственных словах, конкретизировать знания о словах, осознанно подходить к выбору и написанию слов с большой буквы и словарных слов;
Метапредметные: учить умению принимать учебную задачу, планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей, искать средства её осуществления, вносить коррективы в выполнение действий, проявлять инициативу и самостоятельность;
учить использовать алгоритм для решения учебно-познавательной задачи;
развивать способность к осуществлению логических операций сравнения, классификации;
способствовать развитию умений сотрудничать с учителем и учащимися при решении учебных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
использовать в речи языковые средства, соответствующие цели и условию общения; учитывать разные мнения и стремиться к координации позиций в деловом сотрудничестве; оформлять свою мысль в устной и письменной форме речи.
Оборудование: приложение на листах для выполнения заданий, методические пособие.
Литература:
Андрианова, Т.М. Русский язык: 1-й кл. : учебник / Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина.- М.:АСТ: Астрель, 2011. – 94, [2] с.: ил. – (Планета знаний).
Эскиз доски:
Двадцать четвёртое апреля.
Классная работа.
Задания
( лист со словами)
Структура урока:
Организационный момент (1 мин.).
Целеполагание. Изучение нового материала.(15 мин.)
Физминутка (1 мин.)
Чистописание.(10 мин.)
Закрепление и обобщение знаний.(10 мин.)
Итог урока. Рефлексия. (1 мин.).
Ход урока:
Организационный момент.
Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.
Здравствуйте, дети! Меня зовут Ксения Юрьевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка
Целеполагание. Изучение нового материала.
Написать на доске, или проговорить вслух слова: белок, побелка, белить, добелить. Что объединяет эти слова? Правильно, у этих слов есть одинаковые части. Ребята, у всех слов есть родственники, вот например эти слова «родственники», а правильно их называть родственными. Эти слова похожи не только своим произношением, но и близки по смыслу. Итак тема нашего сегодняшнего урока «Родственные слова» ( Написать тему урока на доске).
Давайте вместе подумаем и приведем еще примеры родственных слов. Начну я, слово берёза берёзка берёзовый подберёзовик. ( Дети приводят еще примеры)
А сейчас давайте откроем учебник на странице 76 и выполним упражнение №2. Дети читают стихотворение С. Мосияша и объясняют значение подчеркнутых слов (чай – сухая заварка, чайный – куст на нем растут листики чая, чай – напиток, чайник – посуда для заварки чая.) Учащиеся называют во всех этих словах общую часть (чай) и делают вывод о том, что данные слова близки по смыслу.
Физминутка
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
Так, хорошо продолжим наш урок. Давайте рассмотрим упражнение №3. На материале данного упражнения дети учатся находить родственные слова. Ребята давайте прочитаем первый столбик. Как вы считаете какое слово здесь лишнее и почему? Работа по распределению слов на три группы первоначально проводится устно с подробным обоснованием. Затем одна из групп ( на выбор) записывается в тетради.
Чистописание
Прописываются буквосочетания в рабочей тетради. Проводится диктант.
5. закрепление и обобщение знаний
Дети, а сейчас давайте выполним первое упражнение на стр. 34?
Найдем и подчеркнем родственнее слова.
(учащиеся прочитывают двустишие, и подчеркиваю родственные слова (светлячок,светит)) Ребята, а почему Светлячка так называют?
Молодцы, дети! Прочитайте, пожалуйста, упр. 2.(дети читают). Нужно вычеркнуть лишнее слова. Это упражнение направлено на то, чтобы развести понятия родственные предметы и родственные слова. Дети зачеркивают слова: жеребенок, телёнок, поросёнок.
Хорошо, молодцы. Давайте сделаем упражнение №3. Нужно обратить внимание учащихся на то, что отгадка должна быть точным ответом на вопрос загадки. Домишко (чей?) муравьиный.
(если останется время).
Итог урока (рефлексия)
Дети, вот и подходит к концу наш урок. Что вам показалось трудным? А что вам хорошо запомнилось? Все сегодня отлично поработали, все молодцы!