Тема урока | Развитие умения находить подлежащее и сказуемое.. |
Цель: | Формирование умения находить в простом предложении подлежащее и сказуемое. |
Задачи урока | Образовательные: формировать представление о понятиях «грамматическая основа предложения», «подлежащее», «сказуемое»; учить находить грамматическую основу предложения. Развивающая: развивать умение составлять предложения; совершенствовать умения самоанализа работы. Воспитательная: воспитывать интерес к родному языку; чувство гордости за то, что мы являемся носителями этого языка. |
Планируемый результат обучения | Познавательные УУД: сформировать умение находить в простом предложении грамматическую основу. Коммуникативные УУД: формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение. Личностные УУД: формировать умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке. |
Основная мысль урока | Умение составлять и правильно оформлять предложения сделает детей грамотными и образованными. |
Основные понятия | Грамматическая основа предложения, подлежащее, сказуемое. |
Межпредметные связи | Окружающий мир, литературное чтение. |
Форма проведения | урок с применением активных методов обучения |
| Основные: . Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Русский язык. Учебник для 3 класса, 2 часть. – М.: Баласс, 2011г; Дополнительные: Список литературы: Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 3-ий класс. Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, 2007г |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
предметные | метапредметные |
Оргмомент | «Всегда – учиться, все – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь».(М. Горький) -Как вы понимаете эти слова? -А вы хотите стать сильнее в знаниях? А для чего это нам нужно? -Тогда подарите друг другу улыбку | Да, мы узнаем что- то новое и станем сильнее в своих знаниях. . Да, хотим. Чтобы ваши знания пригодились дальше | | Личностные УУД. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Коммуникативные УУД Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
Минутка чистописания | - Откройте тетради по чистописанию на стр. 45 урок 122 правильная посадка , задание: пропишем заглавные буквы по образцу - Прочитаем предложение Небо совсем просветлело, дружней запели птицы. - О чём говориться в предложении?. - О каком времени года говориться в предложении ?о весне | А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Небо совсем просветлело, дружней запели птицы. | | |
Проблемамно- поисковая задача- | Запись предложения в тетради. Перед вами картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» Автор картины изобразил на ней один из обыкновенных весенних дней. В этом дне очень ощутим приход весны – снег почти растаял, и прилетели одни из первых птиц- грачи Грачи вьют гнёзда. Грачи вьют гнёзда. Ученики подчеркнули эти предложения таким образом. - Кто из них прав?. ! | | | |
Формирование темы урока | - Сформулируйте тему урока – Какая тема сегодняшнего урока - | Учиться находить грамматическую основу, или главные члены предложения. | | |
Повторение пройденного материала | Как называются слова в предложении? Чем являются главные члены в предложении? Из чего состоит основа предложения? На какие вопросы отвечают главные члены? | Члены предложения Грамм основа Подлеж сказуемое | | |
Словарная работа | запишите в тетрадь число 18 марта и классную работу начнём словарную работу.: сейчас 1)в настоящее время, скоро, теперь, например, сейчас за окном весна Снова- ещё раз, опять, вновь Например, Снова прилетели птицы с юга. - На какой вопрос отвечают эти слова? Какой части речи эти слова? Придумайте предложение с этими словами. | Дети записывают пропущенные буквы: а, е, о,о,а Дети поднимают руки Когда? Наречие Снова пришла весна | Умение подбирать проверочные слова к безударным гласным Умение писать словарные слова без ошибок. | Регулятивные УУД Осуществлять личностную рефлексию |
| -Используя эти все слова, составьте предложение по нашей картине. -Докажите, что это предложение. -Дайте характеристику предложения: по цели высказывания; по интонации. Когда мы составили предложение, то эти слова стали не просто словами определённой части речи, а членами пред -О чём говорится в этом предложении? Это подлежащее. Подчеркиваем одной чертой. Какой частью речи является подлежащее? Что говорится о весне? Это сказуемое. Подчеркиваем двумя чертами. Называем подлежащее и сказуемое вместе – это грамматическая основа предложения. -Что мы сейчас с вами сделали? Вывод: подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Именно в них заключена главная мысль, содержащаяся в предложении, вместе мы их называем – грамматическая основа. Без грамматической основы предложение не существует. | Предложение имеет законченную мысль. Слова в предложении связаны друг с другом. Предложение пишем с заглавной буквы, в конце ставим точку. Предложение по цели высказывания: повествовательное; по интонации: невосклицательное. Главную роль. О весне. Подлежащее. Весна (что сделала?) Весна пришла. Разобрали предложение по членам предложения. | Умение правильно оформлять предложение на письме, доказывать, что это предложение. Умение давать характеристику предложению. | Познавательные УУД. На основе анализа объектов делать выводы. |
| -Скажите, рад ли автор стихотворение, автор картины приходу весны? -Давайте мы с вами составим предложение о том, что и мы тоже радуемся приходу тепла, весны. -Найдите грамматическую основу предложения. Какими частями речи может быть выражено подлежащее? Сказуемое Вывод : подлежащее выражено местоимением, значит подлежащее может быть выражено именем сущ, , местоимением. Физкультминутка. гимнастика для глаз | Алексей Плещеев. Уж, тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь, Опять надолго миновала… Да, рад. Мы радуемся приходу тепла. Дети находят грамматическую основу предложения. Мы – это подлежащее, радуемся сказуемое Подлежащее может быть выражено именем существительным, местоимением. | Умение выразительно читать стихи. Умение находить грамматическую основу предложения. Умение правильно определять части речи. | Познавательные УУД. Выявлять особенности объектов. Регулятивные УУД Осуществлять личностную рефлексию. |
. | Работа по учебнику. Упр.406 стр. 147. Задание читает учитель, так как есть в задании алгоритм рассуждения. Каждый ученик комментирует предложение и рассуждает как находить подлежащее и сказуемое в предложении . | | | |
|
Работа в парах по карточкам. | А сейчас работаем по карточкам. Задание Дописать подлежащее в предложении. На какой вопрос отвечают подлежащее? __________ сияет. __________ бегут. _______ дует. _______ распускаются. | | | Познавательные УУД Обобщать и классифицировать по признакам. |
| -Давайте прочитаем, что же у вас получилось. Можно сказать, что вы составили предложения? Докажите. -Почему не будут предложениями: Цветы бегут? Листочки распускается? Проанализируйте свою работу. Что мы делали? Вывод: предложения состоят из грамматической основы. | Дети зачитывают предложения. Мы составляли предложения. Есть смысл, слова связаны между собой. Это грамматическая основа предложения. Слова не связаны по смыслу. Составляли предложения | Умение правильно соотносить слова. | Регулятивные УУД Осуществлять личностную рефлексию. |
Закрепление изученного | -Мы с вами много говорим о грамматической основе предложения .Работаем по учебнику стр .147 упр. 407- прочитаем задание Выполняем самостоятельно. Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? - Что делали? - | Дети вспоминают алгоритм. -Прочитай предложение -О ком или о чём говорится в предложении? -Задай вопрос (кто? или что?). Найди подлежащее -Подчеркни одной чертой. Какой часть речи выражено? -Найди, что говорится о подлежащем. -Задай вопросы (что делает? что сделает?). Найди сказуемое. -Подчеркни двумя чертами. Какой частью речи выражено? Прочитай грамматическую основу. | Умение читать и анализировать логическую цепочку предложений. | Познавательные УУД Представлять информацию в виде схемы. Коммуникативные УУД Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
Рефлексия | -О чём же мы говорили на уроке? -Почему подлежащее и сказуемое являются грамматической основой предложения?? -Я рада. Что вы всё поняли, ведь впереди тёплая весна. А чтобы это произошли ещё быстрее. -Д/З Запишите ещё 3 предложения о весне. Спасибо за урок! | Эти слова составляют предложение, выражают законченную мысль. Да Да. Да. | | Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Осуществлять личностную рефлексию. |