Конспект открытого урока в 5 классе по теме "БУКВЫ Ы-И ПОСЛЕ Ц"
Конспект открытого урока в 5 классе по теме "БУКВЫ Ы-И ПОСЛЕ Ц"
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Познокомить учащихся с опознавательным признаком-наличием Ц перед гласными, с правописанием Ы-И после Ц; сформировать орфографические навыки грамотного письма; воспитание любви к русскому языку
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3.Запишем число, классная работа. Спишем с доски слова и предложение.
III. Объяснение новой темы:
А теперь , ребята, посмотрим ещё раз на доску и прочитаем слова -Щебет, цирк, живи, чугун ( в каком слове есть согласный глухой, непарный, глухой непарный звук? Правильно (Ц ). Этот звук особенный и он сегодня будет гостем нашего урока. Сейчас ИКТ посмотрим на экран и прочитаем вслух слова (акация, цифры, улицы, лисицын, цыплёнок).Какой звук слышится во всех словах? (ЦЫ). Как вы думаете, какова задача нашего урока? Запишем тему урока.
- По правилам грамматики в именах существительных после ц пишется и…
- Кроме трёх случаев, когда пишется ы:
1) в окончаниях слов: синицы, птицы
2) в суффиксе –ын: сестрицын, курицын.
- Значит, и цыплёнок пишется через ы. (ученик)
- Почему?
- Потому что цыплёнок – курицын сын. (ученик)
- Цыплёнок, действительно, пишется через ы, но совсем не потому. Просто цыплёнок одно из тех четырёх слов, которые надо запомнить:
Цыган, цыплёнок, цыпочки, цыц (цыкнуть).
Во всех этих словах пишется ы после ц. Запомнили? А чтоб не забыли, я вам расскажу маленькое стихотворение, в которое входят все эти четыре слова
Цыган цыплёнка увидал,
Заиграл на скрипочке,
А цыплёнок услыхал –
Станцевал на цыпочках.
- А где ещё одно слово? (ученик)
- Да, где цыц? (второй ученик)
- Сейчас будет.
Цыц, ребята, не шуметь,
А то цыган собьётся,
Перестанет скрипка петь, наш урок сорвётся.
IV. А теперь посмотрим, как вы поняли новую тему
Внимание на экран (ИКТ)
Спишем слова в два столбика с ЦЫ и ЦИ
2.- Физминутка (сценка «Буквы поссорились»).
3. Обратимся к учебнику и выполним упр №462-устно, 463 письменно
(первую часть)
V. Рефлексия: отгадайте загадки и объясните орфограммы.
А).Он циркач, такой лихой, чертит круг одной ногой, а другой проткнул бумагу, уцепился и –ни шагу (Циркуль).
Б). Пятёрка братьев неразлучна, Им вместе никогда не скучно. Они работают пером, пилою, ложкой, топором. (пальцы)
В). Летом –в огороде, свежие зелёные
А зимою – в бочке, жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы, как зовут нас?... (огурцы)
Г).Проживают в трудной книжке хитроумные братишки.
Десять их ,но братья эти сосчитают всё на свете (цифры).
Д).Я чрезвычайное хитрое пальто, Меня не сможет расстегнуть, увы никто. (панцирь черепахи)
Е). Явился в жёлтой шубке: прощайте, две скорлупки.(цыплёнок).
VI. Ребята к нам пришёл почтальон Печкин и принёс письмо от Незнайки
Профессору Синицыну
Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птици мешают в работе.
Незнайка.
(Текст с ошибками, которые исправляются ярким красным цветом, с объяснением.)
Толкование новых слов.
Циклон – вихревое движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью.