Конспект урока "Знатоки русского языка" для 5 класса
Конспект урока "Знатоки русского языка" для 5 класса
Конспект урока или внеклассного занятия по русскому языку в виде игры по станциям, при прохождении которых, ученики не только обобщают полученные знания, то и узнают новые о частях речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Знатоки русского языка" для 5 класса»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа окружного округа г.Шарья Костромской области №21
Конспект игры – путешествия по русскому языку для 5 класса «Знатоки русского языка».
Подготовила: учитель русского языка и литературы
Каберник Светлана Владимировна
Существительное школа,
Просыпается – глагол,
С прилагательным – веселый
Новый школьный день прошел.
Встали мы – местоимение,
Бьет числительное – семь,
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием – отлично,
На уроках дорожим,
Соблюдаем мы прилично
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы,
Нам их надо повторять,
И при этом не лениться,
И ни часу ни терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах.
А потом у теплой печи
Повторяем части речи!
Сегодня мы с вами проведем игру, в которой выясним, кто из нашего класса является знатоками русского языка. Вы все разделены на 4 группы. Каждая группа – команда. Та команда, которая наберет наибольшее количество баллов, получит титул «Знатоки русского языка».
Я когда-то хотела стать поэтом. Но, как ни старалась, не смогла подобрать рифму к слову «пакля». Потом выяснилось, что к этому слову вообще нет рифмы. Итак, первое задание называется «Подбери рифму».
Задание №1. «Подбери рифму».
Попробуйте подобрать рифму к словам «ложка», «лампа», «кресло», «пенал» и составить с получившейся рифмой двустишия. Оценивается правильность, остроумие и интересность.
(5 минут). Ученики читают вслух, жюри оценивает. Каждое слово по 2 балла.
Задание №2. «Составьте предложение».
(на выполнение задания 5 минут)
Представьте, что в некоторых предложениях слова поиграли в чехарду перепутались. Помогите предложениям вернуть свой первоначальный вид, а для этого расставьте слова в нужном порядке.
Добавлять, изменять форму слов нельзя! Можно только переставлять, менять местами.
ВИДЕТЬ, МИРА, ХУДОЖНИКИ, ОКРУЖАЮЩЕГО, ПОМОГАЮТ, УМЕТЬ, НАМ, КРАСОТУ.
(ВЕРНЫЙ ОТВЕТ:
МЫ ЛЮБИМ ПОХОДЫ В ЛЕСА И ПОЛЯ.
БРОНЗОВЫЕ СТВОЛЫ СОСЕН ВОЗНОСЯТСЯ В ГОЛУБОЕ, ВЫСОКОЕ НЕБО.
СЕРЕЖА С СЕСТРОЙ ТАНЕЙ БЫЛИ ОДНИ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТОРОЖКЕ.
МАЛЬЧИК БЫСТРО ОДЕЛСЯ И ВЫБЕЖАЛ ИЗ ДОМА.
ХУДОЖНИКИ НАМ ПОМОГАЮТ УМЕТЬ ВИДЕТЬ КРАСОТУ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.)
ЗА ПРАВИЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ – 5 БАЛЛОВ.
Задание №3. «Допиши четверостишие».
Один начинающий поэт как-то решил сочинить короткие стихотворения про героев мультфильмов. Но, видимо, в этот день у него не было вдохновения, и он не смог закончить четверостишия. Вам нужно постараться и помочь начинающему поэту. (на выполнение задания 5 минут).
БУРАТИНО И АЛИСА
В МАГАЗИН СХОДИТЬ РЕШИЛИ…..
КАК-ТО ШРЕК С ФИОНОЙ ВМЕСТЕ
НА РЫБАЛКУ СОБРАЛИСЬ….
ВИННИ-ПУХ СКАЗАЛ ОДНАЖДЫ:
«БОЛЬШЕ МЕДУ ЕСТЬ НЕ БУДУ»…
КАРЛСОН В ГОСТИ К МАЛЫШУ
ПРИЛЕТЕЛ ПОД ВЕЧЕР…
Оценивается остроумие, но и рифма. Каждое в 2 балла.
Задание № 4. «Отгадай загадку и найди орфограмку?»
ЗАДАНИЕ: отгадать загадку, указав в отгадке орфограмму, как ее проверить?
- Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округи полила. (Гроза ).
- В лесу темно,
Все спят давно.
Одна птица не спит
На суку сидит,
Мышей сторожит. (Сова ).
Задание № 5. «Буриме». (4 минуты)
Давайте вспомним, что такое «буриме»? Играющий в неё должен сочинить стихотворение на заданные рифмы.
Сочините четверостишие, строчки, которого заканчиваются такими словами. у каждой группы свой набор слов.
КОШКА, ЛОЖКА, ОКОШКО, НЕМНОЖКО.
СТАКАН, БАНАН, КАРМАН, ОБМАН.
БЕГ, СНЕГ, ВЕК, ЧЕЛОВЕК.
КРУЖКА, ПОДРУЖКА, ЛЯГУШКА, ЧАСТУШКА.
2 балла за остроумие и правильность рифмы.
Задание № 6. «спрятавшиеся ноты». (4 минуты)
Сейчас я прочитаю предложение, а вы должны что-то заметить.
«Я и мой ДОг ДОбирались ДО ДОма под проливным ДОждем». Что вы заметили?
В том предложении встречается нота «ДО». А теперь вам нужно придумать предложение, в котором спрятались следующие ноты (по группам): ля, ми, ре ,фа.
(жюри может придумать предложение с нотой СИ).
2 балла за правильность и оригинальность.
Задание № 7.
Прослушайте текст. (3 минуты)
«Авантюрист Андрей Аркадьевич Антошкин арендовал автомобиль, акционировал амбар арбузов, а Андрея арестовал атаман аборигенов».
Предлагаю вам попробовать сочинить текст, в котором все слова будут начинаться с одной и той же буквы. (по группам: К, М, О, П, для жюри С).
Оценивается количество слов – за конкурс можно получить 4 балла.
Задание № 8. «Найди синоним».
В русском языке к каждому слову можно найти много слов близких по значению. Как называются эти слова? (синонимы). (4 минуты)
«глядеть» - «смотреть, распахнуть глаза, выпучить зенки и т.д.)
Вам нужно подобрать как можно больше синонимов к глаголам:
«учить», «говорить», «идти».
3 балла за наличие литературных слов, и большого их количества.
Задание № 9.
Составить текст из одних глаголов.
2 балла.
Задание № 10. «А если по-другому?»
Ребята, как вы думаете, любую ли фразу в русском языке можно заменить другими словами?
Попробуйте сказать по-другому, не повторив ни одного слова, но сохраняя смысл следующих фраз. (работают письменно, потом сдают на проверку 4 минуты)