Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " Учимся писать слова с сочетаниями чу - щу"»
Тема: «Учимся писать сочетания ЧУ - ЩУ».
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).
Цель урока: научить писать слова с буквосочетаниями чу/ щу.
Планируемый результат: научиться писать слова с буквосочетаниями чу/ щу.
Основные задачи :
Воспитательная : учить отстаивать своё мнение аргументировано, знать и стремиться выполнять правила работы в группе. : (регулятивные УУД, личностные УУД),;
Развивающая задача : уметь устанавливать в словах наличие изученной орфограммы. Учиться устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове .
Составить алгоритм написания буквосочетания чу/щу УУД: уметь классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям (регулятивные, познавательные УУД); уметь характеризовать звуки; наблюдать за способом произношения звуков ; уметь оценивать правильность составления алгоритма по аналогии самостоятельно (познавательные , регулятивные УУД), учиться от внутренней речи передавать информацию внешней речью; ( регулятивные, коммуникативные УУД, личностные УУД)
Обучающая: уметь пользоваться алгоритмом грамотного письма буквосочетаний чу / щу, (регулятивные, предметные УУД); учиться контролировать правильность записи текста, использовать способы проверки изученных орфограмм. (познавательные УУД, регулятивные УУД); прогнозировать использование толковых словарей и знать способы работы с ним, (предметные УУД, познавательные, регулятивные УУД, личностные УУД ).
Оборудование: сундучок с яблочком, карточки со словарными словами, иллюстрация щуки, слова – анаграммы, ребусы, предметные картинки, чугун.
Ход урока.
I.Организация внимания.
II.Изучение нового материала.
а). Вступительное слово учителя.
- Как называются произведения, которые мы изучаем на уроках литературного чтения? (Сказки)
- Сегодня на уроке русого языка мы отправимся в русскую народную сказку, героиня которой поможет вам запомнить новую орфограмму.
б). Словарная работа.
- Отгадайте загадку и назовите волшебный предмет, который покажет нам дорогу в эту сказку.
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Достаю из сундучка яблоко).
- Какую букву напоминает вам внешний вид яблока? (о).
- Ассоциация с внешним видом предмета поможет вам запомнить написание нового словарного слова.
ябл ко
- Выполните звукобуквенный анализ этого слова.
Яблоко – 3 сл., 6 б., 7 зв..
- Почему количество звуков больше, чем количество букв?
- Измените, слово так, чтобы оно обозначало маленький предмет.
яблчк Запишите.
- Измените, слово так, чтобы оно обозначало напиток, приготовленный из этих фруктов.
яблчный сок Запишите.
-Как называются записанные слова? (Родственные).
- Почему?
в). Знакомство с новой орфограммой.
- Вот это яблоко и поможет нам попасть в сказку, героиня которой хищная рыба с острыми зубами. Кто это?
- Назовите русскую народную сказку, героиней которой является щука.
- Сегодня эта щука у нас в гостях. (Иллюстрация).
- Щуки водятся в пресных водах. В России существует два вида щук
(обыкновенная и амурская). Длиной до 1,5 метров, весят до 35 килограммов, живут до 60 – 70 лет.
- Щука поможет вам познакомиться с новой орфограммой.
- Выполнив задание, вы узнаете, почему именно щука у вас в гостях.
- Назовите буквы, записанные на доске. (ж ш ч щ).
- Какие звуки они обозначают?
- Вспомните случай, который с ними однажды произошёл. (Грамматическая сказка: «Как поссорились шипящие с некоторыми гласными буквами»).
- Как повела себя буква Я после того, как шипящим вновь захотелось расширить круг своих друзей, и они позвали Я, Ю, Ы в лес за грибами и ягодами?
- А сегодня я расскажу вам о том, что произошло дальше.
- Заюлила буква Ю, стала защищать свою подружку Я. Буквы и её отправили в конец алфавита, поближе к букве Я.
Именно с того самого момента шипящие сказали, что никогда больше не будут дружить с буквами – зазнайками Я, Ю, Ы.
- Так возникла ещё одна орфограмма. Какая?
- Докажите, что буквы Ч и Щ могут обойтись без буквы Ю.
- Как вы думаете, почему именно щука у нас в гостях?
г). Работа по учебнику. (с. 52 – 53).
- Откройте учебник на странице 52, прочитайте правило.
- Вспомните слова, которые произносил Емеля, для того, чтобы исполнились его желания?
- По щучьему веленью – само собой, как по волшебству.
- По щучьему веленью, по моему хотенью: пусть мои ученики научатся писать слова с сочетаниями ЧУ – ЩУ.
- Как вы думаете, может ли это произойти само собой? (Нет).
- Что для этого нужно сделать? (Потрудиться).
Учебник (стр. 52 №2).
- Прочитайте слова. Какое местоимение можно употребить с этими словами? Измените слова так, чтобы их можно было употребить с местоимением Я. Запишите по одному слову с сочетаниями ЧУ – ЩУ.
III. Физминутка. Звучит песня кота Леопольда, Ученики повторяют движения за учителем и запоминают слова с новой орфограммой. Позже , называя, записывают их в тетради.
Кручу, кручу, кручу,
Педали кручу.
С горы, горы, горы
Как птица лечу.
Спешу, спешу, спешу
Налегке.
Навстречу
Радуге- дуге.
Пусть, пусть
Дорога вдаль бежит.
Грусть, пусть
На сердце не лежит.
Мне, всё на свете по плечу.
И с песней этой
Качу по свету.
Качу, качу, куда хочу.
IV. Интеллектуальный марафон (работа в парах).
а). Анаграммы.
Красная карточка: лучок – чулок (предмет одежды).
Синяя карточка: ручка – чурка (обрубок дерева).
б). Многозначные слова.
Красная карточка: ___чело.
Синяя карточка: ___гун.
- Вставь подходящие сочетания, запиши слово.
Запись сопровождается работой над значением слов, показом иллюстраций и самих предметов (чугун, чучело).
Чучело – 1. В саду, в огороде фигура наподобие человеческой, для
отпугивания птиц.
2. Точное воспроизведение животного, его фигура, покрытая
шкурой, перьями. (Показ).
3. Можно сказать о небрежно одетом человеке.
Чугун - 1. Сосуд округлой формы. (Показ). В таком сосуде казаки готовили
Еду.
2. Сплав железа с углеродом.
в). Разгадывание ребусов.
Красная карточка: ,,Р - щур (небольшая северная лесная
певчая птица). Показ иллюстрации.
Синяя карточка: ,,,м –чум (русское название
переносного жилища северных народов – конической
формы шатёр, покрытый шкурами, корой, войлоком).
Показ иллюстрации.
г). Учебник ( стр. 53 № 6).
- Из ударных слогов слов первой строчки составь слово. (Чучело, девочка, небеса – чудеса – необычные превращения).
- А сейчас я предлагаю вам провести превращения.
V.Рефлексия.
Учебник (стр. 52. №3)
- Прочитайте предложения. Замените слово Мы словом Я, если нужно, измените и другие слова текста. Запишите одно предложение. Прочитайте.
Мы хотим хорошо учиться. Мы учим уроки. Мы получим в школе прочные знания.