Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными"»
Конспект урока
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.
Класс: 11 « А»
Учитель : Агайсина Р. К.
Цели урока:1 формирование знаний о типах придаточных обстоятельственных в СПП, формирование умений определять типы придаточных СПП; развитие пунктуационных навыков ;
2.развитие навыков сопоставления; формирование умений анализировать языковой материал ; формирование умений анализировать полученную информацию;
3.воспитание культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе; формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Оборудование: компьютерная презентация, таблица«Типы придаточных предложений в русском языке», структурная карта урока.
Ход урока
СЛАЙД( тема урока)
1.Организационный момент.
2.Приём «Верно-неверно».
Задание: внимательно послушайте утверждения. Если согласны с ними, поднимайте руку.
1.СПП состоят из главной и придаточной части. +
2. Главное предложение уточняет или поясняет придаточное предложение.+
3.Части СПП соединяются при помощи запятых (союзов и союзных слов) -
4.Выделяют СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными +
5. Подчинительные союзы являются членами предложения. –
6. Союзные слова не являются членами предложения.-
7. Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы имен существительных. +
8.Какое место по отношению к главному могут в предложении занимать придаточные части ? Отобразите положение придаточного в предложении при помощи схем.
Задание : разберите следующее сложноподчинённое предложение по членам предложения, укажите разряды обстоятельств.
Миллионы людейв 2017 году (врем.) с нетерпением (обр. действ.) ждалиначала Универсиады, котораяпрошла в Алматы.(места).
1.Назовите обстоятельства в этом предложении, их значения и вопросы, на которые они отвечают. (Обстоятельства времени, образа действия, места).
2.Какие ещё обстоятельства бывают? (Цели, причины, сравнения, уступки, условия, следствия).
5 Работа с таблицей ( виды обстоятельств) ( слайд).
Учитель: 1. Сколько видов обстоятельств мы знаем? (9)
2. Повторим виды обстоятельств и вопросы , на которые они отвечают.
Учитель:подобные виды имеют и придаточные обстоятельственные.
Наша задача – выяснить, какие виды придаточных обстоятельственных существуют в русском языке, на какие вопросы отвечают, сколько видов придаточных обстоятельственных выделяют.
6 Работа по учебнику.
Задание : прочитайте материал в учебнике на стр.232-233 и сделайте вывод о том , какие бывают виды придаточных обстоятельственных предложений и на какие вопросы они отвечают.
Вопросы к классу:
1. Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо? (придаточные обстоятельственные называются так же, как обстоятельства).
2.Какую новую информацию вы получили? (Придаточные обстоятельственные напрямую связаны с обстоятельствами; узнали, с помощью каких союзов и союзных слов придаточные обстоятельственные присоединяются к главной части).
7.ПРИЁМ « Кластер». ( слайд)
Задание :предлагаю вам полученные сведения оформить в виде схемы (по-другому она называется кластер).
Что общего у обстоятельств и придаточных обстоятельственных?
Ответ : имеют те же значения, отвечают на те же вопросы, делятся на те же виды, что и обстоятельства в простом предложении.
8.Практическая работа ( слайд).
Задание : перепишите,расставьте знаки препинания, определите тип придаточных.
1.Сильвио был слишком умен и опытен, чтобы этого не заметить.(меры и степени).
2.Там в июле лужица, где в апреле река.(места).
3.Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. (цели).
4.Сидеть на берегу стало совсем неуютно ,так как с моря дул сильный и холодный ветер.(причины).
5.Лев рявкнул так громко, что все вздрогнули.( меры и степени).
(Слайд ) Ответы: ( 1 предложение –меры и степени; 2 – места; 3 -цели; 4- причины; 5- меры и степени).
9.Стадия рефлексии.
Перед вами диаграмма. Отличительные признаки сравниваемых понятий в ней уже указаны. В месте пересечения укажите сходные признаки.
Придаточные
обстоятельственные
в СПП.
Вывод:
Обстоятельственные придаточные, как правило, имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, отвечают на те же вопросы, делятся на те же виды.
10.Цифровой диктант ( слайд).
Задание : прочитайте предложения и запишите в 3 столбика номера этих предложений:
* в 1-й столбик СПП с придаточными определительными
во2-й столбик СПП с придаточными изъяснительными
в 3-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными
Известно , что слоны в диковинку у нас. (2-изъясн.)
Познаем друзей и близких в час, когда грозит беда (3-обст., врем.)
Я не хочу , чтоб свет узнал мою таинственную повесть. (2 –изьясн.)
4. Всякий труд важен, ибо облагораживает человека .( 3-обст., прич.)
5 Когда взошло солнце, ветер стих.(3-обст., врем.) .
6.Я степь люблю ,которую в боях завоевал.(1-опред.)
7.К ЭКСПО-17 в Астане строятся современные объекты, которые возводятся с применением передовых технологий строительства и защиты окружающей среды. (1-опред)
Ключ: определит . изъяснит. обстоятельст.
6,7 1,3 2, 4,5
11. Проверочная работа.
Задание : перепишите текст , определите типы придаточных предложений.
По лесу.
Чтобы скоротать время до вечера , я отправился побродить по лесу.
Была та мягкая оттепельная погода , какая иногда устанавливается в конце декабря после первых лютых стуж зимы .В такие дни зима как будто отдыхает, оглядывается, обдумывая, что бы ей такое сделать ещё. В воздухе медленно кружились снежинки. На дорогу они ложились прозрачными звездочками отдельно одна от другой, так что было жалко наступать на них. Облака в небе стояли совсем неподвижно, а в просветах между ними сияла чистейшая лазурь. Деревья то и дело шумно отряхивались и выпрямлялись , сбрасывая с себя груз, который навьючила недавняя метель.
У меня было такое ощущение, что я тоже сбросил какую- то тяжесть. ( Н. И. Рыленков)
12.ПРИЁМ «Анкетирование» .
Задание: заполните небольшую анкету, чтобы выяснить, интересен ли был сегодняшний урок
1.На уроке я работал активно / пассивно
2. Урок показался мне коротким / длинным 3.За урок я не устал / устал 4.Мое настроение стало лучше / стало хуже