Цели урока: повторить основные синтаксические понятия (словосочетание, предложение, виды предложений по цели высказывания), порядок синтаксического разбора.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
7 класс. Учебное пособие: «Русский язык. 7 класс». Автор Львова С.И.
Тема урока. Синтаксис. Виды предложения.
Цели урока:
1) повторить основные синтаксические понятия (словосочетание, предложение, виды предложений по цели высказывания), порядок синтаксического разбора;
2) отработка умения проводить орфографический анализа текста;
3) совершенствовать умение письменно выражать свое впечатление от картины.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Цель:
проверка готовности учащихся к уроку. Постановка цели урока.
Вопросы к классу:
- О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
- Какие задачи вы ставите перед собой?
- Где могут пригодиться знания, полученные на сегодняшнем уроке?
II.Комплексный анализ текста.
Цель: повторить сведения по орфографии, пунктуации, текстоведению, словообразованию; подготовка к восприятию темы урока.
1. Прочитайте текст.
На Дон надв…гается вечер. Совершенно неожиданно взвинчивается огромная стая каких-то птиц. Может быть скворцы? Ч…рной тучей они закрыли небо. Скорей всего, м…л…дые стали на крыло и учатся летать, тренируются.
Из гущины темно-зеленых камышей вел..чаво выплывает лебедь.
На песчаной отм…ли целая колония б…лоснежных чаек. Наработавшись за день ко сну готовятся отдыхают.
Выт…нув длинные ноги над рекой неторопливо прол…тает крупная цапля.
Есть еще нашем Дону места, где живет птица не пуганная человеком. Надо только захотеть ее увидеть.
(Г. Колесников).
2)Определите тему и основную мысль текста. Озаглавьте текст.
3). Определите стиль текста и тип речи. Докажите.
4).Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.
5). Выполните морфемный разбор причастия.
6). Составьте схему предложения с деепричастным оборотом.
Вывод.
III. Актуализация опорных знаний о видах предложений, интонации. (задания на стр. 70, упр.178, 179)
• Назовите разделы лингвистики, которые составляют грамматику. (морфология и синтаксис)
• Что изучает морфология? (слово как часть речи)
Что изучает синтаксис?
2.Работа со схемой. Виды словосочетаний.
-Приведите примеры словосочетаний из текста.
(именные:огромная стая;глагольные: закрыли небо; наречные: совершенно неожиданно )
Фронтальный опрос.( работа в группах)
Цель: 1)систематизирвать уже имеющиеся знания;
2)Отрабока умения строить высказывание на лингвистическую тему;
• Назовите виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по количеству грамматических основ.(повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные)
• На какие виды делятся простые предложения по наличию главных членов? (двусоставные и односоставные)
• Какие виды односоставных предложений вам известны? (с главным членом подлежащим и главным членом сказуемым)
• Какие виды предложений выделяют по наличию второстепенных членов? (распространенные и нераспространенные)
• Чем может быть осложнена структура простого предложения? (однородными членами, обособленными членами, вводными словами и предложениями, обращениями)
• На какие виды делятся сложные предложения по средствам связи его частей? (союзные и бессоюзные)
• Назовите виды союзных предложений. (ССП и СПП)
• Дайте синтаксическую характеристику предложения Есть еще нашем Дону места, где живет птица, не пуганная человеком. (повеств., невоскл.,сложное , СПП, союзное).
3. Упр. 178. Попросим семиклассников подумать над вопросом, поставленным в упражнении, а затем на примерах упражнения 179 понаблюдать за использованием интонации для передачи смысла предложений в зависимости от цели высказывания и привести свои примеры, показывающие, как при изменении интонации меняется высказывание.
Вывод.
IV.Предложения односоставные и двусоставные (упр. 182, 185 (1))
Цель: Систематизировать новую информацию и соотнести полученные сведения с собственными знаниями.
1.Предложим учащимся заполнить пропуски в таблице.
Виды предложений по наличию главных членов.
2.В процессе анализа первых двух примеров из упражнения 182 обратим внимание учеников на то, что глаголы, используемые в качестве сказуемых односоставных предложений, указывают на определённое лицо и не требуют использования при себеподлежащего.
3.При анализе двух последующих примеров укажем на обобщенное значение глаголов,выступающих в роли сказуемых. Подчеркнём, что в предложениях 1 – 4 используются личные формы глаголов. По своему усмотрению учитель может сообщить, что предложения 1, 2 являются определённо-личными, а 3, 4 – обобщённо-личными.
После этого учащиеся анализируют примеры безличных предложений. Важно, чтобы в своих ответах они отметили, что использованные в роли сказуемых безличных предложений глагольные формы не содержат значения лица и что при сказуемых, выраженных безличными глаголами, не может быть подлежащего.
Задание: выписать из упражнения 185 сначала предложения с одним главным членом-подлежащим, а затем – предложения с одним главным членом-сказуемым.
Вывод.
V. Сочинение-миниатюра по фотографии.
Цель:совершенствовать умение письменно выражать свое впечатление от картины.
Задание: выразите в 3-4 предложениях свое впечатление от пейзажа.
Резервное упр. 186
VI.Итогурока.
VII. Домашнее задание: 1) упр. 185 (2), 2) упр. 171;
2) индивидуальное задание – упр. 177.
Резерв – упр. 180, 181, 183.
Приложение к уроку.
Вопросы для групп.
1. Назовите виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по количеству грамматических основ. Приведите примеры.
2. На какие виды делятся простые предложения по наличию главных членов? Приведите примеры.
3. Какие виды односоставных предложений вам известны? Приведите примеры.
4. Какие виды предложений выделяют по наличию второстепенных членов? Приведите примеры.
5. Чем может быть осложнена структура простого предложения?
Приведите примеры.
6. На какие виды делятся сложные предложения по средствам связи его частей? Приведите примеры.
7. Назовите виды союзных предложений. Приведите примеры.
8. Дайте синтаксическую характеристику предложения: Есть еще нашем Дону места, где живет птица, не пуганная человеком.
Работа с текстом.
1. Прочитайте текст.
На Дон надв…гается вечер. Совершенно неожиданно взвинчивается огромная стая каких-то птиц. Может быть скворцы? Ч…рной тучей они закрыли небо. Скорей всего, м…л…дые стали на крыло и учатся летать, тренируются.
Из гущины темно-зеленых камышей вел..чаво выплывает лебедь.
На песчаной отм…ли целая колония б…лоснежных чаек. Наработавшись за день ко сну готовятся отдыхают.
Выт…нув длинные ноги над рекой неторопливо прол…тает крупная цапля.
Есть еще нашем Дону места, где живет птица не пуганая человеком. Надо только захотеть ее увидеть.
(Г. Колесников)
2)Определите тему и основную мысль текста. Озаглавьте текст.
3). Определите стиль текста и тип речи.
4). Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.
5). Выполните морфемный разбор причастия.
6). Составьте схему предложения с деепричастным оборотом.