kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 9 классе "Сложные предложения. Обобщающее повторение".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный урок по теме "Сложное предложение с союзной и бессоюзной связью".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 9 классе "Сложные предложения. Обобщающее повторение".»

Тема урока: Сложные предложения с созной и бессоюзной связью. Обобщающее повторение

9 класс

Цель урока:

закрепление умений обучающихся определять виды союзной и бессоюзной связи; прояснение сложных вопросов синтаксиса; отработка навыков постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторим лексику.

Запись на доске. Какое из перечисленных слов имеет значение «подстрекательство, побуждение кого-либо к таким действиям, которые повлекут за собой тяжелые, гибельные последствия»?

1) декларация 2) апелляция 3) провокация 4) оппозиция

III. Изучение нового материала

1. Анализ предложения

Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались озера. (Г.Березко)

- Выделите грамматические основы, составьте схему предложения.

- Сделайте вывод о способе связи предложений..

- Объясните, почему автор предпочитает постановку точки с запятой после первого простого предложения ( Грамматические основы: Дождь заливал, находился Горбунов, образовались озера). Части этого предложения связаны при помощи союзной и бессоюзной связи. Точка с запятой ставится в БСП тогда, когда хотя бы одно из входящих в его состав предложений осложнено или является сложным.

[ ]; [ сущ , (где… ), ].

2. Актуализация знаний по теме «Знаки препинания в БСП"

Опорная таблица 1 Запятая и точка с запятой в « БСП»

перечисление

[ ] , [ ].

Травка зеленеет, солнышко блестит.

[ распр.] ; [ осложн.]

Слабо шурша, падали шишки; вздыхая, шумел лес.


Учитель. Сложные предложения могут состоять из частей, связанных разными видами связи. Подумайте, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Что нам предстоит вспомнить? Какие цели мы поставим перед собой в начале урока? (Учащиеся формулируют тему и цели урока).

2.Учитель обобщает сказанное

Сложные предложения могут включать в свой состав предложения, соединенные между собой разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной. такие конструкции называются сложными предложениями с различными видами союзной и бессоюзной связи.

- Какие виды сложных предложений вам известны?

- Какой бывает связь между частями сложного предложения?

- Перечислите виды придаточных предложений.

- Как отличить союзы от союзных слов? Приведите примеры.

- В чем особенности постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении с общим членом?

В этом случае запятая между частями сложного предложения не ставится. Например:

А на дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки. (И.Бунин.)

- Какие сложные предложения называются бессоюзными?

- Какие средства связи используются в БСП? ( Содержание и интонация).

- Какие смысловые отношения выражаются между простыми предложениями в составе сложного бессоюзного? (перечисление, последовательность, сопоставление, пояснение, несоответствие, условие, причина, следствие, время, цель и др.)

- Какие знаки препинания применяются в БСП?

Таблица 2 Двоеточие в БСП

1. причина (потому что)

[ ] : [ ].

Печален я : со мною друга нет.

2. ( а именно) X п

[ ] : [ пояснение]

Погода была ужасная: ветер выл, снег падал хлопьями.

(что)

3.[ = гл., кр. прилаг. ( речь, мысль, чувство) ] : [ дополн., изъяснение].

Я понимаю: успеть к отходу поезда нельзя.

Я знаю...

Я рад…

Я негодовал…

III. Закрепление.

1) Пунктуационная разминка.

Расставьте знаки препинания, объясните их употребление.

1. Я встал и подошел к окну за стеклами все было снежно и безмолвно (Пауст.).

2. Солнце село сразу стало темнеть (В.Кр.).

3. Сашука угроза не пугает мать отходчива долго сердиться не умеет (Н.Д.).

2) Синтаксический разбор предложений (по вариантам) и взамопроверка работ.

I вариант. И колокола над Москвой рассылали окрест тот же торжественный звон, что и в первые дни победы, - стольный город принимал знатных гостей (Вл.Возовиков).

II вариант. Тесно стало в Кремле – каждый князь приехал хотя и с малым двором да со стражей. (Вл.Возовиков).

3) Диктант

Капля жизни

У одного бедного мальчика заболели отец и мать, мальчик не знал, чем им помочь, и сокрушался.

Однажды кто-то и говорит ему: «Есть одна пещера, и в этой пещере ежегодно в известный день на своде появляется капля чудодейственной живой воды, и кто эту каплю проглотит, тот сможет исцелять не только недуги телесные, но и душевные немощи». Скоро ли, долго ли - неизвестно, только мальчик отыскал эту пещеру и проник в нее.

Оглядевшись, он пришел в ужас: вокруг себя он увидел множество гадов самого разнообразного вида, со злыми глазами, страшных и отвратительных. Как только на своде пещеры появилась капля, как уже все гады потянулись к ней и раскрыли свои пасти. На мальчика нашел страх: вот-вот, думал он, все эти твари бросятся на него, вонзят свои жала; но он справился со своим ужасом, тоже потянулся за каплей, и – о чудо- капля живой воды упала ему прямо в рот.

Мальчик не только излечил своих родителей, - стал могуществен, богат, и слава о нем пошла далеко по свету. (Тургенев И.С.)

4. Анализ предложения, соотнесение его со схемой.

Сергей говорил это, а глаза помимо его воли оглядывали селение, то самое, о каком неотвязно думалось и помнилось в горчайший час Сталинградского побоища, и у Белгорода, под Верхней Масловкой, в кровавые июльские дни сорок третьего, и на Днепре, в утлом суденышке, в той крестьянской долбленке, которая, схваченная цепкими лапами немецких прожекторов, ныряла в багровых волнах песенной реки, неся на себе один лишь минометный расчет, вместе с которым переправлялся на правый берег и он, тогда лейтенант Ветлугин.

IV. Рефлексия учебной деятельности.

Сегодня на уроке я узнал…

Мне запомнилось…

Домашнее задание: Выписать из текста художественной литературы три предложения с союзной и бессоюзной связью. Разобрать их по членам предложения. Составить схему к одному из предложений.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока русского языка в 9 классе "Сложные предложения. Обобщающее повторение".

Автор: Чернова Татьяна Петровна

Дата: 17.01.2017

Номер свидетельства: 380383

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Обобщающее повторение материала по теме "Морфология", 7 класс (дети с нарушением слуха) "
    ["seo_title"] => string(103) "obobshchaiushchieie-povtorieniie-matieriala-po-tiemie-morfologhiia-7-klass-dieti-s-narushieniiem-slukha"
    ["file_id"] => string(6) "177792"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424708146"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "«Обобщающее повторение. В стране изученных Деепричастий» (урок-путешествие)"
    ["seo_title"] => string(85) "obobshchaiushchieiepovtorieniievstranieizuchiennykhdieieprichastiiurokputieshiestviie"
    ["file_id"] => string(6) "257915"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448403006"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока "Сложноподчиненное предложение с придаточным причины". "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-slozhnopodchiniennoie-priedlozhieniie-s-pridatochnym-prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "197759"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428308956"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока: "Способы выражения подлежащего", "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-sposoby-vyrazhieniia-podliezhashchiegho-1"
    ["file_id"] => string(6) "153984"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421084236"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства