Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 9 классе "Сложные предложения. Обобщающее повторение".»
Тема урока: Сложные предложения с созной и бессоюзной связью. Обобщающее повторение
9 класс
Цель урока:
закрепление умений обучающихся определять виды союзной и бессоюзной связи; прояснение сложных вопросов синтаксиса; отработка навыков постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторим лексику.
Запись на доске. Какое из перечисленных слов имеет значение «подстрекательство, побуждение кого-либо к таким действиям, которые повлекут за собой тяжелые, гибельные последствия»?
- Объясните, почему автор предпочитает постановку точки с запятой после первого простого предложения ( Грамматические основы: Дождь заливал, находился Горбунов, образовались озера). Части этого предложения связаны при помощи союзной и бессоюзной связи. Точка с запятой ставится в БСП тогда, когда хотя бы одно из входящих в его состав предложений осложнено или является сложным.
[ ]; [ сущ , (где… ), ].
2. Актуализация знаний по теме «Знаки препинания в БСП"
Опорная таблица 1 Запятая и точка с запятой в « БСП»
перечисление
[ ] , [ ].
Травка зеленеет, солнышко блестит.
[ распр.] ; [ осложн.]
Слабо шурша, падали шишки; вздыхая, шумел лес.
Учитель. Сложные предложения могут состоять из частей, связанных разными видами связи. Подумайте, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Что нам предстоит вспомнить? Какие цели мы поставим перед собой в начале урока? (Учащиеся формулируют тему и цели урока).
2.Учитель обобщает сказанное
Сложные предложения могут включать в свой состав предложения, соединенные между собой разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной. такие конструкции называются сложными предложениями с различными видами союзной и бессоюзной связи.
- Какие виды сложных предложений вам известны?
- Какой бывает связь между частями сложного предложения?
- Перечислите виды придаточных предложений.
- Как отличить союзы от союзных слов? Приведите примеры.
- В чем особенности постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении с общим членом?
В этом случае запятая между частями сложного предложения не ставится. Например:
А на дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки. (И.Бунин.)
- Какие сложные предложения называются бессоюзными?
- Какие средства связи используются в БСП? ( Содержание и интонация).
- Какие смысловые отношения выражаются между простыми предложениями в составе сложного бессоюзного? (перечисление, последовательность, сопоставление, пояснение, несоответствие, условие, причина, следствие, время, цель и др.)
- Какие знаки препинания применяются в БСП?
Таблица 2 Двоеточие в БСП
1. причина (потому что)
[ ] : [ ].
Печален я : со мною друга нет.
2. ( а именно) X п
[ ] : [ пояснение]
Погода была ужасная: ветер выл, снег падал хлопьями.
Расставьте знаки препинания, объясните их употребление.
1. Я встал и подошел к окну за стеклами все было снежно и безмолвно (Пауст.).
2. Солнце село сразу стало темнеть (В.Кр.).
3. Сашука угроза не пугает мать отходчива долго сердиться не умеет (Н.Д.).
2) Синтаксический разбор предложений (по вариантам) и взамопроверка работ.
I вариант. И колокола над Москвой рассылали окрест тот же торжественный звон, что и в первые дни победы, - стольный город принимал знатных гостей (Вл.Возовиков).
II вариант. Тесно стало в Кремле – каждый князь приехал хотя и с малым двором да со стражей. (Вл.Возовиков).
3)Диктант
Капля жизни
У одного бедного мальчика заболели отец и мать, мальчик не знал, чем им помочь, и сокрушался.
Однажды кто-то и говорит ему: «Есть одна пещера, и в этой пещере ежегодно в известный день на своде появляется капля чудодейственной живой воды, и кто эту каплю проглотит, тот сможет исцелять не только недуги телесные, но и душевные немощи». Скоро ли, долго ли - неизвестно, только мальчик отыскал эту пещеру и проник в нее.
Оглядевшись, он пришел в ужас: вокруг себя он увидел множество гадов самого разнообразного вида, со злыми глазами, страшных и отвратительных. Как только на своде пещеры появилась капля, как уже все гады потянулись к ней и раскрыли свои пасти. На мальчика нашел страх: вот-вот, думал он, все эти твари бросятся на него, вонзят свои жала; но он справился со своим ужасом, тоже потянулся за каплей, и – о чудо- капля живой воды упала ему прямо в рот.
Мальчик не только излечил своих родителей, - стал могуществен, богат, и слава о нем пошла далеко по свету. (Тургенев И.С.)
4. Анализ предложения, соотнесение его со схемой.
Сергей говорил это, а глаза помимо его воли оглядывали селение, то самое, о каком неотвязно думалось и помнилось в горчайший час Сталинградского побоища, и у Белгорода, под Верхней Масловкой, в кровавые июльские дни сорок третьего, и на Днепре, в утлом суденышке, в той крестьянской долбленке, которая, схваченная цепкими лапами немецких прожекторов, ныряла в багровых волнах песенной реки, неся на себе один лишь минометный расчет, вместе с которым переправлялся на правый берег и он, тогда лейтенант Ветлугин.
IV. Рефлексия учебной деятельности.
Сегодня на уроке я узнал…
Мне запомнилось…
Домашнее задание: Выписать из текста художественной литературы три предложения с союзной и бессоюзной связью. Разобрать их по членам предложения. Составить схему к одному из предложений.