Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 6 классе "Повелительное наклонение глаголов"»
Открытый урок
Повелительное наклонение глаголов
Тип урока
урок изучения нового материала
Вид урока
урок-путешествие
Технология
игровая технология, задачи исследовательского характера
Цели урока
закрепить знания о наклонениях глагола;
познакомить учащихся с особенностями повелительного наклонения глагола: образование, особенности их правописания, их отличие от глаголов в форме изъявительного и условного наклонений.
формировать умение различать наклонения, правильно употреблять их в речи
Задачи урока
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Изучение наклонение глаголов; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений о глаголе.
РАЗВИВАЮЩИЕ: Развитие умения логически излагать свои мысли, аргументировать, доказывать, применять полученные знания в нестандартных ситуациях, выделять главное, обобщать.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля. Способствовать развитию творческих способностей учащихся, формировать интерес к изучению русского языка и литературы.
Необходимое оборудование и материалы
компьютер, слайды с материалами урока, мультимедиапроектор;
лингвистическая сказка с иллюстрациями,
карточки с заданиями,
учебник «Русский язык. Практика», 6 кл. /под ред. Г.К.Лидман-Орловой/,
учебник «Русский язык. Теория», 5-9 кл. /В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова/
Ход урока
1. Орг. момент
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый наш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз
Я знаю: каждый в классе - гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок!
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не накажу.
За странный слог не обессудьте.
А дальше прозой я скажу.
2. Повторение изученного
В течение почти 2 недель на уроках русского языка мы получали и усваивали информацию о глаголе как части речи. Мы убедились, что глаголы – наиболее живая и подвижная часть речи. Ведь именно при помощи этих удивительных слов мы побуждаем к действию других, получаем информацию о давно произошедших событиях – и картины прошлого оживают перед нами. Не обойтись без глагола и тогда, когда мы мечтаем о будущем.
Эпиграф: "Глаголы - самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. И назначение глагола - выражать само действие!" (Алексей Югов – писатель, литературовед)
Ученик: В русском языке живет.
Кто что делает - расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам глагол.
Учитель: Сегодня мы продолжим исследовать глагол как часть речи, мы станем участниками удивительного лингвистического путешествия и побываем в Стране Всяческих действий, в гостях у жителей страны Глаголии.
─ Я вас дома просила создать портреты жителей Глаголии. Давайте посмотрим на ваши рисунки.
- Как вы объясните свои фантазии, почему ваши жители такие, ведь глаголия – это страна действий. ( цветок растет, солнце светит…)
- Какие трудности встретили при выполнении задания? (ответы учеников: трудно составить характеристику жителей, вспомнить и указать все признаки глагола, ничего не забыть)
3.Актуализацияполученных ранее знаний и умений.
Ну, что же в путь, в страну Глаголию. В дороге нам не обойтись без багажа. А возьмем мы с собой самые необходимые вещи - это наши знания о глаголе.
Индивидуальное задание на карточках
Но трое наших товарищей, самых любопытных, засмотрелись и заблудились. Чтобы нас догнать, они должны выполнить задание на карточках.
(дифференцированные групповыезадания трех уровней сложности).
1 уровень: Карточка № 1
Даны глаголы в неопределенной форме. Поставить их в разные формы наклонения.
прочитать
посидеть
сходить
делать
петь
рисовать
2 уровень: Карточка № 2
«Перепутаница»: исправьте ошибки, объяснив принцип составления столбиков слов.
№ 1 № 2 № 3
хотел бы летел бы пусть бежит
играл поиграл бы пробегите
поиграешь засмеются улетите
играйте учил бы играйте
играй выучил бы ушел бы
3 уровень: Карточка № 3
Вставьте в пословицы подходящий по смыслу глагол. Определите их наклонение.
1. Дело мастера…
Сидит(ь)ся
2. Кто любит трудиться, тому без дела не…
Катат(ь)ся
3.Тот труда не боится, кто умеет…
Познают(ь)ся
4.С песней и труд…
Боит(ь)ся
5.Любишь…, люби и саночки возить.
Кончает(ь)ся
6.Друзья… в беде.
Трудит(ь)ся
7.Всё хорошо, что хорошо…
Ладит(ь)ся
Самостоятельное задание (выполняется у доски): Спишите, вставьте пропущенные буквы в глаголах.
Испеч_ пирог, улыбаеш_ся мне, стереч_ дом, мягкий карандаш_, возле
дач_, затопить печ_.
Самостоятельное задание (выполняется у доски): Произведите морфемный разбор глаголов, укажите их морфологические признаки:
Учит_ся умению и умениям никогда не рано и никогда не поздно. Настоящий человек
учит_ся всю жизнь. (В.Суворов)
Задание для класса:
У входа Глаголии стоит светофор, который пропускает желающих посетить страну. Но светофор этот необычный – в нем только 2 цвета: красный и зелёный. На зелёный цвет проходят глаголы 1 спряжения, на красный – 2. Ну, что попробуем пройти в страну Глаголию? Определите спряжение глагола и покажите соответствующий ему цвет.
Гуляем по городу, стоим на остановке, подъезжает автобус, входим в салон, автобус отправляется, держит курс, пересекает улицу, уезжает пустой, грохочет грузовик, мы выполняем правила движения.
Молодцы, ребята. Вот и заблудившиеся догнали нас. (Пора сдать карточки).
─ Какой урок мы с вами уже путешествуем по стране Глаголия. Давайте вспомним, где мы с вами находимся, что изучаем, с чем знакомимся? А для этого я предлагаю разгадать кроссворд.
Кроссворд (слайд)
По вертикали:
Определите время глагола, действие которого происходит сейчас.
Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
Глаголы бывают 1-го, 2-го, 3-го …
Быстро бежит …
Глаголы бывают единственного и множественного …
Как называется изменение глаголов по лицам и числам?
6
3
4
2
5
1
─ Что вы можете рассказать о наклонениях глагола?
5. Постановка цели темы и урока.
Сегодня на уроке мы будем говорить о повелительном наклонении глагола, узнаем, что обозначает, как образуется, какие орфограммы встречаются в повелительных глаголах.
Глаголия – сказочная страна. Послушайте сказку, в которой вы тоже примете участие.
Сказка
В некотором царстве, в некотором государстве правил могучий король Глагол 1.
Он очень не любил ленивых, и сам трудился целый день: бегал, летал, скакал, мастерил, варил... Там что-то выкопает, там построит, там склеит, там пришьет, и все волнуется: успею ли помочь, добегу ли вовремя, смогу ли все трудности преодолеть? И было у него 3 сына.
(Выходит старший сын)
Епифан был старший брат.
Сам себе он был не рад.
Все б у парня получалось,
Если б что-то не случалось:
- Я бы сделал, я бы смог,
Если б кто-нибудь помог!..
(Выходит средний сын)
Брат Тимоня средним был.
Тот командовать любил.
Только слышно от него:
- То возьми! Подай того!
(Выходит младший сын)
Меньший брат Иваном звался.
Он во все дела совался.
То зимою дров наколет,
А весной засеет поле.
- Слов на ветер не бросаю,
Что надумал, выполняю!
Жили братья, не тужили, да напал на то царство-государство враг, Змей девятиглавый. Обратился царь к сыновьям, чтобы они защитили землю Русскую от врага.
Епифан.
Я пошел бы воевать,
Если б не любил поспать,
Я сразился б со злодеем,
Самозванцем, лиходеем,
Я бы Змея победил,
Если б папка разбудил!
Тимоня.
Эй, Ванюшка! Эй, дурак!
Снаряжайся! В царстве враг!
Есть и спать не любишь вволю-
Так ступай во чисто поле,
Заруби дракона злого
Аль доставь сюда живого!
Иван.
Вижу: час настал мой, братцы,
В путь-дорожку собираться.
Я за землю за свою
Постою в любом бою!
Меч возьму с собой в подмогу…
Тимоня.
Ну, иди, Ванюша, с Богом!
─ Ребята, а кто вам больше всего понравился в этом представлении? Почему? А почему не понравились Епифан и Тимоня?
- Когда они стали взрослыми, каждый получил свой город и начал править в нем в соответствии со своими взглядами и настроениями.
- Город, которым правил младший брат-Иван, назывался …
Вопрос: Как? Помогите, ребята (Изъявительное наклонение). Почему вы так думаете?
– Как назывался город старшего брата? (Условное наклонение).
- А среднего? (Повелительное наклонение)
Однажды Глагол I решил посмотреть, как сыновья правят своими городами.
И мы с вами тоже отправимся вместе с королем Глаголом по улицам городов.
Задание:
Вам необходимо определить наклонение глаголов в тех предложениях, которые записаны на слайде и записать ответы в тетрадь с помощью букв: И, У, П,
Доброе слово режет сталь. (и)
Цените всё хорошее. (п)
Нет ничего тайного, что не стало бы явным. (у)
Учись внимательно слушать собеседника. (п)
По твоим делам о тебе судят. (и)
Чтение расширяет кругозор. (и)
.Давайте, ребята снова вернемся к нашей сказке.
Автор.
Царь-отец рассержен очень,
Братьев он зовет пред очи:
Царь
Брат Иван пошел сражаться-
Вам без дела грех слоняться!
Вот решите-ка задачу!
Будет худо вам иначе!
Епифан.
Головы мне не сносить-
Надо помощи просить.
Помогли бы вы, ребятки,
Разгадать царя загадки.
- Ну что ребята, поможем ему?
- Жители этого города, в котором правит Епифан, всегда ходят парами. Почему? Как пишется частица бы с глаголами?
Задание:
Послушайте задание жителей этого города: выпишите из предложений глаголы в форме условного наклонения.
Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу,
Я бы уступил свое место, да не бывать Марту прежде Февраля.
Не сжег бы ты кожу лягушачью, оборотилась бы я снова красной девицей.
Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи!
Наградила бы я тебя по-царски, да не послушал ты моего совета.
Автор.
И опять поближе к ночи
Братьев царь зовет пред очи:
Царь
Не хотите наказанья?
Вот-ка вам ещё заданье!
(Отдаёт карточки Тимоне).
Тимоня.
Головы мне не сносить-
Надо помощи просить
Помогите-ка ребятки
Разгадать царя загадки.
- Итак, мы приближаемся к городу, где жители очень уверенные в себе, любящие приказывать и подчинять других, мы попали в город Повелительного наклонения. Скажу вам, город этот удивительный. Здесь царит полный порядок. Почему?
6. Изучение нового материала
Работа с учебником – теория п.94 стр.129
Ответить на вопросы:
1.Что обозначают глаголы повелительного наклонения? (Глаголы в повелительном наклонении
обозначают такие действия, которые кто-то просит или требует выполнить).
Задание:
- Назовите глаголы повелительного наклонения:
Поставил задачу - выполни!
Взялся за работу - доведи её до конца.
Дал слово - сдержи!
Встретил препятствие - преодолей!
Увидел, что обижают слабого, заступись!
Работа с учебником – теория п.94 стр. 129
2.Как образуется форма повелительного наклонения ед.числа? (глаголы в повелительном
наклонении - от основы настоящего или будущего времени при помощи
суффикса – и- или без суффикса). Задание:
- В какой форме глаголы?(слайд)
Отмерит
Отрежет
Приготовит
Исправит
Смажет
- Образуйте от глаголов форму повелительного наклонения единственного числа.
- Каким способом образованы данные глаголы пов. накл. (без суффикса)
Работа с учебником
3. Как изменяются глаголы повелительного наклонения? (по числам)
Работа с учебником
Основной орфограммой является написание на конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих мягкого знака.
Т. – стр. 130 правило – чтение уч-ся вслух.
Задание:
- Образуйте от записанных глаголов форму повелительного наклонения мн. ч.
Поскольку всё в этом городе побуждает к действию, нам тоже надо действовать.
Задание:
- Я вам диктую словосочетание с глаголом в изъявительном наклонении, а вы поменяйте наклонение на повелительное и запишите получившийся глагол в ед.ч. Обратите внимание, что нужно сохранить вид глагола:
люблю свой город,
горжусь своей страной,
получу хорошее образование,
выучил правило,
дорожу дружбой.
- Как образованы данные глаголы пов. накл. (Суффикс –и-)
Молодцы! Вот и завершилось наше путешествие по Глаголии. Жители городов наклонений прощаются с вами и благодарят вас, потому что вы хорошо изучили их характеры и особенности, а также успешно справились с заданиями.
Ребята, сказка на этом уроке не заканчивается, т. к путешествие по стране Галоголии продолжается..
- Но кто скажет какой конец всегда в народных сказках? (Добро победит Зло).
В сказке всегда счастливый конец. Добро победит Зло и в нашей сказке. И хочется, чтобы так было всегда и в жизни.
- Наш урок – путешествие помог вам узнать что-то новое, закончите предложения:
«Сегодня я узнал ….»
«Было интересно ….»
9. Д.З. Составить 5-8 предложений-советов “Как не потерять друга”