kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 6 классе "Повелительное наклонение глаголов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала

урок-путешествие

игровая технология

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 6 классе "Повелительное наклонение глаголов"»

Открытый урок

Повелительное наклонение глаголов



Тип урока


урок изучения нового материала



Вид урока


урок-путешествие



Технология


игровая технология, задачи исследовательского характера



Цели урока



закрепить знания о наклонениях глагола;

познакомить учащихся с особенностями повелительного наклонения глагола: образование, особенности их правописания, их отличие от глаголов в форме изъявительного и условного наклонений.

формировать умение различать наклонения, правильно употреблять их в речи



Задачи урока



ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Изучение наклонение глаголов; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений о глаголе.


РАЗВИВАЮЩИЕ: Развитие умения логически излагать свои мысли, аргументировать, доказывать, применять полученные знания в нестандартных ситуациях, выделять главное, обобщать.


ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля. Способствовать развитию творческих способностей учащихся, формировать интерес к изучению русского языка и литературы.



Необходимое оборудование и материалы


компьютер, слайды с материалами урока, мультимедиапроектор;

лингвистическая сказка с иллюстрациями,

карточки с заданиями,

учебник «Русский язык. Практика», 6 кл. /под ред. Г.К.Лидман-Орловой/,

учебник «Русский язык. Теория», 5-9 кл. /В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова/

















Ход урока

1. Орг. момент

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый наш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз

Я знаю: каждый в классе - гений.

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе сочиним урок!

Мои соавторы и судьи,

Оценкой вас не накажу.

За странный слог не обессудьте.

А дальше прозой я скажу.


2. Повторение изученного

В течение почти 2 недель на уроках русского языка мы получали и усваивали информацию о глаголе как части речи. Мы убедились, что глаголы – наиболее живая и подвижная часть речи. Ведь именно при помощи этих удивительных слов мы побуждаем к действию других, получаем информацию о давно произошедших событиях – и картины прошлого оживают перед нами. Не обойтись без глагола и тогда, когда мы мечтаем о будущем.


Эпиграф: "Глаголы - самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. И назначение глагола - выражать само действие!" (Алексей Югов – писатель, литературовед)


Ученик: В русском языке живет.

Кто что делает - расскажет:

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам глагол.

Учитель: Сегодня мы продолжим исследовать глагол как часть речи, мы станем участниками удивительного лингвистического путешествия и побываем в Стране Всяческих действий, в гостях у жителей страны Глаголии.


─ Я вас дома просила создать портреты жителей Глаголии. Давайте посмотрим на ваши рисунки.

- Как вы объясните свои фантазии, почему ваши жители такие, ведь глаголия – это страна действий. ( цветок растет, солнце светит…)

- Какие трудности встретили при выполнении задания? (ответы учеников: трудно составить характеристику жителей, вспомнить и указать все признаки глагола, ничего не забыть)

3.Актуализация полученных ранее знаний и умений.

Ну, что же в путь, в страну Глаголию. В дороге нам не обойтись без багажа. А возьмем мы с собой самые необходимые вещи - это наши знания о глаголе.


Индивидуальное задание на карточках

Но трое наших товарищей, самых любопытных, засмотрелись и заблудились. Чтобы нас догнать, они должны выполнить задание на карточках.

(дифференцированные групповые задания трех уровней сложности).





1 уровень: Карточка № 1

  1. Даны глаголы в неопределенной форме. Поставить их в разные формы наклонения.

прочитать

посидеть

сходить

делать

петь

рисовать

 2 уровень: Карточка № 2

«Перепутаница»: исправьте ошибки, объяснив принцип составления столбиков слов.

№ 1 № 2 № 3

хотел бы летел бы пусть бежит

играл поиграл бы пробегите

поиграешь засмеются улетите

играйте учил бы играйте

играй выучил бы ушел бы

3 уровень: Карточка № 3

Вставьте в пословицы подходящий по смыслу глагол. Определите их наклонение.

1. Дело мастера…

Сидит(ь)ся

2. Кто любит трудиться, тому без дела не…

Катат(ь)ся

3.Тот труда не боится, кто умеет…

Познают(ь)ся

4.С песней и труд…

Боит(ь)ся

5.Любишь…, люби и саночки возить.

Кончает(ь)ся

6.Друзья… в беде.

Трудит(ь)ся

7.Всё хорошо, что хорошо…

Ладит(ь)ся


Самостоятельное задание (выполняется у доски): Спишите, вставьте пропущенные буквы в глаголах.

Испеч_ пирог, улыбаеш_ся мне, стереч_ дом, мягкий карандаш_, возле

дач_, затопить печ_.


Самостоятельное задание (выполняется у доски): Произведите морфемный разбор глаголов, укажите их морфологические признаки:

Учит_ся умению и умениям никогда не рано и никогда не поздно. Настоящий человек

учит_ся всю жизнь. (В.Суворов)





Задание для класса:

У входа Глаголии стоит светофор, который пропускает желающих посетить страну. Но светофор этот необычный – в нем только 2 цвета: красный и зелёный. На зелёный цвет проходят глаголы 1 спряжения, на красный – 2. Ну, что попробуем пройти в страну Глаголию? Определите спряжение глагола и покажите соответствующий ему цвет.


Гуляем по городу, стоим на остановке, подъезжает автобус, входим в салон, автобус отправляется, держит курс, пересекает улицу, уезжает пустой, грохочет грузовик, мы выполняем правила движения.


Молодцы, ребята. Вот и заблудившиеся догнали нас. (Пора сдать карточки).

─ Какой урок мы с вами уже путешествуем по стране Глаголия. Давайте вспомним, где мы с вами находимся, что изучаем, с чем знакомимся? А для этого я предлагаю разгадать кроссворд.


Кроссворд (слайд)

По вертикали:

  1. Определите время глагола, действие которого происходит сейчас.

  2. Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

  3. Глаголы бывают 1-го, 2-го, 3-го …

  4. Быстро бежит …

  5. Глаголы бывают единственного и множественного …

  6. Как называется изменение глаголов по лицам и числам?




6










3






4




2






5


1




















































─ Что вы можете рассказать о наклонениях глагола?



5. Постановка цели темы и урока.

Сегодня на уроке мы будем говорить о повелительном наклонении глагола, узнаем, что обозначает, как образуется, какие орфограммы встречаются в повелительных глаголах.

Глаголия – сказочная страна. Послушайте сказку, в которой вы тоже примете участие.



Сказка

В некотором царстве, в некотором государстве правил могучий король Глагол 1.

Он очень не любил ленивых, и сам трудился целый день: бегал, летал, скакал, мастерил, варил... Там что-то выкопает, там построит, там склеит, там пришьет, и все волнуется: успею ли помочь, добегу ли вовремя, смогу ли все трудности преодолеть? И было у него 3 сына.

(Выходит старший сын)

Епифан был старший брат.

Сам себе он был не рад.

Все б у парня получалось,

Если б что-то не случалось:

- Я бы сделал, я бы смог,

Если б кто-нибудь помог!..

(Выходит средний сын)

Брат Тимоня средним был.

Тот командовать любил.

Только слышно от него:

- То возьми! Подай того!

(Выходит младший сын)

Меньший брат Иваном звался.

Он во все дела совался.

То зимою дров наколет,

А весной засеет поле.

- Слов на ветер не бросаю,

Что надумал, выполняю!

Жили братья, не тужили, да напал на то царство-государство враг, Змей девятиглавый. Обратился царь к сыновьям, чтобы они защитили землю Русскую от врага.

Епифан.

Я пошел бы воевать,

Если б не любил поспать,

Я сразился б со злодеем,

Самозванцем, лиходеем,

Я бы Змея победил,

Если б папка разбудил!

Тимоня.

Эй, Ванюшка! Эй, дурак!

Снаряжайся! В царстве враг!

Есть и спать не любишь вволю-

Так ступай во чисто поле,

Заруби дракона злого

Аль доставь сюда живого!

Иван.

Вижу: час настал мой, братцы,

В путь-дорожку собираться.

Я за землю за свою

Постою в любом бою!

Меч возьму с собой в подмогу…

Тимоня.

Ну, иди, Ванюша, с Богом!

─ Ребята, а кто вам больше всего понравился в этом представлении? Почему? А почему не понравились Епифан и Тимоня?


- Когда они стали взрослыми, каждый получил свой город и начал править в нем в соответствии со своими взглядами и настроениями.

- Город, которым правил младший брат-Иван, назывался …

Вопрос: Как? Помогите, ребята (Изъявительное наклонение). Почему вы так думаете?

– Как назывался город старшего брата? (Условное наклонение).

- А среднего? (Повелительное наклонение)

Однажды Глагол I решил посмотреть, как сыновья правят своими городами.

И мы с вами тоже отправимся вместе с королем Глаголом по улицам городов.

Задание:

Вам необходимо определить наклонение глаголов в тех предложениях, которые записаны на слайде и записать ответы в тетрадь с помощью букв: И, У, П,

Доброе слово режет сталь. (и)

Цените всё хорошее. (п)

Нет ничего тайного, что не стало бы явным. (у)

Учись внимательно слушать собеседника. (п)

По твоим делам о тебе судят. (и)

Чтение расширяет кругозор. (и)


.Давайте, ребята снова вернемся к нашей сказке.


Автор.

Царь-отец рассержен очень,

Братьев он зовет пред очи:

Царь

Брат Иван пошел сражаться-

Вам без дела грех слоняться!

Вот решите-ка задачу!

Будет худо вам иначе!

Епифан.

Головы мне не сносить-

Надо помощи просить.

Помогли бы вы, ребятки,

Разгадать царя загадки.


- Ну что ребята, поможем ему?

- Жители этого города, в котором правит Епифан, всегда ходят парами. Почему? Как пишется частица бы с глаголами?


Задание:

Послушайте задание жителей этого города: выпишите из предложений глаголы в форме условного наклонения.

  1. Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу,

  2. Я бы уступил свое место, да не бывать Марту прежде Февраля.

  3. Не сжег бы ты кожу лягушачью, оборотилась бы я снова красной девицей.

  4. Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи!

  5. Наградила бы я тебя по-царски, да не послушал ты моего совета.


Автор.

И опять поближе к ночи

Братьев царь зовет пред очи:

Царь

Не хотите наказанья?

Вот-ка вам ещё заданье!

(Отдаёт карточки Тимоне).

Тимоня.

Головы мне не сносить-

Надо помощи просить

Помогите-ка ребятки

Разгадать царя загадки.


- Итак, мы приближаемся к городу, где жители очень уверенные в себе, любящие приказывать и подчинять других, мы попали в город Повелительного наклонения. Скажу вам, город этот удивительный. Здесь царит полный порядок. Почему?


6. Изучение нового материала

Работа с учебником – теория п.94 стр.129

Ответить на вопросы:

1.Что обозначают глаголы повелительного наклонения? (Глаголы в повелительном наклонении

обозначают такие действия, которые кто-то просит или требует выполнить).

Задание:

- Назовите глаголы повелительного наклонения:

Поставил задачу - выполни!

Взялся за работу - доведи её до конца.

Дал слово - сдержи!

Встретил препятствие - преодолей!

Увидел, что обижают слабого, заступись!


Работа с учебником – теория п.94 стр. 129

2.Как образуется форма повелительного наклонения ед.числа? (глаголы в повелительном

наклонении - от основы настоящего или будущего времени при помощи

суффикса – и- или без суффикса).
Задание:

- В какой форме глаголы?(слайд)

Отмерит

Отрежет

Приготовит

Исправит

Смажет

- Образуйте от глаголов форму повелительного наклонения единственного числа.

- Каким способом образованы данные глаголы пов. накл. (без суффикса)

Работа с учебником

3. Как изменяются глаголы повелительного наклонения? (по числам)


Работа с учебником

Основной орфограммой является написание на конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих мягкого знака.

Т. – стр. 130 правило – чтение уч-ся вслух.

Задание:

- Образуйте от записанных глаголов форму повелительного наклонения мн. ч.


Поскольку всё в этом городе побуждает к действию, нам тоже надо действовать.


Задание:

- Я вам диктую словосочетание с глаголом в изъявительном наклонении, а вы поменяйте наклонение на повелительное и запишите получившийся глагол в ед.ч. Обратите внимание, что нужно сохранить вид глагола:

люблю свой город,

горжусь своей страной,

получу хорошее образование,

выучил правило,

дорожу дружбой.

- Как образованы данные глаголы пов. накл. (Суффикс –и-)


Задание:

- Образуйте от записанных глаголов глаголы повелительного наклонения мн. ч., выделите морфемы.


Работа с учебником – П. упр. 192

Задание:

- Прочитайте текст самостоятельно, замените данные в скобках глаголы на глаголы пов. накл., прочитайте, что получилось.

- Прочитайте задание после текста… Выполняем (у доски).

- Какова особенность предложений с глаголом повелительного наклонения?


7. Проверка и оценивание знаний, умений, навыков

Тест

1) Глаголы в форме повелительного наклонения обозначают действия:

  • а) которые происходили, происходят или будут происходить;

  • б) к которым говорящий побуждает своих собеседников;

  • в) которые могут происходить при определённых условиях.

2) Глаголы в форме повелительного наклонения изменяются

  • а) по временам, числам, лицам или родам;

  • б) по числам и родам;

  • в) по числам.

3) Какие глаголы употреблены в форме повелительного наклонения?

  • а) отрежете

  • б) отрежьте

  • в) напишите

  • г) напишете

  • д) продаёте

  • е) продайте

4) В каких глаголах окончание -те?

  • а) Как вы это терп…те?

  • б) Крикн…те погромче!

  • в) Умолкн…те хоть на минутку!

  • г) Пока не умолкн…те, я ничего не скажу.

5) В каких глаголах пишется ь?

  • а) не эконом…те

  • б) не удержит…ся

  • в) поклониш…ся

  • г) намаж…те

6). В каких предложениях допущена ошибка в написании глагола?

  • Проходити, налетайти, мои куклы покупайте!

  • Отрежте мне кусочек пирога.

  • Заплатите за товар, будет у меня навар

Взаимопроверка тестов. Выставление оценок партнеру. Подсчет баллов, выставление оценок.

12-11 прав.- «5»

10-8 прав. – «4»

7-6 прав. –«3»


8. Рефлексия деятельности на уроке

Молодцы! Вот и завершилось наше путешествие по Глаголии. Жители городов наклонений прощаются с вами и благодарят вас, потому что вы хорошо изучили их характеры и особенности, а также успешно справились с заданиями.

Ребята, сказка на этом уроке не заканчивается, т. к путешествие по стране Галоголии продолжается..

- Но кто скажет какой конец всегда в народных сказках? (Добро победит Зло).

В сказке всегда счастливый конец. Добро победит Зло и в нашей сказке. И хочется, чтобы так было всегда и в жизни.

- Наш урок – путешествие помог вам узнать что-то новое, закончите предложения:

«Сегодня я узнал ….»

«Было интересно ….»


9. Д.З. Составить 5-8 предложений-советов “Как не потерять друга”





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока русского языка в 6 классе "Повелительное наклонение глаголов"

Автор: Личман Елена Васильевна

Дата: 05.06.2017

Номер свидетельства: 420588

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "конспект урока  русского языка "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "102490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402508775"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "конспект урока русского языка на тему "Повторение глагола""
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekturokarusskoghoiazykanatiemupovtorieniieghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "282959"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453744293"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Урок русского языка в10 классе "Неопределённо-личные предложения" "
    ["seo_title"] => string(76) "urok-russkogho-iazyka-v10-klassie-nieopriedielionno-lichnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "186442"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426345407"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока по русскому языку "Наклонение глагола" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-naklonieniie-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "148499"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419751303"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "конспект урок английского языка -прямая и косвенная речь"
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekturokanghliiskoghoiazykapriamaiaikosviennaiariech"
    ["file_id"] => string(6) "284720"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454008950"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства