Основные понятия – приставка как словообразующая морфема, предлог, родственные слова.
Ход урока
I. Организационный момент.
Презентация (иллюстрация зимнего леса).Слайд
- Какое время года изображено на иллюстрации? Поговорим о приметах зимы. Какая погода зимой? Что бывает зимой? (Холод, мороз, ветер, вьюга, снег, метель.) Подберите, опираясь на иллюстрацию, к существительному зима подходящие прилагательные. Зима, какая? (Холодная, морозная, сказочная, суровая, снежная, вьюжная, студеная, белая и т.д.)
II. Введение в тему. Слайд
Ребята обратите внимание на доску, прочитайте данные слова (предзимний, перезимовать, заморозило). Если вы внимательно прочитали их, то вы сможете найти ту морфему, которую мы еще не изучали. Что это за морфема?
Совершенно верно “Приставка”. Откройте тетради и запишите число, классная работа, “Приставки”.
- Поставьте цели занятия. Чему мы будем учиться? (Будем учиться образовывать новые слова при помощи приставок, находить приставки в словах)
III. Повторение пройденного.
-Что такое морфема?
-Какие слова не имеют окончаний? Приведите примеры
-Что такое нулевое окончание? Приведите примеры слов с нулевым окончанием
-Что такое корень слова? Приведите пример ряда однокоренных слов
Чем отличаются однокоренные слова от форм слова?
-Что такое суффикс? Назовите известные вам суффиксы
- Сегодня мы поговорим о приставках. Как вы думаете, все ли знаете о них? Проверим.
Прием “Верные и неверные утверждения”.
Учитель: Положите перед собой листочки, на которых есть таблица.
1
2
3
4
5
6
7
Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов “Верите ли вы, что….”. Если вы верите, то во второй строчке ставьте знак “+”, если нет, то “-”. Третья строчка остается пустой.
Вопросы:
1. Верите ли вы, что слов без приставок не бывает?
2. Верите ли вы, что приставка – значимая часть слова, т.е. имеет значение?
3. Верите ли вы, что с помощью приставки образуются новые слова?
4. Верите ли вы, что приставка может стоять перед любой морфемой?
5. Верите ли вы, что приставка может изменить лексическое значение слова?
6. Верите ли вы, что в слове может быть три приставки?
7. Верите ли вы, что приставка может употребляться только с определенной частью речи? (Например, приставка за – употребляется только с глаголами, а с другой частью речи уже нет)
- На вопросы вы ответили, в конце урока мы к ним снова вернемся,
Языковая разминка.( работа в парах)
-Поиграем в игру «Золушка». Соберите в « корзину» слова с приставками.
- Какой вывод мы сделаем? Что надо сделать чтобы правильно найти приставку в слове?
-Прочитайте правило на 21.
Учитель: Обратили ли вы внимание на слово “значимая”?
Почему приставка – это значимая часть?
(Ученики высказывают свое предположение)
Учитель: Как найти приставку в слове?
(Ученики высказывают свое мнение)
Учитель: Проверим ваши знания.
Работа в парах (с раздаточным материалом)
Из перечисленных признаков подчеркнуть те, которые характеризуют приставку
часть слова
служит для связи слов
стоит перед корнем
неизменяемая часть слова
неизменяемая часть речи
общая часть родственных слов
указывает на различные формы слова
значимая часть слова
служит для образования слов
ЗАПОМНИТЬ!
«Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла» К.И.Чуковский
-Докажем правильность слов К.Чуковского, образовав с помощью приставок однокоренные слова от глаголов: давать,звенеть, бежать, лететь, кричать, говорить.
с-, вы-, пере-
Составьте предложение с одним из этих слов.
V. Тренировочные упражнения.
1. Выполним задание:Упражнение415(устно)
2.Работа в тетрадях. (у 416) Слайд
Спишите текст, обозначая приставки.
1.Час обеда приближался,
Топот по двору ра..дался:
Входят семь бог..тырей,
Семь румяных ус..чей.
Старший молвил: Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да х..зяев поджидал».
2. Перед утренней зарёю
Братья дружн..ю толпою
Выезжают п..гулять,
Серых уток п..стрелять.
Взаимопроверка. Слайд
- Сверьте свои работы с правильными ответами на доске.
- Из какого произведения эти строки?
3. Восстановление деформированных слов. Слайд
- Ребята, слова “рассыпались” на части. Пожалуйста, восстановите нужный порядок следования морфем в каждом слове, и запишите получившиеся слова. (На доске и в тетрадях)
ок, лес, пере ___________________(перелесок) к, беж, про, а ____________________(пробежка) ок, гор, при ____________________(пригорок) ушк, корм, а _____________________(кормушка) за,енн,снеж, ый ____________________(заснеженный) н , зим, ий _____________________(зимний)
VI. Разминка «Перед телевизором»
представьте себе, что вы сидите перед телевизором , расслабьтесь, откиньтесь на спинку стула. Я буду называть только приставки, а вы догадайтесь, что вам надо сделать, и громко произнесите это слово. Итак, в-(ключить)_, пере-( ключить), вы-(ключить)
-Почему вы все сделали правильно? Какая морфема помогла?
VII. Самостоятельная работа.
Карточка №1
Прочитай внимательно текст. В подчеркнутых словах выдели приставку. Слова снежинки, пушистый разбери по составу. Озаглавь текст. Пришла зима. Первые снежинки закружились в воздухе. Лес весь пушистый и белый. Теперь тетеревам незачем прятаться в лесную чащу. Прямо с деревьев нырнули вниз, в мягкий пушистый снег, и закопались в нем. Ветер не дует, и от врагов спрятаться можно. Хорошо там!
Карточка №2
Составить текст из 3-5 предложений по иллюстрации на тему “Зимний лес”
Карточка №3
Вставить подходящие по смыслу приставки и суффиксы.
Вдруг лес ..гудел, все в нем ..шипело. По лесу .. бежала позем..а. .. летел ветер, деревья ..качались. С еловых лапок ..летели сугроб..и.
Началась пурга. Она ..должалась день и ночь, весь лес ..лепила снегом.
Записать слова в таблицу , распределяя в нужный столбик.