kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 5 классе "Антонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе "Антонимы"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ручьевская средняя общеобразовательная школа»

Раздольненского района Республики Крым










Конспект урока

русского языка в 5 классе

на тему «Антонимы»














Работу выполнила:

Ладыка Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы







Ручьи

2016г.


Тема: Антонимы 

 Цель: повторить и систематизировать понятия «однозначные слова», «многозначные слова», «синонимы», «антонимы»; научить подбирать антонимы к словам. 

     Задачи урока:

 1.     Образовательные:

·        подбирать антонимы к словам и находить их в тексте;

·        расширить лексический запас учеников.

 2.     Развивающие:

·        развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

·        развивать умения работать в парах;

·        развивать сообразительность, мышление, внимание, память.

 3.     Воспитательные:

·        создать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность;

·        воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, доброе отношение друг к другу.

 Тип урока: комбинированный. 

 Наглядность:  карточки для работы в парах; презентация по теме «Антонимы»; кроссворд.

 

Ход урока:

 

I.     Организационный момент.

 -Здравствуйте, ребята. Садитесь на свои места. Проверьте, все ли у вас есть на парте: учебники, тетради, ручки, карандаши, дневники.

Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Теперь посмотрите на меня, я вам тоже дарю свою улыбку. (слайд №1)

Начнем нашу работу с проверки домашнего задания. (упр.192 с.87) (слайд №2)

- Запишите число, классная работа.

А для темы оставьте пустую строку, мы ее запишем позже.

II.     Актуализация знаний.

  

Задание: лексический диктант. (слайд №3)

  (По лексическому толкованию записать термин).


1.  Слова, имеющие одно лексическое значение называются…

2. Раздел лингвистики, в котором изучается словарный состав языка …

3. Слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу одинаковы или очень близки, называются…

4. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются…

5. Слова одной и той же части речи с противоположным значением, называются…

- Проверьте свою работу. (слайд №4)

 - Поменяйтесь тетрадями, карандашом на полях поставьте оценки.

- Чтобы узнать тему нашего урок, послушайте стихотворение. (слайд №5)



Стихотворение «Наоборот»

Нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь…

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь…

Скажу я слово ПОТОЛОК,

А ты ответишь…

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты…

Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты…

Теперь НАЧАЛО я скажу.

Ну отвечай…


- Проверьте свои ответы. (слайд №6)

- Ребята, а что это за слова.

- Итак, вы уже догадались, какая тема нашего урока?

- «Антонимы». (слайд №7)

      (Учащиеся записывают в тетрадь)

 

III. Объявление цели и задач урока

Постановка учебной задачи.

 - Какие задачи стоят перед нами? (слайд №8)


IV. Запишем домашнее задание. (слайд №9)

1. Стр.88 упр. 196.

2. Выучить словарные слова стр.89.

3. Составить предложения или небольшой текст с этими словами (по желанию).


V. Закрепление опорных знаний.

Работа в группах. (слайд №10).

- А теперь мы поработаем с вами в группах. Каждая группа получает задание. Выполняются задания в тетрадях.

1 группа

Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях:


Добрый друг - ………….. (злой враг)

Теплый день - ………….. (холодная ночь)

Хорошее начало - ………. (плохой конец)

Полезный труд - …………. (вредное безделье)

Последнее поражение - ………… (первая победа)




2 группа

К словам левой колонки подберите антонимы из правой.

близкий

широкий

честь

холодный

редкий

незнакомый

правдивый

густой

узкий

молчать

известный

дальний

говорить

ложный

горячий

бесчестье


- Проверьте свои работы. (слайды №11 и 12)


Отгадайте загадки. (слайд №13)


Я антоним к слову лето,

В шубу снежную одета

И люблю мороз сама,

Потому что я…


Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой.

Я в бутылке лимонада.

А зовут меня…


Я антоним к слову смех,

Не от радости, утех –

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач,

Догадались? Это…


Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна.

Называюсь…


Занимательная информация

 

У меня сегодня для вас есть интересный научный материал.

 

* Знаете ли вы, что самая большая в мире книга находится в Америке? Её высота три метра, толщина – один метр. Перелистывает книгу специальный электрический аппарат.

* Самая маленькая русская книга – это сборник басен И.А. Крылова. Она отпечатана в Петербурге в 1855 году. Книга в несколько раз меньше спичечной коробки.    

 * Самый длинный в мире алфавит у абазинцев – народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите 71 буква

  * Самый короткий в Европе алфавит имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.

* Сколько букв в нашем алфавите? (33)

 


VI. Физминутка.

- Ребята, как называют жителей Италии, Англии, Польши, Болгарии?

Когда мы соглашаемся, говорим «да» без слов – мы киваем головой. В знак отрицания, несогласия мы мотаем головой. А вот болгары делают все наоборот.

Мы с вами сейчас немножко побудем болгарами. Все, что я вам говорю, – делайте наоборот. (слайд №14)



Игра «Наоборот»

Наклонили голову назад, а теперь – вперед.

Повернули голову налево, а потом – направо.

Руки вниз, руки вверх.

Наклонились туловищем направо, а затем – налево. Еще раз направо и налево. Не забудьте про наклоны назад и вперед.

Сделали шаг вперед, шаг назад.

Выдохнули воздух, вдохнули. Ну-ка еще раз.

Очень шумно сели.

- Скажите, ребята, слова какой части речи были использованы во время физминутки?


VII. Вывод с урока.


Проверочная работа на нахождение антонимов.

- Разгадать кроссворд. (слайд №15)

- Прочтите рубрику «Это интересно» на с.87. (слайд №16)

- Выполнить упражнение 193 с.87.


- Слово «антоним» похоже на слова «синоним», «омоним».

        - Чем? (у всех одинакова вторая часть)

     - онима – по-гречески означает – имя, слово.

    А если к этому добавить первую часть анти- (что значит против, противоположный),  то получится слово антоним.


Проверочная работа на нахождение и отличие антонимов от синонимов.

 

«Цифровой диктант».

Читаю пары слов, словосочетаний.

Ваша задача: определить, в каких парах какие группы слов.

 

1 – антонимы, 2 – синонимы,

(ответ: 2,1,2,1, 2,1,1)

1.     Бегемот – гиппопотам.

2.     Легкая задача – трудная задача.

3.     Алфавит – азбука.

4.     Старая квартира – новая квартира.

5.     Метель – пурга.

6.     Глухой голос – звонкий голос.

7. Свободное место – занятое место.



VIII. Рефлексия.


  • Я узнал…

  • Было интересно…

  • Особенно понравилось…

  • Вызвало затруднение…


IX. Комментированное выставление оценок.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка в 5 классе "Антонимы"

Автор: Ладыка Елена Николаевна

Дата: 25.01.2017

Номер свидетельства: 383829

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока русского языка в 4 классе на тему:  Наречие "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "115990"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412188304"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Урок – игра «В мире лексики» (5 класс)"
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos-urok-ighra-v-mirie-lieksiki-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "122129"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414157899"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства