· создать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность;
· воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, доброе отношение друг к другу.
Тип урока: комбинированный.
Наглядность: карточки для работы в парах; презентация по теме «Антонимы»; кроссворд.
Ход урока:
I.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Садитесь на свои места. Проверьте, все ли у вас есть на парте: учебники, тетради, ручки, карандаши, дневники.
Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Теперь посмотрите на меня, я вам тоже дарю свою улыбку. (слайд №1)
Начнем нашу работу с проверки домашнего задания. (упр.192 с.87) (слайд №2)
- Запишите число, классная работа.
А для темы оставьте пустую строку, мы ее запишем позже.
II.Актуализация знаний.
Задание: лексический диктант. (слайд №3)
(По лексическому толкованию записать термин).
1. Слова, имеющие одно лексическое значение называются…
2. Раздел лингвистики, в котором изучается словарный состав языка …
3. Слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу одинаковы или очень близки, называются…
4. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются…
5. Слова одной и той же части речи с противоположным значением, называются…
- Проверьте свою работу. (слайд №4)
- Поменяйтесь тетрадями, карандашом на полях поставьте оценки.
- Чтобы узнать тему нашего урок, послушайте стихотворение. (слайд №5)
Стихотворение «Наоборот»
Нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь…
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь…
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь…
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты…
Скажу тебе я слово ТРУС, Ответишь ты…
Теперь НАЧАЛО я скажу.
Ну отвечай…
- Проверьте свои ответы. (слайд №6)
- Ребята, а что это за слова.
- Итак, вы уже догадались, какая тема нашего урока?
- «Антонимы». (слайд №7)
(Учащиеся записывают в тетрадь)
III. Объявление цели и задач урока
Постановка учебной задачи.
- Какие задачи стоят перед нами? (слайд №8)
IV. Запишем домашнее задание. (слайд №9)
1. Стр.88 упр. 196.
2. Выучить словарные слова стр.89.
3. Составить предложения или небольшой текст с этими словами (по желанию).
V.Закрепление опорных знаний.
Работа в группах. (слайд №10).
- А теперь мы поработаем с вами в группах. Каждая группа получает задание. Выполняются задания в тетрадях.
1 группа
Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях:
Добрый друг - ………….. (злой враг)
Теплый день - ………….. (холодная ночь)
Хорошее начало - ………. (плохой конец)
Полезный труд - …………. (вредное безделье)
Последнее поражение - ………… (первая победа)
2 группа
К словам левой колонки подберите антонимы из правой.
близкий
широкий
честь
холодный
редкий
незнакомый
правдивый
густой
узкий
молчать
известный
дальний
говорить
ложный
горячий
бесчестье
- Проверьте свои работы. (слайды №11 и 12)
Отгадайте загадки. (слайд №13)
Я антоним к слову лето,
В шубу снежную одета
И люблю мороз сама,
Потому что я…
Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой.
Я в бутылке лимонада.
А зовут меня…
Я антоним к слову смех,
Не от радости, утех –
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач,
Догадались? Это…
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна.
Называюсь…
Занимательная информация
У меня сегодня для вас есть интересный научный материал.
* Знаете ли вы, что самая большая в мире книга находится в Америке? Её высота три метра, толщина – один метр. Перелистывает книгу специальный электрический аппарат.
* Самая маленькая русская книга – это сборник басен И.А. Крылова. Она отпечатана в Петербурге в 1855 году. Книга в несколько раз меньше спичечной коробки.
* Самый длинный в мире алфавит у абазинцев – народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите 71 буква
* Самый короткий в Европе алфавит имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.
* Сколько букв в нашем алфавите? (33)
VI. Физминутка.
- Ребята, как называют жителей Италии, Англии, Польши, Болгарии?
Когда мы соглашаемся, говорим «да» без слов – мы киваем головой. В знак отрицания, несогласия мы мотаем головой. А вот болгары делают все наоборот.
Мы с вами сейчас немножко побудем болгарами. Все, что я вам говорю, – делайте наоборот. (слайд №14)
Игра «Наоборот»
Наклонили голову назад, а теперь – вперед.
Повернули голову налево, а потом – направо.
Руки вниз, руки вверх.
Наклонились туловищем направо, а затем – налево. Еще раз направо и налево. Не забудьте про наклоны назад и вперед.
Сделали шаг вперед, шаг назад.
Выдохнули воздух, вдохнули. Ну-ка еще раз.
Очень шумно сели.
- Скажите, ребята, слова какой части речи были использованы во время физминутки?
VII. Вывод с урока.
Проверочная работа на нахождение антонимов.
- Разгадать кроссворд. (слайд №15)
- Прочтите рубрику «Это интересно» на с.87. (слайд №16)
- Выполнить упражнение 193 с.87.
- Слово «антоним» похоже на слова «синоним», «омоним».
- Чем? (у всех одинакова вторая часть)
- онима – по-гречески означает – имя, слово.
А если к этому добавить первую часть анти- (что значит против, противоположный), то получится слово антоним.
Проверочная работа на нахождение и отличие антонимов от синонимов.
«Цифровой диктант».
Читаю пары слов, словосочетаний.
Ваша задача: определить, в каких парах какие группы слов.