1.О-М.этап 1)Приветствие 2)Мотивации 3)Сообщение темы и цели урока | -Здравствуйте , ребята! Садитесь. Меня зовут Наталья Вячеславовна , я проведу сегодня у вас урок русского языка. Ребята , что такое слово? (слайд 1) Речь? (слайд 2) Язык? (слайд 3) Хорошо. Итак , сегодня мы с вами будем говорить о слове , языке и речи. (слайд 4) А именно о назначении слова , о его грамматическом и лексическом значении. | Приветствуют отвечают |
2.Д-О.этап 1)Работа с учебником: А)Работа над №242 Б)Работа над №243 | Давайте откроем учебники на странице 98 . Открываем тетрадочки записываем число 14 апреля Классная работа. Устно рассмотрим упр. 242. …прочитай пожалуйста вслух задание и текст. О чём же размышлял Куприн? ( о том , что взойдёт гость и они начнут разговаривать , что гость будет издавать звуки разной высоты , выражать свои мысли , а автор будет слушать эти мысли и мысли станут его) Благодаря чему же возникает общение между людьми? ( благодаря языку , речи и причём главной правительницей возникает речь – она является основным способом общения людей , она требует более образных средств , которые поставляет ей язык ) Итак , рассмотрим следующее упр.243. …прочитай пожалуйста задание, текст. Как автор говорит о словах? (что каждая вещь, каждый зверь имеет своё название и это название мы выражаем словом). Найдите в тексте ключевые слова ( всему названию дано, означено словами) и на их основе попробуйте сформулировать мысль о назначении слова с помощью этих однородных слов (на доске: называть, обозначать, давать имя). Запишите в тетрадях №243 и ваши мысли. | открывают учебники и тетради читают отвечают Отвечают Читают Отвечают Формулируют мысль ( слова у нас называют, обозначают и дают имя) Записываю мысли |
В)Работа над №244 Г)Работа над №246 Д)Работа над №247 Е)Игра «Найди ошибку» в употреблении слов | А сейчас мы с вами поиграем в интересную игру «Слово – не слово» и подумаем , какие слова не правильные по лексическому значению и по произношению. №244 послушайте (читаю выразительно текст). А теперь вы ( читают 2-3 человека). Бармаглот на какое слово похоже оно? Какие слова вам не понятны? Правильно они не понятные , потому что таких слов в наших словарях нет. Давайте заменим их, и посмотрим, что получится. Попробуйте самостоятельно выполнить. Проверим. А вот вам мой вариант ( «Бармолей» Смеркалось. Хлипкие шажки Пырялись по Неве. И хохотали злюки, Как мюмзики в море) . Некоторые слова говорят о том , что они собраны из свободного набора звуков и они не имеют лексического значения. Приступим к следующему №246 По форме какая бывает речь? Правильно. При восприятии вопроса какой формой речи мы чаще всего пользуемся? Правильно. А при подготовке ответа на вопрос? Правильно. А какую форму речи мы используем намного чаще? Правильно. №247 …прочитай пожалуйста задание , текст. Запишите в тетрадях № , и аккуратно спишем высказывание языковеда Срезневского. А теперь устно ответьте , что же роднит эти слова (язык , народ , страна) ? ( В каждой стране народ разговаривает на своём языке например Китайцы? Англичане? Японцы? Правильно. А какой же наш с вами родной язык? Давайте поиграем в игру «Найди ошибку» в употреблении слов. Я буду читать , а вы должны обнаружить ошибку и заменить её на правильное слово ,которое должно там стоять. Начнём: 1)Закричал охотник: Ой! Двери гонятся за мной! 2)На виду у детворы Крысу красят маляры. 3)Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей. 4)Мама с бочками пошла По дороге вдоль села. 5)Миша дров не напилил, Печку кепками топил. 6)Жучка будку не доела: Неохота, надоело… 7)Сели в ложку – и айда! По реке – туда-сюда. Молодцы , ребята! Мы очень хорошо с вами поработали. | Бармолей Все Предлагают свои варианты Слушают Устная и письменная Устной Письменной Устную Читают Записывают высказывание На китайском, английском, японском Русский Звери Крышу Грачей Дочками Щепками Булку Лодку |
4.И-Р.этап 1)Подведение итогов 2)Рефлексия | Наш урок подходит к концу. У вас на столах лежат конвертики с квадратиками . Красный – вам сегодняшняя работа понравилась и вы активно работали на уроке ; жёлтый – работа понравилась , но работали на уроке не активно; зелёный – вообще не работали на уроке. Я согласна с … | Оценивают свою работу на уроке |