Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Правописание не с деепричастиями"»
Конспект урока русского языка (7 класс) ФГОС «Правописание НЕ с деепричастиями»
Учитель: Ефремова Ирина Юрьевна
Тип урока: изучение нового материала
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная
Методы обучения: частично-поисковый, словесный, наглядный, практический
Цель урока: сформировать умения написания НЕ с деепричастиями
Способы реализации поставленной цели урока:
- учебный диалог;
- фронтальная работа;
- работа в парах;
- работа в группах;
- индивидуальная работа.
Задачи урока:
Предметные
- развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной речи;
- развитие умения формулировать определение понятий;
- развитие умения выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию.
- обогащение словарного запаса учащихся.
Метапредметные
Личностные
- развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- развитие критического мышления;
- развитие внимания;
- воспитание интереса и уважения к родному языку, ценностного отношения к слову.
Регулятивные УУД
- умение определять и формулировать проблему, тему, цель урока;
- умение оценивать правильность выполнения действий;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развитие умения работы в парах, группах.
Коммуникативные УУД
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие участия в парах, группах; развитие уважения друг к другу.
Познавательные УУД
- умение ориентироваться в своей системе знаний;
- умение добывать новые знания;
- умение находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученные на уроке.
Планируемый результат:
- знать правило правописания НЕ с деепричастиями, уметь приводить примеры;
- видеть в предложении данную орфограмму и уметь её объяснять.
Структура урока:
1.Организационный этап
2. Актуализация знаний
3. Постановка учебной задачи
4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление
5. Физ.минутка
6. Закрепление изученного материала
7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия)
8.Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Оборудование:
-ПК;
-мультимедийный проектор;
- мультимедийная презентация к уроку;
-информационный лист, карточки с заданиями.
Ход урока:
1.Орг. момент, мотивация к учебной деятельности
Добрый день, дорогие ребята!
Начинаем наш урок!
Очень хочется, чтоб впрок
Он пошёл вам, и тогда
Будем грамотны всегда.
Я очень надеюсь, ребята, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. А чтобы в конце урока каждый мог оценить себя, то, чего он достиг, не забывайте в течение занятия заполнять свои листы самооценки, которые лежат перед вами. После выполнения каждого задания оцените себя, поставив баллы (2 балла – задание выполнил без затруднений; 1 балл – задание выполнил, но были трудности; 0 баллов – задание не выполнил, было трудно).
- Запишем число, классная работа. (Учитель оформляет на доске).
2. Актуализация знаний
В течение нескольких прошлых уроков мы с вами работали над словами со значением «добавочного действия». Ребята, а как они называются? (деепричастие)
1) Опрос
-Что такое деепричастие?
-На какие вопросы отвечают деепричастия и каким членом предложения они являются?
-Деепричастия имеют окончания? Почему?
-Какие морфологические признаки деепричастия вы знаете?
2) Обратимся к домашнему заданию (повторение видов разбора). (Предложение выводится на экран)
Я НЕ ШЁЛ, А КРАЛСЯ, ПОСТОЯННО ПРИСЛУШИВАЯСЬ К ШУМУ И ОЗИРАЯСЬ ПО СТОРОНАМ.
Ребята, скажите, а для чего мы сейчас проводили устный опрос, проверяли виды разбора? (вспоминали, что мы знаем о деепричастии, о его морфологических и синтаксических признаках)
- Обратим внимание на слово с частицей НЕ. Какая это часть речи, как оно пишется с НЕ и почему?
-Оцените свою работу по актуализации знаний в первой графе.
3)На экране записаны слова
НЕ ВИДЯ НЕГОДУЯ НЕ РАБОТАЯ НЕНАВИДЯ НЕ СОБРАВ НЕ УСЛЫШАВ
- Можем ли мы написать их правильно, не зная правила?
- Какая проблема стоит перед нами?
- Попробуйте сформулировать тему урока.
3. Постановка учебной цели
- Ребята, давайте сформулируем цель нашего урока (научится правильно писать НЕ с деепричастиями)
- Поставьте баллы за умение сформулировать для себя проблему, тему, цель урока?
4.Усвоение новых знаний
1) Словарный диктант с объяснением (один человек у доски)
Ненастье, несчастье, недоразумение, недоумевая, нездоровиться, непогода, не друг, а враг, невежа, не думал, не узнавая, недруг, не выросший ещё цветок, нелепо, не легко, а трудно, несложно.
- Определите, в каком слове НЕ приставка, а в каком – часть корня?
- Как различаются на письме приставка НЕ и частица НЕ?
- Подчеркните слова, касающиеся темы сегодняшнего урока.
- Сделайте вывод о правописании НЕ с деепричастиями. Сравним свой вывод с выводом в учебнике. (стр.177)
- Понятно ли вамправило правописанияНЕ с деепричастиями. Отметьте это баллами в листе самооценки.
5.Первичное закрепление
1) Работа с текстом
Обратим внимание на экран. Прочитаем текст сначала про себя, а затем один ученик выразительно вслух.
Тяпка – мой симпатичный пёс. Гуляя с ним, мы часто уходим в лес, не подозревая об огорчениях, подстерегающих нас. На зеленой шелковистой опушке леса, поражая своей чернотой, выделяются пятна, оставленные кострищем. В ложбине, извиваясь между корней, течёт ручей с ледяной водой. Тяпка пьёт из него, а я не могу. Вижу, наклонившись к земле, кусок кем-то брошенного тулупа. По дну стелется, зацепившись за камешек, длинный капроновый чулок. Течение, листая замокшую, с фиолетовыми страницами тетрадь, делает воду мутной. Вон у берега груда пружин от раскладушки, растрёпанные остатки веника. Кто и зачем принёс всё это сюда?
- Ребята, есть ли в тексте слова, значение которых вам непонятно? (кострище, ложбине, тулуп, груда)
- Как бы вы озаглавили этот текст?
- Если бы вас, ребята, попросили ответить на вопрос, поставленный автором текста, что бы вы сказали?
- Какую, на ваш взгляд, проблему поднимает автор в этом тексте?
- Какова его главная мысль?
2) Работа в группах
Каждая группа получает текст и задание к нему на карточке.
Карточка 1
Найдите в тексте предложения с деепричастными оборотами. Определите их синтаксическую роль и объясните знаки препинания при них.
Карточка 2
Объясните знаки препинания в первом предложении. Выполните его синтаксический разбор.
Карточка 3
Найдите предложения с причастиями и причастными оборотами , определите их синтаксическую роль и объясните постановку знаков препинания.
Карточка 4
Найдите в тексте деепричастия, правописание которых иллюстрирует изученное сегодня правило. Объясните их написание, определите их вид. Какова их роль в предложении?
Карточка 5
Выпишите из текста все причастия и деепричастия, выделите в них суффиксы, объясните написание НН в суффиксах причастий.
- Ребята, скажите, какие знания вам понадобились, чтобы выполнить задания на карточках? Оцените свою работу в листах самооценки.
4.(Не)прощая обиды, урожай (не)собран, (не)приветливый вид.
- Что помогло вам выполнить это задание? Поставьте себе баллы в листе самооценки.
2)Работа в парах
Каждая пара получает карточку с фразеологизмом. Ребята, вспомните, что такое фразеологизм? Приведите примеры.
- Объясните фразеологизм, составьте с ним предложение. Найдите в каждом фразеологизме деепричастие, выделите в них суффиксы.
Признаться положа руку на сердце
Согласиться скрепя сердце
Слушать затаив дыхание
Сидеть сложа руки
Бежать высунув язык
Сидеть повесив голову
Смотреть выпучив глаза
Ходить задрав нос
По правде говоря
10.Уйти несолоно хлебавши
Обратим внимание на фразеологизм под номером 10. Вы хотели бы узнать, почему мы так говорим, каково его происхождение? (один из учеников рассказывает об этом фразеологизме)
Несолоно хлебавши
Иноземные послы, посещая Русь в 15-17 веках, рассказывали о приёмах, которые устраивали им государи. Желая оказать особую милость, государь посылал со своего стола хлеб и соль послу как знак особого внимания.
На свадьбе отец и мать жениха, встречая новобрачных хлебом и солью, благословляли их. Хлебом-солью встречали почётных гостей. Обычай этот сохранился до наших дней. В русском языке для обозначения настоящего гостеприимства есть слово «хлебосольство».
Когда-то на Руси соль была очень ценным продуктом. Её надо было возить издалека. Соль облагали высоким налогом. Поэтому пищу в старину готовили без соли. Хозяин сам солил еду. Кого он любил, тому и соли больше сыпал. Порой, стараясь удружить, хозяин пересаливал пищу. Вот откуда пришло выражение «пересолить» в смысле перестараться.
Незнатных гостей сажали подальше от хозяина. И случалось, что им не доставалось соли. Вот почему и сегодня говорят «несолоно хлебавши» о неудаче, о плохом приёме.
- Обратите внимание, что деепричастные обороты не выделены запятыми. Как вы думаете, почему? (деепричастия в составе фразеологизмов запятыми не выделяются)
8.Рефлексия деятельности
Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Нам осталось подвести итоги.
- Какова была цель нашего урока? Удалось ли нам её достичь?
- Какие задания показались вам наиболее интересными?
- Как вы оцениваете свою работу и работу своих товарищей?
- Заполните до конца листы самооценки.
- На обратной стороне листа самооценки таблица, которая называется «Рефлексия деятельности». Заполните её, заканчивая предлагаемые предложения.
9. Информация о домашнем задании, выставление оценок
Запишем домашнее задание. Оно будет дифференцированным.
1). Упр. 296 (базовый)
2) .Упр. 299 (повышенный) (выписать из художественного произведения (можно использовать учебник литературы) 5 предложений, иллюстрирующих изученное правило)
Выставление оценок с комментированием
Карточка 1
Тяпка – мой симпатичный пёс. Гуляя с ним, мы часто уходим в лес, не подозревая об огорчениях, подстерегающих нас. На зеленой шелковистой опушке леса, поражая своей чернотой, выделяются пятна, оставленные кострищем. В ложбине, извиваясь между корней, течёт ручей с ледяной водой. Тяпка пьёт из него, а я не могу. Вижу, наклонившись к земле, кусок кем-то брошенного тулупа. По дну стелется, зацепившись за камешек, длинный капроновый чулок. Течение, листая замокшую, с фиолетовыми страницами тетрадь, делает воду мутной. Вон у берега груда пружин от раскладушки, растрёпанные остатки веника. Кто и зачем принёс всё это сюда?
- Найдите в тексте предложения с деепричастными оборотами. Определите их синтаксическую роль и объясните знаки препинания
Карточка 2
Тяпка – мой симпатичный пёс. Гуляя с ним, мы часто уходим в лес, не подозревая об огорчениях, подстерегающих нас. На зеленой шелковистой опушке леса, поражая своей чернотой, выделяются пятна, оставленные кострищем. В ложбине, извиваясь между корней, течёт ручей с ледяной водой. Тяпка пьёт из него, а я не могу. Вижу, наклонившись к земле, кусок кем-то брошенного тулупа. По дну стелется, зацепившись за камешек, длинный капроновый чулок. Течение, листая замокшую, с фиолетовыми страницами тетрадь, делает воду мутной. Вон у берега груда пружин от раскладушки, растрёпанные остатки веника. Кто и зачем принёс всё это сюда?
- Объясните знаки препинания в первом предложении. Выполните его синтаксический разбор.
Карточка 3
Тяпка – мой симпатичный пёс. Гуляя с ним, мы часто уходим в лес, не подозревая об огорчениях, подстерегающих нас. На зеленой шелковистой опушке леса, поражая своей чернотой, выделяются пятна, оставленные кострищем. В ложбине, извиваясь между корней, течёт ручей с ледяной водой. Тяпка пьёт из него, а я не могу. Вижу, наклонившись к земле, кусок кем-то брошенного тулупа. По дну стелется, зацепившись за камешек, длинный капроновый чулок. Течение, листая замокшую, с фиолетовыми страницами тетрадь, делает воду мутной. Вон у берега груда пружин от раскладушки, растрёпанные остатки веника. Кто и зачем принёс всё это сюда?
- Найдите предложения с причастными оборотами, определите их синтаксическую роль и объясните постановку знаков препинания.
Карточка 4
Тяпка – мой симпатичный пёс. Гуляя с ним, мы часто уходим в лес, не подозревая об огорчениях, подстерегающих нас. На зеленой шелковистой опушке леса, поражая своей чернотой, выделяются пятна, оставленные кострищем. В ложбине, извиваясь между корней, течёт ручей с ледяной водой. Тяпка пьёт из него, а я не могу. Вижу, наклонившись к земле, кусок кем-то брошенного тулупа. По дну стелется, зацепившись за камешек, длинный капроновый чулок. Течение, листая замокшую, с фиолетовыми страницами тетрадь, делает воду мутной. Вон у берега груда пружин от раскладушки, растрёпанные остатки веника. Кто и зачем принёс всё это сюда?
- Найдите в тексте деепричастия, правописание которых иллюстрирует изученное сегодня правило. Объясните их написание, определите вид и роль в предложении.
Карточка 5
Тяпка – мой симпатичный пёс. Гуляя с ним, мы часто уходим в лес, не подозревая об огорчениях, подстерегающих нас. На зеленой шелковистой опушке леса, поражая своей чернотой, выделяются пятна, оставленные кострищем. В ложбине, извиваясь между корней, течёт ручей с ледяной водой. Тяпка пьёт из него, а я не могу. Вижу, наклонившись к земле, кусок кем-то брошенного тулупа. По дну стелется, зацепившись за камешек, длинный капроновый чулок. Течение, листая замокшую, с фиолетовыми страницами тетрадь, делает воду мутной. Вон у берега груда пружин от раскладушки, растрёпанные остатки веника. Кто и зачем принёс всё это сюда?
- Выпишите из текста все причастия и деепричастия, выделите в них суффиксы, объясните написание НН в суффиксах причастий.
1. Объясните фразеологизм, составьте с ним предложение. Найдите в каждом фразеологизме деепричастие, выделите в них суффиксы.