kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме "Несклоняемые имена существительные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен на основе деятельностного метода обучения, основанного на приемах рефлексии и  саморефлексии, структура урока обусловлена этапами технологии деятельностного метода (ТДМ). 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Несклоняемые имена существительные"»

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Русский язык, 6 класс

УМК, автор программы

«Русский язык. 6 класс», Т.А. Ладыженская

Учитель

Сухова Анастасия Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 35

Тема урока,


Несклоняемые имена существительные


Цель урока

научить обучающихся распознавать и правильно употреблять несклоняемые имена существительные

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

-познакомить учащихся с несклоняемыми именами существительными,

-показать их морфологические особенности;


-развивать в процессе урока коммуникативные и творческие способности детей,

- развивать умение работать в группе

- воспитывать уважение к мнению другого человека;

- формировать интерес к изучению русского языка.

Планируемые результаты урока

Предметные знания и умения

Личностные качества, метапредметные УУД


способствовать формированию представления об особенностях несклоняемых имён существительных, обучать поиску и выделению необходимой информации.

обучать использовать средства языка и речи для получения и передачи информации, участия в диалоге, самовыражения.

Личностные УУД: развивать речь учащихся, обогащать словарный запас; учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать понятия; способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся; способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.


Методическое обоснование урока

Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно формировать весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье и овладевая личностными, метапредметными и предметными результатами, достаточными для успешного продолжения образования в основной школе. С этой целью урок построен на основе деятельностного метода обучения, основанного на приемах рефлексии и саморефлексии, структура урока обусловлена этапами технологии деятельностного метода (ТДМ).

Это первый урок изучения данной темы. Исходя из классификации уроков деятельностной направленности (дидактическая система деятельностного метода, автор которой Л.Г.Петерсон) - это урок открытия нового знания (ОНЗ).

ИОС урока

Учебно-методическое обеспечение

Вид используемых на уроке средств ИКТ





Учебник – с. 140-141


Мультимедийная презентация, проектор, мультимедийный компьютер, экран.















































Организационная структура урока

Название и задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Создание проблемной ситуации


Организационный момент.

Слайд 1.

1. Создание проблемной ситуации.

Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие на корабле. Кто из вас плавал на корабле? (если есть такой человек, будет экспертом, если нет – выбираем эксперта)

На корабле мы будем с вами плавать... по облакам, в которых хранятся волшебные сундуки знаний. Готовы? Тогда давайте знакомиться с попутчиками. С нами плывет певунья-обезьянка, послушайте ее песенку: (учитель предлагает прослушать шуточную песню про несклоняемые существительные Н. Литвинова, А. Лившица, А. Левенбука).



Текст песни:

Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,

И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,

Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне...

А вернее – я и ты без кашна и без пальты.

Любит кины детвора, если в кинах кенгура,

Ходит бродит по шоссу, носит в сумке шимпанзу.



Вопросы:

  • Что в этой песне вам показалось странным?

  • Слайд 2. Назовите 4 слова, которые употреблены неверно? Что здесь неправильно? (не склоняются)

Организационный момент

Работа учащихся, выдвижение гипотезы

2. Формулирование проблемы. Постановка цели


Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? Какова тема урока?

Какова цель урока? Что мы должны узнать? Чему научиться на уроке? Для чего нужно знать несклоняемые имена существительные?

Почему для нашего класса эта тема актуальна? У кого в нашем классе несклоняемые фамилии?

Слайд 3. Запишите число и тему урока.

Обучающиеся называют тему и записывают её в тетради, а также озвучивают цель урока и личную значимость

3.  Выдвижение версии решения проблемы

  • А что значит несклоняемость? (Обучающиеся считают, что данные слова не имеют падежной принадлежности, учитель «соглашается») Слайд 4.

Попробуем доказать нашу точку зрения.

Слайд 5. Для этого предлагаю найти в тексте песни слово из 5 букв, 4 звуков, начинающееся на шипящий звук (шоссе) просклонять и выделить некую полученную закономерность (фронтально, на экране появляются ответы обучающихся)

Слайд 6.

И.п. что? шоссе

Р. п. чего? шоссе

Д. п. чему? шоссе

В. п. что? шоссе

Т. п. чем? шоссе

П. п. о чём? о шоссе

Слайд 7. Что вы заметили при склонении? (Изменяются по падежам, но форму слово не изменило)

Какой вывод мы можем сделать?

Слайд 8. (Несклоняемые существительные изменяются по падежам, но не меняют свою форму)

Молодцы, мы открыли загадочный сундук первого облака – и в нем снова загадка? Движемся дальше!

Как вы думаете, много ли таких слов?

Все слова русского языка распределены по группам: имя существительное, имя прилагательное, глагол и т.д. Как вы думаете, неизменяемые слова можно распределить по группам?

Чтобы узнать это наверняка, мы отправимся на следующее облако, и нас ждет групповая работа.





















5. Поиск решения (открытие нового знания)


Слайд 9.

2.Групповая работа

Критерии оценивания:

1. Дисциплина

2. Скорость выполнения

3.Правильность выполнения: верный подбор слов в группу и подбор названия групп

4. Слаженная работа в команде

5. Аккуратность выполнения продукта - карты.


Обучающиеся получают карточки. Задача учащихся объединить полученные слова в 3 группы, дать название этим группам и определить, по какому признаку объединены слова. На выполнение задания - 5 минут


Группы:

-иноязычные слова: пальто, кашпо, депо, плато

-иноязычные фамилии: Гюго, Ганди, Гёте, Пикассо

- сложносокращенные слова (аббревиатуры): ГАИ, МГУ, ТЮЗ, США

Группа, выполнившая задание первой, читает свои названия групп, и слова в ней, вторая и третья группы – только названия групп.

А в какую группу, по вашему мнению, будут относиться фамилии наших учеников? Давайте посмотрим, наше мнение совпадает с мнением ученых или нет? (стр 140-141)

Слайд 10. Автор учебника Т.А. Ладыженская выделяет такие группы:

-иноязычные фамилии

-русские и украинские фамилии

-аббревиатуры

-иностранные слова

Молодцы, мы открыли загадочный сундук второго облака – и в нем снова загадка? Движемся дальше!








Обучающиеся создают образовательный продукт – карту деления неизменяемых слов по группам с предполагаемым названием каждой группы

7. Применение нового знания

Создание условий для применения полученных знаний

3. Работа в парах на карточках. Напишите на обратной стороне карточки свои фамилии. На здание отводится 3 минуты.

Критерии:

1. Дисциплина

2. Правильность выполнения

3. Скорость

Вставьте в словосочетания подходящие по смыслу несклоняемые имена существительные: такси, метро, пальто, фортепьяно, радио, кино, портмоне, ателье, салями, шоссе, пони.

Выйти из , играть на , гулять без ,

Ехать по , бутерброд с , приехать на ,

Кататься на , вынуть из , слушать по ,

Пойти в , работать в .


Встретились ли вам слова, значение которых вы не знаете?

Слайд 11.

4. Индивидуальная работа со взаимопроверкой по эталону.

Обучающимся предлагается побыть в роли редактора и исправить ошибки двоечника Вани Иванова. Время выполнения задания 3 минуты. После выполнения задания обучающиеся обмениваются работами и выполняют взаимопроверку. Эталон на экране.

Слайд 12. ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ – исправить карандашом, поставить оценку-1-2 ошибки-4, 3 ош.-3, больше – ты не понял тему, думай

По утрам я выпиваю по две чашки какау.

Из депа выехал трамвай.

Я укрыл щенка старым пальтом.

Мы рассказывали о кине

Я доволен кофем.

Метром я добрался до дома.

Молодцы, мы открыли загадочный сундук третьего облака – и в нем снова загадка? Движемся дальше!


8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).


Слайд 13. Оцени себя сам ( Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учитель предлагает обучающимся выполнить тест на карточках. По итогу выполнения на экране появятся правильные ответы, по которым обучающиеся смогут себя проверить и выставить оценки. Время выполнения 5 минут (ТЕСТ)

Критерии выводятся на экран:

1. Правильность: 1 ошибка -4, 2 ошибки-3, 3 ошибки и более - 2.

2. Аккуратность выполнения

Слайд 14. Эталон, проверка

Молодцы, мы открыли загадочный сундук четвертого облака – и в нем снова загадка.

6. Рефлексия

Посмотрите внимательно, сможете ли вы теперь превратить загадки из сундуков в ключи к разгадке нашей темы? Здесь должен поработать наш эксперт, согласны? А мы все ему поможем. Итак,

Слайд 15. Что мы знали, отправляясь в путешествие? (запись в 1 столбик). Какие открытия мы сегодня совершили? (Что нового мы узнали?).

Так как же правильно называть эти слова – несклоняемые или неизменяемые? Почему?

Слайд 16.

С каким настроением вы отправляетесь выполнять домашнее задание? (зеленое – с удовольствием, желтое – с опаской, что не справлюсь, синее – точно не справлюсь, ничего не понял)

Рефлексия овладения материалом урока:

Поднимите зеленую карточку те, кто хорошо понял материал, не допустил ни одной ошибки во время работы на уроке и уверен, что сможет применить полученные знания.

У кого были сложности, но вы справились, поднимите синюю карточку.

Кто плохо понял сегодняшнюю тему, кому нужна помощь, поднимите желтую карточку

Оценивание; групповая работа – после проверки получившегося продукта

Работа на уроке – по количеству набранных «корабликов»

Золотая рыбка – 5 корабликов, дает льготы.


9. Информация о домашнем задании

Даются разноуровневые задания

Дом. задание для всех: Выучить правило стр. 140.

Подготовить выразительное чтение стихотворения о несклоняемых существительных (текст будет приложен в электронный дневник). Для получения кораблика – выучить наизусть

-Выполните задание на выбор:

1 Для тех, у кого зеленая карточка – из толкового словаря выберите несклоняемые имена существительные, которые нам не встречались на уроке, в каждую группу по 2 слова. В какие группы не найдешь слов в словаре? (фамилии) Подберите их самостоятельно либо с помощью взрослых.

2. Для тех, у кого синяя карточка, предлагаю зайти на сайт http://onlinetestpad.com/ выбрать раздел русский язык и тему сегодняшнего урока. (ссылка на сайт будет в электронном дневнике). О результатах теста и местах затруднения рассказать учителю.

3.У кого желтая карточка, необходимо внимательно изучить правило, выполнить упражнение 226 на закрепление и пройти тест http://onlinetestpad.com/

Записывают информацию о домашнем задании (будет в электронном дневнике)

Стихотворение для домашнего задания:

Чтобы грамотным стать

И писать отлично

Никогда нельзя менять

В падежах различных

Ни кино, ни домино,

Ни бюро, и ни метро,

Ни кашне, и ни пенсне,
Ни шоссе, ни шимпанзе.

Можно песню распевать

При честном народе,
Если только не менять

Ни в числе, ни в роде

Ни какао, ни депо,

Ни кафе, и ни пальто,
Ни колибри, какаду,
Ни жюри, ни кенгуру.

Ты все слова запоминай,

Но никогда их не склоняй!










3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка по теме "Несклоняемые имена существительные"

Автор: Сухова Анастасия Анатольевна

Дата: 27.01.2017

Номер свидетельства: 384631

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока русского языка «Род несклоняемых имён существительных»"
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-rod-nieskloniaiemykh-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "268302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450613466"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока по русскому языку. Тема: "Несклоняемые имена существительные", 4 класс."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_tiema_nieskloniaiemyie_imiena_sushchiestvitie"
    ["file_id"] => string(6) "381582"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484898831"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока русского языка по теме"Несклоняемые имена существительные" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-nieskloniaiemyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "173764"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424021131"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: " Несклоняемые имена существительные""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_v_4_klasse_po_teme_neskloniaemye_imena_sushche"
    ["file_id"] => string(6) "592976"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1638186561"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Конспект урока русского языка по теме: « Упражнение в правописании глаголов с ударными окончаниями» "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-uprazhnieniie-v-pravopisanii-ghlagholov-s-udarnymi-okonchaniiami"
    ["file_id"] => string(6) "170651"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423578258"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства